|
||||||||||||||
ДОБРЫНИН М.Н., ЗАТОЛОКИН И.В., протоиерей. Жизненный путь протоиерея Иоанна Фёдоровича ТростянскогоДобрынин М.Н. РОО «НИРО», председатель Новосибирск, Россия Затолокин И.В. протоиерей, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие» Новосибирск, Россия Аннотация: Новосибирское Историко-Родословное общество в 2009 году открыло передвижную выставку «Старая фотография из семейного архива». В 2017 году по материалам этой выставки была напечатана книга с фотографиями, взятыми с выставки. В обоих проектах был представлен портрет священника Ивана (Иоанна) Фёдоровича Тростянского. Про этого человека было известно только то, что он являлся настоятелем церкви города Прокопьевска, и больше ничего. Авторы на основе семейного архива семьи Тростянских и открытых источников попытались восстановить историю непростого, нередко подвижнического, жизненного пути священника Русской Церкви, Иоанна Фёдоровича Тростянского, как в изгнании, так и на Родине. Ключевые слова: священник Иоанн Тростянский, РПЦ, РПЦЗ (Русская Православная Церковь Зарубежом), митрополит Нестор (Анисимов), Новосибирская епархия, Федор Тростянский, семейный архив, Харбин, Китай, Корея, Русская Духовная Миссия в Корее, Новина, Янковские, революция, эмиграция, репрессии, Новосибирская епархия. Фамилия Тростянский встречается довольно часто среди священников Воронежской губернии; с 1871 по 1908 годы только Воронежскую семинарию окончили 11 человек с этой фамилией [2]. Иван Фёдорович родился в семье диакона Фёдора Ивановича Тростянского и его жены Марии Васильевны (урождённой Поповой) в городе Острогожске Воронежской губернии 26 января 1878 года. В шесть лет он осиротел. На воспитание его взял дядя по материнской линии, который служил машинистом Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги в депо села Глубокое [1]. В 1901 году Иван Фёдорович окончил полный курс обучения в Воронежской духовной семинарии по 1 отделу 2-го разряда [2].
По окончании семинарии Иван Тростянский прибыл во Владивосток, где начал свою службу с должности приходского учителя при Покровской кладбищенской церкви. История храма Покрова Божией Матери во Владивостоке началась в 1900 году: церковь заложили на территории кладбища и уже 29 сентября 1902 года построенный храм был торжественно освящен. С мая 1902 года при храме начала действовать церковно-приходская школа для детей Корейской слободы, в которой обучалось около 30 корейцев и несколько русских. 16 апреля 1905 года Иван Фёдорович был рукоположен в дьякона, а 18 апреля того же года – в сан священника на второе место к градовладивостокской Покровской церкви. Покровское кладбище было местом упокоения нескольких поколений владивостокцев и приморцев, действовало с 70-х годов XIX столетия и насчитывало десятки тысяч человек. При советской власти в 1923 году старое кладбище было решено упразднить вместе со всеми постройками на территории. Не уцелели церковь Иоанна Кронштадтского и Серафимовская часовня, Покровский храм взорван в 1935 году. В 2007 году храм был восстановлен на фундаменте, где более ста лет назад появился его предшественник. Впоследствии храму был дан статус кафедрального собора Владивостокской епархии. С 28 апреля 1910 года, по прошению отца Иоанна, он был переведен священником в церковь 3-го отряда пограничной стражи Заамурского округа, которая располагалась на разъезде Эхо Восточно-Китайской железной дороги. В этой должности отец Иоанн находился до расформирования отряда пограничной стражи в июле 1920 года [1]. В начале ХХ века началось активное освоение и заселение необжитых земель Дальнего Востока переселенцами из центральной России. В соответствии с указом императора Камчатская епархия с 1 января 1899 года разделялась на два новых округа: Благовещенскую и Владивостокскую епархии. Владивостокская епархия заняла обширную территорию площадью 1 200 000 кв. верст, объединяя город Владивосток, Приморскую область (Южно-Уссурийский край, Чукотка, Камчатка) и остров Сахалин [4, с. 24]. Указом Святейшего Синода епископом Владивостокским и Камчатским был назначен преосвященный Евсевий (в миру Евгений Иванович Никольский), бывший епископ Камчатский и Благовещенский. В 1913 году, во время прохождения службы в качестве военного священника в 3-м отряде пограничной стражи Заамурского округа, в ознаменование 300-летия Царствующего Дома Романовых он был награждён светло-бронзовой медалью в честь этого события [1]. В дореволюционный период своего пастырского служения отец Иоанн Фёдорович Тростянский также был награжден церковными наградами за усердную службу Церкви – набедренником, камилавкой и наперсным крестом.
С 1 августа 1920 года Тростянский продолжает службу на Восточно-Китайской железной дороге настоятелем храма Святителя Николая на станции Эхо [1]. 16 декабря 1922 года был переведён настоятелем Пророко-Ильинского храма на станции Чжалайнор [1]. В силу политических причин после революции 1917 года и гражданской войны в России прервалась связь Китайской Православной Церкви с Московской Патриархией. Духовная миссия в Китае перешла во временную юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. В Китай начался массовый приток русских беженцев, которые стали составлять подавляющую часть православной паствы. Главной задачей клира в этих условиях было окормление многочисленной русской диаспоры. До середины 40-х гг. ХХ века православные общины на территории Китая находились в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей, которая имела здесь две самостоятельные епархии: Харбинскую на северо-востоке и Пекинскую , охватывавшую приходы остальной части страны. В пределах епархии в 1920-х годы оказалось около пятисот тысяч русских. 7 мая 1923 года отец Иоанн переведен настоятелем церкви в честь святой мученицы царицы Александры Римской на станции Бухэду [1]. В декабре 1925 года он был возведен в сан протоиерея архиепископом Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым). 16 мая 1898 года, когда был заложен первый барак для будущих строителей КВЖД, считается датой основания Харбина. Позднее вокруг него выросло небольшое поселение, получившее название «Старый Харбин». После Октябрьской революции многие участники Белого движения бегут в Харбин. Именно сюда отступили разбитые в Сибири и на Дальнем Востоке красными части армий Колчака, атамана Семёнова и барона Унгерна. Небольшая узловая станция КВЖД в короткое время из поселка превратилась в город. Первая церковь Харбина, расположенная в районе т.н. Старого Харбина в доме работника КВЖД Анпера, была деревянной, небольшой и скромно оформленной. По сути, это была домовая церковь, ставшая первым православным храмом в Манчжурии. Из 400 тысяч населения Харбина китайцев было немного более 100 тысяч, русских тоже около 100 тысяч человек. Русские, которые обслуживали железную дорогу, подчинялись советскому и китайскому правительству одновременно. Из 100 тысяч русского населения Харбина примерно 50 % были белоэмигранты, и почти 40 % – люди, считавшиеся советскими гражданами. Харбин – сравнительно небольшой город, но в нём была построена 21 православная церковь, и все они в воскресные и праздничные дни наполнялись молящимися. Помимо множества православных церквей, в городе действовали два православных монастыря (мужской и женский), а также два костёла, лютеранская кирха, три мечети, две синагоги, три старообрядческих церкви. Новое каменное здание храма святителя Николая в городе Харбине Старом в 1926 году усилиями прихожан и настоятеля прихода протоиерея Валентина Синайского было возведено за кродчайшие сроки – три месяца. За образец был взят один из храмов в Красном Селе под Санкт-Петербургом. Архитектор, выполнивший проект, неизвестен. Новый храм вмещал до 500 человек и был освящён митрополитом Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым). Внутри храм был выбит фанерой и построен в стиле псковских храмов [5, С. 16]. 14 июля 1927 года протоиерей Иоанн Тростянский переведён настоятелем храма святителя Николая в городе Харбине Старом [1]. Церковь располагалась в саду, среди ветвистых деревьев и цветников, где прихожане в свободные часы находили отдых. На месте старого храма была оставлена часовня-памятник Венценосным Мученикам российским, которую торжественно освятили митрофорный протоиерей Петр Рождественский и протоиерей Андрей Голоскевич 9/22 мая 1931 года. Из Якэши, куда я вернулся на лошадях, я выехал на станцию Бухэду. 17 июля, в субботу, я совершал всенощную, а на другой день литургию. Мне сослужили: о[тец] прот[оиерей] И[оанн] Тростянский, только что получивший указ епархиальной власти о переводе его настоятелем церкви в Старый Харбин, и вновь назначенный настоятелем бухэдинского храма отец прот[оиерей] Владимир Чертыковцев. Весть о переводе о[тца] Иоанна Тростянского со станции Бухэду повергла в глубокую печаль всех жителей поселка, ибо о[тец] Иоанн Тростянский пользовался горячей любовью всех прихожан, как добрый пастырь, поставивший на должную высоту и приходскую жизнь, и благолепие храма. Кроткий, тихий нрав и большие административные и хозяйственные таланты о[тца] Иоанна стяжали ему общую любовь и уважение. Его отъезд был отмечен, с благословения архиепископа Мефодия, со стороны прихожан поднесением драгоценного креста с украшениями и теплого сердечного адреса любимому пастырю».Русское слово. Харбин, 1927. 3августа[1]. В сентябре 1929 года архиепископом Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым) протоиерей Иоанн Тростянский награжден правом ношения палицы [1].
21 ноября 1930 года отец Иоанн был поставлен настоятелем храма при Доме милосердия и заведующим приютом в Харбине [1]. Дом Милосердия в Харбине – приют для детей-сирот и престарелых – был основан епископом Камчатским Нестором (Анисимовым). Находился на территории храма в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости, рядом с которым позже была построена часовня-памятник Венценосным Мученикам российским и убиенному королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. Епископ Нестор (Анисимов) – личность выдающаяся и легендарная. Миссионер, основатель Камчатской Духовной Миссии и Камчатского Православного Братства, герой Первой Мировой войны, участник Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов. В 1916 году по постановлению Святейшего Всероссийского Синода избран первым самостоятельным епископом Камчатским и Петропавловским. После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска-Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, владыка изгоняется большевиками из Камчатки. Дальнейший путь епископа Камчатского и Петропавловского Нестора лежал в китайский город Харбин (Маньчжурия), где он провел более 25 лет эмигрантской жизни. В 1921 году епископ Нестор основывает Камчатское подворье в городе Харбине, а позже Дом Милосердия и трудолюбия, что позволило сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Здесь и нес свое послушание отец Иоанн. В 1932 году Харбин вместе с другими китайскими территориями был оккупирован японцами и вошёл в состав марионеточного государства Маньчжоу-го. Японцы быстро установили новые порядки, как следствие русские стали всё активней уезжать на юг (в Шанхай) или за границу. Особенно отток русских усилился после того, как в 1935 году Советский Союз продал свою долю собственности в КВЖД Маньчжоу-го. Из-за этого многие русские железнодорожники с семьями, имевшие советские паспорта, уехали на родину. Однако там их судьба сложилась трагически. В 1937 году согласно приказу НКВД № 00593, в котором 2 пункт начинался словами «Аресту подлежат все харбинцы:…», десятки тысяч были арестованы и репрессированы. Многие из них были расстреляны или погибли в лагерях. Харбин же перешёл под полную власть японской жандармерии и находился под контролем японской администрации [8]. В середине 1930-х годов батюшка переезжает на территорию нынешней Северной Кореи в курортное местечко Омпо, в русский посёлок «Новина». До конца 1880-х годов Корея находилась в сильной зависимости от Китая и Японии, Корея обрела формальную независимость от Китая по Симоносекскому договору 1895 года, а 12 октября 1897 года корейский король Коджон провозгласил себя императором. Но вскоре, после тысяч лет независимости Корея была захвачена и оккупирована Японской империей. С 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией. Дачный посёлок «Новина», фактически небольшой русский курорт, в 50 км к югу от Чхонджина был основан семьёй русских предпринимателей эмигрантов Янковских в 1926 году. Корея была тогда единой, хоть и входила в состав Японской Империи. Здесь отдыхали многие известные личности из числа русской и иностранной элиты Шанхая и других городов Китая, укрывавшиеся от летней жары. Здесь, как и в недалеком «Лукоморье», морском курорте Янковских, дачный сезон проводили известные артисты, художники, литераторы. Устраивались театральные вечера, концерты, танцы. Играли в волейбол и теннис. Отдыхающие ходили на экскурсии в ближайшие места. У поселка было необыкновенно красиво, шумная горная речка, рядом тайга, поросшие лесами горы [6]. Построенный Ю.М. Янковским для русских эмигрантов храм в 1937 году был освящен в честь Воскресения словущего, то есть праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме – события, совершившегося в 355 году. Отец Иоанн вскоре становится настоятелем новопостроенного храма [1]. Миссионерский стан с домовой церковью в Пхеньяне и Воскресенский храм в имении «Новина» оставались в ведении Харбинской епархии РПЦЗ до 1940-х годов. Прислуживание в церкви. В Новине была православная церковь, построенная семьей Янковских, со штатным священником, отцом Иоанном Тростянским. Году в 1938-ом мама решила, что хорошо было бы мне с братом Вивой там прислуживать. Решение это сыграло большую роль в моей жизни, т.к. о. Иоанн был преданным своему делу священником и научил меня уважать богослужение и таинства, связанные с его исполнением. Сшили нам стихари, и мы стали прислуживать по субботам во время всенощной, во время литургии в воскресенье, а также во время престольных праздников, часто сопровождавшихся крестным ходом и водосвятием. Я очень любил прислуживание. Отец Иоанн служил благолепно, и в алтаре чувствовалось присутствие Высшей Силы, особенно во время таинства причастия, когда хор пел «Верую», а над чашей парило в руках священника полотно, украшенное вышитыми священными символами. Я искренне верил, что в это время вино и хлеб превращаются в тело и кровь Христа… Крестные ходы были замечательно красивым событием. После литургии молящиеся брали в руки хоругви, украшавшие стены храма, и шли по дачной дороге в район столовой, где о. Иоанн служил молебен, всегда сопровождавшийся освящением протекавшей рядом воды реки Омпо. До сих пор помню, как торжественно пел хор: «Спаси, Господи, люди Твоя И сохрани достояние Твое. Победы благоверным людем Твоим Над сопротивными даруяй, И Твое сохраняли крестом Твоим жительство». При этом о. Иоанн кропил молящихся водой из освящённой реки. Незабываемо всё это. Вспоминаю два события из своей карьеры служки. Одной из моих обязанностей было, придя одним из первых в церковь, звонить в колокол, призывавший верующих к службе. В один из тихих летних вечеров пришёл я в церковь и стал усиленно звонить в колокол. При этом я видел, как по крутым ступеням медленно поднималась в храм регент церковного хора Наталья Николаевна Янковская, вдова незадолго до этого убитого террористами в Шанхае Павла Михайловича Янковского, брата Юрия Михайловича. Придя в храм, она чинно осенила себя крестным знамением и подошла ко мне, что меня очень обрадовало. «Миша, - сказала она, - я очень люблю церковный звон. Он обычно создает в душе спокойное молитвенное настроение. Но, к сожалению, я не испытала этого сегодня. Ты, увы, бил в колокол как в набат, и хотелось мне не спокойно идти, а в тревоге бежать в церковь. Пожалуйста, в будущем всегда звони спокойно и благолепно. Ладно?» Я, конечно, пообещал ей изменить свой стиль и до сих пор со стыдом вспоминаю этот промах. Наталию Николаевну, кстати, очень любили не только я, но и все прихожане и хористы. Светились из её глаз любовь и доброжелательность. Такой же была её дочь-подросток Таня, тоже певшая в церковном хоре. Прожил я уже долгую жизнь, но никогда не видел я более прекрасных очей и очертания лица, чем у этой молодой Янковской. Второй случай относится тоже ко всенощной. В тот раз я не звонил в колокол, а едва-едва успел попасть в церковь до прихода о. Иоанна. Дело в том, что незадолго до этого родители подарили мне на день рождения (13 августа) духовое ружьё, и я весь день лазил по сопкам, окружавшим Новину, в поисках дичи. Стрелял я в шустрых бурундуков, горлиц и разных других пичуг, но все время мазал. Но вот минут за двадцать до службы я взял на мушку какую-то плаху и свалил ее из своего ружья. С радостью кинувшись к ней, я увидел перед собой маленькое трепещущее тельце размером с канарейку, из клюва которого лилась кровь. Мне моментально стало стыдно за это убийство невинной твари. Я закопал ее в рыхлой земле и поспешил в церковь. Стоя в алтаре, я увидел кровь на своих руках и почувствовал себя настоящим злодеем. Я рассказал об этом дома, и мама сказала мне, что можно охотиться на дичь, которую будешь есть, но грех бесцельно убивать любое живое существо. Этот урок запомнился мне на всю жизнь[6]. В 1938 году по ходатайству архиепископа Нестора (Анисимова) отец Иоанн будет поощрен от Синода Русской Православной Церкви Заграницей иконой Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Такое название носил и храм в Харбине, где он много лет служил. Поместье «Новина» представляло собой в патриархальной Корее уникальное предприятие, которое рухнуло в одночасье в сентябре 1946 года, когда было конфисковано советскими властями. Разделение Кореи на Северную и Южную Корею произошло в 1945 году после поражения Японии, до этого правившей Кореей, во Второй мировой войне. США и СССР подписали соглашение о совместном управлении страной. Линия раздела зон влияния двух сверхдержав прошла по 38-й параллели. Сыновья Валерий и Юрий, добровольно ушедшие служить переводчиками в Красную армию, сразу после её прихода в Корею в августе 1945 года, и сам Юрий Михайлович были арестованы. Отец не вынес тягот заключения и скончался в 1950-х годах в лагере на станции Чукша – между Тайшетом и Братском. Точное местонахождение его могилы неизвестно. Валерий тоже прошел через ГУЛАГ и в начале 1960-х годов был реабилитирован. В 2000 году он опубликовал повесть о своей семье, которую назвал «От Гроба Господня до Гроба ГУЛАГА» и посвятил «канувшим в Лету поколениям» [7]. 17 ноября 1947 года отец Иоанн был временно назначен даже начальником Православной Духовной миссии в Северной Корее митрополитом Нестором (Анисимовым). Митрополит в 1945 воссоединился с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, и был назначен Митрополитом Харбинским и Маньчжурским, Экзархом Восточной Азии РПЦ. Российская Духовная Миссия в Корее была учреждена указом Святейшего Синода от 2-4 июля 1897 года. После окончания Второй мировой войны южнокорейские власти и американская оккупационная администрация в течение нескольких лет вели борьбу за овладение Русской Православной миссией в Сеуле, пытаясь вывести её из-под юрисдикции Московской Патриархии. Не имея возможности сделать это каким-либо законным путем, власти Южной Кореи незаконно выслали из страны архимандрита Поликарпа (Приймака), отказавшегося передать миссию в юрисдикцию митрополита Феофила (Пашковского) – главы так называемого «американского раскола». Итогом многочисленных внутренних конфликтов стало прекращение миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Корее, и оно произошло исключительно по политическим причинам.
Всечестной о. Протоиерей Иоанн Мною отправлены тебе два письма с указами о твоем новом высоком назначении, но не знаю, получил ты их или нет, поэтому посылаю тебе копию указа о назначении тебя Начальником Православной Духовной Миссии в Корее и копию письма из Канцелярии Восточно-Азиатского Экзархата о поминовении. Приветствую тебя с возложением на тебя митры и столь высоким назначением и не допускаю мысли, что у тебя найдутся мотивы для отклонения данного распоряжения.
Если тебе не удастся по каким-либо причинам выехать в Сеул и собрать там нужные сведения и в случае если о. Архимандрит ПОЛИКАРП жив (Начальник Корейской Миссии в Сеуле), поручается тебе возглавить Православную Духовную Миссию в Северной Корее. С титулом Начальника Православной Духовной Миссии в Северной Корее. Прошу тебя прислать мне обстоятельный доклад по этому поводу, то есть собрать возможно полные сведения о количестве православных верующих людей в Северной Корее – корейцев и других национальностей, имеются ли корейские священнослужители, как явные так и не явные (скрывающие свой сан). По обследовании желательно знать твое заключение, где и в каком городе обосновать резиденцию Православной Духовной Миссии в Северной Корее. Составь смету на содержание Миссии и какие есть материальные возможности в настоящее время там, на месте, если нужна субсидия, то в каком размере? Нужны ли священнослужители? Куда и сколько? Возможность их материального обеспечения? Все эти сведения мне очень важны и нужны для доклада в Москву Святейшему Патриарху. В скором времени я предполагаю выехать в Дальний и в Корею, где совместно обсудим план работы миссии и разрешим все вопросы, которые к тому времени выяснятся. Сноситься с нами можно лучше всего дипломатической почтой через Генеральное Консульство, конечно, не упуская всех других возможных путей. Считая тебя вполне достойным такого высокого назначения, я с радостью утвердил предуказанную мне твою кандидатуру на этот пост и уверен, что ты приложишь все усилия и старания с честью выполнить порученное тебе дело возглавления миссии, которая имеет большое значение для Русской Православной Церкви. Прошу принять от меня в подарок посылаемую при сем митру, которую ты и возложи на себя по моему поручению – АКСИОС. Пиши мне, пожалуйста, почаще и подробнее. Укажи, каким путём лучше с тобою сноситься, чтобы наверное письма мои доходили до тебя и с своей стороны не упускай ни одного случая, когда можно нам послать какую-нибудь весточку с попутчиком. Привет и благословение твоей матушке, Павлику с супругой и всем Вашим.
Экзарх Восточной Азии Московской Патриархии + Митрополит Нестор[1]
В Корее постепенно разгоралась гражданская война. В 1948 году отец Иоанн решил вместе с семьёй вернуться на Родину. Для этого он подал заявление в Советскую Военную комендатуру города Пхеньяна, будущую столицу Северной Кореи. В апреле был принят на учет, а 28 февраля 1948 года получил удостоверение, заменяющее паспорт советского гражданина [1]. Но в СССР отец Иоанн вернулся лишь в 1955 году. Его с семьей как репатриантов поселили в Сибирь, в одну из деревень Красноярского края, где ни ему, ни членам его семьи работы не нашлось. Он написал митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцеву), которого он знал ещё по жизни на Дальнем Востоке, письмо с просьбой о принятии на службу.
Митрополит определил его на место настоятеля Никольской церкви в городе Топки Кемеровской области, где отец Иоанн прослужил до середины августа 1956 года. 15 сентября 1956 года протоиерей Иоанн Фёдорович Тростянский был назначен настоятелем Покровской церкви в городе Прокопьевске Кемеровской области. 5 июля 1958 года «митрофорный протоиерей о. Иоанн Тростянский переводится в город Минусинск Красноярского края настоятелем Спасского собора г. Минусинска, с освобождением от должности настоятеля Покровской церкви города Прокопьевска» [1]. После возвращения на родину отец Иоанн награждался Патриаршей и Архиерейской грамотами. Семья отца Иоанна Тростянского. Отец Иоанн женился на дочери казака Амурского казачьего войска девице Зиновии Ивановне Поповой, родившейся 20 октября 1882 года. Когда и где они были венчаны, точно неизвестно. Венчание произошло, вероятно, в декабре 1908 года во Владивостоке. Где родилась невеста отца Иоанна, тоже точно неизвестно. Отец Иоанн с матушкой Зиновией воспитали четырёх сыновей. Старший сын Сергей родился 11 сентября 1909 года. Он был репрессирован и умер в одном из советских лагерей в 1952 году. Второй сын, Павел, родился 24 июня 1911 года. В городе Харбине он окончил гимназию, затем техникум горных инженеров. Увлекшись музыкой, научился играть на гитаре и мандолине. Играл в любительском оркестре народных инструментов в Харбине. Мечта учиться играть на скрипке осуществилась лишь тогда, когда ему исполнилось 20 лет. Он смог приобрести инструмент, найти преподавателя и за два года обучился игре на любимом инструменте. В дальнейшем он сам поддерживал форму, играя, насколько позволяли время и условия [3]. Женат на Любови Алексеевне Тростянской. После переезда в Минусинск в 1959 году был приглашен работать педагогом по классу скрипки в местную музыкальную школу. Среди его первых учеников – сын Борис Тростянский [3]. Третий сын отца Иоанна, Алексей, был убит японской военщиной. Четвёртый сын, Олег, переехал в Австралию, где впоследствии умер. В 1959 году в возрасте 81 года отец Иоанн был освобожден от обязанностей настоятеля Спасской церкви города Минусинска и выведен за штат. Протоиерей Иоанн Тростянский скончался 6 января 1969 года в городе Минусинске Красноярского края. Его матушка, Зиновия Ивановна Тростянская, урождённая Попова, умерла в Минусинске в 1975 году, похоронена в одной ограде с мужем на городском кладбище. Литература 1. Семейный архив Тростянских. 2. Выпускники Воронежской духовной семинарии // Петербургский Генеалогический Портал URL: https://clck.ru/34aoid (дата обращения: 20.03.2023 г.). 3. История струнно-смычкового отделения // Детская музыкальная школа г. Минусинск Портал URL: https://clck.ru/34aojz (дата обращения: 20.03.2023 г.). 4. Сердюк М.Б. Православные епархии, епископы и монастыри на Дальнем Востоке России в к. XIX – нач. XX вв. // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока: Сб. науч. трудов. Том IV. Владивосток, 1999. С. 23-29. 5. Св. Николаевская церковь в Ст. Харбине Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Православные храмы в Северной Маньчжурии. - Харбин, 1931. 6. М.М. Гинце М.М. Новина и Лукоморье поместья семьи Янковских в Корее (воспоминания юного дачника) «Русская Атлантида» (Челябинск), №№ 13-15 за 2004-2005 гг. Портал URL: https://koryo-saram.site/novina-i-lukomore-pomestya-semi-yankovskih-v-koree-vospominaniya-yunogo-dachnika/?ysclid=lp9xbi3dpl896036013#_ftn1 (дата обращения: 20.03.2023 г.). 7. Янковский В.Ю. «От гроба Господня до гроба ГУЛАГа. Быль». Ковров: ООО НПО «Маштекс», 2000. С. 256 8. Ефремова А. Харбин: русская пристань на китайской земле. Информационный портал фонда «Русский мир». Портал URL: https://russkiymir.ru/publications/314047/?ysclid=lpcm1pqucr976654201 (дата обращения: 20.03.2023 г.). Живоносный Источник №4 (27) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 279 |