|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елена ЗНОБИЩЕВА, Василий РЕШЕТОВ. Две Шадрины Бердского острога (историко-генеалогическое исследование)Две Шадрины Бердского острога (историко-генеалогическое исследование) Елена ЗНОБИЩЕВА, независимый исследователь, г. Москва Василий РЕШЕТОВ, магистрант ИИГСО НГПУ, г. Новосибирск Аннотация: В статье осуществлена историческая привязка деревни Щедриной, переписанной в первую петровскую ревизию, к одной из двух одноименных деревень Бердского острога. Для каждой из деревень-тезок восстановлена начальная история периода XVIII века, реконструирован состав жителей и их перемещения. Статья написана на основе большого количества статистических и церковных источников из федеральных и региональных архивов. Ключевые слова: Шадрина, Шадриха, Шипуниха, Бердский острог, Новошадринская гарь, станцы, русская колонизация Приобья Одинаковые названия населенных пунктов - явление распространенное, но не безобидное, - привносит определенную долю путаницы в исторические исследования. В случае отсутствия у современных поселений ранней архивной истории и наличия таковой у исчезнувших тезок, может возникнуть казус подмены двойников. Это особенно актуально для нашего региона, исторически относящегося как к Чаусскому, так и к Бердскому ведомствам (при сохранности 1-й ревизии только для второго). В местном краеведении есть пример «выяснения отношений» между двумя Ельцовками - Верхней и Нижней. Но с ними разобрались быстро, и переписанную в 1-ю ревизию Ельцовку Бердского острога четко ассоциировали с Верхней Ельцовкой, ныне находящейся на дне Обского водохранилища [32]. Настал черед прояснить ситуацию с упомянутой в 1-й ревизии Бердского острога деревней Щедриной - исчезнувшая ли это Шадрина, располагавшаяся на Берди напротив реки Шадрихи, либо ныне здравствующая Шадрина на реке Шипунихе, которой и приписывают «ревизскую» историю искитимские краеведы [39]. На современной карте Искитимского района местоположение деревень выглядит следующим образом: первая неподалеку от села Морозово, на дне Бердского залива, вторая, примерно в 38 километрах от первой, - возле станции Линево.
Село Морозово и деревня Шадрино на современной карте По нашему мнению, «ревизская» Шадрина располагалась в непосредственной близости от Бердского острога, а деревня Шадрина на реке Шипунихе появилась позднее и не имеет отношения к ревизским спискам. Главный аргумент в пользу того, что Шадрина на Берди была той самой Щедриной, переписанной в 1-й ревизии, как и в случае с Ельцовкой, запрятан в «портфелях» немецкого исследователя Г.Ф. Миллера. В 1734 г. он составил подробный перечень поселений Кузнецкого уезда [42; 37]. В нем присутствовали обе деревни-тезки, но каждая в своем мини- кластере. Бердская Шадрина находилась «на южном берегу реки Бердь, вверх по течению», в 7 верстах от Сорокиной и в 5 верстах от следующей за ней Морозовой». Порядок деревень по Берди у Миллера: Речкунова-Луговая-Сорокина-Шадрина-Морозова. Порядок в 1-й ревизии: Речкунова- Сорокина-Щедрина-Морозова, то есть он практически идентичен. В районе впадения реки Шипунихи в Бердь мы находим у Миллера следующие деревни: Койнова-Шипкова-Шипунова-Каинова-Шадрина-Детлева. В 1-й ревизии переписаны: Койнова-Шипунова-Дятлова (Детлева). Очевидно, что «ревизская» история - чужая для второй Шадриной, если бы она попала в ревизию, то только в окружении Койновой и Шипуновой. Таким образом, по стандартному способу локализации населенного пункта через соседей в ревизском списке, переписанная в 1719 г. Щедрина - это первая Шадрина, расположенная в десяти верстах от острога, имеющая географический маркер в виде речки Шадрихи, с устьем на противоположном берегу. Есть также другое косвенное доказательство нашего утверждения, но мы его приведем позднее, по мере исторического погружения. Попытаемся восстановить историю каждой Шадриной, опираясь на доступные архивные данные. Шадрина на Берди Поскольку деревня Шадрина попала не только в ревизию, но и в ландратскую перепись 1719 г. с подробными сказками [8. Л. 144-147], мы знаем ее состав, время прибытия поселенцев, регионы их исхода. В 1719 г. в деревне было восемь дворов, в которых проживали 44 человека: 24 мужского пола и 20 - женского. По сословиям:
• один двор нищей вдовы Дарьи Никитиной. Заведена она была, скорее всего, в 1715 г., так как большинство поселенцев, в том числе и именователи Шадрины, сказали, что прибыли на территорию Бердского острога именно в этот год. Все шадринцы - бывшие крестьяне, в служилом сословии никто не состоял. Четверо из них верстались в беломестные казаки на самом первом этапе создания гарнизона в 1716 г., они же попали в список отряда, отправленного на строительство Белоярской крепости [7]. Родом были, в основном, сибирского - либо из Верхотурского, либо из Тобольского уездов, только Прохор Шишкин сказался по происхождению архангелогородцем. Краткое генеалогическое досье на основателя, Дмитрия Михайловича Шадрина. Дмитрий и его отец Михайло Трофимович, в силу возраста уступивший место главы семьи своему сыну, - из разветвленного крестьянского рода, закрепившегося с начала XVIII века в Приобье. Как и многие ранние сибирские поселенцы, Шадрины прибыли с Севера или северного Приуралья, прошли через верхотурские ворота, осели в Ирбитском уезде. Федор Омельянович Шадрин, около 1625 г.р., уроженец деревни, основанной его отцом, - Шадриной на Шаве Чубаровской слободы [1. Л. 244 об], ныне - деревня Шадринка Байкаловского района Свердловской области. В 1679 г. мигрировал на юго-восток, заложив в Суерской слободе свою деревню Шадрину на реке Тоболе [3. Л. 1], ныне - Старая Шадрина Упоровского района Тюменской области. Через какой-то период его выросшие дети в пределах той же слободы основали деревню Новую Шадрину [4. Л. 290 об-291]. Уже из Новой Шадриной четыре двоюродных брата, внуки Федора Омельяновича, старший и младший Гаврилы Константиновичи, Михайло Трофимович и Сидор Иванович Шадрины перебрались в остроги и крепости Приобья: Чаус, Бердск, Белоярск. В Бердском остроге первым поселился Сидор Иванович Шадрин. В 1712 г. он обосновался в деревне Ельцовской, верстался в казаки. В 1720 г. был выборным бурмистром острога совместно с неким «товарищем», в отсутствие приказчика распределял пришлых по деревням на поселение («..пришел он., .в Берский острог в 720-м году в бытность бурмистров Сидора Шадрина с товарищем, ..им бурмистрам явился, а они бурмистры жить велели..») [10. Л. 394-413]. Дмитрий Михайлович с семьей перебрался в Бердскую округу на два года позже своего двоюродного дяди, но не подселился в Ельцовку, а завел новое поселение с фамильным названием, продолжив семейную традицию. После строительства Белоярской крепости часть Шадриных перебирается на Алтай, основав под Белоярской крепостью на реке Лосихе очередную Новую Шадрину. В 1739 г. деревня стала местом самой крупной староверческой гари в Приобье, унесшей около трехсот жизней. Дмитрий Михайлович и его троюродные братья, сыновья Сидора Ивановича Сергей и Семен Шадрины, были в числе самых уважаемых крестьян, подписывающих письма властям от лица укрывшихся в «згорелых домах» [40, с. 123]. После гари родословные линии первых двух братьев прерываются, что говорит о печальном исходе. Выживет только младший, Семен, который покинет горящую избу по подкопу, будет пойман, сбежит из Москвы, сгорит в новой мальцевской гари 1756 г. под Чаусом. История Семена, ярко описанная академиком Н.Н. Покровским [40], до сих пор резонирует в исторических работах, посвященных староверческим гарям Приобья [34, 41]. Что касается Дмитрия Михайловича, то, возможно, он не был переселенцем на реку Лосиху, как его братья из деревни Ельцовской, а пришел на гарь в составе группы из ста пятидесяти староверов, приведенных из Бердского острога Иваном Абрамовым [40, с. 120]. Вплоть до 2-й ревизии его двор в деревне Шадриной продолжал существовать, и в нем проживала часть семьи - младший брат Елисей Михайлович Шадрин с домочадцами [13. Л. 43]. С алтайской гарью связано еще одно имя жителя деревни Шадриной Бердского острога - Гаврилы Федоровича Короля (или, по разным записям, Королева, Корольского). Гаврилу Короля, его сыновей Савву и Ивана власти считали - вместе с Иваном Строителем, Иваном Абрамовым, а позднее и Семеном Шадриным [40, с. 120], - одними из главных зачинщиков. В первой сказке, поданной крестьянами из укрепленных изб, есть подписи сыновей Гаврилы Ивана и Саввы Королевых. Они, скорее всего, сгорели, как и все подписанты, лишь их отец, в силу неизвестных обстоятельств, остался в живых и был переписан во 2-ю ревизию в Белоярской слободе с младшим сыном Афанасием [13. Л. 165 об]. Он в Бердск уже не вернулся, Афанасий Гаврилович же впоследствии проживал в деревне Бобровке, вместе с другими уцелевшими представителями рода Шадриных - потомками и родственниками двух Гаврил Константиновичей [15. Л. 1011 об]. Новошадринская гарь сильно проредила жителей бердской Шадриной, но деревенька пополнилась извне тремя новыми домохозяйствами, и даже формально выросла по численности проживающих. Во 2-ю ревизию 1747 г. в ней было учтено девять дворов, мужского полу «разночинцов тритцать пять душ» [13, Л. 44 об], всего же, с учетом не фиксированных в ревизии женских душ, около 60 человек. Из старожилов - дети первопоселенцев Шадрины, Шишкины, Вагайцевы, Хрептовы; из новых жителей - Савелий Власов из соседней Сорокиной и прибывшие из более дальних мест Пимин Овчинников и Иван Рудаков. Но рост был временный. Предположительно с 30-х годов XVIII века, начинает зарождаться, а потом и нарастать миграционный отток. Основное направление - на юг: либо на реку Чумыш, либо вниз по Оби, или в деревни Легостаевской волости. Самая ранняя миграция шадринцев, отраженная в документах, приходится на 1725 год. В делах Бердской судной избы в списке казаков, которые «без указу выехали в прошлом году», фигурирует Артемий Шишкин, «ушедший под Белоярскую крепость в 725 году» [12. Л. 97]. Десять лет спустя зафиксирована драматичная попытка возвращения его на прежнее место жительства: «.которые крестьяне от посланных Тимофея Ракитина с товарыщем отбиваюца топорами ножами и косами. Но отговариваюца они заводом. Велено для тебе по привозу помянутых противников в берское ведомство на прежние места послать. Артемей Шишкин которого отбил сын ево Осип топором да ножем» [12. Л. 194]. Скорее всего, семейство Шишкиных было возвращено в Бердское ведомство, а наказания кнутом или батогом ускорили уход из жизни Артемия и его сына Осипа. Во 2-ю ревизию они записаны как умершие, в деревне Шадриной переписаны только их дети [13. Л. 43]. Но процесс уже нельзя было остановить, и, спустя десять лет после второй ревизии, младший сын первопоселенца Алексей Артемьевич Шишкин фиксируется в исповедальных ведомостях Михаило-Архангельской церкви села Тальменского как прихожанин деревни Зайцевой [19. Л. 108 об]. Для других шадринцев чумышско-тальменское направление также оказалось приоритетным. В своих работах по истории населенных пунктов Тальменской волости Ю.С. Булыгин пишет, что «в деревню Шишкину Тальменской волости, в 40-х годах 18 века из деревни Шадриной Бердского ведомства переселились братья Михаил и Григорий Прохоровичи Шишкины» [31, с. 56]. Среди «разъехавшихся бердских крестьян» упоминает Ю.С. Булыгин и Павла Алексеевича Вагайцева. Будучи «записанный во 2-ю ревизию 1745 г. в деревне Шадриной ведомства Бердского острога, на время составления описи в 1748 г. жил в деревне Крайчиковой на левом берегу Чумыша, откуда, как явствует из описи 1751 г., он перебрался в деревню Завернягину» [29, с. 13]. В Легостаевскую волость перевелось сразу несколько семей. В деревню Шипкову переселились дети старшего сына Алексея Петровича Вагайцева: Иван Осипов, Роман Осипов с семействами, вдова Алексея Осипова с детьми [19. Л. 128 об-129]. В деревню Таскаеву - семьи всех трех сыновей Ивана Васильевича Хрептова - Ивана, Василия и Алексея [19. Л. 130]. Шадринские новопоселенцы для дальнейшей миграции выбрали третье южное направление - вниз по Оби. Савелий Панкратьев Власов спустя десять лет фиксируется в деревне Сосновке [19. Л. 148]; Савелий, сын Ивана Рудакова - в деревне Верхней Сузунской [19. Л. 205]. Как следствие, начиная с середины XVIII века, Шадрина пустеет, а затем и вовсе исчезает с карт, из церковных и статистических документов. Казалось бы, на этом история деревеньки заканчивается. Но, занимаясь своей родословной, один из авторов статьи неожиданно обнаружил, что его прапра-...бабушка Дарья Михайловна Кашникова, жительница деревни Черепанова Бердского ведомства, ни кто иная, как «старинна взята Берского острогу государственного крестьянина Шадрина» [16. Л. 83 об], то есть Михаила Трофимовича Шадрина из деревни Шадриной, дочь, сестра Дмитрия Михайловича, сгоревшего в Новошадринской гари. Деревень Черепановых среди поселений Бердского острога также было несколько, но в данном случае бросалась в глаза связь с деревней Морозовой, где ранее, во 2-ю ревизию, были переписаны и Кашниковы, и их земляки. Начались поиски, и на карте деревень, находящихся в ведении Бердской избы 1771 г. [28], обнаружилась искомая деревня Черепанова - рядом с деревней Морозовой, на том же месте, где ранее стояла Шадрина. Ошибочно значок был перенесен на другой берег, в устье реки Шадрихи, но такие мелкие погрешности сплошь и рядом встречаются на ранних картах, по факту же, правый берег Берди начал заселяться гораздо позднее. В описи приписных крестьян по церковным приходам 1751 г. деревни Черепановой еще не существует, все будущие жители числятся в составе прихожан деревни Морозовой; при этом не существует уже и деревни Шадриной. Самая ранняя перепись черепановцев находится в исповедных росписях Сретенской церкви Бердского острога 1755 г. [18. Л. 147] Переписаны семьи Федора Степановича Кашникова (с женой Дарьей Михайловной), Данилы Федоровича Дедигурова и его брата Нестора, Федора Даниловича Шелыгина. В 4-ю ревизию - тот же фамильный состав (прибавился только еще один брат Дедигурова) и статистика: «итого в деревне Черепановой мужеска полу - 30, баб замужних - 7, вдов - 1, девок - 12». Но в шапке содержится надпись, отражающая финальную часть поселенческой истории: «Деревни Черепановой ныне не имеется и написанные по последней ревизии в той деревне жители из оной за опашкою земель и за
недостатком сенных покосов и скотского выпуску переехали в 1769 году в
деревню Койнову и Белову где оные и в скасках объявлены будут» [16. Л.
83]. Фрагмент карты деревень в ведомстве Бердской земской избы 1771 г. Большая часть бывших жителей деревни Черепановой, включая Кашниковых и Дарью Михайловну, действительно обнаруживается в деревне Койновой. Там же мы находим ранее переселившегося туда сына основателя деревни Федора Никифоровича Черепанова. О том, что он когда-то жил в деревне Черепановой, свидетельствуют следующие записи: жена его сына Петра взята « в деревне Черепановой у Федора Шелыгина» [17. Л. 96 об]; Петр, сын Василия Ивановича Завьялова, переселенца из деревни Морозовой, взял в жены Параскеву, дочь Федора Черепанова из той же деревни, что и брат его Борис, взявший в жены Ирину, дочь крестьянина Василия Кашникова из деревни Черепановой [17. Л. 102]. По нашим предположениям, отец Федора Черепанова Никифор Фадеевич переселился на шадринскую пустошь в канун 1751 г. До этого он, включая период 2-й ревизии, проживал в деревне Детлевой, где в 1721 г. был впервые переписан в числе прибывших его отец - Фадей Емельянов сын Черепанов, уроженец г. Соликамска [10. Л. 393]. Таким образом, получается, что деревня Шадрина исчезла не сразу, а около двадцати лет существовала с новым составом жителей и под новым названием - Черепанова. От старой деревни остались частично избы, пашни и ...«женский след» в лице выданной замуж в соседнее село дочери Михаила Трофимовича Шадрина, вернувшейся впоследствии с семьей обратно (вполне вероятно, в родовую опустевшую избу). Этот «след» сшивает старое название с новым и является лишним доказательством расположения ревизской деревни Щедриной на Берди, рядом с деревней Морозовой. Шадрина на Шипунихе Теперь обратимся ко второй Шадриной и ее архивной истории. В краеведческой литературе существуют две версии появления деревни Шадриной на реке Шипунихе. Первая, уже упомянутая выше версия искитимского краеведа А.И. Оборкина, отождествляет Шадрину на Шипунихе с ревизской деревней Щедриной и датирует ее появление в диапазоне с 1702 по 1708 гг. [39] Вторая, высказанная в свое время новосибирским историком Н.А. Миненко, переносит создание деревни на вторую половину XVIII века: «В 17641765 годах, также по личной инициативе крестьян, в ведомстве Бердского острога были основаны деревни Шадрина и Евсина» [38, с. 56]. Версия Н.А. Миненко базируется, по всей видимости, на не совсем корректной записи в 4-й ревизии: «оная заведена переехавшими в 1764 году Берского острогу из нижеписанной деревни собой» [17. Л. 239]. И далее переписчик дает перечень переселенцев в Шадрину из соседней Шипковой, игнорируя тот факт, что один двор (крестьян Ремезовых) был обустроен там задолго до указанного года. Толчком к прояснению примерного времени создания деревни стало ознакомление с одной из ранних карт Приобья, созданной геодезистом Петром Чичаговым. В 17211725 гг. П. Чичагов занимался картированием Средней и Нижней Оби и Нижнего Тобола; на 1725-1726 гг. приходится сбор материала по Верхнему Приобью, следом состоялась экспедиция на Енисей, закончившаяся в 1730 г. Созданная по результатам этих экспедиций карта Обского и Енисейского бассейнов была вывезена во Францию в 1747 г. французским ученым Ж.Н. Дедилем и надолго выпала из научного оборота. В настоящий момент карта доступна в он-лайн просмотре на сайте Французской национальной библиотеки [26]. В ведомстве Бердского острога на карте П. Чичагова оказались отражены сразу две Шадрины - на Берди и на Шипунихе. До этого самое ранее упоминание о второй Шадриной встречалось лишь в перечне Г.Ф. Миллера 1734 г., Чичаговская же карта «состарила» деревню почти на 10 лет. Благодаря новому источнику косвенная датировка деревни Шадриной на Шипунихе - не позднее 1725 года. Иными свидетельствами мы не располагаем, поэтому ни утверждать, ни отрицать, что деревня была заложена раньше, мы не будем. Но, скорее всего, она появилась после освоения левого берега Берди. Южное степное направление и далеко отстоящая от других деревень заимка - достаточно рискованный вариант в начале XVIII века. Уход «черных калмыков» в Китай, а также появление укреплений в Бердске и Белоярске упростили колонизацию новых земель. Немаловажное значение имела прокладка дороги, связавшей Бердский острог с Белоярской крепостью и далее - с Кузнецким острогом. Рассмотрим подробнее фактор появления дороги как вероятного катализатора появления деревни Шадриной на Шипунихе. В миллеровском «Описании Кузнецкого уезда... 1734 г.» говорится об этом тракте следующее: «Бердский острог ... расположен в 120 верстах ниже Малышевской слободы по прямой дороге на северо-восточном берегу Оби, немного выше устья реки Бердь, которая и дала название пункту (зачеркнуто: от Кузнецка досюда по сухопутной дороге, которая, однако, проложена с некоторыми отклонениями, 380 верст)» [42, с. 25]. «Некоторые отклонения» - это тяготение к имеющимся речным руслам и возникшим вдоль них деревенькам, выполняющим функцию станцов. Именно это мы видим на фрагменте карты П. Чичагова с первым указанием дороги от Бердских до Белоярских территорий. Нетрудно заметить, что при повороте на юг (от деревни Шипуновой) дорога движется строго вверх по течению реки Шипунихи, прижимаясь к ней и к двум деревенькам - второй Койновой и Шадриной. После деревни Шадриной дорога забирает вправо, делая бросок через нежилое степное пространство к следующей реке, Тальменке, и снова идет вдоль ее русла мимо деревень Безменовой, Кошелевой, Тальменки. Фрагмент карты 1725 г. П. Чичагова
Фрагмент карты 1771 г. Бердской земской избы Что было первично в данном случае - дорога или деревеньки? Исследователь исторической планировочной структуры Новосибирска Т.Б. Кожуркова [36], описывая дорегулярную планировочную систему поселений в Новосибирском Приобье, приходящуюся на XVIII век, выделяет два «порядка», то есть вида линейных поселений: первые, более ранние, были сформированы вдоль речной системы (гидрографического каркаса), вторые - вдоль основных трактов (планировочного каркаса), под защитой отдельных «точечных» острогов. Но на первом этапе освоения степного пространства между Бердском и Белоярском «порядки» очень часто совмещаются. И деревня Шадрина является типичным примером такого совмещения: построена на реке, но, возможно, под задачи проложенной на юг дороги. Чтобы понять причину и хронологию появления деревни Шадриной, рассмотрим более детально ее географическое окружение - деревни Койнову и Шипкову. Анализируя фамилии в ревизионных списках, названия деревень на картах, родственные и земляческие связи, предлагаем следующую реконструкцию заселения этого куста деревень. Опорным пунктом для дальнейшей колонизации южных притоков Берди стала деревня Койнова. Появилась она, согласно сказкам ландратской переписи, не ранее 1714 г., когда в ней поселился «заводчик» Иван Андреевич Койнов. Он был из ранних переселенцев, впервые его фамилия зафиксирована в 1707 г., в списке прибывших в Умревинский острог («родом города Еринска Межецкой волости жители, оброчные люди») [6]. Еринское происхождение касается рода в целом, а сам Иван Андреевич, предположительно, родился в деревне Койновой Киргинской слободы (в составе семьи Васки Епифанова Койновых переписан трехлетний внук «Ивашка, сын Ондрюшки») [2. Л. 636 об], затем мог проживать в деревне Койновой Абацкой слободы Ишима, где в 1710 г. переписан его возможный дядя, Аника Васильев Койнов [5. Л. 83]. В том же умревинском списке 1707 г. находился и Григорей Степанович Шипких, «родиною с Унжи реки уезду Галицского крестьянской сын». Третья, значимая для нас фамилия в списке прибывших в Умревинский острог в 1707 г. - «устьянец» Федор Ильич Некрасов, убедительно идентифицированный Е.А. Черновой как Федор Ильин сын Кривощеков, «заводчик» деревни Кривощековой, первого русского поселения на месте нынешнего г. Новосибирска [43]. В разборном деле о торге с телеутами в 1711 г. Федор Ильин сказал, что он «жил на Ишиме реке в Коркиной слободе в драгунах, а ис Коркиной пришел в Томской уезд в 707м году, а с ним пришли розных тобольских слобод семей з 20 и болши и поселились вверх Оби реки на границе Телеуцкой дворами своими человек з 10, а иные де поселились подле Оби ж реки версты по 3 и по 5 и болши» [43]. Скорее всего, и Койнов, и Шипких были в составе упомянутой группы семей «из 20 и болши», и их первоначальное поселение состоялось в районе той же новозаведенной деревни Кривощековой, относящейся к Чаусскому острогу. Отсюда разница между документально зафиксированным годом прихода в Приобье (1707 г.) и годом появления в Бердском остроге, названным в сказках ландратской переписи (1714 г. у Ивана Койнова, 1715 г. - у вероятного сына Шипких - Наума Григорьевича, поселившегося впоследствии в деревне Гуселетовой). Ориентировочно, в 1714-1715 гг. происходит переселение нескольких семей из ранее заселенных кривощековских деревенек Чаусского острога в отстоящий от Бердского острога на расстоянии тридцати верст прямоугольник, ограниченный с одной стороны Бердью, с другой - притоками Койнихой и Шипунихой. Связь с Кривощековой через наличие оставленных там родственников мы находим сразу у нескольких первопоселенцев Койновой. У Лаврентия Меркурьевича Еремина в деревне Кривощековой остались проживать два брата - Федор и Никита Меркурьевичи Еремиевы, переписанные как прихожане Николаевской церкви Кривощекова села в 1748 г.[24. Л. 132 об-133] У Семена Никитовича Шмакова во вторую ревизию будет записан «племянник умершаго в прежную перепись написаннаго Томскаго ведомства Чеускаго острогу в деревне Кривощековой брата ево Кондратья рожденной после прежней переписи сын Федор» [13. Л. 137 об]. Редкая для региона фамилия Пайвин также дублируется: в деревне Койновой подворником у Григория Еремееева в 1719 г. будет записан Тит Андреевич Пайвин, в деревне Кривощеково в исповедальных росписях 1748 г. - семейство Игнатия Иванова Пайвина [24. Л. 14]. В 1715 г. в новопоселенную Койнову прибывает брат основателя - Родион (он же Ларион) Андреевич Койнов [8. Л. 171 об]. В течение последующего десятилетия на притоках Берди появляются новые деревеньки - Шипкова, вторая Койнова, Шадрина. Их фиксируют П. Чичагов в 1725 г. и Г. Миллер в 1734 г. Разгадку происхождения второй Койновой (Каиновой, по Миллеру) дает ландкарта 1736 г., где эта деревенька называется «Родионова». То есть вторая деревня Койнова оказывается ни чем иным, как выселками брата основателя первой Койновой Родиона Андреевича Койнова. Каскад выселок продолжается, и вверх по течению Шипунихи появляется деревня Шадрина, связанная с Койновой-Родионовой не только соседством, но и людьми. Самый старый житель деревни Шадриной, упоминание о вдове которого мы находим в списках церковных приходов 1751 г., Елисей Сергеев Брынской, в ревизии 1719 г. зафиксирован как подворник Родиона Койнова, прибывший в Бердский острог в 1717 г. [8. Л. 71 об]. То, что проникновение вглубь неосвоенной территории обусловлено трактом, подтверждает семейная история первопоселенцев этого куста деревень. Иван Койнов сказал в своей сказке, что он ямщицкий сын [8. Л.169 об], а его брат Родион не только происходил из ямщицкой семьи, но и сам был в ямщиках и «тою ямскую гоньбу покиня впусте» [8. Л. 171 об]. После 1717 г. прокладывается региональная дорога, появляется необходимость в станцах, и, по случайному совпадению, именно бывший ямщик закладывает на этом пути новую деревеньку, а его подворник проживает в следующем новопоселенном станце. Кто был основателем Шадриной, к сожалению, выяснить не удалось. Предположительно, заводчик деревни имел прямое отношение к первой волне чаусских переселенцев, и, возможно, пришел на реку Шипуниху из той же деревни Кривощековой. Среди Шадриных, обосновавшихся в Бердском остроге и Белоярской крепости, можно выделить несколько претендентов с «темным» проживанием на момент петровской ревизии и возможностью проделать обозначенный выше маршрут. Фрагмент ландкарты 1736 г. с деревнями Койновой на р. Берди, Шипковой на р. Койнихе, Родионовой, Шадриной и Медведицей на р. Шипунихе Самый ближайший к деревне Шадриной поселенец - оброчный крестьянин деревни Морозовой Егор Ильич Шадрин, учтенный в промежутке между 1721 и 1725 гг., который был упомянут в делах Бердской судной избы в 1725 г. [11. Л. 2 об]. Он переселится впоследствии в деревню Шишкину Тальменской волости, куда следом прибудет еще один его однофамилец, или родственник Петр Иванович Шадрин, с таким же неизвестным прошлым на период 1719 -1727 гг. [13. Л. 190] В промежутке между 1-й и 2-й ревизиями в Белоярскую крепость переселится Гаврила Константинович Шадрин, старший брат Гаврилы Константиновича меньшого, пушкаря крепости [13. Л. 159], родственник бердских Шадриных. Скорее всего, у него, как и у его брата, первым пунктом прибытия в Приобье был Чаусский острог; соответственно, не исключен вариант временного проживания на реке Шипунихе. Основать деревню Шадрину мог также неизвестный житель Чаусского острога, не подвергшийся ревизскому учету по причине ранней смерти, обратной миграции и прочих обстоятельств. Со временем, «некоторые отклонения» южного столбового пути будут скорректированы. Значимые для нас изменения тракта состоялись ближе к середине XVIII века. В 1830-х гг. в верховьях реки Шипунихи появляется еще одна маленькая деревушка Медведица - под таким названием она отмечена на ландкарте 1736 г. Во 2-й ревизии она записана как «вновь поселенная» деревня Медведицкая [13. Л. 76 об]. Новая деревня забирает у Родионовой и Шадриной функции опорных станцов на Шипунихе, с ее появлением дорога выпрямляется, и от деревни Детлево идет по прямой линии, уже не синхронизируясь с траекторией речки Шипунихи. Со временем «Медведицын стан» будет играть ключевую роль, потому что сразу за ним дорога раздваивалась на Томское и Бердское направления. Не случайно впоследствии именно Медведицкая начнет периодически забирать к себе поселенцев Шадриной, регулируя численность деревеньки и тем самым не давая ей выйти из небольшого формата. Будучи упомянутой Г.Ф. Миллером и прорисованной на всех ранних «чертежах», в первых трех ревизиях деревня Шадрина на реке Шипунихе остается «статистической невидимкой», попадая в ревизионные списки только в 1782 г., как вновь заведенная. Поскольку главной задачей ревизий являлся учет податного населения, переезды в ближайшей округе часто не учитывались (подати платились в старом населенном пункте и там же числился уже давно переехавший). Все немногочисленные шадринцы были приписаны к «ревизским» населенным пунктам - сначала к деревне Койновой, затем - к деревне Шипковой. Альтернативой административному учету становятся церковные переписи, показывающие реальных прихожан, посещающих церковь. Самый ранний перечень жителей Шадриной мы находим в описи приписных крестьян по церковным приходам Колывано-Воскресенского округа 1751 г. [23. Л. 133 об]. В ГАТО сохранились исповедные росписи Михаило-Архангельской церкви села Легостаевского с 1755 г. Данные по дворам, числу жителей, в том числе мужчин и женщин, фамилиям деревни Шадриной из выборочных документов за период 1751-1859 гг. сведены в таблице. В первом дошедшем до нас списке в деревне Шадриной на Шипунихе насчитывалось четыре двора прихожан: Петра Брынского, вдовы умершего Елисея Брынскова, Василия Хомякова, Прокопия Патракова. Самые ранние поселенцы Шадриной - братья Брынские. Елисей Сергеевич появится в Бердском ведомстве в 1717 г., скажется «родом из Киргинской слободы», будет переписан с женой Ириной Савельевной и сыном Яковом [8. Л. 171 об]. Тридцать четыре года спустя в деревне Шадриной будет записана его вдова с детьми [23. Л. 133 об], дальнейшая судьба семьи по документам не прослеживается. Его брат Петр Сергеевич Брынских - из оброчных острога «приписных после прежней переписи в 727 и в 733 годех» [13. Л. 29]. В 4-й ревизии он записан в деревне Шипковой как постоянно проживающий, вплоть до переезда в деревню Медведицкую. Но согласно церковным документам задолго до 1751 г. он обосновался в соседней деревне и регулярно отмечался среди шадринских прихожан в течение десятилетия. И только в 1769 г., по информации из 4-й ревизии, Петр Брынских с семьей покинет деревню Шадрину и переберется жить в деревню Медведицкую, где и умрет в 1777 г. [17. Л. 229 об] Во 2-й ревизии среди разночинцев Бердского острога мы находим братьев Филиппа и Василия Мироновичей Хомяковых, прибывших в острог в интервале 1722-1726 гг.[13. Л. 21; Л. 28] Старший брат Филипп Миронович Хомяков в описях 1751 г. учтен как прихожанин деревни Медведицкой [23. Л. 133 об]. Можно предположить, что он ранее также проживал в Шадриной, но перебрался в Медведицкую после того, как она стала станцом. Младший, Василий Миронович, в 1751 г. фиксируется в деревне Шадриной, но в 1752-1755 гг. он покинет ее, при этом переедет не в Медведицкую, а дальше - сначала в деревню Берсеневу [19. Л.126 об], затем - в деревню Белову, будет там фигурировать в списках в 1759 г. [20. Л. 508] В 4-ю ревизию 1782 г. он по-прежнему переписан в Беловой, при этом в ревизионной записи отмечено, что семейство в 1777 г. «переведено по указу бывшей канцелярии горного начальства в Красноярскую слободу д. Борову» [17. Л. 140]. Прокопия Патракова мы идентифицировали как Прокопия Ивановича Черемных, сына оброчного крестьянина Бердского острога Ивана Патракеева (или, по другому списку, Понкратьева) Черемных, учтенного в 1-ю ревизию в семье отца в возрасте полугода [8. Л. 121]. Метаморфозы с фамилией и именем будут преследовать его и в дальнейших документах: в исповедных росписях деревни Медведицкой 1759 и 1769 гг. он будет записан под отцовской фамилией [20; 21. Л. 509 об], но с ошибочным именем - как Корнило Иванов сын Черемных (с той же женой и с теми же детьми), в 4-й ревизии будет записан как Прокопий Иванов сын Кондратьев [17. Л. 210 об], и там же, в качестве отца выданной замуж дочери, как Панкратьев [17. Л. 214]. В 1775 г. семья будет переведена в Красноярскую слободу в деревню Колыванскую. Все следующее существование деревни Шадриной связано с переселенцами из соседней деревни Шипковой. В 1756 и в 1759 гг. среди шадринских прихожан записан Максим Васильевич Ремезов, с женой и сыновьями Иваном и Савелием [19. Л. 128 об; 20], бывший оброчный Бердского острога, учтенный в промежутке между 1721 и 1727 гг. [13. Л. 23 об] Согласно же 4-й ревизии он вплоть до 1782 г. приписан к деревне Шипковой, миграция семьи в соседнее поселение оформлена задним числом, через сыновей, якобы в 1764 г. «переехавших собой» в Шадрину [17. Л. 228 об, Л. 239]. Умрет в 1765 г., в деревне Шадриной останутся проживать его вдова и сыновья. Семейство Ивана Ефимовича Казанцева в деревне Шипковой проживало, как минимум, с начала 1750-х гг., поскольку отражено в описях церковных приходов 1751 г. [23. Л. 133 об]. Иван Казанцев - бывший оброчный Бердского острога, учтен в числе приписных в 1727-1733 гг. [13. Л. 27 об] В деревню Шадрину переберутся три его сына с женами и детьми - Иван Иванович, Андрей Иванович, Григорий Иванович Казанцевы [17. Л. 239 об]. И на этот раз 4-я ревизия, возможно, не лукавит и дает близкий к реальному год перехода - 1764-й, который совпадает с периодом появления в исповедных росписях деревни Шадриной. Демографический и фамильный состав деревни Шадриной с 1751 по 1859 гг. 1
1 Источники: Опись приписных крестьян Колывано-Воскресенского округа по церковным приходам 1751 г., исповедные росписи Михаило-Архангельской церкви с. Легостаевского1756, 1759, 1769 и 1783 гг., 4-я ревизия Колывано-Воскресенского округа 1782 г., выборочные данные из окладной книги 1859 г. [33]. Появившиеся в начале 1760-х гг. в Шадриной Вагайцевы - представители семьи, упомянутой в начале статьи, дети и внуки одного из первопоселенцев «ревизской» Шадриной, мигрировавшие в свое время в деревню Шипкову. В Шадрину на Шипунихе они переселятся со всеми своими разросшимися ветвями - семьями, во главе которых на этот раз будут числиться Иван Алексеевич, Федор Алексеевич, Осип Алексеевич и Роман Осипович. В ревизии 1782 г. будут переписаны в деревне Шипковой с пометкой: «перешли в 1764 г. в д. Шадрину» [17. Л. 240], в 1783 г. будут отражены в исповедных ведомостях по новому месту жительства [22. Л. 649 об]. В 1782 г. начнется процесс разъезда деревни Пименовой (соседней с деревней Черепановой), представляющей собой однофамильное поселение многочисленных потомков основателя деревни беломестного казака Пимена Панфилова Кунгурцева [8. Л. 129]. Сразу несколько внуков Пимена с семьями переведутся в сторону южного направления - в деревни Койнову, Шадрину, Улыбину. На речку Шипуниху уедет семья Алексея Иевлева в составе «мужеска полу - 9, баб замужних - 2, девки - 1». Также две пименовских девицы будут выданы замуж за шадринцев Василия Казацева и Василия Вагайцева [16. Л. 78-82]. Весь состав Шадриной XVIII-XIX вв. - это люди, в большинстве своем связанные предыдущим совместным проживанием. Самая большая доля среди них - бывшие оброчные Бердского острога, заселившиеся уже после 1-й ревизии, в период 1722-1733 гг. В отличие от начальных поселенцев, более поздние переселенцы испытывали трудности с обеспечением земельными и сенокосными угодьями, поэтому именно они первыми начали мигрировать в южные деревни, в том числе в Легостаевскую волость, на неосвоенные степные земли (Брынские, Хомяковы, Ремезовы, Казанцевы, Кошкаровы). Второй тип переселенцев - это жители прилегающих к острогу деревенек, которые в 1740-х гг. начали либо разукрупняться, либо исчезать (Вагайцевы из Шадриной, Мелехины из Сорокиной). Третий тип - это оброчные крестьяне с «подступов» - дальних деревенек на Берди, прилегающих к степным землям и назначенных станцами (Брынские, Еремины из Койновой, Соколовы из Детлевой). Они первыми оказались вовлечены в обслуживание «большой дороги», и эта дорога постепенно увела их вглубь. В целом, Шадрина, являясь самой старой деревенькой южного направления, разделила транзитную судьбу такого же раннего форпоста - Шипковой. На протяжении всего
В начале XX века один из Вагайцевых сможет повлиять на развитие не только своего села, но и округи в целом. В отчете Горловской геолого-разведочной партии указано, что первооткрывателем Листвянских углей является житель села Шадрино Иван Иванович Вагайцев, который в 1919 г. нашел кусок угля, вымытый весенним паводком [35]. Листвянский угольный рудник будет функционировать с 1931 по 2001 гг., обеспечивая страну нужными антрацитами, а местных жителей - работой. Как видим, у каждой деревни Шадриной - своя история и своя роль в поэтапной колонизации Приобья. При этом деревни оказались связанными не только названиями, но и людьми. Не исключено, что их основатели принадлежат к одной и той же крестьянской семье, пришедшей с Тобола. Не менее важную роль в жизни деревень-тезок сыграл старожильческий род Вагайцевых, живший на разных этапах в обеих Шадриных. Литература и источники
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 769 |