|
||||||||||||||
ТАЛАШКИН А.В. Тюменский колокольный завод «П.И. Гилёва сыновей»: опыт исторической реконструкцииУДК 783 ORCID: 0000-0002-4633-8723 Талашкин А.В., канд. иск., руководитель Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии, г. Новосибирск, Россия ТЮМЕНСКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗАВОД «П.И. ГИЛЁВА СЫНОВЕЙ»: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ Аннотация. Купцы Гилёвы – крупнейшая в Сибири тюменская династия колокольных мастеров. Сибирский центр колокольного искусства организовал историческую реконструкцию колокольного завода «П.И. Гилёва сыновей», действовавшего в 1894-1917 гг. Реконструкция имеет две основные вариации: «завод» и «ярмарка». На «заводе» происходит реальное литьё колоколов, а на «ярмарке» эти колокола демонстрируются публике. В статье рассматриваются особенности создания и проведения исторической реконструкции, а также перспективы дальнейшего развития этого направления деятельности Сибирского центра колокольного искусства. Ключевые слова : купцы Гилёвы; колокола в Сибири; колокольные звоны в Сибири; звонари Сибири; колокольное литьё в Сибири; историческая реконструкция. Купцы Гилёвы – крупнейшая в Сибири тюменская династия колокольных мастеров. На данный момент общий опыт семейного колокольного литья Гилёвых составляет около двухсот лет, известно двадцать мастеров и владельцев колокольных заводов в семи поколениях. Выявлено значительное количество фактов их литейной биографии, найдены их прямые потомки. Наталья Александровна Безрукова – внучка Павлы Петровны Воробейчиковой (в девичестве Гилёвой), написала книгу [1] о своих знаменитых предках. Наши общие знания – проделанная ею архивная работа и осуществленные нами полевые работы по обнаружению колоколов гилёвского тюменского литья позволяют говорить о комплексном исследовании деятельности династии: удалось восстановить имена литейщиков, найти факты их деятельности, обнаружить более ста гилёвских колоколов. Выявленные сведения были обобщены и осмыслены. Отдельное внимание уделено изучению декора гилёвских колоколов [3, с. 163-179]: определено четыре этапа в развитии декоративного оформления колоколов династии, описано и поименовано более двадцати орнаментов и элементов декоративного оформления, отлиты копии их разбитых колоколов. Это совершенно необходимо для того, чтобы возродить некогда такое мощное, известное не только в Сибири тюменское колокольное литьё. Отдельным направлением деятельности по сохранению культурного наследия династии является историческая реконструкция [6, с. 129-137], созданная Сибирским центром колокольного искусства. В её основу легла серия из трёх фотографий, обнаруженных в 2011 году в фондах музейного комплекса им. И.Я. Словцова. На них запечатлена группа рабочих на фоне склада колоколов и отлитого колокола ориентировочно весом около 100 пудов. Снимки были атрибутированы: по отлитой дате определено, что они были сделаны летом 1913 года, а фигуранты в центре группы рабочих позволяют говорить о том, что на фотографиях – сотрудники завода, бывшего «П.И. Гилёва сыновей» (Рис. 1). Именно так он назывался после того, как один из гилёвских заводов в 1911 году был продан тюменскому мещанину А.М. Кондакову, а Константин Петрович Гилёв передал свою долю владения завода родному брату Семёну и отошёл от дел. Основываясь на фотоизображениях, Сибирский центр колокольного искусства воссоздал костюмы эпохи, и из числа выпускников Новосибирской школы звонарей и звонарей Сибири собрал команду реконструкторов, существующих в пространстве тюменского колокололитейного завода. Каким-то непостижимым образом обнаружилось портретное сходство между фигурами, запечатлёнными на фотоснимке столетней давности и участниками современной реконструкции. В наших реконструкциях традиционно принимают участники потомки Гилёвых – внучка купцов Наталья Александровна Безрукова и правнучка Ирина Эриковна Бахарева, что создаёт дополнительную достоверность происходящего. Сибирский центр колокольного искусства впервые создал реконструкцию колокольного завода Гилёвых в 2019 году, с тех пор она стала ежегодной, и с 2020 года проводится в том числе и в Тюмени – в День города, в Гилёвской роще, неподалёку от села Букино, где стоял гилёвский колокольный завод. Реконструкция имеет две основные вариации: «завод» и «ярмарка». В варианте «завод» происходит реальное литьё колоколов, где рабочие проводят формовку и колокольное литьё в исторических костюмах. Такая реконструкция была проведена дважды: первый раз в рамках проекта «Вернём колоколу голос», где зрителями стали в основном представители журналистского сообщества (Рис. 2); второй раз (без зрителей) для съёмки документального фильма о реконструкции завода Гилёвых, где был отлит колокол к 437-летию города Тюмени. Колокола отливаются в литейном цехе Сибирского центра колокольного искусства, что имеет ещё и огромное практическое значение, когда опыт прошлого соединяется с современными колокололитейными технологиями. Одним из итогов этих реконструкций можно считать тот факт, что элементы декоративного оформления гилёвских колоколов (два орнамента) сегодня перенесены на колокола современного новосибирского литья.
Ещё одна важнейшая часть реконструкции «завод» состоит в том, что в её рамках? реализуется упомянутый выше проект «Вернём колоколу голос», получивший финансирование Фонда президентских грантов, в рамках которого отливаются копии исторических колоколов дореволюционного сибирского литья, в том числе и девять колоколов завода «П.И. Гилёва сыновей». По условиям гранта [5], было проведено 3D копирование 22 колоколов на территории от Тюмени до Иркутска, от Новосибирска до Бийска. Каждый разбитый колокол копируется дважды, одна копия возвращается в место хранения оригинала, другая становится экспонатом Музея колокольного звона в Новосибирске. Это создаёт уникальный прецедент – в Музее собирается подбор колоколов гилёвского литья, не сохранившийся нигде в Сибири. На данный момент отлито четыре копии тюменских колоколов, работа продолжается. Вариант «ярмарка» переносит зрителей и участников реконструкции в атмосферу исторических ярмарок, где продавались и колокола, аналоги чему мы находим, например, в колокольных рядах Нижегородской ярмарки. Известно, что завод торгового дома «П.И. Гилева сыновья» из Тюмени в 1908 году участвовал в Нижегородской ярмарке, принимал активное участие в сибирских ярмарках в Ирбите и Ишиме, имел колокольные склады в Тюмени, Челябинске, Омске, Ново-Николаевске [2, с. 370], а также принимал участие во всемирной выставке в Брюсселе, где в 1905 году получил большую золотую медаль [4, с. 60] и крест короля Леопольда II. В этом варианте реконструкции главными её героями становятся сами колокола – экспонаты Музея колокольного звона, действующего при Сибирском центре колокольного искусства и привезённые из различных уголков Сибири. Исторические колокола гилёвского литья поднимаются на специально установленную бревенчатую раму, публика имеет возможность близко рассмотреть эти колокола-экспонаты, а звонари-реконструкторы в исторических костюмах совершают в них праздничные звоны. Кстати, часть наград, полученных Гилёвыми: медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство», медаль Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства и медаль международной выставки в Брюсселе с крестом короля Бельгии Леопольда II (оригиналы и реплики) – также собраны и демонстрируются для публики в отдельной раме. Впервые «ярмарка» была показана в 2019 году в рамках XV Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири в Новосибирске, далее в том же году – на военно-историческом фестивале «Сибирский огонь». С 2020 года реконструкция стала ежегодной и вошла в программу празднования Дня города Тюмени. Колокола и звонари собираются из разных городов и сёл Сибири в знаковом месте – в Гилёвской роще, где неподалёку находился колокольный завод. Атмосфера Тюмени наполняется забытым колокольным звучанием (Рис. 3). Значение реконструкции в разное время отметили губернатор Новосибирской области А.А. Травников, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С.И. Меняйло, председатель правления Российского исторического общества (РИО) К.И. Могилевский, глава администрации города Тюмени Р.Н. Кухарук. Но главный отклик мы получили от простых людей, которые в большинстве своём впервые так близко увидели колокола, являющиеся живыми свидетелями истории нашей Родины, услышали их голоса и сами прикоснулись к этим предметам. Ход реконструкции обычно таков. Звонари совершают праздничный ансамблевый трезвон, возможны варианты исполнения звона с перекличками, когда в ритме большого колокола перекликаются различные малые комплекты колоколов. После чего кто-то из звонарей произносит слово об истории колокольного искусства России и Сибири, династии купцов Гилёвых, традиционных звонах, бытовавших до революции, а далее звоны продолжаются. В какой-то момент публике открывается доступ к колоколам и всем желающим предоставляется возможность попробовать себя в качестве звонаря под руководством мастеров. Первый опыт нашей реконструкции можно отнести к поверхностному уровню – мы пошили и приобрели костюмы, которые в некоторой степени были похожи или близки к оригинальным, и звонили в старинные колокола. Но со временем пришло понимание того, что этого недостаточно. Для того, чтобы полноценно реконструировать эту важную часть жизни сибиряков, было необходимо больше узнать и о самом ремесле, и о предметах быта, традициях, порядке проведения ярмарок и работе колокольного завода. В определенной степени нам помогло исходное фото – мы стали вглядываться в лица рабочих, попытались определить их профессию и производственные задачи, возлагаемые на каждого. Нам стало ясно, что мы имеем дело с двумя сословиями – купечеством и рабочими. Появилась потребность как-то соответствовать им не только в одежде и внешнем виде, но и в манерах, внутреннем самоощущении, мы стали требовать от себя внутренней правды. Кроме того, длительное пребывание на воздухе (а реконструкции длятся, как правило, 5-6 часов) повлекло и организацию быта, мы поняли, что нам совершенно необходим некий «купеческий уголок» с соответственным антуражем, где руководство завода могло бы отдыхать, а также необходима некая «кухня», где можно будет накормить рабочих. Так появился уголок с самоваром, который органично стал частью реконструкции. Отдельно следует упомянуть о подъёме колоколов на деревянную раму в реконструкции «ярмарка». Это простое техническое действие, когда колокола с помощью веревок привязываются к балкам, вызывает у публики неизменный интерес. В 2019 году на деревянной раме установили двухтонную цепную таль, с помощью которой было поднято часть колоколов, а в процессе реконструкции мальчикам из публики давали возможность самим крутить цепь и поднимать колокола, что имело огромный успех. В 2020 году была предпринята попытка показать на «ярмарке» некоторую производственную часть и даже отлить колокол в полевых условиях. По ряду причин и в первую очередь невозможности обеспечить надлежащий уровень безопасности пришлось отказаться от этой идеи, однако, публике была представлена локация «резчик», где мастер вырезал на дереве некоторые клише с элементами декора, применяемыми в производстве колоколов. Думается, что в рамках реконструкции «завод» эту тему можно развивать дальше. Однако для этого требуется отдельное стационарное помещение, где можно было бы оборудовать и разместить различные мастерские, отражающие весь процесс колокольного литья – от чертежных мастерских, где работают художники, разрабатывающие профиль и декор колоколов, до формовщиков и литейщиков, вплоть до финишной обработки и демонстрации отлитых колоколов. Такой завод мог бы стать уникальным живым музеем, подобных которому пока нет в России, но аналоги имеются в Италии, Германии, Бельгии и других европейских странах, где колокололитейная традиция не прерывалась. Реконструкция колокольного завода Гилёвых имеет не только огромное просветительское значение, она позволяет и самим звонарям погрузиться в атмосферу потерянного колокольного прошлого, выйти на новый уровень осмысления и возрождения утраченного наследия. Это необходимо как для культурного, исторического, духовного наполнения вообще всех совершаемых сибирскими звонарями церковных звонов, так и для более широкого осмысления местного ремесленного опыта, что особенно актуально в условиях поиска собственной идентичности. Литература 1. Безрукова, Н.А. История моего рода и его вклад в развитие Сибири с середины XVII в. до наших дней / Н. А. Безрукова. Москва, 2013. С. 280 2. Колокола церковные // Томские епархиальные ведомости. 1917. №21. Отд. неоф. С. 370. 3. Крейдун Ю.А., Талашкин А.В. Декоративное оформление колоколов тюменского завода «П.И. Гилёва сыновей» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства, 2019. Вып. 35. С. 163-179 . 4. Кубочкин, С. Н. Тычковка, Сараи, Потаскуй…: Из истории тюменских окраин XIX начала XX вв. / С. Н. Кубочкин Тюмень : Издательство Юрия Мандрики, 2002. С. 296 5. Сибирская звонница. Тема номера: «Вернём колоколу голос». Новосибирск: Сибирский центр колокольного искусства. 2019, №1(40). С. 24 6. Талашкин А.В. Наследники Гилёвых: как оживает история // ЛИК: литературно-краеведческий альманах. Живое наследие памяти: история купеческих фамилий Тюменского края / Муниципальное автономное учреждение культуры г. Тюмени «Централизованная городская библиотечная система»; ред-сост. В.П. Литовченко. Тюмень: [б.и.], 2023, №1 (13). 356 с. С. 129-137. Живоносный Источник №4 (27) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 384 |