Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 16.02.2023 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

К истории Успенской церкви села Устьянцева Каинского уезда


К истории Успенской церкви села Устьянцева Каинского уезда

Дмитрий ЕВСЮКОВ,

историк-краевед, член Новосибирского историко-родословного общества, г. Москва


 
Аннотация: В статье обобщена история Успенской единоверческой церкви села Устьянцево Барабинского района Новосибирской области в дореволюционный период. Рассмотрены хозяйственные и экономиче­ские аспекты функционирования церкви, особенности формирования ее прихода, описана деятельность священнослужителей, систематизирована автобиографическая информация о членах причта. В рамках проведения исследования были привлечены архивные материалы из фондов нескольких российских архивов, изучены справочные, научные и периодические издания дореволюционного периода.
Ключевые слова: село Устьянцево, Нижне-Каинская волость, единоверие, Успенская церковь, священник Петр Соколов, епископ Макарий (Невский), Томская епархия

О селе Устьянцево

Принято считать, что село Устьянцево Ба­рабинского района Новосибирской области возникло в 1620 году [3, с. 248]. Однако вни­мательное изучение архивных источников показало, что произошло это гораздо позже. В «Сказках 3-й ревизии по Колывано-Воскресенским заводам, острогам, селам, деревням Чауского острога и Каинскому форпосту» за 1763-64 гг. из населенных пунктов, кото­рые в последующем, XIX веке, относились к Нижне-Каинской волости, упомянуты, на­пример, деревни Гутова, Маркова и Осинцева, из Верхне-Каинской - Киселева, Козина, Малинина и Помельцева. Однако деревни Устьянцево еще нет [20].

Деревня Усьянцова впервые появляется в исповедной ведомости Спасской церкви города Каинска за 1793 год. Тогда деревня состояла всего из трех дворов, в которых со своими семьями проживали братья Никифор, Яков и Егор Устьянцевы (Усьянцовы), переселившиеся сюда из деревни Марко­вой (в настоящее время относится к Куйбы­шевскому району Новосибирской области). В исповедной ведомости за предыдущий, 1792 год всех троих находим в этой деревне, а в 1793 году в Марковой носители такой фа­милии уже не числятся [12. Л. 473 об-474, Л. 801 об-803]. В последующие годы население Устьянцево прирастало как за счет выходцев из населенных пунктов Каинского уезда, так и за счет переселенцев из других губерний.

История села неотделима от истории мест­ной церкви. В начале XIX века жители дерев­ни Устьянцево были старообрядцами. В сере­дине 1810-х годов на общественные деньги они соорудили старообрядческую часовню прямо во дворе Г.Ф. Митрохина, к которой в 1835 году был пристроен алтарь; после чего в 1836 году она была освящена как церковь во имя святителя Николая. Так село Устьянцево стало центром первого в Томской епар­хии единоверческого прихода. Ранняя исто­рия села и Николаевской церкви подробно рассматривается в других публикациях автора.

Успенская церковь: хозяйственное

и экономическое описание

В 1850 г. в правительстве рассматривалось дело о постройке новых церквей в Сибири и в частности в Томской губернии. «Ввиду благотворного влияния храмов как на посе­лян, охладевших в религиозных чувствах, так и на раскольников», принято решение увели­чить количество храмов за казенный счет [1, с. 183].

Приблизительно в то же время в пере­строенной из часовни Николаевской церкви случился пожар, и она сгорела. Вместо нее к концу 1851 года в селе была построена но­вая, довольно красивая однопрестольная деревянная церковь. Уже с 24 ноября записи о церкви в метрических книгах села Устьянцева сменяются с Никольской (Николаевской) на Успенскую [15. Д. 455. Л. 40, Л. 41]. 27 ноя­бря составлена опись церковного имущества, выданная из Томской духовной консистории за подписью присутствующего протоиерея Гавриила Заводовского. 2 декабря храм освя­щен в честь Успения Пресвятой Богородицы [13. Д. 2103. Л. 64-64 об].

Необходимо отметить, что в печатных источниках встречаются несколько неверных датировок строительства Успенской церкви. Так, в отчете о посещении церкви епископом Томским и Семипалатинским Макарием (Не­вским; 1835-1926) в 1907 г. по ошибке указа­но: «оконченная постройкой и освященная в 1885 году» [9, 1908/16н, с. 19]. Кроме того, в справочных книгах по Томской епархии за 1909-10 и 1912-13 гг. указано, что цер­ковь построена в 1855 году. Удалось выяс­нить причину возникновения такой ошибки: она появилась в клировых ведомостях начала XX века (в частности, за 1908, 1912, 1913 гг.) при переписке информации из ведомостей за предыдущие годы, откуда и перекочевала в справочные книги [6, с. 440; 7, с. 317].

К сожалению, фотографии церкви пока обнаружить не удалось, выявлено лишь об­щее ее описание. Так, по сведениям 1860-х годов, здание церкви деревянное, выстроено на стойках из лиственницы. Вокруг деревян­ная ограда, выкрашенная разными красками. При церкви располагались колокольня на ка­менном фундаменте, а за оградой - сторожка («караулка»). В 1890 году на средства церкви в размере 400 руб. под стенами основного здания устроен кирпичный фундамент [13. Д. 2292. Л. 59-59 об; Д. 2867. Л. 115]. В 1877 г. состояние здания церкви оценено как неудов­летворительное, в 1885-96 гг. - удовлетвори­тельное, в 1908 г. - требуется капитальный ремонт.

Для священника прихожанами еще в 1838 г. был построен деревянный дом, при нем име­лась усадебная земля. Позже дом был за­страхован. В 1877 г. его состояние оценено как неудовлетворительное: «прислуги (т.е. пристройки - прим. автора) дома ветхи». В 1885-96 гг. дом в удовлетворительном со­стоянии, в 1908 г. - требует капитального ремонта. Для псаломщика отдельного дома не имелось. К 1890 г. на средства прихожан близ церковной ограды построено здание церковноприходской школы (до этого заня­тия с учениками проводились в сторожке). 1

Уже в 1860-х годах при церкви имелось много старинных книг. Об этом свидетель­ствуют дневниковые записи для путешествия по Сибири, составленные неизвестным куп­цом и найденные, что любопытно, среди бу­маг лжеепископа Савватия (Лёвшина; 1824­1898) [1, с. 54]. Согласно клировой ведомости за 1877 г. в церковной библиотеке числится 21 наименование книг в количестве 58 то­мов, в 1885 г. - 34 наименования (52 тома), причем книгами из библиотеки пользуются некоторые прихожане. В 1890 и 1896 гг. - 33 наименования (50 томов), в 1908 г. - 60 назва­ний (100 томов). В 1912 и 1913 гг. - 24 книги, «подлежащие до церковного чтения» и 25 то­мов - для чтения прихожанами.

В 1860-е годы в церкви хранились исповед­ные росписи и метрические книги по ее при­ходу с 1834 года. В более поздних клировых ведомостях самым ранним годом этих доку­ментов указывается 1835 год, а в 1912 г. отме­чено, что исповедные росписи сохранились с 1851 г. В настоящее время эти приходские экземпляры наиболее ранних метрических книг и всех исповедных росписей утрачены.

В отношении церковного имущества име­ются следующие сведения. По клировым ведомостям за 1860-70-е годы, церковной утвари числится недостаточно, с 1880-х го­дов - достаточно. В 1885/1890-96/1908 годах учтено: священнических облачений 10/13/4 (соответственно), диаконских -/-/2, потиров 1 (серебряный, с принадлежностями), напре­стольных Евангелий 2/3/2, крестов 2/2/3. За­мечательных древностей нет [13. Д. 2657. Л. 41; Д. 3197. Л. 61; Д. 3851. Л. 30].

1 О церковной приходской школе с. Устьянцево - см. статью в предыдущем номере. 28

По сведениям печатных источников нача­ла XX века («Томские епархиальные ведомо­сти»), как снаружи, так и внутри церковь очень хорошо украшена, утварь и ризница богатые. В церкви «имеется очень древний антиминс, насчитывающий 400 лет своего существова­ния», на котором совершается Божественная литургия [9, 1903/14н, с. 35; 1908/16н, с. 19]. Удалось установить, что этот древний святой антиминс по просьбе Преосвященного Агапита (Вознесенского; 1793-1854), епископа Томского и Енисейского, еще в сентябре 1835 г. был выдан епископом Пермским и Верхотурским Аркадием (Федоровым; 1784-1870) свя­щеннику единоверческой Спасской церкви г. Екатеринбурга Андрею Попову перед отправ­кой его в Устьянцево для службы в открывае­мой там (прежней) Николаевской церкви [17. Л. 5-5 об, Л. 12]. Однако, по какой-то причи­не, этот антиминс не упомянут в клировых ведомостях конца XIX века в разделе замеча­тельных древностей.

Колокольня Успенской церкви имела семь колоколов (сведения на 1933 г.), самый боль­шой из которых весил 102 пуда и 15 фунтов (1 677 кг). Остальные колокола имели следу­ющий вес: 41 пуд 10 фунтов (676 кг), 24 пуда 13 фунтов (398 кг), 6 пудов 39 фунтов (114 кг), 3 пуда (49 кг), 1 пуд 6 фунта (19 кг) и 30 фунтов (12 кг) [19. Л. 2].

Церковной земли числилось 99 десятин (из них 75 пахотной, 12 под лесом и 12 пу­стующей), она находилась в двух верстах от церкви и была отведена в 1844 г. каинским землемером Скоробогатовым (соответству­ющий план хранился в церкви) [13. Д. 2292. Л. 59]. Из пахотной земли 3 десятины обраба­тывались самим причтом, а 72 сданы в аренду (в 1912, 1913 гг.), с доходом 76-80 руб. в год. Что касается сенокосной земли, то, по све­дениям за 1860-е годы, ее у церкви не было, в 1877 г. числится сенокосный луг.

Содержание причта Успенской церкви складывалось из следующих составляющих:

а) жалование из казны священнику и пса­ломщику: в 1864-69 гг. - 108 руб. священ­нику и руга от прихожан деньгами в разме­ре 115 руб. (30 коп. с каждого венца), причем в 1877 г. прихожане от руги отказались [13. Д. 2103. Л. 64; Д. 2194. Л. 17; Д. 2292, Л. 59 об; Д. 2479. Л. 29]; в 1877 г. также дополнительно 36 руб. пономарю («место праздно»); в 1885­1902 гг. - 130 руб. (в т.ч. 108 руб. священнику и 21,56 руб. - псаломщику) [8, с. 87; 4, с. 324; 5, с. 347]; в 1908-13 гг. - 400 руб. (300 руб. свя­щеннику и 100 руб. псаломщику) [6, с. 440; 7, с. 317; 9, 1909/22о, с. 564; 13, Д. 4422. Л. 95];

б) проценты с причтового капитала: к 1885 г. церковный капитал состоял из про­центного билета государственного банка но­миналом 1000 руб., который хранился в цер­ковной кладовой и был пожертвован церкви Тарским купцом Калужниковым; проценты на него в 1885-1890 гг. составляли по 50 руб. в год, в 1909-1914 гг. - 38 руб.;

в) доходы от треб: до 464 руб. в 1912/13 г.

В церкви велись приходно-расходные кни­ги, они были прошнурованы и скреплены печатью консистории. Церковные наличные деньги хранились в кассе церкви под ключом и церковной печатью, за них отвечал церков­ный староста. Кроме того, в 1912-13 годы средства в размере 257 руб. 29 коп. были раз­мещены в кредитных учреждениях.

Приход и прихожане Успенской церкви

На первых порах, после открытия в 1836 году в Устьянцево Николаевской церкви, число ее прихожан составляло до 1200 человек [16. Л. 28]. Во второй половине XIX века их число вы­росло в полтора раза (см. таблицу).

В конце XIX - начале XX вв. приход относил­ся к 22-му благочинию с центром в г. Каинске.

Особенностью единоверческого прихода являлось то, что в самом Устьянцево про­живало лишь около четверти всех прихожан, остальные же были рассредоточены по не­скольким десяткам селений не только Каинского, но и соседних Барнаульского и Омско­го округов. Так, по данным метрических книг за 1841-1845 годы, сюда приезжали венчать­ся и крестить младенцев крестьяне из почти 60 сел и деревень - некоторые располагались за 100 и более верст от приходского центра. Самыми отдаленными являлись деревни Юдинской волости, находившиеся на рассто­янии до 190 верст от Устьянцево.

Согласно клировым ведомостям за 1860-е годы к числу прихожан Успенской церкви относились крестьяне, проживавшие более чем в 40 селениях. Ниже приведены населен­ные пункты прихода по данным за 1869 год [13. Л. 61 об-63].

Город Каинск.

Нижне-Каинская волость: с. Устьянцево (приходской храм), с. Булатово (25 в.), с. Верхне-Ичинское (55 в.), д. Овечкина (10 в.);

Покровская волость: д. Новокондакова (30 в.), д. Погорельская (40 в.);

Усть-Тартасская волость: д. Абрамова (20 в.), с д. Верхне-Чокинская (130 в.), д. Ве­селая (220 в.), д. Каминская (80 в.), д. Кузне­цова (110 в.), д. Кузовлева (140 в.), д. Минина (130 в.), д. Попова заимка (80 в.), д. Рямова (80 в.), д. Сибирцева (120 в.), д. Соскульская (110 в.), с. Спасское (100 в.), с. Усть-Тартасское (93 в.);

Вознесенская волость: д. Байбулатова (90 в.), д. Земляная заимка (95 в.), д. Сарбалыкская (100 в.), д. Щеглова (112 в.);

Казанская волость: д. Бехтенская (70 в.), д. Голдобина (10 в.), д. Долгоозерная (80 в.), с. Зюзинское (20 в.), д. Казанцева (35 в.), с. Круглоозерное (10 в.), д. Новокрасулина (30 в.), д. Новорозина (90 в.), д. Новояркова (60 в.), д. Половинная (7 в.), с. Таганское (60 в.), д. Торгашина (10 в.), д. Усть-Тандовская (55 в.);

Юдинская волость (Омский округ Тоболь­ской губернии): д. Зятькова (110 в.), д. Ключикова (180 в.), д. Копкульская (170 в.), д. Кошкульская (120 в.), д. Трехозерная (190 в.).

С 1860-х годов среди прихожан также числятся две семьи купцов города Каинска (в 1896 г. - четыре семьи мещан), а в 1870­90-е годы - две-три семьи купцов из г. Пав­лодара - уездного центра Семипалатинской области, входившего в Тобольскую, с 1895 г. - Омскую епархии.

Описание прихода Успенской церкви не раз встречаем на страницах «Томских епархиаль­ных ведомостей». Так, в 1889 году отмеча­лось: «в настоящее время этот приход едва ли не первый из всех единоверческих приходов Томской епархии, заслуживающий наимено­вания «единоверческого», потому что при­хожане оного не чуждаются ни священников, ни прихожан православных, признают ту и другую церковь единою соборною и апо­стольскою церковью» [9, 1889/15н, с. 4-7].

Число прихожан Успенской единоверческой церкви с. Устьянцево

Год

Дворов

Мужчин

Женщин

Всего

1864 [13. Д. 2103. Л. 67 об]

215

860

917

1777

1868 [13. Д. 2259. Л. 46]

248

799

902

1701

1877 [13. Д. 2479. Л. 32 об]

196%

787

682

1469

1885 [8, с. 87]


852

723

1575

1886 [13. Д. 2687. Л. 40 об]

217%

869

778

1647

1890 [13. Д. 2867. Л. 122 об]

218%

873

764

1637

1896 [13. Д. 3197. Л. 65]

227%

911

824

1735

1898/99 [4, с. 324]


921

848

1769

1902/03 [5, с. 347]




1650

1908 [13. Д. 3851. Л. 37 об]

234

734

669

1403

1909/10 [6, с. 440]




1508

1912 [7, с. 317; 13. Д. 4302. Л. 99]

284

813

782

1595

1913 [13. Д. 4422. Л. 92]

309

853

838

1691

В «Обозрении церквей и приходов Том­ской епархии по результатам поездки еписко­па Томского и Барнаульского Макария в июле и августе 1897 г.», сказано, что «особенным усердием к храму Божию и исполнению хри­стианского долга отличаются прихожане приходов Спасскаго, Усть-Тартасскаго, Камышенскаго, Карачинскаго, Круглоозернаго, Зюзинскаго, Покровскаго, Устьянцевского» [9, 1898/2н, с. 17].

Фрагмент клировой ведомости Успенской церкви, 1912 г.

Оттиск церковной печати Успенской церкви, 1913 г.

Еще один пример. Томский миссионерский съезд 1898 года признал, что из всех едино­верцев «только 1/5 часть могут быть названы по своим действительным убеждениям и на­строению истинными единоверцами, осталь­ные же в этом отношении не отличаются от рас­кольников». К типу истинных единоверцев отнесены пять приходов епархии, в том чис­ле и Устьянцевский [2, с. 188; 9, 1899/8м, с. 6]. Свою устойчивость в единоверии устьянцевские прихожане ставили себе даже в заслугу, указывая, что их «храм процветает противу не только других единоверческих, но и пра­вославных церквей» [1, с. 214].

В начале XX века, в связи со строительством в губернии других единоверческих церквей, количество населенных пунктов, входив­ших в приход, резко снизилось. Так, по све­дениям наиболее поздних из сохранившихся клировых ведомостей за 1912 и 1913 годы, к единоверческому приходу Успенской церк­ви относились всего 16 сел и деревень: кроме с. Устьянцево - д. Байбулатовская, с. Верхне-Ичинское, д. Голдоба, д. Долгоозерная, с. Зюзинское, д. Казанцева, с. Круглоозерное, д. Новокрасулина, д. Новоспасская, д. Новояркова, с. Овечкинское, д. Половинная, д. Рямова, д. Старо-Кондакова, д. Усть-Тандовская. При этом существенного изменения числа прихожан не произошло.

Небольшая часть жителей села Устьянцева, принадлежавших к православному вероиспо­веданию, посещала церковь села Круглоозерка. Так, например, в 1867 г. в ней крестили своих детей Казанцевы и Убоговы.

Деятельность священнослужителей

Успенская церковь достигла особенного расцвета при отце Петре Соколове, который был рукоположен во священника в 1870 г. из среды самих единоверцев и поэтому поль­зовался их особым доверием (первоначально он исполнял при церкви должность псалом­щика, занимался чтением и пением). Вместе с племянником диаконом Павлом Соколовым они ездили в некоторые деревни соседнего благочиния № 23 (центр в с. Вознесенском) и беседовали с раскольниками. Из отчета отца

Петра за 1885/86 г.: «Раскольники поповщинской секты слушали беседы охотно и некото­рые из них (до 20 человек) присоединились к православной церкви на правах единоверия. Раскольники же поморской секты оказались упорными; на беседу явился только один на­четчик, но и тот не истины искал, а старался запутать дело и тем повредить успешному ве­дению беседы; не дождавшись решения одно­го вопроса, предлагал другой, затем третий и т.д.» [9, 1887/6н, с. 20].

На долю Петра Федоровича Соколова вы­пало самое продолжительное по времени служение настоятелем устьянцевского хра­ма - эту должность он занимал 24 года. С же­ной Татьяной они вырастили четверых детей: дочь Мариамну (родилась ок. 1859 г.), сыно­вей Иоанна (родился 21 мая 1860 г.), Алек­сея (родился ок. 1873 г.) и Петра (родился ок. 1877 г.). Еще по меньшей мере двое сыновей умерли во младенчестве. Старший сын Ио­анн в 1885 г. - личный дворянин. Алексей и Петр обучались сначала (в середине 1880-х годов) в Томском духовном училище, затем в Томской духовной семинарии (в 1890 году в 3 классе). По справочной книге за 1898/99 г., Алексей все еще числился студентом семина­рии и одновременно - учителем пения и чи­стописания Томского духовного училища.

Дочь Мариамна выдана замуж за А.М. Сибирцева - армейского писаря в запасе (в 1890 г. он учительствовал в церковнопри­ходской школе с. Устьянцева); в 1885 г. про­живала в г. Томске, в 1890 г. - в Устьянцево.

Племянник Павел Иванович Соколов слу­жил диаконом.

Приведем здесь описание одного случая, непосредственным действующим лицом ко­торого был священник Петр Соколов.

2 Алексей - сын священника Петра Федоровича Соколова.

В 1892 году в Томской губернии свиреп­ствовала эпидемия холеры. В Нижне-Каинской волости эпидемией были затронуты 5 населенных пунктов, в т.ч. и Устьянцево, где с 14 по 30 августа заболело пять человек, из которых умерло трое [10, с. 55]. По другим данным, за период с 26 августа по 10 сентября заболело 11, умерло 8 человек [9, 1893/2н, с. 18]. Вот как описаны происходившие в те дни в Устьянцево события в «Томских епархиаль­ных ведомостях»:

«По сообщению свидетеля-очевидца, вос­питанника V класса духовной семинарии А. Соколова 2 , первой жертвой холеры была семья одного бедного крестьянина деревни, отстоящей в 10 верстах от села. Лишенные всякой помощи, оставленные всеми, больные лежали в душной и грязной избе и с нетерпе­нием ждали смерти, как великого благодете­ля, могущего прекратить их невыносимые страдания. Но вот приехал к ним местный священник отец Петр Соколов. Пастырские наставления и утешения и преподания боль­ным христианского напутствования были великим облегчением для больных, и они с ве­рою и упованием на Бога, без ропота и кри­ка, один за другим мирно отдали души свои Богу. Появление столь страшной болезни и быстро последовавшая смерть первых ее жертв, а также вскоре начавшиеся новые заболевания произвели на крестьян деревни сильное действие. Теперь каждый поспешил скорее обратиться к Богу с молитвою об из­бавлении от ужасной болезни и покаянием очистить душу свою. По просьбе крестьян, принесены были из села святые иконы и от­служен молебен с крестным ходом вокруг де­ревни, после чего каждый домохозяин считал своим долгом принять иконы и отслужить молебен в своем доме и затем исповедать­ся во грехах. Усердная молитва крестьян и вскоре прибывшая медицинская помощь из г. Каинска успели остановить действие холеры в начале ее развития. Но священник села Устьянцевского, сильно утомившийся от продолжительного хождения со святыми иконами, служения молебнов и совершения исповеди, сам заразился от крестьян холе­рою и тяжко заболел. Медицинской помощи не было никакой, пришлось пользоваться до­машними средствами: постоянные припарки, натирание спиртом и т.д. помогли больному, так что он на третьи сутки встал на ноги» [9, с. 20-21].

Фото креста из Успенской церкви села Устьянцево, домашний архив семьи Митрохиных

Священнослужители Успенской церкви не раз жертвовали деньги на различные цели. Так, в 1885 г. на достройку кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы в г. Томске поступило: от священника Петра Со­колова - 2 р., диакона Павла Соколова и кре­стьянина с. Устьянцево А.П. Иванова - по 1 р. [9, 1885/16о, с. 15]. В декабре 1895 г. в пользу причта и жителей с. Косихинского Барнаульскаго округа, пострадавших от пожара, со­брано и представлено в Томскую консисто­рию денежных пожертвований в количестве 68 руб. 90 коп., из них священник Александр Кожевников внес 2 р. [9, 1896/5о, с. 3].

Священник А.А. Кожевников и псалом­щик Ф.И. Соколов в 1907 г. числились участ­никами кассы взаимопомощи осиротевшим семьям священно- и церковнослужителей Томской епархии («взносы делают с 1903 г., аккуратно») [9, 1907/19о, с. 6-7].

Справедливости ради необходимо упомя­нуть и о некоторых нареканиях церковного начальства, наблюдавшихся в начале XX века. Так, в 1907 году епископ Макарий снова посе­тил Устьянцево:

«В 8:30 часов утра 3 июля после ранней ли­тургии, при тихой солнечной погоде, Высоко­преосвященный выехал из Каинска. Откры­лась ровная степного характера местность, покрытая густою зеленью трав и цветов... Побеседовав в с. Устьянцевском о предметах веры и нравственности и, между прочим, указав на необходимость более усердного от­ношения со стороны прихожан к исполнению долга христианской исповеди и святого При­чащения, ибо в 1906 г. долг этот не испол­нило свыше половины прихожан, Высокопреосвященнейший выехал в село Круглоозерное» [9, 1908/16н, с. 19].

Штат священно- и церковнослужителей

Имена и биографии священно- и церков­нослужителей восстановлены по данным метрических книг Никольской и Успенской (с ноября 1851 г.) церквей села Устьянцева за 1841-1856, 1858-1861, 1863, 1867, 1891­1918 годы [14, 15], клировых ведомостей за 1864, 1866, 1868, 1869, 1877, 1885, 1886, 1890, 1896, 1908, 1912, 1912 годы [13], спра­вочных книг по Томской епархии за 1886, 1898/89, 1902/03, 1909/10, 1912/13 годы [4, 5, 6, 7, 8], «Томских епархиальных ведомостей» за 1880-1918 гг. [9], находящихся на хране­нии в архивах Томска (ГАТО) и Новосибирска (ГАНО).

Штат церковнослужителей первой Никола­евской церкви состоял, по-видимому, из од­ного священника. В метрических книгах но­вой Успенской церкви во второй половине 1850-х годов появляются записи о диаконах. Согласно клировым ведомостям за 1864 г. причта положено по штату: 1 священник и 2 причетчика, в 1866-68 гг. уже 1 причетчик, а в 1885-1913 гг. - 1 псаломщик (в 1877 г. - пономарь).

Священники:

  • до августа 1835 г. - Павел Вавилов [17. Л. 6] 1 ;

  • конец 1835-1836 гг. - Андрей Попов. Пе­реведен из Екатеринбургской единоверче­ской Спасской церкви [16. Л. 22];

  • 1837-1840 гг. - нет данных;

  • до мая 1841 г. - Григорий Степанов [15. Д. 87] 2 ;

  • май 1841-октябрь 1843 гг. - Павел Петро­вич Троицкий [15. Д. 132-а];

  • октябрь 1843-1853 гг. - Кузьма Ники­тич Алякринский. Родился ок. 1786 г., умер в Устьянцево 28 сентября 1853 г. в возрасте 67 лет. Жена Дария Васильевна, умерла в тот же день [15. Д. 458];

  • 1854-июль 1860 гг. - Петр Костров [15. Д. 4690. Д. 4707; 14. Д. 53. Д. 55];

  • июль 1860-1865 гг. - Панкратий Васи­льевич Соколов. Родился ок. 1833 г., умер в 1866 г. Сын диакона, окончил курс в Ка­лужской духовной семинарии 15 июля 1854 г., 26 сентября 1855 г. рукоположен во диакона, 30 сентября 1855 г. - во священника. Слу­жил в Михаило-Архангельской церкви с. Кабаклинского. 24 июля 1857 г. объявлено архипастырское благословение «за особое усердие в проповедовании слова Божия». В 1859 г. награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте. 29 октября 1859 г. объявлено архипастырское благосло­вение «за отлично-усердное служение Церкви Божией». В 1860 г., по прошению прихожан, переведен в Успенскую церковь с. Устьянцева. В 1864 г. награжден набедренником (рез. № 1574 от 14 октября 1864 г.). Семейство: жена Стефанида Петровна, дочери Анна, Ольга [14. Д. 55, Д. 56, Д. 57; 13. Д. 2103. Л. 65 об-66; 20. Л. 183, Л. 184; 21. Л. 182-184];

  • 1866-1868 гг. - Василий Иоаннович До­брохотов. Родился ок. 1843 г., сын диакона, в 1866 г. окончил курс наук в Томской духов­ной семинарии. 24 июля 1866 г. рукоположен в сан диакона, 26 июля 1866 г. - во священни­ка. Переведен в Успенскую церковь 21 августа 1866 г. из Кузнецкого округа. Жена - Евгения Ивановна [13. Д. 2194; 15. Д. 921];

  • 1869 г. - место праздно [13. Д. 2292. Л. 60 об];

  • 1870-22 февраля 1894 г. - Петр Федоро­вич Соколов; родился ок. 1834 г. Домашнего образования, крестьянский сын. 10 декабря 1869 г. принят в духовное звание, 14 декабря

    1. г. посвящен в стихарь и назначен и.д. пса­ломщика в устьянцевскую церковь. 15 марта

    2. г. рукоположен во диакона, 17 марта 1870 г. - во священника. Член Томского Православ­ного Миссионерского общества. С первых лет своего служения при Успенской церкви открыл школу грамотности, затем являлся законоучи­телем в церковноприходской школе. В 1889 г. Братством святителя Димитрия, митрополита Ростовского на него возложена обязанность окружного миссионера по Каинскому округу. В феврале 1894 г. переведен на священническое место к Секисовской церкви Бийского округа. Семейство: жена Татьяна Васильевна (умерла между 1877 и 1885 гг.), дети - Иоанн, Мариамна, Матвей и Василий (эти двое, вероятно, умерли во младенчестве), Алексей, Петр [8, с. 87; 9, 1889/24н, с. 15; 9, 1894/5о, с. 5; 13. Д. 2479, Д. 2657, Д. 2687, Д. 2867];

  • март-октябрь 1894 г. - место вакантно [9, 1894/7-21]. В этот период метрические книги вел священник с. Круглоозерного Иоанн Ше­пелев [14. Д. 58а];

  • 8 октября 1894-11 мая 1907 г. - Александр Алексеевич Кожевников. Родился ок. 1861 г., сын дьячка. В 1877 г. окончил курс в Каинском уездном училище. С 1879 по 1890 гг. ис­полнял должность псаломщика, затем служил псаломщиком в с. Колмаковском Каинского округа, 15 августа 1888 г. посвящен в стихарь. 21 ноября 1890 г. рукоположен во диакона и определен к церкви с. Смолинского Куз­нецкого округа, 21 мая 1893 г. рукоположен во священника, к церкви с. Монастырского Томского округа. Переведен в с. Устьянцево по прошению прихожан 8 октября 1894 г. В мае 1907 г. перемещен на место священника церкви с. Крутологовского Каинского уезда (рез. № 2924). Жена - Анастасия Николаевна [4, с. 324; 5, с. 347; 9, 1894/22о, с. 5; 9, 1907/11о, с. 3-4; 13. Д. 3197. Л. 62 об-63];

  • май-июль 1907 г. - священник отсутству­ет, в этот период метрические книги вел свя­щенник с. Круглоозерного Иоанн Шепелев [14. Д. 60а. Л. 37-39];

  • 8 июля 1907-28 ноября 1909 г. - Иларион Александрович Вознесенский. Родился 27 марта 1877 г. в с. Камыслинское Кузнец­кого уезда в семье псаломщика. Окончил 3 класса Томского духовного училища. С 4 де­кабря 1891 г. - псаломщик в Мариинском уез­де. С 1899 г. на военной службе - псаломщик стрелкового полка. С 8 февраля 1901 г. - пса­ломщик в церкви при станции Каинск Си­бирской железной дороги; 6 декабря 1906 г. рукоположен во диакона. В 1907 г. рукополо­жен во священника и по ходатайству прихо­жан перемещен в церковь с. Устьянцева (указ от 23 июля 1907 г. № 9483). Метрические кни­ги вел с августа. В 1909 г., согласно его про­шению, сначала оставлен на прежнем месте (рез. № 4971 от 28 сентября 1909 г.), затем перемещен на место священника к церкви с. Косихинского Барнаульского уезда (рез. № 6155 от 28 ноября 1909 г.). Семейство: жена Вевея Васильевна, сын Василий [5, с. 347; 6, с. 504; 9, 1907/16-17о, с. 3; 9, 1909/21о, с. 527; 9, 1910/1о, с. 5; 13. Д. 3851. Л. 31 об-32];

  • 6 (7) декабря 1909-1 декабря 1913 г. - Феодор Иванович Соколов. Родился ок. 1878 г., домашнего образования, из кре­стьян. Определен псаломщиком 24 марта 1903 г. к церкви с. Устьянцево, рукополо­жен во диакона 17 октября 1907 г. (грамота от 5 ноября 1907 г. № 6527), рукоположен во священника 6 декабря 1909 г. С декабря 1913 г., согласно его прошению, переведен в церковь с. Батуровского Барнаульского уезда. Семейство: жена Ирина Яковлев­на, дети Елена, Виктор [6, с. 440; 7, с. 430; 9, 1910/2о, с. 38; 9, 1913/24о, с. 551; 13. Д. 4302. Л. 97 об-98, Д. 4422. Л. 88 об-89; 15. Д. 4302. Л. 97 об-98];

  • декабрь 1913 г. - март 1914 г. - место ва­кантно [9, 1913/24о, с. 562 и др.]. В этот пери­од записи в метрических книгах вел священ­ник с. Круглоозерное Николай Платонович Комаров [14. Д. 61. Л. 114, Л. 141].

  • март 1914-25 апреля 1917 г. - Андрей Ни­колаевич Веселов. Родился ок. 1964 г. Окон­чил курсы в сельском училище. Определен псаломщиком 30 июня 1878 г., рукоположен во диакона 5 июля 1907 г. С 1913 г. - диакон в с. Ушковское Каинского уезда, откуда руко­положен во священника к церкви с. Устьянцево. В 1917 г., согласно его прошению, пере­мещен к церкви с. Киселевского Каинского уезда (рез. № 2012) [7, с. 322; 9, 1914/8-9о, с. 118; 9, 1917/11о, с. 234];

  • июнь-сентябрь 1917 г. - метрические кни­ги вел священник с. Круглоозерного Михаил Соколов [14. Д. 61а. Л. 75-77];

  • 1 сентября 1917-1918 гг. - Иоанн Ермилович Бахарев. Родился ок. 1864 г. Окончил Каинское уездное училище. На службе псалом­щиком с 14 августа 1901 г. Рукоположен во ди­акона 27 мая 1907 г., во священника - 5 августа 1907 г. Служил в церквях Барнаульского уезда: с. Воронихинское (с 1910 г.), с. Хорошенское (с 1912 г.). В 1917 г. за штатом, назначен к церк­ви с. Устьянцево, согласно рез. № 4634 [6, с. 615­616; 7, с. 307; 9, 1917/18о, с. 360].

Диаконы и церковнослужители

(псаломщики):

  • 1854-1856 гг. - диакон Алексий Воскре­сенский [14. Д. 53; 15. Д. 4690, Д. 4707];

  • 1858-март 1861 г. - диакон Стефан Ивано­вич Поникаровский [14. Д. 53, Д. 56, Д. 164];

  • 1862-1879 гг. - нет полных данных; в 1866, 1868, 1877 гг. - место праздно; в метрических книгах за 1863, 1867 гг. - только священник (за 1868-1890 гг. книги не сохранились).

  • 3 апреля 1880-12 октября 1886 г. - пса­ломщик, затем диакон Павел Иванович Со­колов. Родился ок. 1858 г., умер 21 мая 1901 г. Крестьянский сын, племянник священни­ка П.Ф. Соколова. Домашнего образования. 4 декабря 1879 г. определен и.д. псаломщика к церкви с. Чистоозерного, 3 апреля 1880 г., по прошению прихожан, переведен в Успен­скую церковь с. Устьянцева. 18 декабря 1883 г. принят в духовное звание и посвящен в сти­харь. 16 декабря 1884 г. рукоположен во ди­акона. С конца 1886 г. - священник в с. Батуровском Барнаульского уезда. Семейство: жена Анна Панкратьевна, дети Павел, Викентий [4, с 428; 9, 1884/1о, с. 4; 9, 1885/1о, с. 5; 9, 1886/3о, с. 2; 9, 1886/20о, с. 13; 13. Д. 2657. Л. 42 об-43] 5 ;

  • октябрь 1886 г. - сентябрь 1888 г. - место псаломщика вакантно.

  • 7 сентября 1888-6 декабря 1890 г. (дата смерти) - должность псаломщика исполнял Василий Степанович Ливанов. Сын псалом­щика, холост. Обучался в Угуйском сельском училище. Окончил курс при Каинском уезд­ном училище 4 сентября 1886 г. [9, 1889/18о, с. 3; 9, 1894/1о, с. 4; 13. Д. 2867. Л. 120 об];

  • январь 1891-1895 г. - место псаломщика вакантно, записей о церковниках в метриче­ских книгах нет [9, 1891-93; 14. Д. 58, Д.59];

  • 10 января 1896-17 ноября 1898 г. - пса­ломщик (некоторое время как и.д.) Иван Пе­трович Соколов (вероятно, Иоанн - сын свя­щенника П.Ф. Соколова). Родился в 1860 г., домашнего образования (не окончил курс ду­ховного училища [9, 1893/15н, с. 18]. В метри­ческих книгах встречается по май 1898 г. Се­мейство: жена Евдокия Никифоровна, дети Иван, Александр [9, 1898/23о, с. 5; 13. Д. 3197. Л. 62 об-63; 14. Д. 59, Д. 59а];

  • декабрь 1898-март 1899 г. - место вакантно;

  • 18 марта 1899-19 декабря 1901 г. - пса­ломщик Иван Петрович Соколов. Повторно определен к той же церкви. В метрических книгах встречается с июня 1899 г. [4, с. 324; 9, 1899/8о, с. 5; 9, 1902/2о, с. 2; 14. Д. 59б, Д.60];

  • 1902-1903 гг. - место псаломщика вакантно. В 1902-1906 гг. записей о церковниках в метри­ческих книгах нет [9, 1902-03; 14. Д. 60, Д. 60а];

  • 27 марта 1903-декабрь 1909 г. - псалом­щик, затем диакон Феодор Иванович Соко­лов (см. выше) [14. Д. 60а];

  • 17 декабря 1909-4 декабря 1910 г. - церков­ник Антоний Петрович Дзюбенко. Родился ок. 1876 г. Окончил курсы в народном училище. Определен псаломщиком 11 января 1899 г., по­священ в стихарь в 1902 г. Служил в Подоль­ской епархии. Определен в церковь с. Устьянцева согласно рез. № 2277 от 22 декабря 1909 г. [6, с. 440; 9, 1910/2о, с. 39; 9, 1911/1о, с. 5];

  • 4 декабря 1910-сентябрь 1913 г. - псалом­щик Андрей Ермилович Морщаков. Родил­ся ок. 1876 г., из крестьян. Обучался в двух­классном начальном училище. 26 апреля 1909 г. присоединен из раскола Австрийской секты. 29 мая 1909 г. определен псаломщиком в Томскую Троицкую единоверческую цер­ковь. Перемещен в с. Устьянцево (рез. № 4635 от 4(8) декабря 1910 г.). В 1913 г. переведен в Московскую епархию. Семейство: жена Ан­фиса Матвеевна, дети Тимофей, Екатерина [6, с. 162; 9, 1911/1о, с. 5; 9, 1913/20о, с. 491; 13. Д. 4302. Л. 97 об-98; 14. Д. 61];

  • 1 сентября 1913-16 октября 1914 г. - пса­ломщик Петр Алексеевич Никитин. Ро­дился ок. 1875 г., сын священника. Обучал­ся в Бийском катехизаторском училище. Определен псаломщиком 13 декабря 1894 г. к церкви с. Вагановского Кузнецкого уез­да, согласно прошению уволен с должности в 1903 г. В 1905-12 гг. и.д. псаломщика в церк­ви с. Верх-Каргатского Барнаульского уезда. В 1912 г. согласно прошению уволен за штат. В 1913 г. принят на службу к церкви с. Устьянцево. В 1914 г. согласно прошению перемещен на место псаломщика к церкви с. Горевского Томского уезда. Семейство: жена Александра Евграфовна, дети Павел, Виталий, Леонид [7, с. 317; 9, 1913/20о, с. 490; 9, 1914/21о, с. 492; 13. Д. 4422. Л. 88 об-89];

  • 22 ноября 1914-31 августа 1916 г. - и.д. псаломщика Евграф Шабурников. Из бар­наульских мещан, назначен согласно рез. № 3925. Отчислен от должности за неявку к ме­сту службы (рез. № 1191). В метрических кни­гах имя не встречается [9, 1915/1о, с. 6; 9, 1916/18о, с. 529; 14. Д. 61а];

  • сентябрь 1916-февраль 1918 г. - место ва­кантно;

  • 28 февраля-декабрь 1917 г. - и.д. псалом­щика Григорий Казанцев. Допущен согласно рез. № 1147 [9, 1917/6-7о, с. 131; 9, 1916/18о, с. 529; 14. Д. 61а].

Церковные старосты:

Церковного старосту, как правило, выбира­ли из крестьян с. Устьянцево сроком на три года. Имена церковных старост, которые уда­лось установить:

5 По дальнейшей службе см. также: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/2675/ .

  • 1869 г. - Феодор Феодорович Соколов [13. Д. 2292. Л. 60 об];

  • 1875-1877 гг. - Феодор Павлович Митро­хин [13. Д. 2479. Л. 30 об];

  • 1884-1886 гг. - Василий Павлович Беляев [9, 1884/16о, с. 10; 13. Д. 2657. Л. 42 об; Д. 2687. Л. 38 об];

  • 1887 г., также упоминается в клировой ведомости за 1890 г. - Андрей Соколов [9, 1887/12о, с. 7];

  • 1888 г. - Петр Спишкин [9, 1888/8о, с. 2];

  • 1890 г. - Иван Иванов [9, 1890/22о, с. 6];

  • 1893 г. - Николай Шмаков [9, 1893/11о, с. 5];

  • 1896-1898 гг. - Сергей Макарович Кетов, грамотный [9, 1896/2о, с. 4];

  • 1900 г. - Тюленев [22. Л. 11];

  • 1908 г. - Павел Макарович Кетов [13. Д. 3851. Л. 32 об];

  • 1909 г. - Илларион Семенович Нетов 3 [9, 1909/10о, с. 243];

  • 1912-13 гг. - Феодор Митрохин [13. Д. 4422. Л. 86 об];

  • 1914-1915 гг. - Василий Андреевич Соко­лов [9, 1915/14о, с. 142].

Кроме того, при церкви числилась вольн­онаемная просфорня:

  • 1885 г. - крестьянская вдова Александра Родионовна Соколова;

  • 1886, 1896, 1908 гг. - крестьянская вдова Анна Федоровна Убогова, которая состояла на содержании причта и получала по 10 ру­блей в год (в 1896 г. - 15 руб.) [13. Д. 2687. Л. 38 об; Д. 3197, Л. 62 об; Д. 3851. Л. 32 об].

Вместо заключения

После революции церковь продолжала действовать довольно долго. По сведениям о религиозных объединениях и молитвенных зданиях по Барабинскому району, на 1 марта 1933 г. в с. Устьянцево числится единоверче­ское религиозное общество с молитвенным зданием (церковью) [19. Л. 1]. Церковь была закрыта постановлением облисполкома № 70

от 14 января 1938 г. В марте того же года Барабинский райисполком разрешил Устьянцевскому сельсовету использовать ее здание под начальную школу и предложили «дого­вориться с ближайшим сельсоветом об от­пуске средств для этой цели; оборудование и достройку школы производить под руко­водством специалистов по строительству». Купола у церкви снесли, сняли все 7 колоко­лов общим весом 179 пудов 13 фунтов (более 2,9 тонны) [18. Л. 73]. На сегодняшний день здание церкви не сохранилось. Деревянное здание было разобрано, а из его материала и другого дома построена двухэтажная се­милетняя школа [11] (до того сельская школа была четырехлетней), в этом здании она рас­полагалась до 1961 г.

Так завершилась история Успенской церк­ви, восходящая к первому в Томской епархии единоверческому храму, который был обра­зован из старообрядческой часовни присое­динившимися к единоверию жителями села Устьянцева. Прихожанам пришлось прой­ти нелегкий путь, доказав стойкость своих убеждений и веры, благодаря которым через некоторое время Успенская церковь стала одной из образцовых в епархии. Возможно, именно поэтому удалось так долго сохранять ее здание от разрушения.

Установлено место, на котором в Устьянцево находилась церковь; среди архивных документов удалось обнаружить оттиск цер­ковной печати, а в одной из семей - крест с Распятием, который использовался свя­щенниками при богослужении. Вместе с тем, до сих пор не найдена ни одна фотография церкви. Автор выражает надежду, что серия статей, публикуемая по истории села Устьянцево и его церкви, возродит интерес сельчан и их потомков к истории своей малой родины и позволит обнаружить новые подробности из жизни села.

Литература и источники:

  1. Беликов Д.Н. Томский раскол: Исторический очерк от 1834 по 1880-ые годы. Томск, 1901. - 248 с.

  2. Первый Епархиальный миссионерский съезд в г. Томске, 10-27 августа 1898 года / сост. И. Новиков. Томск: Тип. епарх. бр-ва, 1900. - 332 с.

  3. Список населенных мест Сибирского края / Том 1. Округа Юго-Западной Сибири. - Новосибирск, 1928. - 832 с.

  4. Справочная книга по Томской епархии за 1898/99 год. Томск, 1900. - 512 с.

  5. Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. Томск, 1903. - 588 с.

  6. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. Томск, 1911. - 810 с.

  7. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. - 642 с.

  8. Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии. Томск, 1886. - 128 с.

  9. Томские епархиальные ведомости. Томск, 1880-1918 гг. 4

  10. Труды Томского общества естествоиспытателей и врачей. Год четвертый. Томск, 1894. - 554 с.

  11. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (единоверческий), с. Устьянцевское (ныне д. Устьянцево). - Текст : электронный // Родиновед : : - 2016. - URL: http://rodinoved.ru/ustyancevskoe/ (дата обращения: 01.03.2022).

  12. Исповедные росписи и метрические книги о рождении, браке, смерти Спасской церкви г. Каинска // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 173. Оп. 1. Д. 83. Л. 473об-474 (д. Маркова, 1792 г.), Л. 771-881 (1793 г.).

  13. Клировые ведомости Успенской церкви с. Устьянцево // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2103. Л. 64-67 об (1864 г.), Д. 2194. Л. 16-20 (1866 г.), Д. 2259. Л. 43-46 (1868 г.), Д. 2292. Л. 59-63 (1869 г.), Д. 2479. Л. 29-32 об (1877 г.), Д. 2657. Л. 41-46 (1885 г.), Д. 2687. Л. 37-40 об (1886 г.), Д. 2867. Л. 115-122 об (1890 г.), Д. 3197. Л. 61-65 (1896 г.), Д. 3851. Л. 29-37 об (1908 г.), Д. 4302. Л. 94-99 (1912 г.), Д. 4422. Л. 84-92 (1913 г.).

  14. Метрические книги церквей с. Устьянцево в фондах Государственного архива Новосибирской области // ГАНО. Ф. Д-156. Оп. 1. Д. 51 (1846 г.), Д. 52 (1847 г.), Д. 53 (1856 г.), Д. 54 (1859 г.), Д. 55 (1860 г.), Д. 56 (1861 г.), Д. 57 (1863 г.), Д. 58 (1891-92 гг.), Д. 58а (1893-94 гг.), Д. 59 (1895-96 гг.), Д. 59а (1897-98 гг.), Д. 59б (1899 г.), Д. 60 (1900-05 гг.), Д. 60а (1906-10 гг.), Д. 61 (1911-14 гг.), Д. 61а (1915-18 гг.), Д. 167 (1858 г.), Д. 2183 (1849 г.).

  15. Метрические книги церквей с. Устьянцево в фондах Государственного архива Томской области // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4671 (1850 г.), Д. 4676 (1852 г.), Д. 4690 (1854 г.), Д. 4707 (1855 г.); Оп. 9. Д. 87 (1841 г.), Д. 123 (1842 г.), Д. 132а (1843 г.), Д. 221 (1845 г.), Д. 350 (1848 г.), Д. 455 (1851 г.), Д. 458 (1853 г.), Д. 921 (1867 г.); Оп. 10. Д. 22 (1844 г.).

  16. Переписка с епископом Томским и Енисейским Агапитом, Каинским земским исправником о пристройке алтаря к старообрядческой часовне в д. Устьянцевой Нижне-Каинской волости // ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 40.

  17. По доношению Агапита, епископа Томского об открытии единоверческого прихода в деревне Устьянцовой, об обращении находящейся там часовни в церковь и о назначении к ней священника из Пермской епархии // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 116. Д. 903.

  18. Протокол № 11 заседания президиума Барабинского райисполкома от 05.03.1938 // ОАС администрации Барабинского района. Ф. 1. Оп. 1. Д. 24. Л. 67, Л. 73, Л. 80; также см. справку о церкви: https://admbaraba.nso.ru/page/564 (Дата обращения: 01.03.2022).

  19. Сведения о религиозных объединениях и молитвенных зданиях по Устьянцевскому сельсовету Барабинского района на 01.03.1933 // ОАС администрации Барабинского района. Ф. 199. Оп. 5. Д. 7. Л. 1-2.

  20. Сказка о крестьянах и разночинцах, приписанных к Колывано-Воскресенским заводам Чауского острога; острогов, сел, деревень и Каинского форпоста владения Чаусской Земской конторы, 1763-64 гг. // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 4030.

  21. Списки старообрядцев по деревням Каинского округа за 1863-67 годы // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 78.

  22. Страховая ведомость по общественным строениям домовладельцев Каинского уезда Нижнекаинской волости села Устьянцевского на трехлетие 1900-1902 гг. // ГАТО. Ф. 3. Оп. 44. Д. 579.

Год

Мальчиков

Девочек

Всего

1885 [1, л. 42]

10

2

12

1886/87 [16, с. 8]



11

1888/89 [23, №3, с. 14]



12

1892/93 [10, с. 18]

24

15

39

1896 [6, л. 61об]

20

10

30

1898/99 [24, с. 324]

24

10

34

1908 [7, л. 30об]

23

15

38

1909/10 [25, с. 440]



30

Таблица. Количество учеников в Устьянцевской церковно-приходской школе (См. статью Д. Евсюкова ЖИ № 22 стр. 28)

1 Назначенный в Устьянцево священник Вавилов, судя по переписке, скорее всего, был связан с Сосновской единоверческой церковью Шадринского уезда (или с самим Шадринском) Пермской губернии. Возможно, он не успел приступить к испол­нению своих обязанностей.

2 Предположительно, имел фамилию Смирнов, так как в последующем в метрических книгах упомянут сын священника Павел Григорьевич Смирнов.

3 Возможно, должно быть «Кетов».

4 В целях сокращения объема ссылок передается в следующем формате: «9, 1908/16н, с. 19», что означает «Томские епарх. вед. 1908. № 16, неоф. ч. С. 19».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 671

Ключевые слова: Живоносный Источник №4 (23) 2022

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031