|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗНОБИЩЕВА Е.А., РЕШЕТОВ В.М. История Михаило-Архангельской церкви села Легостаевского. Часть 2УДК 908+271.2 Знобищева Е.А., г. Москва, независимый исследователь Решетов В.М., выпускник ИИГСО НГПУ, г. Новосибирск, генеалог История Михаило-Архангельской церкви села Легостаевского Часть 2.
Аннотация В данной части исследования мы сосредоточились на священно- и церковнослужителях церкви. Был восстановлен состав причта с середины XVIII до начала XX века. Использовались разнообразные архивные источники, в том числе неопубликованные. Выделено и охарактеризовано несколько периодов в формировании штата в зависимости от территорий-доноров; описаны «оседлые» (т.е. служащие многие годы) и «мобильные» (меняющие статус и место служения); поведано о самых ярких сельских пастырях, которыми изобилует история небольшого сельского причта. Ключевые слова : село Легостаевское, Михаило-Архангельская церковь, тобольско-сибирские священники, прибывшие из Европейской России, «оседлые» служители, мобильность и переходы, местночтимый святой, новомученики. Если смотреть на историю Михаило-Архангельской церкви через призму ее основных деятелей – священно и церковнослужителей, то можно выделить три основных исторических периода: «Тобольско-Сибирский» (по названию губернии, откуда происходили служители – сначала Тобольской, потом Сибирской), «Европейский» (из Европейской части России), и «Местный» (внутрирегиональное верхнеприобское воспроизводство духовных кадров). «Тобольско-Сибирский» период (1753-1850 гг.) История клира Михаило-Архангельской церкви села Легостаевского начинается с первого священника Василия Ивановича Мухина, уроженца далекого уральского Краснослободского острога. Появление его было неслучайным. Новый быстро развивающийся Барнаульский заказ пополнялся духовными кадрами преимущественно со старых уральско-тобольских территорий, где за два века укоренения православной церкви сложились и окрепли священнические династии. В Таблице 1. отражено территориальное и сословное происхождение легостаевских священнослужителей на протяжении XVIII – первой трети XIX века. Исключение составляли единичные случаи рукоположения в священнический сан местных причетников и прибывших из южных и восточных сопредельных уездов: Красноярского и Семипалатинского. Основной же приток священников шел, как уже было сказано, с запада: либо с Урала (Краснослободский, Окуневские остроги), либо с прилегающих к Верхнему Приобью территорий: Тобольского, Ялуторовского, Ишимского, Тарского уездов (современные Тюменская и Омская области).
Таблица 1. Территориальное и сословное происхождение священнослужителей Легостаевской церкви XVIII – начала XIX вв.
Источники (здесь и в последующих далее таблицах): 1) архивные документы: ревизии священно и церковнослужителей 1795, 1811, 1816 г. (ГААК, ГА в Тобольске); исповедные росписи, метрические книги М-Архангельской церкви (ГАТО, ГАНО); клировые ведомости 1774 гг. (ГААК. Ф. 26), 1802-1822 гг., 1855, 1870, 1885 гг. (ГАТО. Ф.170); 2) печатные издания: Справочные книги по Томской епархии 1886-1914 г.; Томские епархиальные ведомости 1880-1919 гг: 3) Интернет-ресурсы «Духовенство русской православной церкви в ХХ веке», «Родиновед». Для клира тобольско-сибирского периода характерны два момента: 1. Отсутствие семинарского образования и получение церковных знаний через домашнее образование (все были выходцами из духовного сословия), а также через практическое обучение и последовательное прохождение ступеней «причетник-диакон-священник». Только священник А. А. Киселев имел за плечами неполный курс Тобольской духовной семинарии. 2. Так называемая «оседлость», т.е. длительность проживания и служения на одном месте. Термин мы позаимствовали из некоторых работ по сибирскому православию [24, С. 52]. Может быть он и не очень удачный в плане ассоциаций, но в целом передает суть явления. Именно на XVIII – первую половину XIX века приходится максимальное число священников, которые «оседают» в селе Легостаевском минимум на два десятилетия, и служат, как правило, до своей кончины. Если рассматривать этот период в разрезе по Томской епархии, то очевидно, что ситуация с «оседлостью» священнослужителей в с. Легостаевском достаточно типична. Так, в Барнаульском заказе лишь городские соборные церкви отличались значительной мобильностью кадров, хотя и там были выявлены священники, служившие четверть века [24, с. 57]. В сельских же церквях «оседлость» была привычным явлением: священники «врастали» в свой приход, обзаводились домом, хозяйством, устраивали детей на причетнические места [31, С. 130-136]. На долю «оседлых» священников-настоятелей Михаило-Архангельской церкви в первое столетие приходится почти восемьдесят лет служения, т.е. львиная доля срока. «Оседлые» священники, служившие длительный срок в с. Легостаевском: 1. Петр Васильевич Мухин с 01.1767 г. по 05.1794 г. (27 лет); 2. Матвей Иванович Мамин с 1812 г. по 16 января 1831 г. (19 лет); 3. Игнатий Васильевич Ковригин – вторым священником с 1818 г. по 1837 г., первым священником – с 1831 г. по 1837 г. (всего 19 лет); 4. Андрей Афанасьев Киселев с 1836 г. по 1867 г. (31 год). Поскольку именно они формировали «ландшафт» сельской церкви, остановимся на них подробнее. Петр Васильевич Мухин– сын первого священника с. Легостаевского Василия Ивановича Мухина. Родился в Краснослободском остроге (ныне с. Краснослободское Слободско-Туринского района Свердловской области). Вместе с отцом переехал в с. Легостаевское. По достижению 18 лет был зачислен в штат Легостаевской Архангельской церкви пономарем. В 1767 г. – священником. Вплоть до своей кончины в 1794 г. был настоятелем церкви и большую часть периода – единственным священником огромного и разбросанного прихода. Детей не было [1] , все время отдавал службе и приходу. В общей сложности (с пономарским стажем) посвятил Михаило-Архангельской церкви тридцать пять лет. Спустя десятилетие после его кончины, во время переноса гроба на новое кладбище, выявилась нетленность мощей, на могилу потянулся народ. Был признан местночтимым святым, по воспоминаниям жителей было составлено «житие» священника [38: 1905, №12, C.5-6]. О Петре Мухине неоднократно рассказывалось на страницах данного журнала [32, 26], в чем-то мы повторяемся, но в ходе архивных поисков выявились новые детали его жизни. Например, эта, свидетельствующая о том, что священник был на хорошем счету у церковного начальства. Когда в соседней Сретенской церкви с. Бердского случился конфликт новоприбывшего священника И. Ошарова с причтом, крестьянами и управителем, то следственные действия было поручено вести именно Петру Мухину: «а по указу ис Тобольской духовной консистории о непорядках священника Ошарова велено изследовав предоставить к его Преосвященству на благорассмотрение, которое следствие препоручено произвесть Легостаевского села священнику Петру Мухину, и потому посланным в Берскую земскую избу указом велено когда священник Мухин при следствии о священнике ж Ошарове о его непорядках и доказательств от берских крестьян будет требовать, оных к нему Мухину посылать беспрепятственно, и при допросах быть тамошнему управителю Коршунову… июля 22 дня 1771 г.» [1, Лл. 46об-47]. Благочиния на тот момент еще не существовали, но, по всей видимости, Петру Мухину было вменено выполнять функцию, аналогичную духовному следователю благочиния. Матвей Иванович Мамин , 1779 г.р., родом с Ишима. Его дед – Терентий Егорович и отец, Иван Терентьевич Мамины служили священниками Петропавловской церкви Абатской слободы. Истоки рода – уральские крестьяне Мамины, проживавшие в деревне Маминой Камышевской слободы, ныне Каменского района Свердловской области. Первым церковнослужителем был Мамин Василий Игнатьев: родился около 1683 г., из крестьянин, служил пономарем в Багаряцкой слободе, в 1712 г. рукоположен во священники к Троицкой церкви с. Истоцкого Багаряцкой слободы. Из этого же крестьянско-священнического рода ведет свое происхождение известный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин (литературный псевдоним: Мамин-Сибиряк), родившийся в священнической семье неподалеку от Нижнего Тагила [20]. Один из представителей этой распространившейся по Уралу и Тоболу династии священников Маминых – Матвей Иванович, перебирается в Верхнее Приобье. Был переписан в ревизию 1811 г. в с. Кривощековском как «ведомства Ишимского духовного правления Абатской слободы умершаго священника Иоанна Мамина сын», состоял в штате Николаевской церкви диаконом [5]. В 1812 г. посвящен в священнослужители и определен в с. Легостаевское. Был женат, имел двух сыновей (Якова и Михаила, обучающихся в Тобольской семинарии и Томской гимназии) и четырех дочерей [8, Л. 9об]. В с. Легостаевское переехал не только со своей семьей, но и перевез остатки родительской семьи из Ишима: при нем также находилась мать-вдова и сестра [6]. Священническое место в Архангельской церкви оказалось для него первым и единственным: прослужил здесь до своей кончины в 1831 г. В делах Тобольской консистории сохранился уникальный документ – опись «движимому и недвижимому имению» умершего священника Мамина. Благодаря этому наследственному делу мы можем погрузиться в вещный мир и быт сельского пастыря. Из «движимого» имущества присутствовала «одна рогатая скотина» (т.е. минимальное подсобное хозяйство для загруженного работой служителя все равно имелось), из недвижимого – дом с типичными для сельчанина строениями – скотским двором, хлевом, амбарами, завозней (навесом под сани и телеги). Скудный, почти аскетичный быт и непременные иконы в доме – вот и все немногое, что было нажито сельским священником. Рисунок 2 .Опись учиненная легостаевскими священно и церковнослужителями об оставшемся имении по смерти, сей же церкви священника Матфея Иванова Мамина, движимому и недвижимому имению, при старшине сего села крестьянине Трофиме Кошкареве. 1831 год генваря 16 дня.
Источник: ГАвТ. Ф.156. Оп.11. Д. 306, Лл. 4-4об.
Игнатий Васильевич Ковригин , 1783 г.р., родом из села Курбатовского Ачинского округа Красноярского уезда, где и проходил свою первую дьяческую должность [8, Л. 10об]. В том же селе служил дьячком его родственник – Даниил Иванович Ковригин, будущий священник [22]. В семинарии не обучался, но прошел весь путь от причетника до священника. В 1796 г. рукоположен в диаконы в г. Томске при кладбищенской церкви. С 1808 г. – во священники в с. Тутальском. В с. Легостаевском появился в июле 1818 г., поступив на праздное место второго священника [2]. Был женат, имел трех дочерей и сына Марко, обучающегося в Тобольском духовном приходском училище [8, Л. 10об]. После смерти первого священника – М.И. Мамина занял его место, т.е. с 1831 по 1838 гг. был на должности первого священника и настоятеля Архангельской церкви. Общий священнический стаж в с. Легостаевском составил у И.В. Ковригина около двадцати лет. Андрей Афанасьев Киселев , 1796 г.р., диаконский сын. По исключению в 1815 г. из класса поэзии Тобольской семинарии был определен дьячком в Тобольское подгороднее село Бегишевское к Крестовоздвиженской церкви, в 1820 г. переведен на ту же должность в градотобольскую Благовещенскую церковь. В ноябре 1821 г. рукоположен в диаконы Михаило-Архангельской церкви [8, Л. 10об]. В с. Легостаевском обоснуется прочно, проживет здесь до своей кончины. Не позднее 1834 г. перевезет к себе отца, отставного диакона Афонасия Емельяновича Киселева из Ашлыкской слободы. В составе семьи, помимо отца – жена Анна Иванова, три дочери и сыновья Павел, Иван и Александр [14, Л. 596; 9, Лл. 40об-41]. Впоследствии старшие сыновья – Павел и Иван – пойдут по духовной стезе, будут служить священниками, младший Александр перейдет в сословие томских мещан [11, Лл. 53-54]. После пятнадцатилетнего диаконства в январе 1836 г. положен во священники, но на священнической должности начнет работать только в 1838 г., сменив И. В. Ковригина. В 1840 г. за устройство «собственным кочтом» иконостаса награжден набедренником, в 1841-46 гг. – преподанное дважды благословение Святейшего Синода «за благотворение церквам» (устройство придела и домовой архиерейской церкви Трехсвятительской) [9, Л. 40об]. В течение двадцати восьми лет исполнял должность окружного в благочинии духовника. Скончался 24 июня 1867 г. от паралича. Совокупный стаж службы в селе Легостаевском – 46 лет, священнический стаж ~ 30 лет [22]. Но на этом «киселевский цикл» в с. Легостаевском не заканчивается. Андрей Афанасьевич оставил духовное завещание, и согласно ему на порожнее после него место был переведен его сын, Павел Андреевич Киселев. До прибытия в с. Легостаевское он священствовал в с. Тюменцево, исполнял обязанности благочинного, имел, как и отец, немало наград [10, Л. 34об-36]. Но подвело здоровье, спустя примерно пять лет после приезда в родное село, он был выведен за штат «за расстройством умственных способностей», остаток жизни провел у сына в с. Тулинском [11, Л. 53об-54]. В целом на долю отца и сына Киселевых приходится около 38 лет священнического служения в Легостаевской церкви. Помимо упомянутых «долгослужителей» было немало священников, работавших средний, но значимый для церкви и прихода срок – от шести до десяти лет: с 1753 по 1761 г. – В.И. Мухин, с 1802 по 1812 гг. – его внук Т. И. Мухин; с 1795 по 1801 гг. – Р.И. Беляев; с 1802 по 1809 гг. – М.О. Пудовиков. Среди причетников также было много длительно служивших. Так Осип Хмылев, самый первый дьячек легостаевской церкви, проработал семнадцать лет с 1755 года до своей скоропостижной кончины в возрасте 47 лет [18, Л. 115об]. Около двадцати лет причетнического стажа приходится на каждого из последних представителей мухинской династии – братьев И.Т. Мухина и В.Т. Мухина [26]. С дьяконами сложнее, поскольку эта должность была промежуточной в карьере и очень быстро переходила в священнический статус. Но есть и исключения: Петр Бубнов, первый диакон церкви, прослужил четверть века, и покинул причт только из-за своего вдовства и связанного с ним пострига в монастырь [4, Л. 122об]. Периоды частых смен настоятелей и прочих священнослужителей были редкими. Первый – в 1761-1767 гг., после отсылки первого священника Василия Ивановича Мухина в монастырь, когда сменилось четыре настоятеля. И второй, в 1809-1811 гг., обусловленный не поддающимися людской воле причинами. Три подряд смерти сделали места в церкви «порожними»: в марте 1809 г. скоропостижно скончался диакон Михаил Осипович Пудовиков в возрасте 33 лет [15, Л. 221]; в мае 1810 г. – священник Стефан Афанасьевич Набережных, бывший бердский священник, служивший в с. Легостаевском последние полтора года, в возрасте 49 лет [16, Л. 89об]; в марте 1811 г. – диакон Иван Иванович Попов в возрасте 39 лет [16, Л. 206об]. Смертность сельских священников в относительно молодом возрасте, к сожалению, достаточно частое явление в XVIII- XIX веках.
«Европейский» период (1840-1870 гг., частично 1895-1912 гг.) С 40-х годов XIX века в причт церкви с. Легостаевского начинается приток духовных кадров с исторических российских территорий. Тенденция была общая по всей Сибири – как западной, так и восточной. Архиереи сибирских епархий, включая томскую, начиная со второй трети XIX в. подавали запросы в Синод для присылки подготовленных священников из Европейской части России. Переезд компенсировался и поощрялся материально (в Иркутске, например, каждому прибывшему выплачивали «подъемные» в размере 145 р. 45 коп серебром [25]). Для Томской епархии дополнительным стимулом привлечения кадров стало массовое строительство церквей, стартовавшее в середине XIX века. На его фоне естественный прирост местного духовного сословия не решал проблемы заполнения быстро растущих вакансий. По прошению Томского архиерея из центрально-российских епархий начинают активно переводить священнослужителей, выпускников семинарий, послушников монастырей. Так, М.Е. Чибисов отмечает, что если в 1846 г. в церквях Барнаульского духовного правления таковых насчитывалось 26 человек, то в 1864 г. они встречались в большинстве причтов заказа [30, с. 185-187]. Географический разброс исхода прибывших в с. Легостаевское служителей на протяжении 1840-1899 гг.: Калуга, Воронеж, Рязань, Симбирск, Самара, Пенза, Москва, Тамбов, Вятка, Вологда. Наиболее активное присутствие европейских служителей наблюдалось в причте церкви с 1840 по 1870 гг., при этом выявляется и вторая небольшая волна прибытия «европейцев» в промежутке между 1895-1912 годами.
Таблица 2. «Европейские» священно и церковнослужители в с. Легостаевском. Европейские служители, подавшие прошение и принятые в сибирские епархии, не раз попадали в поле зрения исследователей. Например, А.В. Васильева, описывая процесс их сибирской адаптации, помимо привыкания к расстояниям и менталитету старожильческих прихожан, выделяет также трудность акклиматизации в суровом климате и вытекающую из нее высокую смертность [23]. На основе статистики, почерпнутой в Омских епархиальных ведомостей за 1897 – 1900 гг. [33, C. 11], она сделала расчеты, из которых следовало, что за четыре года скоропостижно скончалась десятая часть нового наличного состава духовенства епархии. Ранние смерти прибывших из Европейской России присутствовали и в легостаевском причте. В.Н. Славский, уроженец Воронежской губернии, принятый в 1851 г. в Томскую епархию и определенный в церковь с. Легостаевского сначала дьячком, а затем диаконом, умер в апреле 1856 г. в возрасте примерно 36 лет [9, Л. 42]. Прибывший с Тамбовской губернии дьячек Ф.В. Кочетов, служивший с 1852 по 1862 гг., умер в 1863 г. в возрасте 33 лет [10, Л. 39об]. Получается примерно те же десять процентов от общего числа выходцев из Европейской России. Что касается специфики сибирских приходов и прихожан, то определенные несовпадения прежнего опыта с новыми реалиями у прибывших из европейской части страны, безусловно, были. Но интенсивное строительство церквей в середине XIX века постепенно преобразовывало приобские приходы, делая их более компактными. Также сама паства к концу XIX века претерпела сильное видоизменение, поскольку старожильческие селения массово заполнялись переселенцами из той же центральной и южной России. В отличие от тобольско-сибирских служителей переведенцы с западной части страны не были ориентированы на «оседлость». Исключения составляют два диакона – Г.А. Благовещенский и А.Т. Журавлев, отслужившие в легостаевском причте примерно по двадцать лет каждый [10, 11, 22]. Остальные задерживались в легостаевском приходе на гораздо меньший срок – от 3 до 8 лет. Для определенной части была характерна горизонтальная мобильность – перемещения по приходам с сохранением своего статуса. Всю свою жизнь прослужат на одной и той же диаконской позиции, но с многократной сменой мест А.П. Прибытков, И.Д. Покровский, А.Д. Дмитриев [34, 35, 36, 37]. Однако значительная часть прибывших из европейских епархий (практически половина) смогла реализовывать свои исходные установки на рост и продвижение, т.е. продемонстрировать вертикальную мобильность. Были рукоположены в дьяконы в самом легостаевском причте причетники В.Н. Славский (прослужил диаконом один год до своей смерти), А.Т. Журавлев (прослужил диаконом с 1876 по 1883 гг.). За пределами легостаевского причта выросли в диаконов, а затем во священников бывшие легостаевские причетники: М.С. Мухачев (служил в Легостаевском с 1841 г. по 1854 г., диаконом – в с. Анисимовском, священником – в с. Батурском и Елбанском Барнаульского и Бийского округов); Н.И. Иванов (служил в Легостаевском с 1841 по 1842 г., диаконом в с. Ново-Енисеевском, священником – в с. Гилевском Барнаульского округа). Рукоположены во священники бывшие диаконы Михаило-Архангельской церкви П. И. Хвалынский: диаконствовал с 1905 по 1907 гг., ушел во священники в с. Локтевское, затем д. Кирзы 41-го благочиния; С.В. Бриллиантов: диаконствовал в 1911 г., переведен во священники в д. Чемскую в 1912 г. [37]. И, наконец, более подробный рассказ о случаях, когда бывшим легостаевским священникам довелось получить заслуженный сан протоиерея. Начинали они свой путь именно в церкви с. Легостаевского, появившись там практически сразу после окончания духовных заведений. Представляется что именно скромная начальная позиция сельского пастыря в месте, наполненном историей и традициями, сформировала их дальнейшие успешные послужные векторы. Федор Петрович Ненарокомов , ~1827 г.р. священнический сын, родом из Калужской губернии. После окончания курса Калужской Духовной семинарии в апреле 1846 году с аттестатом 1 разряда по прошению принят в Томскую епархию. В 1848 г. был рукоположен в диаконы, и в том же месяце – в священники церкви с. Легостаевского. Без малого пять лет отслужил он в Михаило-Архангельской церкви. Дальнейшее служение было связано таким же сельским храмом – в 80-х гг. он был настоятелем Петропавловской церкви села Гутовского. Затем, в 1885 г., переводится на место старшего священника Знаменской церкви г. Барнаула, через небольшой период становится настоятелем церкви. В 1890 г. возведен в сан протоиерея, утвержден в должности кандидата по депутату от благочиния на общеепархиальные и окружные училищные съезды. В 1894 г. переведен протоиереем в Барнаульскую острожную Александро-Невскую тюремную церковь, в 1895 г. – в Благовещенскую церковь при духовном училище г. Барнаула, смотрителем духовного училища. Имел многочисленные награды: право ношения набедренника, скуфьи, камилавки; наперсный крест в память войны 1853–1856 гг., орден св. Анны 3-й степени [34, С.66, 37]. Николай Васильевич Митропольский , 1824 г.р., сын священника Василия Иосифовича Сахарова, прибывшего в Томскую епархию из Калужской губернии [12, Лл. 15об.-16]. По окончанию курса Тобольской духовной семинарии со степенью студента в 1846 г. Николай Митропольский был определен учителем латинского языка в низшее отделение Томского духовного училища, но в том же году уволен от этой должности и рукоположен во священники в с. Легостаевское, на место отца, умершего 8.03.1846 г. от чахотки [17, Л. 106об]. Через два года, в 1848 г., переведен в с. Краснощековское, в 1856 г. – в с. Вознесенское, в 1862 г. – в г. Каинск, на протоиерейскую вакансию. С 1856 по 1887 гг. состоял в благочинных. В 1868 г. возведен в сан протоиерея. Священнодействовал в Каинском Спасском соборе, преподавал в качестве законоучителя в Каинском уездном училище и женской прогимназии до 1874 года. Имел награды: скуфью, набедренник, наперсный крест, ордена св. Анны и св. Владимира [35, с. 101-102; 36, с.93-94]. Из публикаций Томских епархиальных ведомостей: « …Сегодня исполнилось пятьдесят лет доблестнаго служения святой церкви и отечеству протоиерея о. Николая Васильевича Митропольскаго в Каинске. Это старец, умудренный опытностию и плодстворною, усиленною многолетнею деятельностию. Не удивительно, что о. Николай за свои труды получил все возможныя для белаго духовенства награды, особенно в таком захолустном городке, как Каинск... Во всей томской епархии по старшинству, заслугам, знакам отличия – Каинский старец – первое лицо. Уж одно это говорит, как много сделал для св. церкви о. Николай Васильевич !» [38: 1896, №24, С. 24]. Брат Николая Васильевича – Петр Васильевич Митропольский , также имел косвенное отношение к с. Легостаевскому: служил в с. Ирменском, был благочинным 16-го округа, в состав которого входила Михаило-Архангельская церковь с. Легостаевского [38:1892, №20, С.6.]. «Местный» период(1870-1920-е.гг.) Последняя треть XIX и начало XX века характеризуются не только появлением в сельском причте служителей из европейской части России, но и духовных кадров, подготовленных местными учебными заведениями. В 1858 г. открылась Томская духовная семинария, в 1869 г. – Барнаульское духовное училище. С 1902 г. существовала Томская церковно-учительская мужская школа при архиерейском доме, в которой подготавливали епархиальных учителей. Выпускники этих учебных заведений периодично занимали вакантные места в церкви с. Легостаевского. У части из них в биографиях прописаны европейские корни (например, отец диакона А.Н. Пасшака – мещанин города Мстиславля Могилёвской губернии; отец священника Я.С. Мазаева – выходец из Рязанской губернии). Но у большинства «историческое происхождение» не просматривается, да и оно не так и важно. Это уже «переваренные» в сибирском котле, как старожилы, так и дети переселенцев, прибывших с западных территорий страны.
Таблица 3. Служители Михаило-Архангельской церкви, получившие образование в учебных заведениях Томской губернии.
В последнюю треть XIX века «оседлость» практически сходит на нет, возрастает мобильность духовных кадров. Служебные переходы из одного причта в другой – распространенное и повсеместное явление в этот период. Особенно это касалось диаконов: в Михаило-Архангельской церкви интервал службы на этой позиции начиная с 1888 г. не превышал четыре года, нередко состоял из одного-двух лет. Чаще всего диаконы уходили «во священники» на порожние священнические места в другие причты, например П.Ф. Рубцов (1894 г.), А.Н. Пасшак (1899 г.), С. В. Бриллиантов и П.И. Хвалынский (1912 г.). Для священников нестабильный период наблюдался в промежутке с 1915 по 1918 гг., когда за трехлетие в приходе сменилось четыре пастыря. Большую роль сыграли новшества конца XIX века, существенно облегчившее перемещения: повсеместное строительство казенных домов для церковного причта, а также независимое от прихожан денежное довольствие. Томские епархиальные ведомости пестрят публикациями о переходах. Как правило, извещение о переводе легостаевского служителя в другой приход появляется с одновременным извещением о встречном переводе на появившуюся вакансию: · Август 1887 г.: псаломщик П. Знаменский переведен из с. Легостаевского в с. Монастырское; псаломщик И. Екшибаров переведен в с. Легостаевское из с. Ильинского [38: 1887, № 18, С. 6]; · Июль 1907 г.: диакон И. Ломов из церкви с. Поперечно-Искитимскаго перемещен к церкви с. Легостаевского; диакон П. Хвалынский перемещен из с. Легостаевского в с. Локтевское [38: 1907, № 16/17, С. 4]; · Март 1912 г.: священник С. Бриллиантов, состоящий на диаконской вакансии при церкви с. Легостаевского переведен на штатное священническое место к церкви в д. Чемской; диакон церкви с. Бобарыкинского А. Осташенко на таковую же должность к церкви с. Легостаевского [38: 1912, № 7/8, С. 154, С. 158]. Наряду со «встречными переводами» существовали и прямые обмены («согласно прошению перемещены один на место другого»). Поменялись местами следующие клирики: · Май 1916 г.: священник церкви с. Легостаевского А. Сосунов и священник церкви с. Журавлихинского Н. Сидонский [38: 1916, № 10, С. 296]; · Январь 1916 г.: и.д. псаломщик церкви с. Горлавскаго А. Кириллов и псаломщик церкви с. Легостаевского Е. Моцартов [38: 1916, № 4, C.137]; · Август 1918 г.: священник церкви с. Мильтюшского И. Мазаев и священник церкви с. Легостаевского А. Димитриев [39: № 32, С. 127]. Вторая, не менее важная после участившихся перемещений черта этого периода, – приток кадров из других сословий. После реформы 1869 г. доступ в духовное служение открылся для всех представителей общества, исчезла сословная замкнутость церковной страты. Чаще всего каналом перехода служила учительская деятельность, поскольку церковно-приходские школы находились при церковных приходах, в ведении духовного ведомства. Категория бывших учителей и преподавателей – достаточно большая среди священно и церковнослужителей церкви с. Легостаевского конца XIX века – начала XX века. Часть из них долгие годы служила на «двух стульях» – и в церковно-приходской школе либо училище, и в церкви, пока церковная стезя не начинала превалировать. Далее мы представляем истории самых заметных выходцы из учителей и преподавателей в легостаевском причте. Иоанн Алексеевич Попов, ~1848 г.р.. Третий протоиерей, начинавший свое церковное служение именно в с. Легостаевском . После окончания в 1872 г. Томской духовной семинарии был определен на должность учителя и надзирателя в той же семинарии. В 1878 г. был рукоположен во священники Архангельской церкви с. Легостаевского, где и прослужил шесть лет. Состоял помощником благочинного. В 1884 г. переведен в помощники настоятеля Преображенской церкви Змеиногорского рудника [38: 1884, № 14, С. 4, 10], где также числился помощником благочинного, духовником и следователем. В 1892 г. вернулся к преподавательской деятельности, поступив законоучителем Мариинского детского приюта, в 1896 г. перевелся в г. Барнаул, преподавал в Барнаульской городской школе, параллельно священнодействовал и был настоятелем Богородице-Одигитриевской церкви г. Барнаула. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест [35, С. 277]. Сан протоиерея получил в 1902 г. [38: 1903, № 1, С. 10]. Владимир Иванович Козлов , ~1862 г.р., бывший педагог, пожалован за труды по народному образованию серебряной медалью «За усердие». В 1894 г. за сельским учителем Козловым «зачислено диаконское место в с. Легостаевском» [38: 1894, № 22, С.5]. Диаконствовал три года, в 1897 гг. ушел из штата на священническую должность в с. Мормыши Касмалинской волости [38: 1897, №14, С. 2]. Виталий Матвеевич Вяткин , ~ 1857 г.р., после окончания четырех классов гимназии четырнадцать лет отработал учителем. В псаломщики определен с 1891 г., из церкви с. Покровского перешел в церковь с. Легостаевского, на должность диакона в 1901 г. [36, С. 277]. В 1905 г., будучи рукоположенным во священники, покинул с. Легостаевское, священнодействовал при церквях в с. Сандайском Мариинского уезда и с. Кауракском. В 1911 г. утвержден в должности второго духовника благочиния, награжден набедренником [38: 1911, №12, С. 216]. Благодаря публикации в Томских епархиальных ведомостях, известно о его увлечении живописью, и о том, что он писал «ландшафты, пейзажи, жанры, марены и копии с икон» [38: 1905, №17, С. 50]. Мартиролог советского периода Поскольку мы подошли в своем обзоре к началу ХХ века, закономерно, что рассказ о священнослужителях, связанных с преподавательской деятельностью, переходит в рассказ о новомученниках – служителях, пострадавших при советской власти. Революционные события в нашей стране оборвали преемственность многих священнических родов, беспощадно смяли не только труды благочестивых пастырей, но и сами их судьбы. Ниже представим краткий (возможно не полный) мартиролог репрессированных священнослужителей, имевших отношение к Михаило-Архангельской церкви с. Легостаевского. Сидонский Николай Петрович , 1883 г.р., сын священника. Окончил курс Томской церковно-учительской школы в 1904 году. Оставлен надзирателем над малолетними певчими Архиерейского хора в 1903 году. Церковное служение начал в 1904 г. с должности псаломщика в Крестовоздвиженской Архиерейской церкви, совмещал его с должностью учителя. Рукоположен во священники к Николаевской церкви с. Думчевское Барнаульского уезда, затем служил в с. Журавлихинском 18-го благочиния. В мае 1916 г. по обмену со священником А. Сосуновым переводится в с. Легостаевское, служит при Архангельской церкви в течение года [38: 1916, №10, С. 296]. Последнее известное место служения – священником при церкви с. Тулинского [38: 1918, №18, С.72]. В 1921 г. арестован Новосибирским ЧК, был в заключении в течение 6 месяцев, где заразился туберкулезом и умер 7.06.1926 года [29, С. 291]. Яков Семенович Мазаев , 1885 г.р. Последний священник Михаило-Архангельской церкви. Отец – Семен Андреевич, уроженец Раненбургского уезда Рязанской губернии, переселился в Сибирь в середине XIX века. Сам Яков родился на местной земле, в с. Красный Яр Ордынской волости. После окончания учительской школы с 1904 по 1910 гг. работал учителем церковно-приходских школ, параллельно выполнял функции псаломщика. В 1912 г. был рукоположен в диаконы в с. Тырышкинском, в 1915 г. – во священники, священнодействовал в с. Бердском и с. Мильтюшском. С 1 августа 1918 года – священник и настоятель церкви с. Легостаевского. Вместе с женой Варварой растил двух сыновей и четырех дочерей [28, С.10]. Семья проживала в собственном доме, вела хозяйство (5,34 десятины посевов, 3 лошади, 5 коров [21], сад и пасека [27]). За свое длительное служение был неоднократно награжден, в том числе по ходатайству крестьянской общины (см. Рис. 3). В сентябре 1937 г. был арестован с конфискацией имущества по доносу односельчан. Расстрелян 23.09.1937 года. Реабилитирован 16.06.1989 года [21].
Гирсамов Иван Константинович ¸ 1883 г.р., сын священника. Родился в с. Ваганово Красинского района Кузнецкого округа. Окончил Томскую духовную семинарию. Как и Н. Сидонский, служил псаломщиком при церкви с. Журавлихинского [38: 1910, № 23, С. 629], затем на той же должности в с. Быструхинском [38: 1911, № 18, С. 382], в Градотомской Никольской церкви [38: 1913, № 6, С. 141], снова псаломщиком в Димитровской церкви с. Быструхинского [38: 1913, №8/9, C. 214], где настоятелем пребывал его отец, Константин Иванович Гирсамов. В 1914 г. уходит с должности «за принятием его в военную службу» [38: 1914, № 2, С. 21]. С 1918 по 1924 гг. служил в Легостаевском приходе, скорее всего диаконом: в епархиальных ведомостях нет информации о рукоположении его в священники, штатное место священника было занято, в то же время весной-летом 1818 г. объявлялась диаконская вакансия [38: 1918, № 22-24]. В 1924 г. вышел из штата и духовного сословия, крестьянствовал. В 1931 г. был раскулачен и отправлен в Нарымский округ. Проживал в Чаинском районе в п. Озерный, работал в сельхозартели статистиком. Арестован 17 декабря 1937 г. как «участник контрреволюционной кадетско-монархической и эсеровской организации». Расстрелян 29.12. 1937 г. Реабилитирован в мае 1959 г. Помимо действующих и бывших служителей Михаило-Архангельской церкви, под каток репрессий неизбежно попадали и их дети, продолжившие служение отцов в соседних приходах. Расскажем о некоторых из них. Иван Серапионович Екшибаров , служил в церкви с. Легостаевского с 1887 г., сначала псаломщиком [38: 1887, №18, С.6], с 1888 по 1890 гг. – диаконом. В дальнейшем, после рукоположения в священники, будет служить в церквях при селах Семилужное и Сунгайское [38: 1902, №8; 1909, №7-8]. Его сын – Василий Иванович Екшибаров , родившийся в 1883 г. в с. Тальменка, раннее детство провел в с. Легостаевском. Учился в Томской Духовной семинарии, в 1905 г., по окончании обучения, был назначен надзирателем за учениками Красноярского духовного училища и учителем двухклассной церковной школы. В 1906 г. был определен псаломщиком к церкви села Лосихинского Барнаульского уезда. В 1908 г. бы рукоположен в сан священника и определен к Никольской церкви с. Маслянинского, где и прослужил как минимум до 1927 года. В маслянинскую бытность был назначен на должность следователя 44 благочинеческого округа [38: 1912, №20, С.448]. Служил в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска перед его закрытием. Арестован 4.10. 1937 г. «за участие в контрреволюционной церковно-монархической организации», осужден тройкой УНКВД, расстрелян 5.11.1937 г. в г. Новосибирске. Реабилитирован 7.02.1958 года [21]. Андрей Яковлевич Дмитриев , священнический сын. Окончил курс в Барнаульском духовном училище, после которого в 1881 г. определен псаломщиком в с. Усятское Бийского округа [34, С. 103]. В 1899 г. рукоположен в диаконы, в 1892 г. – во священники. На место священника в с. Легостаевское поступил в 1904 году. Проработал настоятелем Архангельской церкви более десяти лет, но с перерывом (уходил в другой причт и возвращался). В 1918 г. окончательно ушел из штата Легостаевской церкви, поменявшись с Я. С. Мазаевым, перешел в церковь с. Мильтюшинского. Состоял членом благочинеческого совета, имел награды – набедренник и скуфью [37, С. 728]. Его сын, Петр Андреевич Дмитриев , 1885 г.р., рожденный в с. Усятском, пойдет по стопам отца, закончит Томскую Духовную семинарию, будет рукоположен в священники. С 1914 по 1926 гг. служил в церквях с. Киргизинского и с. Чингизского. С апреля 1926 г. (по информации правнука П. Клачкова [40]) – в селах Чемском и Легостаево. С 1929 г. уходил за штат по болезни, в 1930 г. был первый раз арестован, но отпущен. С 1930 г. служил в церквях сел Казаково, Федосовское, Усть-Инское. Последним местом проживания П. А. Дмитриева станет село Чемское, где он и будет арестован в октябре 1937 г. за «контрреволюционную пропаганду и агитацию». В анкете, находящейся в архивном уголовном деле, о. Петр называл себя служителем Архангельской церкви с. Легостаевского, но в других документах дела он значится священником с. Чемское. Осужден и расстрелян 13.11. 1937 года. Реабилитирован 4.10.1958 года [21].
Послесловие Легостаевский приход – типичный сельский приход, удаленный как от церковных, так и административных центров. Но его история не является посредственной и однообразной. Скромный сельский причт дал немало церковных подвижников: местночтимого преподобного иерея Петра Мухина; трех протоиереев, начинавших карьеру с должности священников села Легостаевского и оставивших значимый след в духовной истории г. Каинска и Барнаула; расстрелянного новомученика – последнего священника церкви Якова Мазаева, до последнего пытавшегося сохранить жизнь православной общины в условиях советского атеистического произвола. И просто рядовых церковных тружеников – священников, причетников, которые свою деятельность по окормлению паствы сочетали с нелегким крестьянским трудом. Каждый из них интересен по своему: священнослужитель М. И. Мамин – дальний родственник известного русского писателя Н.Д. Мамина-Сибиряка; А.А. Киселев – священник, за свой кочт, т.е. на собственные средства, обустраивающий церковный иконостас; диакон В. Вяткин, совмещающий служение с рисованием картин и копий с икон; прочие священно и церковнослужители, явившие по своему значимые образцы пастырского служения. Из крупиц скудной исторической информации, которая дошла до наших дней, мы попытались хотя бы частично реконструировать их сложное, но нужное веку и последующим поколениям житие. Надеемся, что наш экскурс в прошлое сельского прихода и его служителей послужит делу возрождения Михаило-Архангельской церкви в селе Легостаево Искитимского района Новосибирской области.
Приложение. Таблица 4. Состав штата Михаило-Архангельской церкви XVIII – начала XX вв.
Источники и литература Неопубликованные источники и электронные базы данных: 1. Дело по промемории КолываноВоскресенского горного начальства о священнике Иване Ошарове Сретенской церкви Берского острога не крестившем младенцев. 1769 г. //Государственный Архив в г. Тобольске (далее ГАвТ). Ф. 156. Оп. 2. Д. 2106. 2. Дело 1823 года ноября 27 числа о сносе анбаров крестьянину Шахматову от дому священника Ковригина напрочь // ГАвТ. Ф. 156. Оп. 9. Д.1564. 3. Дело о разделе имущества умершего священника Архангельской церкви с. Легостаевского Барнаульского ведомства М. Мамина. 1831 г. // ГАвТ. Ф.156. Оп.11. Д. 306. 4. Рапорта и ведомости о проведении четвертой [пятой] народной переписи 1795 г. // КГКУ «Государственный архив Алтайского края» (Далее – ГААК). Ф. 26. Оп.1. Д. 1202. 5. Ревизские сказки Барнаульского духовного правления Тобольской епархии. 1811 г. // ГАвТ. Ф. 154. Оп. 20. Д. 182. 6. Ревизские сказки и о церковнослужителях и их семействах Томского духовного правления Тобольской епархии. 7 ревизия. 1816 г.// ГАвТ. Ф. 154. Оп. 20. Д. 204. 7. Клировые ведомости Барнаульского духовного правления. 1774 г. // ГААК. Ф. 26. Оп.1. Д. 291. 8. Ведомости о церквях, священноцерковнослужителях и их детях … Михаило-Архангельской с. Легостаевского... за 1802- 1822 годы// ГАТО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 16. 9. Клировые ведомости церквей об одиннадцати церквах, состоящих в ведении Благочиннаго священника Симеона Соловьева, в Колыванском округе, за 1855 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1918. 10. Клировые ведомости церквей благочиния №16 за 1870 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2316. 11. Клировые ведомости церквей благочиния №16 за 1885 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2646. 12. Клировые ведомости церквей Бийского округа за 1870 год (благочиние № 25) // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2319. 13. Исповедные росписи церквей Барнаульского заказа. 1769 г. // ГАТО. Ф. 263. Оп.1. Д. 13. 14. Исповедные росписи церквей Барнаульского заказа. 1835 г. // ГАТО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 22. 15. Метрическая книга М-Архангельской ц. 1809 г. // ГАТО. Ф.170. Оп. 9. Д. 34. 16. Метрические книги М-Архангельской ц. 1810, 1811 гг. // ГАТО. Ф.173. Оп. 1. Д. 133. 17. Метрическая книга М-Архангельской ц. 1846 г. // ГАТО. Ф.170. Оп. 10. Д. 39. 18. Метрические книги М-Архангельской ц. 1768-1771 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп.9. Д. 6. 19. Наградные списки священников // ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1 Д.148. 20. «Священники Мамины» // Форум Уральской генеалогии. URL: https://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000013-000-0-0-1525609234 21. Сайт Родиновед. Раздел «Духовенство. Персоналии». URL https://rodinoved.ru/katalog-khramov/dukhovenstvo/ 22. Сайт «Православное духовенство». Раздел: «Биографии священнослужителей». URL https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/persons/ Литература: 23. Васильева А.В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX– начале XX вв. На правах рукописи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Омск – 2015. URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/dissertaciya_vasilevoy_a.v.1.pdf 24. Владимиров В.Н., Сарафанов Д.Е. Духовенство приходских церквей города Барнаула во второй половине XIX – начале XX в. // Журнал Известия Алтайского государственного университета , 2014, с. 52-58. 25. Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII –начале ХХ веков. Иркутск, 2006. URL: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/church / 26. Знобищева Е. А. Мухины – служители легостаевской церкви. Путь в сто лет // «Живоносный источник». №3 (26), 2023, с. 3-17. 27. Кожемякин В. Актриса Нина Мазаева: «Папу не предам!» // Еженедельник «Аргументы и Факты». № 28, 13.07.2016. 28. Мазаева О.Г. In memoriam [Текст] : [сборник]. Томск: Изд. Дом Томского гос ун-та, 2018. 29. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск, 2004. 30. Чибисов М.Е. Административно-территориальное устройство и состав причта приходов Барнаульского духовного правления в первой половине XIX в. //Материалы международной научной конференции «Геоинформационные системы и технологии в исторических исследованиях». Барнаул, 25–27 сентября 2015 г., с. 185-187. 31. Чибисов М. Е. Клировые ведомости как источник по изучению сельского приходского духовенства Барнаульского Духовного правления (на примере Михайло-Архангельской церкви с. Тальменка) // Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографический источник: сборник статей. Барнаул, 2007, с. 127-141. 32. Ростовцева И.А. Краткая летопись храма Архистратига Божия Михаила села Легостаево. Жизнеописание и деяния отца Петра Мухина, бывшего священником в селе Легостаевском Барнаульского уезда Томской области // «Живоносный Источник». №2 (3), 2010. 33. Омские епархиальные ведомости. Омск. 1902. № 3. 34. Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии 1886 г. – Томск: тип. «Сибирского Вестника», 1886. 35. Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. – Томск : Типография Епархиального братства, 1900. 36. Справочная книга по Томской Епархии за 1902/03 год - Томск : Тип. Епархиального Братства, 1903. 37. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год: с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей: по 1-е марта 1911 г. - Томск : Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. 38. Томские епархиальные ведомости. Томск, 1880–1919. 39. Томский церковно-общественный вестник. 1918. № 2–34. 40. Электронный ресурс «Информационно-аналитический портал Павла Клачкова» URL.: https://klachkov.info/node/964 [1] Только один раз в исповедных ведомостях 1769 г. у Петра Васильевича и Евдокии Андреевны в составе семьи был записан «покормленник» Егор Федоров, восьми лет, но далее он не проявлялся и судьба его неизвестна. Скорее всего, было не усыновление, а временное «гостевое» содержание сироты или родственника [13, Л. 502].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 119 |