|
||||||||||||||
ГУЛЯЕВ В.В., иерей. Красноярская кафедра в 1940-х годахУДК 271.2 Гуляев В.В., иерей кандидат богословия Новосибирская православная духовная семинария г. Обь, Россия
КРАСНОЯРСКАЯ КАФЕДРА В 1940-Х ГГ.
Аннотация. Церковная жизнь в Сибири в военный и послевоенный период представляет интерес для исследователей истории Русской Церкви. В 1940-е годы в Красноярском крае, который входил в состав Новосибирской и Барнаульской епархии, имелось огромное количество проблем и задач по налаживанию и благоустройству церковной жизни. В первую очередь необходимо было решить вопрос с увеличением числа православных приходов, к числу первоочередных проблем также относился кадровый дефицит духовенства. Во второй половине 1940-х годов развернулась «борьба» за Красноярскую кафедру, на которую претендовало 4 кандидата. Целью статьи является обзор архивных источников по истории Красноярской епархии в указанный период. Для достижения поставленной цели были проанализированы архивные дела ГАРФа по Красноярскому краю за 1944-1950-й годы.
Ключевые слова: Красноярск, Новосибирск, история Русской Православной Церкви, архиепископ Варфоломей (Городцов), епископ Иоанникий (Сперанский), уполномоченные по делам Русской Православной Церкви, открытие храмов, духовенство, церковная жизнь. В конце 1930-х годов церковная жизнь на огромной территории Сибири и Дальнего Востока от Тобольска и до Владивостока практически прекратилась. Большая часть духовенства и верующих была подвергнута репрессиям, храмы закрыты и/или уничтожены, либо переданы под нужды светской власти. В результате антирелигиозной политики государства на территории Красноярского края в период с 1939 по 1942 годы не оставалось ни одного действующего православного прихода. С 27 декабря 1942 года до февраля 1944 года Красноярской епархией управлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) [16, с. 90]. По его ходатайству был открыт храм «в деревне Николаевка, расположенной в 5 километрах от Красноярска, хотя со всей епархии ему поступали ходатайства о восстановлении храмов. Владыка отправлял их в Москву, но ответа не получал» [19, с. 61-63]. Из вышесказанного становится очевидным, что епархия по факту состояла из одного храма. Община Никольской (кладбищенской) церкви Красноярска была зарегистрирована в 1942 году, но богослужения в храме переоборудованной часовни начались лишь в январе 1943 года. В начале 1944 года эта община ходатайствовала о присоединении к Покровской церкви Красноярска, и 5 апреля 1944 года разрешение было получено. «…Никольская церковь осталась в ведении общины как подсобная для совершения отпевания покойников» [5, Л. 16], тем самым церковная община Никольской (кладбищенской) церкви слилась с общиной Покровского храма [1, Л. 83]. В тоже время в Красноярском крае действовало много незарегистрированных священников, по сообщениям уполномоченного в Совет по делам Русской Православной Церкви, «…в районах края свыше 100 человек ссыльного священства, значительное количество монашествующих в сельской местности» [3, Л. 55]. В качестве примера деятельности незарегистрированного духовенства уполномоченный приводит следующий случай: «иеромонах Лопарёв организовал молитвенный дом со всем необходимым культовым имуществом. Вокруг него собирается – репрессированные за кулачество, бывшие крупные торговцы, монахини. Совершается исповедь. В проповедях Лопарёв говорит: «Наша Святая Русь обесчестилась… Напали на нас волки и растерзали. Мы верующие пошли на удочку у неверующих и продали свою Святая Русь. Оставьте всё житейское, не думайте ни о чём. Не исполняйте требований начальства, направленных против божьего закона… Я говорил с уполномоченным, который после моих слов исчез как сатанинское явление от Божьего Креста и сказал мне, уходя: «Иди, старец, и служи!» [2, Л. 81]. Для полноты картины сообщается о том, что в селе Заледеево восемь монахинь во главе с матерью Александрой и незарегистрированным отцом Николаем организовали в замаскированной большой землянке молитвенный дом, где совершаются службы и требы. Относительно данной ситуации уполномоченный делает весьма интересное заключение: «При наличии в районах сильно развитой нелегальной религиозной деятельности, есть необходимость легализовать её через открытие церквей» [3, Л. 57]. Постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви в крае разрешено открытие 13 храмов. К 1 января 1946 года было открыто 6 приходов, общины и священники были зарегистрированы, а исполкомам даны указания о передачи церковных зданий [4, Л. 107].
Посещение Красноярска архиепископом Варфоломеем (Городцовым)
Первая поездка архиепископа Варфоломея (Городцова) в Красноярск состоялась в октябре 1944 года. В этот приезд архипастыря сопровождал диакон Георгий (Юрий) Никифоров. В 1944 году уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Красноярскому краю Лаксенко поступило 18 ходатайств об открытии храмов, 7 из них были отклонены, 2 - удовлетворены. В состав края входило 9 районов и Хакасская автономная область. По состоянию на 1 января 1945 года в крае было три действующих церкви: две в Красноярске и одна в Абакане (Хакасия) [2, Л. 81]. Преосвященный Варфоломей с 20 июня по 16 июля 1947 года посещал приходы Красноярского края. За это время архиерей в сопровождении секретаря, архимандрита Никандра (Вольянникова), посетил Ачинск, Абакан, Минусинск и Красноярск [15, с. 61]. К концу 1946 года в крае с населением более 2 миллионов человек насчитывалось уже 13 [6, Л. 46], а на начало 1947 года - 15 храмов [6, Л. 93]. В 1948 году число храмов в крае достигло 18-ти. Кадровый вопрос в Красноярском крае стоял не особенно остро: на 17 действующих приходов приходилось более 30 священнослужителей. Владыке Варфоломею удалось увеличить штат Покровского собора Красноярска до пяти священников [9, Л. 43]. «Борьба» за Красноярскую кафедру Во второй половине 1940-х годов на фоне открытия храмов в крае разворачивается негласная борьба за вакантное место красноярского архиерея, викария Новосибирской епархии. Первым претендентом стал епископ Иоанникий (Сперанский). В конце марта 1946 года епископ Иоанникий (Сперанский) побывал на приёме у уполномоченного по делам РПЦ по Красноярскому краю. Из отчёта об этой беседе мы узнаём, что: «он [епископ] сам рассказывает, что находится на покое, в 1941 году эвакуирован из города Валдая Ленинградской области и проживает в с. Малая Камарчага. На вопрос: «На – какие средства живет?» Отвечал: «Живу как птичка Божия!» Он выразил недовольство тем, что не был прописан в Красноярске городским советом, когда был назначен архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким) епархиальным епископом Красноярским» [5, Л. 14], что маловероятно, так как святитель Лука вряд ли имел полномочия оставлять его своим преемником на Красноярской кафедре. Вторым кандидатом был бывший григорианский епископ Феодосий (Борисов), проживающий в г. Ачинске, которого патриарх Алексий принял в общение в сане иеромонаха. Архиепископ Варфоломей назначил иеромонаха Феодосия благочинным Кемеровской епархии, но последний по неизвестным причинам оказался в Красноярске. Красноярскому благочинному отец Феодосий заявил, что командирован в Красноярск и Туву владыкой Варфоломеем, в городе, по сведениям уполномоченного, игумен распространял слухи, что со временем он будет назначен красноярским архиереем. В 1947 году отец Феодосий вновь появился в Красноярском крае, служил в различных храмах, выяснял мнение духовенства относительно возможных кандидатов на Красноярскую кафедру. Третий кандидат - протоиерей Виктор Акимов - служил в Покровском храме города Красноярска, в июле 1946 года был пострижен архиепископом Варфоломеем в монашество с наречением имени Тихон и возведён в сан архимандрита по благословению патриарха Алексия. В 1947 году инициативная группа верующих Красноярска написала письмо патриарху Алексию с просьбой поставить на Красноярскую кафедру архимандрита Тихона, патриарх отправил письмо на рассмотрение архиепископу Варфоломею [7, Л. 11]. Другая часть верующих выдвигала на место Красноярского архиерея четвёртого кандидата - архимандрита Игнатия (Демченко), настоятеля Уярской церкви [6, Л. 45], впоследствии ставшего епископом Кировоградским и Николаевским. Споры о Красноярской кафедре временно разрешились с назначением 4 августа 1947 года епископа Софрония (Иванцова), который долгое время (с 1922 г.) находился в обновленческом расколе и принёс покаяние лишь в феврале 1946 г., викарием Новосибирского епархии; уполномоченному было предписано обращаться с ним «подчёркнуто вежливо, чтобы не допускать никаких столкновений» [7, Л. 40]. Однако 24-го декабря 1947 года вскоре после приезда в Красноярск владыка Софроний скончался на квартире у благочинного протоиерея Всеволода Попова. Отпевание совершал епископ Иоанникий (Сперанский) [7, Л. 40]. Еп. Иоанникий (Сперанский) в Красноярске Неофициальная борьба за епископскую кафедру закончилась в начале февраля 1948 г., когда епископ Иоанникий (Сперанский) был назначен викарием Новосибирской епархии с титулом Красноярский [8, Л. 2]. Все его права и обязанности сводились к служению в Покровском храме Красноярска, содержание составляло 10 тысяч рублей в месяц. В начале своей деятельности епископ Иоанникий пытался принять участие в управлении вверенной ему епархии, но, после того как «компетентные органы» дали ему понять, что он может об этом не беспокоиться, он смирился со своим положением и отдавал все силы служению во вверенном ему храме [8, Л. 3], в частности говорил патриотические проповеди и осуждал фашизм. В проповеди на 9 мая 1948 года епископ резко осуждал фашизм как врага всего человечества, отметил ведущую роль СССР в деле разгрома фашизма и спасении человечества от «коричневой заразы», а также указал на колоссальные человеческие жертвы и призвал народ «усердно молится за павших воинов и восстанавливать разрушенное войной хозяйство» [8, Л. 23]. В июне 1948 г. владыка Иоанникий устраивал банкет по случаю 25-летия своей архиерейской хиротонии. В целом, жизнь викария протекала без особых проблем, но в один день его служение на Красноярской кафедре резко оборвалось. Владыка Варфоломей с 17 по 24 февраля 1949 г. совершал очередной визит в Красноярск [10, Л. 19]. После литургии 20 февраля в Покровском храме пионерка Мормулёва в пионерском галстуке (учащаяся, дочь коммунистки Марии Мормулёвой) преподнесла владыке Варфоломею торт с надписью: «Дорогому, глубокоуважаемому владыке Варфоломею от детей-пионеров» [9, Л. 4]. Прихожане, видя происходящее, были в недоумении – архиепископ Варфоломей отнёсся к этому жесту неодобрительно. Как выяснилось позже, организовал это мероприятие викарный епископ Иоанникий (Сперанский). Семья Мормулёвых была тесно связана с епископом, он крестил одну из дочерей Марии Мормулёвой. За этот поступок епископ Иоанникий был снят с регистрации, через некоторое время арестован органами МГБ, а Мария Мормулёва исключена из партии [9, Л. 20]. По рассмотрении дела епископ был осуждён «за антисоветскую агитацию… в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет, считая срок с 26 апреля 1949 г.» [17, с. 141]. Дальнейшая судьба епископа Иоанникия до 1956 г. неизвестна, но в 1956 г. владыка Иоанникий был определён на жительство в Кицканский монастырь Кишинёвской епархии, где проживал на покое до его закрытия в 1962 году. И хотя точно установить дату отбытия владыки Иоанникия из Красноярска весьма проблематично, известно, что он участвовал во встрече митрополита Нестора (Анисимова) в 1956 году, когда последний прибыл на кафедру в Новосибирск [18, с. 8]. Из отчетов уполномоченного П.Т. Гусева, следует, что Красноярское викариатство прекратило своё существование в 1949 году [9, Л. 20] в связи с арестом епископа Иоанникия. Красноярское викариатство Новосибирской епархии просуществовало ровно год с февраля 1948 г. до февраля 1949 г. В сентябре 1949 года митрополит Варфоломей снова находился в Красноярске и служил в Покровской церкви. По словам уполномоченного по Красноярскому краю Петра Тимофеевича Гусева, «церковь была заполнена на половину», в связи с чем он сообщает в Совет о том, что заметка игумена Тихона (Акимова) в «Журнале Московской Патриархии» № 4 за 1949 год, в которой последний описывает визит архиепископа Варфоломея в Красноярск в феврале 1949 года («тысячная толпа верующих со слезами благодарила Владыку за приезд…») [13, с. 54], является вымыслом автора. «Храм также был заполнен прихожанами наполовину, а слёзы умиления вообще не свойственны сибирякам в подобных случаях» [9, Л. 40]. Красноярское благочиние Новосибирской епархии митрополит Варфоломей посещал ежегодно: в 1950 [11, Л. 50], в 1951 [12, Л. 75] и в 1952 годах [13, с. 65]. Литература
Источники 1. ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 9. Информационные отчеты уполномоченных о работе и положении и деятельности РПЦ по РСФСР за III квартал 1944 г.; переписка с уполномоченными. Т. 2. 2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 12. Информационные отчеты уполномоченных Совета по РСФСР за IV квартал 1944 г. и I квартал 1945 г. 3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 39. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1945 г. Т. III. 4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 48. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. Т. 1. 5. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 85. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1946 г. Т. II. 6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 92. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за III квартал 1946 г. Т. IV. 7. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 166. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Красноярскому краю и переписка с ним за 1947 г. 8. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 311. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Красноярскому краю и переписка с ним за 1948 г. 9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 471. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Красноярскому краю и переписка с ним за 1949 г. 10. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 498. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1949 г. 11. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 648. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1950 г. 12. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 776. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1951 г. Литература 13. Акимов (1949) – Акимов Т., иг. Из Красноярской епархии. Посещение Красноярска Высокопреосвященным Варфоломеем, Архиепископом Новосибирским и Барнаульским. // Журнал Московской Патриархии, 1949. № 4. С. 54. 14. Акимов (1952) – Акимов Т., иг. Из Новосибирской епархии. Архипастырские служения в г. Красноярске. // Журнал Московской Патриархии, 1952. № 9. С. 65. 15. Вольянников (1947) – Архимандрит Никандр (Вольянников). Из Красноярской епархии // Журнал Московской Патриархии, 1947. № 9. С. 61. 16. Галкин – Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года. Вестник церковной истории. 2008. № 2(10). URL: https://sedmitza.ru/lib/text/692010/ (Дата обращения: 25.10.2022). 17. Кожевников (2020) – Кожевников С.В. Красноярский период (1941-1944) жизни и деятельности святителя Луки (хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого) / С. В. Кожевников. - Красноярск: ООО «Типография КАСС», 2020. - 260 с. 18. Летопись (1956) – Летопись церковной жизни. Архипастырские труды // Журнал Московской Патриархии, 1956. № 11. С. 8. 19. Марущак (2007) – Марущак В., протод. Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. // М.: Даниловскмй благовестник. 2007. 415 с. «Живоносный Источник» №3 (26) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 259 |