|
||||||||||||||
Протоиерей Максим МАЛЬЦЕВ. Жизнь и служение иерея Михаила Соболева – священника и воинаЖизнь и служение иерея Михаила Соболева – священника и воина К 80-летию начала Великой Отечественной войны Протоиерей Максим МАЛЬЦЕВ На фото: Семья Соболевых (стоят): дочь Нина, сыновья Геннадий и Виктор; (сидят):
сноха Анна, отец Михаил его супруга Анастасия Петровна с дочерью Зинаидой на
руках, сын Иван, дочь Галина.
В текущем году День памяти и скорби пришелся на 80-летие начала Великой Отечественной войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей. История еще не знала такого варварства и бесчеловечности, какими был отмечен путь нацистской Германии по нашей стране.
Иерей Михаил Соболев Гитлеровское военное командование за год до нападения разработало план «операции на Востоке», в котором на ее проведение отводилось от 9 до 17 недель. Казалось, такие короткие сроки были реальными для военной махины вермахта и подтверждались опытом покорения стран Западной Европы. Однако уже 29 ноября 1941 года рейхс-министр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт откровенно высказал Гитлеру: «Мой фюрер, войну необходимо немедленно прекратить, поскольку она в военном и экономическом отношении нами уже проиграна». Основанием к такому откровению было то сопротивление, которое оказывали наши солдаты, отступая в первые месяцы войны. Вот свидетельства высокопоставленных лиц немецкого командования: «Даже в окружении русские продолжали упорные бои…», «Ожесточённое сопротивление русских, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным представлениям…», «…здесь было сопротивление, всегда сопротивление, каким бы безнадёжным оно ни было…» [1] И все-таки наши войска отступали. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) в книге «Тайна Великой войны» видит причины в том, что на стороне нацистской Германии были все силы ада, на нашей же стороне не было ничего [2] . Действительно, над Русской Православной Церковью к началу Великой Отечественной войны нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков»: большинство церквей было закрыто, здания переданы в ведомство местных властей. На территории современного Кузбасса из почти 200 действующих до революции храмов к 1940 году не осталось ни одного [3] . Согласно планам советских властей, к 1943 году во всей стране не должно было остаться ни работающих церквей, ни священников при них. Начавшаяся Великая Отечественная война расстроила эти планы и отвлекла от исполнения задуманного, значительным образом повлияла на церковно-государственные взаимоотношения. В итоге удалось укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысел Божий и Его благое произволение о России. Во многом возрождение Православия в годы войны, наряду с массовым героизмом, способствовало победе над таким страшным врагом, каким была нацистская Германия. Русская Церковь, осуждая захватническую войну, во все времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества, руководствуясь заповедью Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Каждая эпоха сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников, примеры патриотического и миротворческого служения Родине и народу лучших представителей Церкви. В годы Великой Отечественной войны сотни священников, включая и тех, кому удалось вернуться на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, героически защищали Родину, хотя никто не вел отдельного учета их числа и подвигов. А многие солдаты и боевые офицеры, дав Богу слово в тяжелые минуты, после войны стали священниками или монахами. Такие факты не должны быть забыты или извращены. Это особенно важно сегодня, когда человек, интересующийся историей Православия, неизбежно сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок исторического прошлого Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, который сам являлся участником Великой войны, был дважды арестован властями и дважды отбывал лагерный срок, свой гражданский долг выразил так: «Нельзя быть преданным сыном Церкви, не ощущая живой связи со своей Родиной». [4] Историческое наследие Кемеровской епархии включает, в том числе, и имена священников-фронтовиков, помнить которые – наш долг. Среди них имя иерея Михаила Соболева, внесшего свой скромный вклад в исторические победы Красной армии. Отец Михаил родился 2 сентября 1906 года в селе Жуковское Туринского уезда Тобольской губернии в семье священника Георгия Ионовича и Натальи Алексеевны Соболевых. В 1913 году поступил в церковно-приходскую школу сразу во второе отделение, так как был подготовлен отцом за первое. После ее окончания в 1915 году юноша решил пойти по духовной стезе и поступил учиться в Ишимское духовное училище, которое окончил в 1919 году. Церковное служение началось в 1921 году: Михаил работал псаломщик в одном приходе с родным отцом в селе Борисоглебском Мариинского уезда Томской губернии (ныне – Кемеровская область). В своей автобиографии он пишет, что в 1924 году окончил 10-летку [5] . В 1925 году Михаил Георгиевич женился на Анастасии Петровне Фесюновой 1908 года рождения. В Вербное воскресенье 1926 года в Вознесенской церкви города Томска Михаил Соболев был рукоположен архиепископом Димитрием (Беликовым) в сан диакона с назначением служить в том же Борисоглебском приходе. В 1928 году, в день перенесения мощей святителя Николая, в Градо-Томском Троицком соборе состоялась иерейская хиротония, которую совершал тот же архиерей владыка Димитрий, теперь уже митрополит, глава григорианского раскола в Сибири. Молодой батюшка был назначен настоятелем церкви в селе Усманское Мариинского уезда Томского округа, где отец Михаил прослужил до закрытия храма в июне 1930 года. Затем «священника-тунеядца» отправили на трудовые работы сроком на два года, которые он отбывал на Анжеро-Судженских копях по июль 1932 года. Дома осталась жена Анастасия Петровна с детьми. Чтобы не умереть с голода, матушка бралась за любую работу, перебивалась случайными заработками. После освобождения Михаил Соболев с семьёй переезжает в Томск. Восстанавливаться в священническом служении Михаил Георгиевич не стал. Причин мы не знаем. Определенное влияние могла оказать смерть владыки Димитрия в августе 1932 года, сыгравшего важную роль в его жизни, имевшего при этом такой авторитет и влияние, что за ним в григорианский раскол пошло около половины приходов и священнослужителей Томской епархии. Возможно, причина была в продолжающемся закрытии храмов и усилении гонений на Церковь. Более 10 лет отец Михаил Соболев работал бухгалтером на различных предприятиях Томска. Вместе со всем народом семья переживала трудности военной поры. А в 1944 году пришло время встать на защиту Отечества и Михаилу Георгиевичу. В январе он был призван на фронт Томским РВК в возрасте 37 лет [6] . Воевать довелось на первом Украинском фронте. О том, как выполнял солдатский долг, говорят благодарности Верховного главнокомандующего и медаль «За боевые заслуги». Медалью «За боевые заслуги» красноармеец Соболев был награжден, когда бои шли на подступах к Берлину. Награда эта вручалась за умелые, инициативные и смелые действия, сопряженные с риском для жизни, содействующие успеху. Такие действия совершали не только бойцы на передовой, но и почтальоны за бесперебойную доставку почты на плацдарм, санитары за вынос раненых с поля боя, водители, которые в любых условиях, днем и ночью своевременно и аккуратно доставляли боеприпасы на огневые позиции… В наградном листе, подписанном командиром 421 минометного полка майором Мельниковым, говорится: «Наградить: Старшего писаря продовольственно-фуражного снабжения, красноармейца Соболева Михаила Георгиевича, за то, что он за период боев с немецкими захватчиками с 25.03. 45 г. показал себя честным и добросовестным красноармейцем. Тов. Соболев в любых условиях, не считаясь со временем, производил выписку продуктов на батареи и организовывал учет трофейного продовольствия, за счет которого сэкономил плановые продукты на 450 сутодач» [7] . Имел боец Соболев и другие награды: по сведениям родственников, он был награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Очевидно, здесь, на фронте, пришло решение вернуться к служению духовному. После демобилизации в ноябре 1946 года Михаил Георгиевич возвращается в Томск и после двухмесячного отпуска поступает в Свято-Троицкую церковь на должность регента, совмещая её с работой бухгалтером и кладовщиком. Через год обратился отец Михаил Соболев к архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею с просьбой о принятии в клир епархии, для чего требовалось перерукоположение в сан священника канонической Церкви. Владыка просьбе внял, и 31 мая 1947 года Михаил Георгиевич был приведен к присяге, подписал присяжный лист, заверив, что звание священника ищет для славы Божией и спасения душ, которые будут вверены ему, а не для прибытка... [8] В июне состоялось перерукоположение во священника. Назначение иерей Михаил Соболев получил в Красноярский край, служить ему предстояло в Казанской церкви города Ачинска. Красноярский благочинный игумен Тихон дает отцу Михаилу такую характеристику: «Усердно относится к своим обязанностям, аккуратный, организовал прекрасный хор, который поет под его руководством» [9] . 22 июня 1947 года батюшка был награжден набедренником, а ко дню Святой Пасхи 1948 года – скуфьей. В 1949 году переведен вторым священником Вознесенского храма в город Белово Кемеровской области. К этому времени относится его поездка в Троице-Сергиевскую лавру, где он участвовал в праздничном богослужении в день Успения Пресвятой Богородицы. Через год 3 мая 1950 года отец Михаил стал штатным священником Вознесенского кафедрального собора Новосибирска [10] . Ко дню Святой Пасхи награжден камилавкой. В 1952 году иерей Михаил Соболев почислен за штат с переходом в Челябинскую епархию. В 1956 году был награжден наперсным крестом. В Новосибирскую епархию отец Михаил вернулся 17 августа 1957 года. В это время кафедру возглавлял митрополит Нестор, его указом батюшка был назначен третьим священником Знаменской церкви города Кемерова. А уже 31 октября 1957 года он стал настоятелем кемеровской Никольской церкви. Однако 19 мая 1958 года указом того же архиерея освобожден от должности и назначен в Покровский молитвенный дом города Камень-на-Оби Алтайского края. Священник Соболев не желал мириться с нестроениями, порой жестко требовал от церковнослужителей исполнения своих обязанностей. О том, что отец Михаил был очень требовательным человеком, любящим дисциплину и порядок, свидетельствовала и его дочь Нина Михайловна. Последнее место служения священника Соболева Михаила Георгиевича – Ильинская церковь города Тайги Кемеровской области [11] . Назначение ее настоятелем отец Михаил получил 16 июня 1958 года, а ровно через год во время богослужения у него случился удар, после которого батюшка так и не оправился. Упокоился он 25 декабря 1959 года в возрасте 53-х лет в городе Тайге. Могила иерея Михаила Соболева до наших дней не сохранилась. Осталась вдова с шестью детьми, трое из которых школьного возраста. По свидетельству внука отца Михаила, Константина Николаева, вся семья Соболевых была крепка в вере. Его мама Нина Михайловна с раннего детства возила своих пятерых сыновей в храм, воспитывала в христианских традициях, хотя в советское время это приносило им серьезные неприятности. Известно, что один из сыновей отца Михаила, Иван, в 1959 году служил дьяконом в Спасском соборе Минусинска Красноярского края [12] . «Моя преданность Церкви Божией кровна по природе как со стороны отца, так и матери», – писал священник Михаил Соболев Высокопреосвященнейшему Варфоломею, архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому и ничуть при этом не лукавил. Кровное родство с Церковью сохранял он до своего смертного часа [13] . Иерей Михаил Соболев не дожил до того времени, когда Великую Победу стали праздновать всенародно, начиная с 1965 года. А День памяти и скорби ведет свою историю с 90-х годов прошлого века. Каждый день Великой Отечественной войны: и самый первый, и самый последний победный для нас свят. Важно, чтобы мы помнили о воине на поле брани, носившем звание красноармеец, и воине Христовом, которому приходилось проявлять духовную силу, неся пастырское служение, восстанавливая Православие на земле Сибирской в непростые послевоенные годы, когда государственная идеология строилась на атеистических воззрениях. -------------------------------------------[1] К 80-летию начала Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] // https://ruskline.ru/analitika/2021/06/21/k_80letiyu_nachala_velikoi_otechestvennoi_voiny (дата обращения: 15.09.2021) [2] Митрофан (Баданин), митрополит. Тайна Великой войны. Мурманск. Издательство Мурманской епархии. 2020. С. 4-6. [3] Сквозь времена и годы. Кемерово, 2013. С. 23. [4] Абрамов Ф.Н., Жукова Т.И. Муромский период жизни патриарха всея Руси Пимена (Извекова) [Электронный ресурс] // http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vi/muromskiy-period-pimena-izvekova (дата обращения: 20.08.2021) [5] Архив Кемеровского епархиального управления (КЕУ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 32. [6] Шинкарев С.В. Книга памяти. Часть 2. «Победители». Тайга, 2019. С. 483. [7] ЦАМО РФ. Ф 33. Оп. 690306. Д. 773. Л. 309. [8] Малышкина Т. Священник, сын священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»), 7 мая 2008 г. [9] Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 32. [10] Государственный архив Новосибирской области. Р-1418. Оп. 2. Д. 3. [11] Морозов Н.М. Тайга. Исторический опыт поколений. Том 3. Кемерово, 2017. С. 122. [12] Малышкина Т. Семейная реликвия. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»), 2 июля 2008 г. [13] Малышкина Т. Священник, сын священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»), 7 мая 2008 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 732 |