|
||||||||||||||
КИРЬЯНОВА О.Г. Сибирское паломничество: к 20-летию принесения в Россию мощей преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы ФеодоровныУДК 266.3 ORCID: 0000-0001-5137-5230 Кирьянова О.Г., старший научный сотрудник Центра музейной политики Института Наследия, ОЦАД, соискатель г. Москва, Россия СИБИРСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: К 20-ЛЕТИЮ ПРИНЕСЕНИЯ В РОССИЮ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ.
Аннотация. Статья посвящена состоявшемуся в 2004-2005 годах принесению в Россию мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и Варвары. Рассмотрены этапы и особенности реализации первого совместного миссионерского проекта Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, инициированного и реализованного российскими НКО. Детально освещено пребывание святых мощей на территории Сибирского федерального округа. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, мощи, Елизавета Федоровна, Русское Зарубежье, миссионерство, общественная инициатива. Нынешний 2024 год богат на памятные даты. Одна из них связана с важной вехой в новейшей церковной истории: исполнилось двадцать лет принесения в Россию мощей преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны Романовой и ее келейницы, крестовой сестры Марфо-Мариинской обители милосердия Варвары Яковлевой. Это событие было приурочено к 140-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы. Принесение святынь Русского Зарубежья в Россию явилось первым совместным миссионерско-просветительским проектом Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, реализованным еще до подписания Акта о каноническом общении. Инициаторами проекта выступили две общественные организации – Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр национальной славы России. Фонд Андрея Первозванного к этому моменту уже имел опыт организации принесения православных святынь Вселенской Церкви в наше Отечество. Двум некоммерческим организациям православных мирян была вверена и практическая реализация миссионерского проекта, получившего благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Более восьмидесяти лет честные останки новомучениц Елизаветы и Варвары почивали в Святой Земле, в крипте русского православного храма святой равноапостольной Марии Магдалины, ставшего в XX столетии монастырским – с 1934 года при храме действует женская монашеская община РПЦЗ. После прославления Великой княгини и ее сомолитвенницы Варвары в лике новомучеников Российских, совершенном РПЦЗ в 1981 году, мощи мучениц были помещены в храме близ иконостаса, в белых мраморных раках, став, наряду с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери, важнейшими духовными реликвиями русского Зарубежья. Особое значение имел тот факт, что Елизавета Феодоровна оказалась единственной святой – членом царской династии Романовых, чьи сохранившиеся останки были доступны для поклонения православным потомкам белой эмиграции. Для осуществления миссионерского проекта были подготовлены два ковчега-мощевика. В бОльшем из них находилась правая рука преподобномученицы Елизаветы и частица мощей святой Варвары. Рука Великой Княгини была отделена от ее тела в ноябре 1981 года для доставки из Иерусалима в Нью-Йорк к акту прославления новомучениц Русской Православной Церковью Заграницей. В другой ковчег, меньшего размера, были помещены частицы мощей обеих святых, земля из Дармштадта – с родины святой Елизаветы, из Нижне-Селимской шахты под Алапаевском, где она вместе с крестовой сестрой Варварой приняла мученическую кончину, а также из монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся их мощи. Больший по размеру ковчег был изготовлен в России и представлял собой покрытый позолотой серебряный ларец с откидной крышкой. На внутренней стороне крышки была помещена надпись «Святии преподобномученицы Елисавето и Варвара, молите Бога о нас!». Содержимое ковчега скрывала от глаз верующих еще одна внутренняя позолоченная крышка, на поверхности которой было нанесено чеканное изображение женской правой руки. Во внутренней крышке имелось два небольших стеклянных оконца, в одном из которых можно было видеть фрагмент мощей святой Елизаветы, в другом – частицу мощей святой Варвары. «Малый ковчег» изготовили непосредственно в мастерских Гефсиманского женского монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины из досок гробов, в которых останки преподобномучениц привезли из Китая в Иерусалим. Материалом гробов служил китайский тик, древесина которого практически не поддается гниению. На внутренней стороне крышки второго ковчега был помещен гравированный на серебре образ преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и святой Варвары, держащих покров над Россией. На клеймах этой иконы имелись изображения мест, связанных с жизнью и подвигом Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Здесь же был укреплен финифтяной образок Спасителя, найденный на теле Великой Княгини при обретении ее останков в Нижне-Селимской шахте под Алапаевском. Специально для проекта также был написан большой образ преподобномучениц. Первоначально предполагалось, что мощи святых Елизаветы и Варвары останутся в России на месяц – с 7 марта по 8 апреля 2004 года, однако позже по согласованию сторон первоначальный план был изменен. По решению Архиерейского Синода РПЦЗ начало реализации программы пребывание святынь в России совпадало с днем памяти Царственных Мучеников 2004 году, а завершить ее предполагалось в феврале 2005 года на праздник Собора Новомучеников и исповедников Российских. По благословению Первоиерарха РПЦЗ святые мощи по России сопровождал его представитель епископ Бостонский Михаил. Оргкомитет проекта возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии и председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России В.И. Якунин. На средства Фонда в ХПП «Софрино» был отпечатан миллион бумажных иконок преподобномучениц для раздачи паломникам, иконы большего размера на деревянной основе и аналойные иконы, предназначенные для правящих архиереев и руководителей регионов, а также издано Житие святой Елизаветы с акафистом и текстом службы. Примечательно, что в сентябре, когда святыня находилась в Сибири, паломникам у мощей уже были розданы пятьсот тысяч иконок. Программа пребывания святыни в России предусматривала несколько этапов. 25 июля ковчеги-мощевики спецрейсом доставили из Иерусалима в Москву, где в аэропорту «Домодедово» состоялась их торжественная встреча с участием духовенства Москвы и православной общественности. В послании, приуроченном к знаменательному событию, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что принесение святыни в пределы Русской Православной Церкви является «духовным знамением и Божиим благословением начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину Святого Православия». Первый этап программы, продолжавшийся с 25 июля по 5 августа, включал пятидневное пребывание святых мощей в кафедральном Храме Христа Спасителя, где перед ними духовенством Москвы и Московской областной епархии круглосуточно совершались молебны с акафистами. Такой же период времени большой ковчег с мощами, с крестным ходом перенесенный из храма Христа Спасителя, находился в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы. 30 июля – на один день, – святыню привезли в Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия. Примечательно, что в том же году обитель милосердия, основанная Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, отмечала свое 95-летие. Второй этап пребывания святых мощей в России заключался в принесении их в самые дальние регионы страны. Из Москвы самолет с двумя ковчегами-мощевиками на борту совершил девятичасовой перелет до города Якутска. Далее миссионерский маршрут пролегал через Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. В каждом городе, за исключением Южно-Сахалинска, святые мощи находились около суток. Во время пребывания большого ковчега-мощевика в Южно-Сахалинске, епископ Бостонский Михаил со вторым ковчегом посетил остров Итуруп, расположенный в центральной части Курильского архипелага. В поселке Горячие Ключи, где дислоцируется пограничный гарнизон, у стен строящейся деревянной церкви во имя Георгия Победоносца состоялся молебен, после которого военнослужащие также получили возможность поклониться святым мощам. Одновременно с пребыванием большего ковчега с мощами во Владивостоке второй ковчег самолетом был доставлен в города Мирный и Новый Уренгой, куда за всю их предшествующую историю никогда не привозили православные святыни. По согласованной схеме в каждом из областных центров Дальнего Востока после посадки спецборта ковчег с мощами из аэропорта перевозился в местный кафедральный собор, где и пребывал все запланированное программой время. В большинстве епархий, за исключением Чукотской, где в этот момент еще не было достаточного количества духовенства, перед святыми мощами каждый час совершались молебны с акафистами. Верующие имели круглосуточный доступ к святыне. В среднем, за ночь к ковчегу с мощами подходило и прикладывалось пять-шесть тысяч человек (статистические данные основываются на числе бумажных иконок свв. Елизаветы и Варвары, напечатанных в рамках программы на средства Фонда святого Андрея Первозванного и вручавшихся у мощей каждому паломнику). По дальнему Востоку святыню сопровождала представительная делегация государственных и общественных деятелей, в числе которых находился викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр, а также многочисленные представители российской прессы. Третий и наиболее продолжительный наземный этап программы начался 15 августа во Владивостоке. Отсюда реликвии, в основном, перевозились в передвижном храме-вагоне в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», предоставленном Синодальным Миссионерским отделом. В зависимости от маршрута, передвижной храм и штабной вагон с сопровождавшими лицами при переезде из города в город цеплялись к обычным скорым поездам, или же транспортировались отдельным локомотивом. Состав делегации через определенные интервалы времени менялся, но одно оставалось неизменным: в ней всегда присутствовали монашествующие – насельники старопигиальных монастырей Московской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия в программе приняли участие монахи Сретенского, Данилова, Новоспасского мужских монастырей и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При разработке маршрута особое внимание уделялось той его части, которая совпадала с путем, проделанным в 1919 году останками мучениц, вывезенных отступающими частями Белой армии по Транссибирской магистрали из Алапаевска во Владивосток. В дальневосточной и сибирской части программы значились областные центры и крупные города: Уссурийск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Абакан, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Ишим, Тобольск, Тюмень, Екатеринбург, Алапаевск, Нижний Тагил, Верхотурье, Пермь, Курган, Челябинск, Оренбург (илл.1). Однако, наряду с жителями этих городов возможность поклониться святыне имели верующие, приезжавшие к поезду на станции и полустанки, где состав по ходу следования делал краткие технические остановки. Нередко люди часами глубокой ночью ожидали прибытия миссионерского поезда только ради возможности поклониться святыне. В организации и проведении программы на местах, помимо епархиального духовенства принимали участие руководители городов, областей, краев, субъектов Федераций России. Пока больший по размерам мощевик оставался в кафедральном храме или монастыре, малый ковчег ежедневно вывозился в удаленные населенные пункты, воинские части, тюрьмы, дома престарелых, детские дома, больницы. Историческое событие широко освещали федеральные и региональные информационные агентства, телеканалы, газеты, интернет-ресурсы. Пребывание святых мощей в Красноярском крае совпало по времени с трагическими событиями в Северной Осетии. В кафедральном соборе города Красноярска перед святыми мощами преподобномучениц архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил молебен о спасении заложников, захваченных в Беслане. За три дня пребывания святынь в Красноярско-Енисейской епархии им поклонилось более 20 тысяч жителей области. Пять дней святые мощи находились в Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Большую помощь епархии в организации пребывания святых мощей оказал кемеровский губернатор Аман Тулеев. Распоряжением главы области для передвижения святыни был выделен вертолет. Благодаря этому малый ковчег в сопровождении духовенства побывал в нескольких шахтерских городах, удаленных от губернского центра на многие сотни километров. Всего за пять дней по подсчетам Кемеровского епархиального управления святыне поклонилось около 145 тысяч человек. Местом пребывания мощей Великой княгини и ее сподвижницы в городе Томске стал Богородице-Алексеевский мужской монастырь. В Новосибирске, на который программой было отведено два с половиной дня, большой ковчег оставался в Вознесенском кафедральном соборе, а малый ковчег перевозился по городу, побывав в шести приходах, в том числе во Всехсвятском храме Новосибирского Академгородка. К этому времени при нем существовало православное сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, которое осуществляло свою деятельность в городской и областной больницах, областном доме престарелых, исправительно-трудовой колонии общего режима №18 и Онкологическом центре Новосибирска. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы святые мощи из Новосибирска перевезли на автомобиле в Барнаул. Местом пребывания большого ковчега стал Покровский кафедральный собор города. Одновременно малый ковчег был доставлен в Успенский собор Бийска, а затем – в Михайло-Архангельскую церковь Рубцовска. Святым мощам также поклонились верующие жители Горналтайска. Омская епархия подготовила к прибытию святыни собственную обширную и очень насыщенную программу (илл.2). Встречу святых мощей на железнодорожном вокзале Омска возглавил митрополит Омский и Тарский Феодосий, который объехал с малым ковчегом все приходы города, а также домовые храмы вузов, больниц и колоний, которых на тот момент насчитывалось 22. На второй день митрополит Феодосий посетил 15 приходов городов и сел области, в частности Спасский собор второго кафедрального города епархии – Тары, отметившего в 2004 году четырехсотлетие. Примечательно, что СМИ Омской области и города Омска вели трансляцию с вокзала и из храма в режиме прямого эфира, а сюжеты, посвященные принесению святыни, выходили в новостной эфир каждый пятнадцать минут. Сразу два крестных хода встречало святыню в городе Ишиме Тюменской области. С 1994 года здесь находится резиденция епископа Ишимско-Сибирского Евтихия, иерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Главный ковчег приняли клирики двух ишимских храмов Русской Православной Церкви, а малый ковчег – два священнослужителя и около двадцати насельниц Иоанновского женского монастыря, носящего имя святителя Иоанна Шанхайского, юрисдикции РПЦЗ. Центральным событием сибирского этапа стало принесение святых мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары в Екатеринбургскую епархию. Храм-вагон встречал на вокзале Екатеринбурга архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совместно с духовенством епархии и православными екатеринбуржцами. Крестным ходом честные останки преподобномучениц были перенесены в храм Всех святых в земле Российской просиявших, возведенный на месте дома Ипатьева, где в 1918 году была расстреляна Царская Семья. С 4 по 6 октября святые мощи находились в городе Алапаевске, в мужском монастыре во имя Новомучеников Российских, основанном на месте гибели Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее келейницы Варвары, а также пяти князей из рода Романовых. 6 октября, в тот самый день, когда в 1918 году с приходом Белой армии останки Великой княгини вместе с телами других погибших были извлечены из ствола шахты, возле места их казни под открытым небом состоялся молебен и крестный ход со святыми мощами, который возглавил епископ Бостонский Михаил. В общей сложности миссионерской программой оказалось охвачено свыше 140 городов в 61 епархии Русской Православной Церкви. За семь месяцев паломничество к мощам совершило около десяти миллионов человек, включая не только жителей России, но и население Казахстана, Киргизии и Азербайджана, куда православная святыня была привезена впервые в их новейшей истории. Реализация программы явилась важным шагом по сближению РПЦ и РПЦЗ, способствовала активизации общения между собой иерархов двух церквей, а также непосредственному знакомству представителей Русского Зарубежья с жизнью православных верующих в России. "Живоносный Источник" №1 (28) за 2024 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 505 |