Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 03.11.2022 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково»


 

Елена КОТОВА,

сотрудник Асиновского краеведческого музея

отдела ОГАУК ТОКМ имени М.Б. Шатилова,

г. Асино Томской области


 

 

Аннотация: В статье рассматривается восстановление традиции широкого празднования престольного праздника сельского храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца как возрождение в новой форме утраченных народных православных обычаев. По мнению автора, это способствует воспитанию в детях и молодежи чувства добра и милосердия, преображение духовного облика и сохранение духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, приобщение к нравственным ценностям православной культуры и культурным традициям русского народа, формирование духовно-нравственных ориентиров и стремления помнить и сохранять историческое прошлое малой Родины. Кроме того, объединение вокруг этого события многих заинтересованных людей, представителей власти, бизнеса, районных и сельских учреждений культуры способствует восстановлению приемлемых в настоящее время образцов традиционной сельской культуры, создание на базе села модели культурного пространства православной Сибири конца XIX – начала XXI веков.

 

Ключевые слова: храм, культура, престольный праздник, Ново-Кусково, традиция, Георгий Победоносец

В 1763 году на левом берегу Чулыма Семен Алексеев Кусков, выходец из деревни Завьялово близ Томска, основал новое поселение. Через год деревня Кускова состояла из четырех дворов в 52 души населения: 31 мужскую и 21 женскую. Все они были членами одной фамилии, благодаря чему деревню эту можно считать «семейным гнездом».

В 1853 году, благодаря переселенцам из Тамбовской и Воронежской губерний, деревня Кусково стала по-настоящему большой. В 1852–53 годах 72 крестьянских семьи, 592 человека, Успенской волости Воронежской губернии основали близ поселения Кусковых свое. Новое название выдумывать не стали; деревня старожилов – Старо-Кусково и деревня новоселов – Ново-Кусково по сей день существуют на территории Асиновского района.

Одна из добрых традиций русских людей – обязательное возведение храма в месте нового поселения. Пока население Кускова было небольшим, обходились без церкви и без священника. По святым праздникам отправлялись на службу в соседнюю деревню Вороно-Пашню. Расстояние было незначительным, но церковь не могла вмещать разрастающееся население двух деревень. У кусковцев появилась необходимость в своем храме. В 1862 году выстроили деревянную однопрестольную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Икона эта пользовалась среди православных большим почитанием. Под ее покровительством прирастала Россия Сибирью. В Томске в честь иконы Божией Матери Казанской был воздвигнут храм в мужском Алексиевском монастыре и домовая церковь в университете. В ее же честь освятили новый храм в селе Мало-Жирово (ныне Асиновского района) в 1909 году.

Церковь в Ново-Кусково получилась небольшой, а приход ее в начале 1900-х включал 2 деревни – Старо-Кусково и Митрофановку, и 3 поселка – Михайловский, Ново-Николаевский, Ксеньевский.

После Столыпинской аграрной реформы, в 1914 году, Ново-Кусковская церковь насчитывала уже 2 872 прихожанина обоего пола. Земли при храме, усадебной пахоты и сенокосов насчитывалось 100 десятин, лесных наделов – 19 десятин. 1

Обширность Ново-Кусковского прихода, территория которого на рубеже веков стала интенсивно заселяться переселенцами, заставила власти строить новые церкви. В 1899 году появился собственный храм в честь Зачатия Святой Анны в поселке Казанском, в 1905 году в Митрофановке перестроили бывшую там часовню в однопрестольный храм во имя святителя Митрофана Воронежского. К 1914 году две эти церкви стали центрами самостоятельных приходов, а в Ново-Кусковском приходе остались только три поселения: само Ново-Кусково, Старо-Кусково и Ксеньевка (ныне город Асино).

Церковная жизнь в Ново-Кусково, как и всюду, шла по своему распорядку. Кроме общих церковнокалендарных больших и малых событий особо отмечали свой престольный праздник, день Казанской иконы Божией Матери – 22 октября (4 ноября). В мае встречали чтимую икону пророка Божия Илии. Ее несли из Дорохова, из возведенной в 1893 году церкви во имя святого Пророка Илии, от села к селу: из Ксеньевки в Ново-Кусково, затем в Тихомировку. Сопровождал икону крестный ход. По заведенному издавна обычаю, чтимая икона оставалась на некоторое время в сельском храме, где перед ней совершались торжественные богослужения. Случалось, к радости сельчан, особенно женщин, что молебны разрешались и по домам. Например, в 1901 году икону носили по селениям из дома в дом, совершая молебны и прося у святого пророка Илии милости и защиты.

В 1900-е годы ново-кусковская церковь была для сельчан настоящим очагом культуры и просвещения.

3 августа 1936 года Асиновский райисполком принял постановление: «Учитывая желания населения с. Ново-Кусково, высказавшегося за закрытие церкви в количестве 323 человека из 387 избирателей, и принимая во внимание, что здания церкви бездействуют, религиозные обряды не совершаются в течение пяти лет, просить Запсибкрайисполком разрешить ликвидацию молитвенного пункта (церкви) в селе Ново-Кусково и использовать здание церкви под клуб».

Вот так, одним росчерком пера, решением небольшой группы людей (по данным 1914 года в ново-кусковском приходе было 2 872 человека) судьба церкви была решена. В Конституции было записано право граждан страны на свободу совести, но что для власти закон, когда есть партийная установка и знаменитое высказывание В.И. Ленина: «Религия – опиум для народа»…

Решение использовать здание ново-кусковского православного храма под клуб было принято. Потом на протяжении долгого времени здесь находилась школьная мастерская.

История ново-кусковской церкви возродилась в 2001 году, когда уроженец села, томский предприниматель Жало Виктор Семенович взялся за возведение нового храма. Понимая необходимость создания в селе очага духовности, к богоугодному делу подключилась «Сибирская Аграрная Группа». В 2006 году новая церковь была освящена митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом (Девятовым) во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Советская пропаганда десятилетиями воспитывала граждан страны в неуважении к церкви, разрушая духовные скрепы и православные традиции, но веками сформированные религиозные догмы прочно вошли в русский быт и русскую культуру. Даже в те периоды, когда в качестве государственной идеологии выступал атеизм, религия воздействовала на сознание людей. Сложный, наполненный трагическими конфликтами и противостояниями путь русской культуры демонстрирует как неизбежность и необратимость процесса разделения религии и искусства, так и невозможность их полного и окончательного разъединения. Характер связей искусства и религии может существенно изменяться, но они постоянно находятся во взаимодействии.

Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты, когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением этого вывода служит тысячелетняя история русского Православия.

Конец XX века ознаменовался возрастанием интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви, восстановление и строительство новых храмов и монастырей, большие тиражи религиозной литературы, принятие законов о православных праздниках – вот характерные приметы российской жизни в конце второго тысячелетия.

Восстановление традиционных и естественных для русской культуры связей между бытовой культурой, искусством и религией – процесс, от которого во многом зависит будущее нации, но для этого необходимы длительные и напряженные усилия. Такие усилия были предприняты в 2012 году в Асиновском районе Томской области, когда для возрождения празднования дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца объединились силы учреждений культуры и образовательных организаций района, Асиновского техникума промышленного сервиса и дизайна, администрации Ново-Кусковского поселения, православного прихода храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, Томской региональной патриотической общественной организации «Казачий корпус».

Организационным центром и основной площадкой праздничных мероприятий этого православного события стал ново-кусковский культурно-туристический комплекс «Сибирская усадьба Н.А. Лампсакова». Главной идеей праздника организаторы определили возможность восстановить жизнеспособные и приемлемые в настоящее время образцы традиционной сельской культуры, создание на базе села модели культурного пространства православной Сибири конца XIX – начала XXI веков.

В течение десяти лет в программу праздника добавлялись новые формы мероприятия: районная акция «Служи России», чествование призывников весеннего призыва, районная акция «Георгиевская ленточка», районный конкурс чтецов духовной поэзии «Мы не одни», викторина «Георгий Победоносец – кто он?», акция «Спасибо Вам за храм!», урок истории «Воительница-сибирячка М.Л. Бочкарева», праздничный концерт «Радуется Земля», иллюстративная выставка «Святой образ великомученика Георгия Победоносца», выставки-презентации «Путь мужества и славы земляков», патриотический час «Поклон тебе, солдат России», выставка «1914–1918. Герои Великой войны. Забытые имена». Но основными и неизменными, самыми торжественными, как и в старину, являются праздничная Божественная литургия, торжественный крестный ход с иконой Георгия Победоносца вокруг храма, торжественное награждение победителей конкурса чтецов духовной поэзии «Мы не одни!», межрайонный песенный фестиваль «Егорьевские звоны», в котором принимают участие самодеятельные коллективы Зырянского, Первомайского, Асиновского районов и города Томска, кулинарный конкурс «Лучший домашний пирог к престольному празднику».

Организаторы этих мероприятий в первую очередь ориентируются на воспитание в детях и молодежи чувства добра и милосердия, на преображение духовного облика и сохранение духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, на приобщение к нравственным ценностям православной культуры и культурным традициям русского народа, на формирование духовно-нравственных ориентиров и стремления помнить и сохранять историческое прошлое малой Родины.

Престольный праздник Георгия Победоносца являлся предметом особой гордости жителей Ново-Кусково, своеобразной «визитной карточкой» села, «входным билетом» в единое сельско-приходское сообщество, играя роль «знака отличия» от остальных сел и деревень. За время существования праздника участниками мероприятий стало более 25000 человек, с каждым годом интерес к празднику все возрастает.

Престольные праздники всегда играли большую роль в жизни русского села, считались главными, наряду с Пасхой. Во время праздников активизировались контакты сельских населенных пунктов между собой. В течение года происходила своеобразная перекличка сел, каждое в день своего праздника произносило свое «слово». От того, насколько удавалось праздничное гулянье, зависела репутация села. Сёла, известные широтой праздничного разгула, были «на славе», в них охотнее всего приходили в гости. Принимающая сторона должна была подтвердить свое право на место в «круге», поэтому в приеме гостей принимало участие буквально все население.

Сейчас эта традиция, утраченная в советский период истории нашей страны, возрождается. Празднование дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца в Ново-Кусково объединяет и стариков, и молодежь. На него собираются даже те, кто давно уже живет в другом месте.

Итак, престольный праздник предстает перед нами как способ общения села с окружающим миром, дающий право на определенное место в «круге». Он является необходимым инструментом структурирования пространства и времени в пределах этого социума.

В работе над возрождением традиции престольного празднования в селе Ново-Кусково, в процессе общения с участниками праздничных торжеств, приходит понимание того, какое огромное, непреходящее значение имеют христианские праздники для народа и в современных реалиях.

Источники

 

1. АгроТерритория. – Томск : Б. и., [2005]. – Типография «Облмашинформ». – № 2 (декабрь) 2004.

2. Богданова О.С. Жизнь Пресвятой Богородицы и Ее чудотворные иконы / О.С. Богданова. – Лениздат, 2004.

3. Дмитриенко Н. Ново-Кусковская волость на заре века : из истории района / Н. Дмитриенко. – Асино : Асиновское полиграфическое объединение, [Б. г.]

4. Метрические книги Асиновского архива.

5. Материалы Асиновского краеведческого музея.

 

«Живоносный Источник» №2 (21) за 2022 г.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково» Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково» Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково» Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково» Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково» Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково»
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 624

Ключевые слова: Живоносный Источник №3 (22) 2022

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031