|
||||||||||||||
Тайны старого чертежаГОРОД ПЕРВЫХ. Можно ли изучить историю Новониколаевска по открыткам? «Ведомости» встретились с коллекционером исторических фотографий архитектором Игорем ПОПОВСКИМ, отмечающим 3 февраля своё 60-летие В коллекции Игоря Поповского около 120 открыток с видами дореволюционного Новониколаевска. Останавливать мгновенье человек научился тогда, когда изобрёл фотографию. Фотографии старого Новониколаевска в глазах людей XXI века — это не просто пожелтевшие и медленно выцветающие снимки людей и зданий, которых уже нет, а остановившиеся мгновения «детства», «юности» и «молодости» Новосибирска. Один из коллекционеров исторических фото — Игорь Поповский, архитектор, преподаватель НГУАДИ, общественный деятель, искренне увлечённый историей родного города. Особо памятное здание для Игоря Поповского: несколько десятилетий здесь находится роддом, в котором будущий архитектор и появился на свет. До революции здание было одноэтажным, здесь проживал богатый хлеботорговец Коган, а после смены власти здание отдали органам сельхозкооперации. — Меня всегда расстраивало, когда люди говорили о Новосибирске, что он пыльный, что в нём нет архитектуры, — а я его любил. Эта любовь мотивировала общаться с горожанами, донося до них хорошие стороны города. Я понимал, что много потенциала существует в общении с коллекционерами, но в их круги ещё надо было войти, — вспоминает Игорь Поповский. А началось всё так. Был объявлен букинистический аукцион, на который выставили два лота — 47 старинных открыток и номер журнала «Нива» за 1898 год с первым упоминанием о Новониколаевске. Молодой архитектор потратил все семейные деньги из сберкассы, но всё же приобрёл оба лота, причём соперничали с ним обе главные городские библиотеки — НГОНБ и ГПНТБ. В дальнейшем Игорь Поповский пополнял свою коллекцию разными путями: что-то покупал, что-то ему дарили. «Как-то мой отец ехал с одной бабушкой, которая сказала, что готова подарить мне открытку — уникальный снимок часовни на Красном проспекте. Я пошёл к ней с деньгами, но она сказала, что ей ничего не надо, напоила меня чаем, рассказала про священника, который служил в часовне, и добавила: "Я умру, а вы эту открытку спасёте”», — рассказывает собиратель. Та самая открытка, подаренная бабушкой. Надпись на ней наглядно показывает, что её строили отнюдь не для того, чтобы обозначить «географический центр державы». Так со временем у Игоря Викторовича набралось около 120 дореволюционных открыток с видами Новониколаевска и большое количество открыток позднейшего времени — от 1920-х годов до современности. Первоначальный вид часовни на Красном проспекте (построенная в 1990-х годах мало похожа на оригинал своими пропорциями), «крячковские» школы в их первозданном виде, несуществующий больше католический костёл, знаменитый «фотошоп» столетней давности — летящий над Новониколаевском аэроплан… Многие фотографии сейчас хорошо известны, они «кочуют» из одной публикации в другую, о других знают гораздо меньше, например, о редкой открытке, выпущенной во время пребывания в Новониколаевске чехословацкого корпуса в 1918–1919 годах, когда шла Гражданская война: чехи с винтовками в руках перекрывают пути на железнодорожном мосту. Та самая открытка с белочехами на мосту. Бросается в глаза, что на старинных открытках печатались и такие виды, которые позднее вряд ли сочли бы подходящими для этого, — глухие уголки Закаменки, пустыри, овраги... До того времени, когда составился некий неписаный стандартный набор открыточных видов, положенных для печати (памятник Ленину, главная улица, театр, вокзал, административное здание и так далее), было ещё далеко. Кадр, который показывает, что «фотогеничность» пейзажа для авторов открыток не имела никакого значения. На открытках могли напечатать даже наводнение, затопившие убогие дворы на окраинах. Самый «глухой» уголок Новониколаевска — Закаменская часть города. Крестик, возможно, указывает на то место, где находится дом человека, у которого когда-то был этот экземпляр открытки. Церковь справа — храм Казанской Богоматери на улице Сузунской (ныне Восход), в советское время на её месте был деревянный кинотеатр, который затем превратили в склад. Во времена детства Игоря Поповского от всех этих зданий остался только бутовый фундамент. Теперь на этом месте стоит бизнес-центр. Есть в коллекции Игоря Викторовича и другие материалы, в том числе архитектурные чертежи. «Как-то в "Новосибгражданпроекте”, где я работал, отправили в макулатуру ряд списанных документов — папок набралось на целый коридор. Я и мой коллега, увлечённый городской культурой, Андрей Замащиков увидели среди макулатуры ценные чертежи и собрали шесть папок. Предложили их в музей проектного дела, но его заведующая в тот момент болела, другие сотрудники не увидели в чертежах ценности и выбросили их. Сохранились только несколько чертежей, которые я взял к себе на лекцию. И с тех пор все такие материалы стараюсь сохранять у себя», — рассказывает Игорь Поповский. В послереволюционное время тематика открыток меняется — в ней отражается контекст эпохи, стремление показать, как среди старых деревянных домишек растут пусть относительные, но дома-гиганты. На этой открытке мы видим сохранившуюся до наших дней гостиницу «Динамо» на Красном проспекте. «Я считаю его одним из лучших объектов конструктивизма в Новосибирске. Но находится он в плачевном состоянии. Я и мой сын подавали обращение в госинспекцию по охране объектов культурного наследия, чтобы гостиница тоже получила этот статус, но получили отказ. Очень жалко», — говорит Игорь Поповский. Первые открытки 1920–1930-х годов сделаны не слишком качественно по сравнению с дореволюционными — часто на обычной тонкой бумаге. Дворец труда изначально строился наподобие европейских замков в романском стиле — отсюда и столбы, и башни. После того, как здание надстроили (теперь там размещается водный университет), этот «романский» эффект исчез. Бердское шоссе 1940-х годов — задолго до постройки Академгородка. Сейчас трудно представить, что это была грунтовая дорога, только укреплённая битумом. Игорь Викторович бережно разворачивает на столе сложенный в несколько раз тонкий лист бумаги — и перед зрителем раскрывается чертёж фасада городского аэропорта в мельчайших подробностях. Автор проекта — Ольга Жигалова, копировальщик — Останина, точная дата не указана, но составлен чертёж был явно в 1950-е годы. Идеально прямые линии, тонкий рисунок, сделанный рейсфедером, — современными студентами-проектировщиками такое мастерство предшественников при отсутствии современных технологий воспринимается как что-то фантастическое. Чертёж фасада городского аэропорта. Вся коллекция Игоря Викторовича переведена в электронный вид, её материалами владелец охотно делится с интересующимися — хотя в итоге они порой всплывают в самых неожиданных местах. Как-то раз на одном англоязычном сайте кто-то выдал материалы Игоря Поповского за свои — и получил диплом за «редкую коллекцию». Однако такие случаи — не повод для настоящего коллекционера закрыть своё собрание от посторонних глаз. Главное — чтобы люди знали больше о городе, в котором живут. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ИГОРЯ ПОПОВСКОГО Собор Александра Невского в первоначальном виде. На месте, откуда потом начнётся Николаевский (а теперь Красный) проспект, пока ещё располагается пустырь. Несколько лет спустя собор на фотографиях предстаёт уже в белом цвете. Есть версия, что собор для чего-то обесцветили на негативах, но Игорь Поповский считает, что его на самом деле перекрасили во время Первой мировой войны. Открытки с текстом письма — большая редкость, тем более если текст расположен на лицевой стороне. Здесь изображён створ железнодорожного моста через Обь. На этом фото запечатлён председатель профсоюза грузчиков (их тогда называли крючниками) Шварц (отмечен галочкой). В советское время именно он построил Дом грузчиков на улице Фабричной. Самое известное «отфотошопленное» фото Новониколаевска — момент первого самолётного полёта над городом в 1911 году никто не запечатлевал. Но новониколаевцы уже тогда позиционировали свой город как по-американски прогрессивный, модернистский — и им хотелось это каким-то образом показать на открытках. В итоге это фото стало одним из самых узнаваемых в мире видов Новониколаевска-Новосибирска, действительно обеспечив ему хороший «пиар». Это фото тоже хорошо известно: каждый в меру своей фантазии пытается подписать попавших в кадр людей. Версии самые разные: от относительно реалистичных владельца новониколаевской типографии Литвинова и городского головы Жернакова до фантастических предположений о Чехове и Ленине. Ещё одна известная открытка 1916 года, на которой хорошо видно, что у часовни на Николаевском проспекте были совсем другие пропорции, чем она получила после авторской реконструкции Петра Чернобровцева. Костёл на нынешней Вокзальной магистрали ждала такая же печальная судьба, как и часовню, но о его восстановлении речи до сих пор не идёт. Это здание легко узнать и сейчас: теперь здесь находится музей города Новосибирска. Военный городок — пока ещё трудно представить, что он будет окружён улицами и домами Октябрьского района, а вокруг его дальнейшей судьбы сто лет спустя будут ломаться копья. Над ним возвышается собор святых Петра и Павла. В районе улицы Фабричной 120 лет назад была Сосновская роща, о которой теперь не напоминает практически ничего. Таким был в первое десятилетие ХХ века современный вокзал «Новосибирск-Главный». Достроенное в советские годы реальное училище стало детской больницей. Любопытно, что с одной стороны училища была расположена домовая церковь, а с другой — обсерватория. Вот так проектом архитектора Андрея Крячкова были разделены наука и религия. Обсерваторию в 1917 году разграбили. 3 февраля Игорю Поповскому исполняется 60 лет. «Ведомости» поздравляют Игоря Викторовича с юбилеем и желают ему здоровья и успехов! Виталий СОЛОВОВ | Фото автора и из архива Игоря ПОПОВСКОГО
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 375 |