|
||||||||||||||
Светлана ОГАРКОВА. Музей «Сундучок» села ЗавьяловоМузей «Сундучок» села Завьялово Светлана ОГАРКОВА, учитель истории и культурологии, педагог-психолог, социальный педагог, клинический психолог ГАУ ССО НСО «Завьяловский психоневрологический интернат» , с. Завьялово Новосибирской области Аннотация: автором рассматриваются причины создания и формы работы с посетителями дома-музея «Сундучок» села Завьялово, а также влияние экскурсионных программ на психологическую реабилитацию людей с нарушениями ментального здоровья. На основе многолетних наблюдений делается вывод об исключительной пользе православного краеведения для полноценного духовно-нравственного развития личности. Ключевые слова: дом-музей «Сундучок», Завьялово, православное краеведение, семья, традиции, культура, психологическая поддержка, ментальные особенности, психотерапия Начало Идея создания в селе Завьялово духовно-ориентированной образовательной среды – маленького домашнего музея семейных традиций и психологической поддержки «Сундучок» – возникла более двадцати лет назад. Она выросла на фундаменте исторического, начального богословского и психологического образования, поскольку, на мой взгляд, именно эти отрасли научного знания играют немаловажную роль как в воспитании характера человека и формировании его ума, так и, главным образом, в воспитании его души и укреплении духа. Работая учителем в образовательной и социальной сферах с трудными подростками и их родителями, социальными сиротами, детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с детьми и взрослыми, имеющими особенности здоровья или инвалидность, с теми, кто не имел поддержки и понимания среди своих близких и нуждался в обретении таковой, кто нуждался в опоре на значимого взрослого или группу единомышленников, кому был необходим ресурс, успокоение, переключение на какую-либо исключительно увлекательную деятельность, способную заполнить внутреннюю пустоту и насытить душу, в качестве мягкого и бережного психолого-педагогического воздействия, я выбрала практическое духовно-ориентированное краеведение. Кроме организации самой деятельности было необходимо и создание особой среды- пространства. Вначале это были экскурсии по историко-краеведческим музеям нашей области и походы по родному селу, затем небольшие паломнические поездки, знакомство с близлежащими храмами, встречи и беседы со старожилами села и местными краеведами-любителями. Наблюдая в ходе нашего так называемого духовно-ориентированного краеведения за поведением детей и взрослых, я все больше убеждалась в его потрясающей эффективности. Так постепенно, в походах и поездках, собирался наш музей «Сундучок», наполняясь не только культурой духовной, но и материальной: видя нашу увлеченность, нам, любителям родной истории и культуры, местные жители отдавали разную, чудом сохранившуюся старинную утварь и предметы обихода из своих кладовок. Отдавали вышитую постель, скатерти и занавески с мережкой, одежду, обувь, письма и документы своих дедушек и бабушек, мебель и даже книги XIX века на церковнославянском языке. Кое-что нам дарили, кое-что мы находили сами, кое-что покупали. Далее, при создании экскурсионных программ и музейных экспозиций соединялись собираемые знания о духовной жизни села и практический опыт музейной работы с детьми и взрослыми. Путем длительного наблюдения исследовалось душевное состояние посетителей музея в начале экскурсии, в ходе ее и по завершению, подмечалось, какое именно место, экспонат или слово, и в какой момент пробуждает в человеке неподдельный интерес, окрыляет его душу, побуждая ее к росту. Таким образом, постепенно формировалась роль маленького музейного пространства в практическом изучении, сохранении и трансляции духовно-исторического наследия села Завьялово, но главным образом, пространство это стало ненавязчиво способствовать и спонтанному запуску процесса самоисцеления и роста души человека. «Личное» знакомство с православным краеведением, практическая включенность в историю и причастность к ней, становятся одним из пятисот существующих в мире методов психологической поддержки, если не сказать психотерапии. Жизнь«Сундучка» Итак, сундучок – это хранилище для особо ценных вещей, сокровищ. Наш музей «Сундучок» полностью соответствует своему названию. Это маленькая сокровищница истории и духовной культуры нашего края, наполненная и ценными артефактами древности, и предметами быта наших предков, и редкими архивными документами XX века, открывающими трагические и героические страницы из жизни наших односельчан. Но наш «Сундучок» не запыленный и редко посещаемый склад старинных вещей. Он всегда живет живой жизнью. Для посетителей он превращается то в театр, где экспонаты становятся декорациями к маленьким историческим спектаклям. То в библиотеку, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу событий прошлого. То в архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных носителях. То в клуб ветеранов, радующихся встрече со своим прошлым. То в совет знатоков, увлеченных историей своего края. То в мастерскую, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека в разные исторические эпохи. То в первобытную стоянку времен неолита. То в избу с нехитрой утварью, вещами и предметами крестьянского обихода XIX века. То в маленький храм, воплощением которого в каждой русской избе был «красный угол», всегда считавшийся самым главным и почетным местом в доме. То в научное учреждение, занимающееся исследованиями – археологическими, историческими, этнографическими. То в кинозал, где демонстрируются фильмы с историческими сюжетами. То в подиум, на котором щеголяют крестьянские девушки и женщины в модных нарядах XVIII–XIX веков. То в гостиную, где можно устроить посиделки, попить чаю из старинного самовара и полакомиться кусковым сахаром, баранками, бубликами. То в классный кабинет по истории, литературе, географии, где учебный материал и усваивается легче, и запоминается прочнее. То в « мастерскую счастья », где можно посекретничать о своих личных проблемах, поговорить о смысле жизни, о духовно-нравственных ценностях, помечтать о будущем, сделать тряпичную куколку или другую игрушку, напечь блинов, написать письмо гусиным пером на бересте, расписать яйцо, досточку, сплести венок, украсить резьбой кусочек дерева, вышить салфетку, сделать мережку на ткани, напилить дров, принести воды с реки на коромысле и т.д. Сегодня руководство нашей страны поддерживает развитие музеев, мирного патриотизма, способствующего патриотическому воспитанию граждан любого возраста. Повсюду открываются новые дома-музеи, музеи-заповедники, школьные музеи и музеи истории предприятий, перцептивные музеи. Музей «Сундучок» является и той самой доступной безбарьерной средой-пространством, и местом для проведения целого комплекса мероприятий, способствующих развитию, духовному и культурному просвещению, образованию и обучению детей, молодежи, пожилых людей и семей, а также реабилитации проживающих в сельском интернате для инвалидов и престарелых. Православное краеведение оказалось полезным как для улучшения душевного состояния здоровых людей, так и для людей с ментальными особенностями, проживающими в сельском интернате. Занять страдающего или перенесшего психическую травму человека чем-либо интересным и полезным крайне важно, так как по эффективности «лечение занятостью» и трудом стоит на первом месте. Каждому посетителю может быть предоставлена возможность выбора того вида труда, который ему будет по душе и доставит радость, поможет освоить те или иные процессы, отвлечет от конфликтных ситуаций. Наш музей подходит и для практического ознакомления с историей и духовной культурой нашего края, и для приобретения практических навыков в освоении элементов традиционных старинных ремесел подрастающим поколением сельчан и гостей села, а также, наряду со средней школой, он является и постояннодействующим общедоступным маленьким просветительским культурно-образовательным центром. Особенности музейной работы и духовно-ориентированного краеведения Одна из особенностей нашей работы – проведение в музее практических занятий и различных тематических обучающих мастер-классов на выбор: приготовление блюд русской кухни (щей, борщей, каш, выпекание хлеба и блинов), изготовление тряпичной куклы, роспись по дереву, роспись в стиле «славянская писанка», резьба по бересте, вязание березовых веников, ношение воды с реки на коромысле, жатва травы серпом, кормление коз и кур, собирание яиц и т.д. Второй особенностью является применяемый нами основной принцип работы – безусловное принятие и внимание к личности каждого посетителя музея. Третья особенность: знакомство посетителей с музеем начинается с обзорной экскурсии от развалин старой мельницы, через несколько значимых историко-культурных мест села к храму и обратно. Заканчивается знакомство в музее традиционным чаепитием у самовара. Во время занятий в музее прежде всего православным краеведением, в ходе работы и наблюдения была выявлена и исследуется его терапевтическая роль как важнейшая особенность. Итоги Итак, нами были собраны экспонаты и размещены в специально оборудованной старинной бревенчатой избе, посетители которой могли получить практический навык ведения домашнего хозяйства в специально созданных условиях деревенского дома-музея. А имеющие ограниченные возможности – регулярный практический опыт средовой ориентации вне стен учреждения (в данном случае, на территории конкретной деревенской усадьбы) в рамках социально-бытовой адаптации и социокультурную реабилитацию в помещении самого дома-музея (групповые занятия кулинарией, вязанием, шитьем, вышиванием, плетением, изо, декоративно-прикладным творчеством, народным пением; а также просмотр фильмов и т.д.). Дополнительно В ходе клинической работы был проведен экспериментальный анализ межличностных внутрисемейных отношений порядка ста семей Новосибирской области конца XX – начала XXI века. Использовались психологическое консультирование (циркулярное интервью, составление геносоциограммы, семейные системные расстановки, арт-терапия), методы клинического наблюдения, диагностических бесед, изучения истории болезни и составления биографии. В течение четырех лет исследований проводились попытки выявить взаимосвязь между грубым нарушением порядка, законов семьи и семейной иерархии – и появлением ментальных особенностей у детей. В процессе работы со взрослыми людьми, имеющими ментальные особенности, рассматривались возможные / предполагаемые причины душевных заболеваний, расстройств психики человека и возможные пути недопущения либо устранения данных проблем. Было изучено исключительно положительное влияние деятельности Русской Православной Церкви (церковная служба, церковные Таинства, православная молитва и православное краеведение) на психику как здоровых людей, так и людей с особенностями здоровья, в том числе ментальными. На основе полученных данных было выявлено, что наилучшим образом на душевное состояние человека влияет весь комплекс бережно проводимых мероприятий. Чего мы ждем Мы ждем растущего потока посетителей музея, появления у них чувства гордости за историю малой родины, их растущего патриотизма, приобретения ими навыков традиционных ремесел и крестьянских занятий. А также дальнейшего изучения ими истории своей малой родины, их хорошего самочувствия, душевного равновесия, психологической устойчивости, гармонии внутреннего мира, желания жить и при этом жить достойно. Ждем осознанного появления наших посетителей в православных храмах нашей Родины и их естественного воцерковления, когда присутствует «рвение с разумением». Ждем мы и Божией помощи в развитии музея. Конечно, мы не можем отследить эти процессы, не можем знать наверняка, насколько стали наши посетители духовно богаче и сколько посеянных нами семян взошло. Духовные перемены в человеке, как и степень исцеления его души, невозможно ни предугадать, ни просчитать, ни замерить. Можем лишь сказать себе: «Сейте шире широкого». Материальным же итогом нашей работы будет ее освещение в СМИ, пропаганда мирного духовно-ориентированного патриотизма, побуждающая жителей других сел собирать свои «сундучки» для своих потомков. Список книг, вдохновивших автора: 1. Архимандрит Иерофей Влахос. Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015 2. Корчак Я. Оставьте меня детям. – М.: АСТ, 2017 3. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993 4. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. – М.: Когито-Центр, 2015 5. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. – М.: Когито-Центр, 2016 5. Снегирев В.А. Психология. – С-Пб, 2008 6. Шутценбергер А. Синдром предков. – М.: «Психотерапия», 2011 «Живоносный Источник» №2 (21) за 2022 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 605 |