|
||||||||||||||
ГОЛОДЯЕВ К.А. Часовня во имя святителя и чудотворца НиколаяЧасовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Константин Голодяев Научный сотрудник «Музея Новосибирска» ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9520-7845 УДК: 726.012+908 Аннотация. В заметке описана история создания, разрушения и восстановления часовни во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, заложенной в 1914 году в память 300-летия Дома Романовых и ставшей одним из символов г. Новосибирска. Называются люди, причастные к её строительству, приводятся конкретные сведения по её истории. В заключение автор развеивает популярный городской миф о месте часовни как географического центра Российской империи. Ключевые слова: Ново-Николаевск, Новосибирск. Николаевская часовня, богоборчество, Крячков, Чернобровцев, центр империи. 110 лет назад , 20 июля 1914 года на пересечении Николаевского проспекта (ныне Красного) и улицы Тобизеновской (ныне Горького) состоялся торжественный молебен и была заложена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая и в память 300-летия Дома Романовых. Это самое известное в нашем городе церковное сооружение в честь Святителя и чудотворца Николая (Николая-угодника, архиепископа Мир Ликийских). Часовня во имя святителя и чудотворца Николая в г. Ново-Николаевске. 1915. Изд. Товарищества Контрагентства А. С. Суворина и К°. Возведение часовни обязано трудам благотворительного общества «Ясли» (о. Диомид Чернявский и Мария Востокова), городского головы Алексея Беседина и старосты Покровской училищной церкви Гавриила Даниловича Маштакова, осуществлялось при поддержке городского управления, но во многом на деньги жертвователей. Проект и смета строительства были безвозмездно составлены архитектором Андреем Дмитриевичем Крячковым, за что он был удостоен звания Почетного члена общества «Ясли», что подтверждается соответствующим Дипломом от 13 декабря 1915 года. Архитектор и краевед Кузьма Петрович Зайцев, опираясь на документы Томской Техническо-Строительной комиссии, утверждает, что проект принадлежал мещанину Мирону Мироновичу Панину. Расчеты проводил городской архитектор Фёдор Фридрихович Рамман, а руководил строительством известный колыванский мещанин, инженер-строитель церковных зданий Илья Семенович Дуров. Отделочные работы выполнял опытный мастер Ефим Иванович Васюков, знающий секреты штукатурных растворов в сибирских условиях. Протоиерей Диомид Чернявский взял на себя внутреннее устройство часовни. Администрация города выделила бесплатное место для строительства и отпустила кредит в виде 50 000 штук кирпича, цемента и других строительных материалов. К возведению Николаевской часовни причастны очень многие люди. Наиболее крупными жертвователями были «М.Л. Вишняков, давший 25 000 штук кирпича, В.Н. Цевловский – 10 000 штук кирпича, З.М. Джурич – I тыс. пудов известки, Д.Е. Барабанов – железо на крышу, И.М. Некрасов – кресты на часовню, К.Л. Лавров 200 руб. и др.» [3]. Кирпичная кубическая однокупольная часовня была спроектирована в духе псковско-новгородских храмовых построек XIV–ХV веков с характерной главкой. Северный фасад здания (со стороны ул. Тобизеновской) имел выступающий перспективный портал с лестницей. Часовня имела подвальное жилое помещение, исполнявшее и функции «сторожевой».Над входными дверями в нише было размещено и сегодня восстановлено изображение св. Николая Чудотворца. Другие внешние стороны здания в течении времени меняли свою роспись. На полное оформление наружных стен часовни при строительстве средств не хватило, и какое-то время они оставались просто белыми, потом на них появились иконостасные изображения, которые в 1920-х годах были переписаны. На старых фотографиях мы видим на южной стороне роспись сцены Воскресения Христа, а позднее изображение патриарха Гермогена, назвавшего Михаила Фёдоровича, первого царя из рода Романовых, законным преемником Рюриковичей. Сегодня на этой стороне размещается мозаичное изображение лика Христа и памятный текст. С западной части предположительно был изображён митрополит Алексий Московский – покровитель последнего наследника престола Алексея Николаевича, с восточной – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. 30 октября 1914 года Томская техническо-строительная комиссия разрешила проект к строительству с рядом замечаний, а ровно через год – 27 октября здание часовни было принято по акту. В честь этого события епископ Томский и Алтайский Анатолий подарил часовне икону Святителя Николая с частицей мощей. Присланная поездом икона была встречена протоиереем Диомидом Чернявским, на один день принесена в вокзальную церковь, на другой день – в храм св. Александра Невского, а 6 декабря, в день памяти Святителя Николая, крёстным ходом икону внесли в новую часовню. После этого часовня была освящена. Но и после этого часовенная икона св. Николая продолжала «путешествовать». 30 декабря 1915-го епископ Анатолий благословил часовенному иеромонаху Алексию хождение с ней для молебнов по домам жителей Ново-Николаевска. В часовне также продавались духовные книги, иконы. Доходы от продаж поступали в детский приют «Ясли». В 1919 году, во времена Гражданской войны, Никольская часовня стала самостоятельным приходом, протоирей Виталий Мальгинов стал её настоятелем. При советской власти вопрос сноса часовни вставал не раз. В частности, известный сибирский писатель Вивиан Итин акцентировал его ещё в 1925 году на первом Съезде Советов, призвав назвать наш город «Ново-Ленинском, постановив заодно уничтожить стоящую против Дома Ленина Николаевскую часовню и воздвигнуть там памятник Ильичу» [1, Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1. Л. 8]. И вот 9 октября 1929-го Новосибирский окрисполком постановил снести часовню, «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города». 15 января следующего года протоиерей-обновленец Николай Николаевич Хрущев, служивший ранее в Николаевской церкви с. Бугры и ставший к тому времени председателем исполнительного органа Сибирской религиозной общины Новосибирска, получает постановление Сибкрайисполкома о сносе Никольской часовни. 29 января часовня была разрушена. «Во время ломки к часовне подошла группа членов союза воинствующих безбожников. Момент, когда крест был сброшен на землю, группа встретила шумными аплодисментами» [2]. Перед этим всё имущество, включая икону св. Николая, из часовни вынесли и «сдали в госфонд», дальнейшая судьба его неизвестна. На месте часовни поставили памятник комсомольцу-молотобойцу, но через несколько лет его заменили статуей И.В. Сталина. Октябрьской ночью 1961 года в дни работы внеочередного XXII съезда КПСС памятник Сталину молниеносно демонтировали. Один известный политик рассказывал мне, как он, будучи ещё молодым человеком, вечером провожал девушку домой. Проходя мимо памятника, он увидел вокруг солдат и спросил: «Что случилось»? Ответа не получил, а возвращаясь обратно, статуи на месте уже не увидел.
Во времена перестройки, с изменением внутриполитической ситуации в СССР стали возвращаться и к духовным ценностям. Часовню в центре города решено было восстановить. В сентябре 1991-го состоялся крёстный ход и торжественная закладка камня в основание новой часовни, освящённого епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном. Новой как в территориальном плане (здание было отнесено к югу потому, что на месте старого уже был вырыт подземный переход), так и в архитектурном, поскольку воссозданная часовня представляла собой не копию, а авторскую реконструкцию первоначального здания, выполненную архитектором Петром Александровичем Чернобровцевым.
Известный новосибирский архитектор Игорь Викторович Поповский так описывает суть изменений: «У современного объекта значительно крупнее "главка”, поэтому здание видится более массивным и соответственно – величественным, не теряя при этом канонической стройности. Такое укрупнение "главки”, а также размещение часовни на возвышенном постаменте , привело к тому, что совсем небольшое по размерам здание стало соответствовать масштабу крупного мегаполиса» [5]. В 1992 году в фундамент строящегося здания была заложена капсула с землей из Ганиной Ямы, места расстрела царской семьи в июле 1918 года. Внутренние росписи в часовне исполнил известный художник-монументалист Александр Сергеевич Чернобровцев, автор памятника сибирякам-участникам Великой Отечественной войны в сквере Славы и монументального панно в сквере революции в Новосибирске. К сожалению, во время недавнего ремонта часовни фрески Чернобровцева были утрачены. Миф о том, что часовня является географическим центром Российской империи не выдерживает ни географической, ни исторической критики. Ни в каких временных интервалах, ни в каких границах, ни в каких методах расчета центр России никогда не попадал на территорию Новосибирской области. Начало этой легенды было положено архитектором Сергеем Николаевичем Баландиным, а продолжение она получила с замыслом восстановления храма в центре тогда ещё атеистического города. Тогда на популярном радио «Микрофорум» прошли несколько передач, развивающих этот миф – мол, не храм строим, а восстанавливаем символ Центра России. На самом деле, координаты географического центра Российской империи, рассчитанные в начале XX века учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым, приходились более чем на тысячу вёрст севернее Ново-Николаевска, ниже устья реки Большая Ширта (ныне Ямало-Ненецкий автономный округ). Центр Советского Союза там же неподалёку. А центр Российской федерации сегодня, как мы знаем, находится на юго-восточном берегу озера Виви на севере Красноярского края. Ну, а часовня св. Николая много лет остаётся символом города Новосибирска, который изображают на различных сувенирах и памятных знаках. Библиографический список: 1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 178. Л. 5 2. Конец часовне // Советская Сибирь. 1930. № 24. 30 января. С. 6 3. Н. Н. Освящение часовни в честь Свят. Чуд. Николая в г. Ново-Николаевске // Томские епархиальные ведомости. 1916. № 3. 1 февраля. Томск. Типография Дома Трудолюбия. Ч. Неофиц. С. 100-103 4. Новосибирский государственный краеведческий музей (НОКМ) ОФ-19094/22 5. Поповский И. В . Крестоносный центр Российской державы [Электронный ресурс] // ARCH-I-TECT URL: http://arch-i-tect.ru/krestonosnyiy-tsentr-rossiyskoy-derzhavyi (дата обращения 26.04.2017) Дополнительная литература: 1. Шабунин Е. А. Часовня святителя // Храмы Новосибирска: Ист. путеводитель. – Новосибирск, 2002. – С. 49 – 52 2. Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая // Новосибирск: Энцикл.- Новосибирск, 2003.– С.951-952
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 110 |