|
||||||||||||||
Ольга КИРЬЯНОВА. В память о святителе Иннокентии (Вениаминове)В ПАМЯТЬ О СВЯТИТЕЛЕ ИННОКЕНТИИ (ВЕНИАМИНОВЕ) Ольга КИРЬЯНОВА, член Русского Географического общества, член СП России, г. Москва Аннотация: Статья посвящена теме сохранения памяти о святителе Иннокентии, митрополите Московском и Коломенском, просветителе северных народов, первом православном епископе Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки в наши дни. Автор приводит примеры создания мемориальной экспозиции и культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова) в его родном селе Анга, а также сохранения его памяти в Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Ключевые слова: святитель Иннокентий, Анга, Иркутск, Сибирь, Северная Америка, Аляска В 2022 году исполнилось 225 лет со дня рождения и 45 лет канонизации митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова; 26.08.1797–31.03/12.04.1879). В историю Церкви он вошел как выдающийся православный просветитель, посвятивший жизнь обращению в христианство народов Сибири, Дальнего Востока, а также Северной Америки. Он явил собой редкий тип ученого подвижника, сочетавшего богослужебную деятельность и катехизаторские труды с исследованиями и описанием истории, быта и обычаев коренных народов Восточной Сибири и Северной Америки. Изучение языков новообращенных племен – алеутов, якутов, колошей позволило миссионеру осуществить перевод богослужебных текстов и Священного Писания, с тем, чтобы сделать их более понятными для новообращенных. В общей сложности, за свою долгую жизнь – а скончался владыка восьмидесяти одного года, – он провел в пути не одно десятилетие, преодолев где в повозке, где на лодке, а где и пешком, многие тысячи километров. И все это – только для того, чтобы приобрести новых членов Церкви Христовой, чтобы как можно шире распространить Евангельское Благовестие. Сегодня обширное наследие святителя становится объектом пристального внимания светских и церковных исследователей. Предметы, связанные с его именем, имеются в коллекциях целого ряда музеев России и зарубежья, бережно хранятся в ризницах храмов, где он совершал свое служение. Так, в соборе Михаила Архангела в Ситке [1] , где отец Иоанн Вениаминов служил еще до принятия монашеского пострига, а затем и в архиерейском сане, чудом уцелели принадлежавшие ему митра, распятие и два Евангелия, одно из которых было напечатано на алеутском языке, по переводу, сделанному самим владыкой. Уцелели, повторюсь, чудом, потому что этот храм, после продажи Россией Аляски, был разграблен регулярными американскими войсками, но самое ценное, включая личные вещи первого православного епископа Аляски, местные жители сумели спасти. Усилия по музеефикации его наследия предпринимаются и Русской Православной Церковью, активно развивающей сеть собственных музейных учреждений. Так, в 2014 году в Якутии в действующем Спасском мужском монастыре города Якутска была открыта мемориальная келья святителя Иннокентия. Экспозиция разместилась в братском корпусе и представляет собой реконструкцию интерьера комнаты митрополита. В общей сложности, он прожил в этом монастыре около восьми лет – с 1852 по 1860 годы, в бытность епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, поскольку Якутия входила в состав этой епархии. По своему типу мемориальная келья относится к парамузеям, поскольку подлинных вещей святителя здесь не сохранилось, а само здание также является новоделом, возведенным на месте прежнего братского корпуса монастыря, ранее уничтоженного пожаром. Знаменательно, что открытие экспозиции состоялось 6 октября – в день памяти просветителя Сибири и Америки. В 2013 году реализацию масштабного проекта, направленного на увековечивание памяти о своем святом земляке начали иркутяне. Будущий апостол Америки и Аляски появился на свет и провел свои первые детские годы в Ангинской слободе (ныне – село Анга Качугского района Иркутской области). Оно находится в 280 км северо-восточнее Иркутска, на берегу одноименной реки – притока Лены. Родной дом святителя не сохранился. До революции предпринимались попытки его музеефикации, хотя митрополит Иннокентий еще не был канонизирован: в 1916 году в избе, ранее принадлежавшей его семье, разместилась первая мемориальная экспозиция. В советское время это здание было уничтожено, однако уцелел другой бревенчатый сруб XVIII столетия, принадлежавший брату отца святителя – Димитрию Попову, служившему диаконом в Ильинском храме Анги. Рано потеряв отца, маленький Ваня Попов – фамилию Вениаминов он получит уже в семинарии – был отдан матерью на воспитание дяде. Вдове, оставшейся с тремя малолетними детьми на руках, было не под силу поднимать их в одиночку, к тому же в семье дяди мальчик приучался к церковному служению. Уже семи лет от роду, по его собственным воспоминаниям, Иван пономарил и читал на литургии Апостол, следуя по стопам отца, служившего пономарем в Ильинской церкви. Кстати сказать, она существовала в селе уже к 1707 году, первоначально была деревянной, а с 1803 года – каменной. Храм, к сожалению, не сохранился: в 1928 году он был закрыт властями и затем буквально растащен по кирпичикам. Сегодня о нем напоминает лишь фундамент, являющийся мемориальным местом. Пять лет назад рядом был возведен другой, деревянный храм – уже во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Оба эти объекта, равно как и изба диакона Димитрия Попова, являются частью экскурсионного маршрута посетителей филиала Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского, открытого в Анге в 2017 году. Тогда же здесь начал действовать культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия (Вениаминова). Помимо нового храма, остатков старой церкви и мемориальной избы в комплекс центра входят музей миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, пять миниатюрных выставочных павильонов, в каждом из которых размещена экспозиция, раскрывающая определенный этап жизни святителя Иннокентия, а также выставочные залы, где проходят вернисажи сибирских художников. Этот проект областной музей реализовал совместно с Иркутской епархией, которой принадлежит деревянный дом отца Димитрия Попова, выкупленный у местного колхоза в 90-е годы. С домом приключилась целая история: в этот период его пожелала приобрести Православная Церковь Америки, с тем, чтобы перевезти сруб на Аляску, где служил владыка Иннокентий. Однако тогдашний председатель ангинского колхоза категорически отказался продавать иностранцам памятный дом. К представителям Русской Православной Церкви председатель колхоза отнесся более благосклонно. В настоящее время музей и епархия заключили соглашение, согласно которому дом передан для размещения музейной экспозиции, реконструирующей быт сельского священнослужителя XVIII века. Она была открыта для посетителей в 2014 году. Кстати сказать, разработкой экспозиции, равно как и концепцией создания центра в целом, занималась специальная рабочая группа, включавшая светских чиновников и представителя епархии. В создание центра внес большой вклад писатель В.Г. Распутин, выделявший на строительство свои средства и привлекавший к финансированию благотворителей. Филиал областного музея в Анге периодически принимает у себя не только туристов и паломников, которые едут сюда со всей России, но и участников научных конференций. Одна из них – «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и культурное наследие народов России и Америки», состоялась в июне этого года. Среди гостей, прибывших в Ангу, был протоиерей Виктор Горбач, настоятель Иннокентьевского храма города Южно-Сахалинска. Как рассказал священник, святитель Иннокентий лично посещал остров Сахалин, хотя этот визит изначально не был запланирован. Епископ плыл на Камчатку и в районе поста Дуэ на Сахалине корабль остановился для погрузки угля. В это время начался сильный шторм. Возникла паника: команда корабля, капитан, пассажиры – все готовились к смерти. Сопровождавший святителя молодой миссионер Семен Казанский вспоминал, как в этот момент, зайдя в каюту архиерея, увидел его, спокойно стоявшего на коленях и самому себе читавшего отходную молитву. По окончании молитвы владыка, по свидетельству Казанского, с невозмутимым спокойствием вышел на палубу и давал советы капитану. Все закончилось только гибелью судна, выброшенного на мель. По выходе на берег спасенного экипажа и пассажиров епископ отслужил благодарственный молебен. В советское время Сахалинская область стала заповедником атеизма, пограничной закрытой зоной, куда нельзя было приехать священнику. Храм во имя святителя Иннокентия стал одним из первых храмов на острове, после образования здесь самостоятельной епархии в 1993 году. Несколько лет богослужения проходили в наскоро приспособленном помещении, и только в 2009 году рядом было построено здание храма, о котором сейчас знают все жители Южно-Сахалинска. Второй в этой дальневосточной епархии храм во имя святителя Иннокентия действует на Парамушире – самом северном острове Курильской гряды, в городе Северо-Курильске. В 1997 году, когда православная общественность отмечала 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия, в память о посещении им Сахалина в окрестностях села Дуэ на берегу Татарского пролива был воздвигнут Поклонный крест. С 2006 года на этом берегу регулярно проводятся православные палаточные слеты, куда приезжает молодежь не только из Южно-Сахалинской области, но и из других дальневосточных епархий. «В этом году в августе мы также планируем проведение молодежного православного слета в Дуэ, куда приглашаем всех желающих молодых людей в возрасте 14–25 лет», – сообщил отец Виктор, подчеркнув, что эти мероприятия имеют своей главной целью сохранение памяти о жизни и трудах великого русского святого, благодаря которому многим тысячам людей открылся путь в Царство Небесное. [1] Американский город, расположенный на острове Баранова Александровского архипелага (штат Аляска).
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 705 |