Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 02.06.2024 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Епископ Искитимский и Черепановский Леонид (ТОЛМАЧЁВ). Путешествие епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева) на свою кафедру через территорию нынешней Новосибирской митрополии (декабрь 1861 г.)


Епископ Искитимский и Черепановский

Леонид (Толмачёв)

Аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры

имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

г. Искитим, Россия


 
Путешествие епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева) на свою кафедру через территорию нынешней Новосибирской митрополии (декабрь 1861 г.)

Аннотация. Статья представляет собой публикацию описания части путешествия епископа Никодима (Казанцева), совершенного им во время поездки на вверенную ему Енисейскую кафедру по территориям, которые сейчас относятся к Новосибирской митрополии. Публикуемое описание предваряется сведениями о жизнедеятельности иерарха и о составленном им путевом журнале своего пути.

Ключевые слова: История Русской Православной Церкви, история Сибири, епископ Никодим (Казанцев), Московско-Сибирский тракт , дневники, путевой журнал.

История Русской Православной Церкви XIX века хранит память о многих талантливых проповедниках, администраторах, замечательных и выдающихся личностях. Об их жизненном пути можно узнать не только из официальных послужных списков и кратких биографий в справочной литературе, но и из сохранившейся переписки со многими известными людьми, а иногда из их дневниковых записей и мемуаров. В этом году исполняется 150 лет со дня кончины одного из виднейших иерархов своего времени, который большую часть своей жизни вел дневниковые записи. Это преосвященный Никодим (Казанцев; 1870-1874), епископ Енисейский и Красноярский.

Никита Иванович Казанцев (так звали владыку в миру) родился 5 сентября 1803 года в с. Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии, в семье дьячка. Семи лет он поступил в Звенигородское духовное училище, а из него в 1818 году перешел в Вифанскую духовную семинарию. Затем в 1826 году Никита поступил в Московскую духовную академию. Окончив ее в 1830 году, он на последнем курсе принял монашество и был посвящен в иеромонаха.

С 1830 года для него началось служение на духовно-учебном поприще. В это время иеромонах, а впоследствии архимандрит, Никодим занимал должности инспектора и ректора многих духовных семинарий. Необычно долгим оказалось это время педагогической деятельности, которое, действительно, для него было годами мытарств. Однако в 1838 году в его жизни произошла важнейшая перемена: он был вызван обер-прокурором Святейшего Синода графом Н.А. Протасовым в Санкт-Петербург для помощи в преобразовании духовно-учебных заведений. Тогда отец Никодим не оправдал надежды графа и в 1841 году снова занял должность ректора одной из семинарий.

Лишь через 12 лет, в конце 1853 года, архимандрит Никодим был опять вызван в Санкт-Петербург и 14 февраля 1854 года рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В период своего викарного служения он временно, с 18 мая 1859 года по 25 марта 1860 года, управлял Вятской епархией, когда епископ Вятский Елпидифор (Бенедиктов) находился в Санкт-Петербурге на заседаниях Святейшего Синода. Но только с конца 1861 года он получил самостоятельную кафедру, став архиереем новооткрытой Енисейской епархии. С 1862 по 1870 годы владыка управлял епархией в г. Красноярске, а затем по состоянию здоровья ушел на покой, и пребывал в подмосковном Николо-Перервинском монастыре. Кончина епископа Никодима произошла 11 июня 1874 года в г. Дмитрове, куда он переехал из монастыря к своей родной сестре. Отпевание и погребение владыки совершалось епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) в Успенском соборе города.

Епископ Никодим выделяется из числа современных ему архиереев не только своей неблестящей карьерой, но и тем, что с 1829 по 1874 год вел дневник, делая ежедневные записи всех своих событий и встреч. Вместе с тем он занимался и научной деятельностью, которая не прекращалась даже после ухода на покой. Он всю свою жизнь вел напряженную внутреннюю работу над собой, и «ни один шаг его жизни, ни одна мысль не осталась неосмысленной, необдуманной с разных сторон, неоцененной по достоинству, искренне» [1, с. 296]. Свои дневниковые записки владыка регулярно перечитывал и благодарил промысел Божий, который вел его по жизни, знакомил порой самым поразительным образом с интересными людьми, проводил через горнило испытаний, укрепляя на спасительном пути и взращивая для жизни будущей.

Письменное наследие епископа Никодима включает в себя около 70-ти рукописных книг, содержанием которых, кроме дневниковых записей, являются труды богословского характера, различные переводы и статьи на церковно-общественные темы. Свою библиотеку и письменные труды владыка завещал красноярскому кафедральному собору. Несмотря на времена послереволюционного лихолетья большая часть его письменных материалов сохранилась и составляет 231 единицу хранения фонда епископа Никодима, хранящегося в Государственном архиве Красноярского края.

Необходимо отметить, что издание письменного наследия преосвященного Никодима началось почти сразу после его кончины, но было прервано событиями XX века. На страницах периодической церковной печати и отдельными изданиями была опубликована значительная часть его записок. Перечень и классификация этих публикаций уже были сделаны в некоторых исследованиях [16, с. 84-96; 15, с. 75-101; 6]. Наряду с этим были описаны и материалы, сохранившиеся в фонде владыки, показана их ценность как источников не только по истории Русской Церкви и ее иерархии, но и по истории Сибири [3, с. 93-105]. Кроме того, появились и некоторые новые издания дневниковых записок владыки, ранее публиковавшихся на страницах Енисейских епархиальных ведомостей [4, с. 89-139]. Вместе с этим в различных статьях и докладах нами был описан период временного служения епископа Никодима в Вятской епархии, жительства на его покое в Николо-Перервинском монастыре и опубликовано часть его путешествий [11, с. 74-88; 13, с. 8-18; 12, с. 186-226].

В данном сообщении хотелось бы осветить и еще одно путешествие, которое епископ Никодим совершил зимой (с 7 декабря 1861 года по 5 января 1862 года) [17, с. 230-252, 387-424, 595-607], когда ехал на новооткрытую вверенную ему Енисейскую кафедру из г. Казани в г. Красноярск. За 29 дней владыка проехал 3339 верст через города: Малмыж, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень, Ялуторовск, Ишим, Тюкалинск, Омск, Каинск, Колывань, Томск, Мариинск. То есть часть пути им было совершено по территории нынешней Новосибирской митрополии, со времени основания которой в этому году отмечается 100 лет.

Повествование о данном путешествии владыки было опубликовано в Енисейских епархиальных ведомостях за 1911-1912 гг. [29, с. 18-22; 30, с. 20-25; 31, с. 19-24; 32, с. 9-16; 33, с. 31-40]. На страницах этой же церковной периодики опубликовали и дневник епископа Никодима, где владыка описывал первые дни своей жизни и служения в г. Красноярске. Из последнего становится известным, что 11 февраля прибыли из Казани три ящика с его книгами, которые он сам выслал перед путешествием. Возблагодарив Бога, владыка отметил: «А перед сим лишь начал я мою повесть о путешествии моем из Казани в Красноярск» [9, л. 2]. Отметка о работе над описанием путешествия значится и 13 февраля [9, л. 11]. А 23 апреля владыка записал: «Оканчиваю описание моего путешествия из Казани сюда в Красноярск» [25, с. 23]. Спустя годы, 18 июня 1871 года, уже на покое в Николо-Перервинском монастыре, прочитав написанное, он дополнил: «Повесть путешествия кратка, при всем многословии, и много опущено иль сокращено по недосугу» [33, с. 40].

Как видно, описание путешествия было сделано не в пути, а спустя несколько дней по прибытии в Красноярск (хотя и по горячим следам, но все же не сразу). Причем в самом конце описания он сообщал об особенностях длинного странствия: «Неся такие тесноты, обмерзая и изнуренный, а при том переезжая огромные пространства, я почти не мог записывать ничего, что желал бы. Оттого повесть моя не разнообразна. Притом я две трети дороги ехал ночью, а не днем, при жестких морозах, при страшных бурях снежных, я почти не мог отворять стекла, чтобы взглянуть на окрестность» [33, с. 39-40].

Если же смотреть само описание, то видно, что повествование идет строго по датам и с множеством точных сведений. А при просмотре дневника владыки за эти дни можно отметить краткость повествования. Поэтому напрашивается вывод, что во время остановок владыка Никодим делал краткие записи в свой дневник, а при составлении описания уже дополнял по памяти, пользуясь конспектом зафиксированных событий.

Таким образом, помещаемое ниже повествование о путешествии епископа Никодима представляет собой его путевой дневник, в котором указывается число месяца и проезжаемые станции. Вместе с этим описываются особенности зимнего пути, встречи с некоторыми личностями, их краткая характеристика, описание храмов и богослужений, а иногда помещаются его воспоминания и сновидения, связанные с его личными переживаниями. Все это создает непосредственное представление о нелегкости зимнего пути для владыки. Иногда в тексте проскальзывают его резкие суждения о лютом морозе и о встречающихся в дороге людях. И здесь в оправдание владыки Никодима уместно привести его позднее высказывание, сделанное им после прочтения описания своего путешествия 18 июня 1871 года: «На Сибирь, тогда, я глядел не так, как я понял ее, прожив там восемь лет» [33, с. 40].

Кроме того, описание зимнего путешествия владыки по территории нынешней Новосибирской митрополии по праву входит в историю этих мест как пример человека из средней полосы России, отважившегося совершить, хотя и по необходимости, такой путь в зимние месяцы, которые намного суровее в Сибири. Наконец, из текста описываемого путешествия становится понятно, что и в такое зимнее время по тракту проходили различные торговые обозы.

В нижеприведенном повествовании о пути епископа Никодима через территорию нынешней Новосибирской области за основу был взят вариант текста, напечатанный в Енисейских епархиальных ведомостях, а в сносках помещаются уточнения из дневника владыки со ссылкой на источник. В публикации сохранен стиль письма епископа Никодима, но сокращения в тексте раскрыты. Также восполняются некоторые сведения, опущенные владыкой при составлении описания путешествия. В частности, число таких сведений содержит ряд второстепенных подробностей, которые привносят элемент простоты и естественности в повествование (поэтому пропущенное приводится в сносках). В сносках по возможности также даются пояснения к тексту и уточняются названия станций (выделены полужирным курсивом), которые находились на пути следования, и указывается их современное территориальное расположение [10; 35, с. 55-69].

Описание путешествия епископа Никодима через территорию нынешней Новосибирской области (митрополии) [34, л. 31-32об.]

22 <декабря>. Пятница. Едем всю ночь (после Омска – еп. Л. ). Мелькают станции. Я захожу в каждую обогреться: страшный мороз. <…>

23 <декабря>. Суббота. Обедаем свое, на станции Еланской[1] . Эта уже последняя – Тобольской губернии. На станции Назарово[2] , первой Томской губ<ернии>, возвращаемся на общий тракт (т.е. тюкалинский поворот вольных ямщиков здесь кончается). Потянулись бесчисленные обозы и наипаче с чаем. Дорога изрытая. Заиграл буран при морозе: истинная мука. Едем. На станции Вознесенской[3] , село, ночью, пьем чай. Посетило духовенство. Тут благочинный из русских – Николай Вас<ильевич> Митропольский, другой священник Алексей Андр<еевич> Шабалинов. О преосвящ<енном> Афанасии (благочинный), сказал: «Он делал, что хотел, ни на кого, ни на что не взирая: сам себе был право и закон» [4] .

Едем всю ночь. Обозы мучат. Много брани; зацепляют: стонет возок. Отступить с дороги нельзя: весьма глубокий снег.

24 <декабря>. Воскресенье.[5] Около полудня остановился в селе Булатове[6] , чтобы здесь провести день Рождества Христова. Остановился у священника Мих<аила> Алексеевича <Жигачева> [7] . Умный, расторопный; достойный священник. Он мне уступил весь верхний этаж своего дома. Хорошая брачная постель. Я лег и уснул крепко и сладко. Проспал вечерню.

В 5 часов вечера, когда мы пили чай, приехал за священником крестьянин из деревни за 15 верст, требуя исповедовать и причастить больную старуху – его мать: мне было жаль священника. Поехал бедный в черную ночь, в лютый мороз, по проселочной дороге, по голой необозримой степи. Ездил и проездил всю ночь; возвратился – лишь к утрени.

Это должно заметить и о сем порассудить.

Я опять лег спать. Вижу сон: «Записываю мое сновидение, сущность коего касается тайн моей жизни. Неожиданно входит преосвященный Афанасий, и по письму игумении Досифеи, дает мне понять, что он намерен обнаружить мое безумие: я ужаснулся…» [8] Проснулся в 12 часов. Встал и поклонился Великому Богу, прося пощады. Опять заснул до 4 часов.

25 <декабря>.Понедельник. Рождество Христово. Был у утрени и литургии. Литургия с восходом солнца. Полна церковь людей. Одеты в синее, чисто; довольство в народе; благословлял всех.

Церковь во имя свят<ителя> Николая, деревянная, но убрана хорошо и содержится чисто. Дьячок отличный, много детей; пономарь – юноша.

Великий мороз.

<Между утренею и литургиею во сне: «1) Спускаюсь с крутой горы к реке: примрачно. Спустились благополучно. Хочу садиться на судно, чтобы переплыть. 2) Я в вятском архиер<ейском> доме. Хочу видеть преосвящ<енного> Агафангела. Не допустили. Сказали: "Болен. Золотуха. Руки обложены пластырем.” Меня провожают. На дворе в воротах, обернувшись назад, я благословил архиер<ейский> дом и собор. Вижу Евстафия: ласкается, но не смеет прижать.»> [9]

После обеда мы тронулись в дальнейший путь. Мой Василий позабыл ключи в наружной стороне дверцы повозки. – Повозки нельзя запереть и чемодан нельзя открыть: я вынужден был, проехав лишь станцию, в городе Каинске[10] остановиться. [11]

Меня пригласил здешний о. протоиерей Алексей Михайлович Бенедиктов [12] , из Нижнего (супруга его – Евдокия Савишна). Умный, деликатный, ревностный. Я здесь ночевал и опять пробыл до обеда. [13]

26 <декабря>. Вторник. Едем дальше. На третьей станции, Убинской[14] , ночуем. Лютый мороз; но комнаты – сущий сарай. Я принужден был обуться и одеться, и в таком виде на медвежьем одеяле, под шубою, едва согрелся.

27 <декабря>. Среда. На станции Карганской[15] обедаем. Точно – по дороге карги, т.е. березы, падающие от ветхости, рассеянные по окрестности. Деревья получше видно вырублены, а косые и кривые растут одиноко, вдали одни от других, до разрушения. Такие карги идут, с перемежками, верст сто. Едем всю ночь. Лютый мороз.

28 <декабря>. Четверг. Утро. Мы на станции Овчинниковой[16] . На станции Крутые логи[17] – обедаем. Нас нагнал полковник Катин, обозревающий этапы от Омска до Томска.

Город Колывань[18] , при речке, которая впадает в р. Обь; город в одну линию версты на две, весь деревянный, сущая деревня. Отсюда, или еще пораньше, начинаются заводские крестьяне и заводские владения. Это тянется до Томска.

На станции Орский бор[19] ужинаем. Здесь работник, из ссыльных, грубиян, повез нас на дурной тройке; дорога – огромные высоты. Лошади не берут. Я не раз вставал, чтобы помочь вытянуть повозку, увязшую в раскате. Часа 4 ехали 18 верст.

На станции Дубровино[20] , село, большое, на самой реке Оби, на левом берегу ее; здесь мы в полночь. Здесь бы ночевать. Я поехал. Черная ночь. Оби не видал. Целую станцию взбирались на высоты, по щелям гор, в густом бору, по узкому следу. Нас толкало ужасно. Измучился совершенно.

29 <декабря>. Пятница. На станции Ташаринской[21] , измученный, перед светом, в теплой крестьянской избе, я попросил отдохнуть. Лег на мягкую постель и спал часа четыре сладко. Здесь же пил чай и позавтракал. (Родился младенец. Хотели просить меня – окрестить. Жаль! Со мною не было принадлежностей).

Литература

1. Александров М. Преосвященный Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1888. № 20. С. 295-301.

2. Антипов М.А. Записки первого Енисейского епископа Никодима (Казанцева) как новые источники по истории российской иерархии XIX века // Возрожденная епархия. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. Вып. 1. Красноярск, 2005. С. 28-31.

3. Антипов М.А. Новые источники по истории российской иерархии XIX в. (по материалам архивов) // Вторые Димитриевские чтения. Материалы научной конференции 9-10 ноября 1996 года. СПб., 1997. С. 93-105.

4. Аржаных О.П. Преосвященный Никодим, епископ Енисейский и Красноярский: Дневники. 1861 г. Красноярск, 1997.

5. Бенедиктов Алексей Михайлович, протоиерей / Биографии // Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных и собрание материалов. URL: https://clck.ru/39xfLz (дата обращения: 28.02.2024).

6. Гюнтер О.А. Первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим (К 155-летию образования Енисейской епархии) // Архивы Красноярского края. URL: https://clck.ru/39xfN8 (дата обращения: 26.02.2024).

7. Дневник // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 153.

8. Дневник епископа Никодима // Сибирские владыки. 2005. Книга первая. URL: https://clck.ru/39xeWU (дата обращения 25.02.2024)

9. Дневник. Черновик // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 155.

10. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII-XIX вв. Новосибирск, 2008. 372 с.

11. Леонид (Толмачев), архим. Епископ Никодим (Казанцев) на покое в Николо-Перервинском монастыре (1870-1874 гг.) // Платоновские чтения, 1 декабря 2014: сб. матер. / Перервин. духов. семинария. М., 2015. С. 74-88.

12. Леонид (Толмачев), еп. Преосвященный Никодим (Казанцев), епископ Чебоксарский, временно управлявший Вятской епархией // Герценка: Вятские записки. Киров, 2018. Вып. 33. С. 186-226.

13. Леонид (Толмачев), еп. Свидетельства о митрополите Платоне (Левшине) в описании путешествия епископа Никодима (Казанцева) в Троице-Сергиеву лавру // Платоновские чтения, 1 декабря 2017: сб. матер. / Перервин. духов. семинария. М., 2018. С. 8-18.

14. Леонид (Толмачев), еп. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и Николо-Перервинский монастырь // Перерва глазами очевидцев: сборник воспоминаний и статей / сост. и автор статей епископ Леонид (Толмачев). М., 2023. С. 216-221.

15. Малашин Г.В. Учреждение Енисейской епархии и ее первый архипастырь // Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 75-101.

16. Матханова Н.П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского // Традиция и современность. 2007. № 7. С. 84-96.

17. Никодим (Казанцев), еп. Мое путешествие из Красноярска в Москву, в Перервинский монастырь, с 11 числа июня по 26-е число июля 1870 года, в течение 45-ти дней // Русский архив. 1903. Кн. 1. С. 230-607.

18. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. № 7. С. 27-34.

19. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №8. С. 36-40.

20. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №9. С. 20-30.

21. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №10. С. 9-15.

22. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №11. С. 26-31.

23. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №12. С. 28-34.

24. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №13. С. 18-25.

25. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №14. С. 21-25.

26. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №15. С. 35-39.

27. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №23. С. 14-20.

28. Никодим (Казанцев), еп. Первые дни служения в Красноярске преосвященного Никодима // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. №24. С. 10-14.

29. Никодим (Казанцев), еп. Путешествие преосвященнейшего Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1911. № 22. С. 18-22.

30. Никодим (Казанцев), еп. Путешествие преосвященнейшего Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1911. № 23. С. 20-25.

31. Никодим (Казанцев), еп. Путешествие преосвященнейшего Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1911. № 24. С. 19-24.

32. Никодим (Казанцев), еп. Путешествие преосвященнейшего Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. № 1. С. 9-16.

33. Никодим (Казанцев), еп. Путешествие преосвященнейшего Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения // Енисейские епархиальные ведомости. Отдел Неофициальный. 1912. № 2. С. 31-40.

34. Путевой журнал // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 152.

35. Скрябина Л.А. К истории московско-сибирского почтового тракта на территории современной Кемеровской области // Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». 2018. С. 55-69.

[3]Станция располагалась на нынешней территории с. Вознесенка Венгеровского р-на Новосибирской области.

[4] Архиепископ Афанасий (Соколов; 1801-1868) с 1841 по 1853 год был епископом Томским и Енисейским, а с 1856 по 1866 год управлял Казанской епархией, когда викарием там был епископ Никодим.

[5] В дневнике еще записано: «От станции Антошкиной (сейчас п. Антошкино Куйбышевского р-на Новосибирской областиеп. Л .) до села Булатова 18 верст, едем 4 часа. Страшные ухабы. Тройка тощая. Ямщик дурак. Зацепилась лощадь о железо, коего целый обоз шел нам <на>встречу. Здесь я сел-было с ямщиком, чтоб видеть, как он правит и как проезжает по ухабам. С версту просидел. Меня сшибло с повозки, я едва не упал под повозку: вижу – можно погибнуть. Сел в повозку.» [7, л. 110].

[6] Нынешнее с. Булатово Куйбышевского р-на Новосибирской области.

[7]В дневнике это предложение написано более информативно: « Меня пригласил к себе священник, из калужских семинаристов, Мих<аил> Алексее<в>ич Жигачев (жена его Авдотья Гавр<иловна>)» [7, л. 110] .

[8] Сонные видения связаны с переживаниями владыки Никодима неприятностей периода его жизни, когда он был викарием у архиепископа Казанского Афанасия (Соколова).

[9] При публикации пропущено [34, л. 32]. Первое сновидение говорит о переживаниях трудностей в пути, а второе вспоминания периода жизни, когда владыка Никодима временно управлял Вятской епархией, где после был епископом Агафангел (Соловьев). А Евстафий келейник владыки Никодима.

[10] Нынешний г. Куйбышев Новосибирской области.

[11] В дневнике написано по-другому: «В г. Каинске узнал, что мой келейник Василий забыл в Буланове, или потерял все ключи, от чемоданов, от повозки. Принужден остановиться ночевать.» [7, л. 110].

[12] Протоиерей А.М. Бенедиктов на тот момент являлся настоятелем Спасского собора г. Каинска Томской и Енисейской епархии. До 1847 года он был вторым священником, с 1847 года благочинный, с 1859 года в сане протоиерея. Не позднее 1879 года стал клириком Ташкентской и Туркестанской епархии, настоятелем Вознесенского собора в г. Верном Семиреченской области. был перевеян [5].

[13] В дневнике к характеристике священника и пояснению обстоятельств потери колючей добавлено: «Заменял преосв<ященного> Порфирия. Умный. Деликатный и благородный. – Здесь пробыл почти сутки. Ключи не найдены (в Булатове): приделаны новые [7, л. 110].

[15] Станция располагалась на нынешней территории г. Каргат Новосибирской области.

[17]Станция располагалась на нынешней территории с. Крутологово в Коченевском р-не Новосибирской области.

[18] Сейчас пгт. Колывань Колыванского района Новосибирской области.

[19] В дневнике: « Орский Бор» [34, л. 32об.], а в описании «Орской Бор» [7, л. 110об.] . Станция располагалась на нынешней территории д. Орский Бор Колыванского р-на Новосибирской области .

[20] Станция располагалась на нынешней территории с. Дубровино Мошковского р-на Новосибирской области .

[21] Епископ Никодим ошибочно называет ее «Татаринской». Станция располагалась на нынешней территории с. Ташара Мошковского р-на Новосибирской области.

"Живоносный Источник" №1 (28) за 2024 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Епископ Искитимский и Черепановский Леонид (ТОЛМАЧЁВ). Путешествие епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева) на свою кафедру через территорию нынешней Новосибирской митрополии (декабрь 1861 г.) Епископ Искитимский и Черепановский Леонид (ТОЛМАЧЁВ). Путешествие епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева) на свою кафедру через территорию нынешней Новосибирской митрополии (декабрь 1861 г.)
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 273

Ключевые слова: Живоносный Источник №1 (28) 2024

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031