|
||||||||||||||
Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ. Начало правления митрополита Гедеона на Новосибирской кафедреВысокопреосвященнейший митрополит Гедеон, управлявший нашей епархией с 1972 по 1990 год, был первым новосибирским архиереем, который родился при советской власти. Будущий святитель родился на Кубани в 1929 году и был крещен с именем Александр. Благодаря маме с детства был глубоко верующим человеком. В 1947 году поступил в Ставропольскую Духовную семинарию, окончив ее в 1952 году. В следующем году приступил к священническому служению. Параллельно отец Александр обучался в Ленинградской духовной академии, которую закончил в 1960 году со степенью кандидата богословия. В 1965 года протоиерей Александр был переведен в Петрозаводскую епархию. В следующем году принял иноческий постриг с именем Гедеон и вскоре был возведен в сан архимандрита. В октябре 1967 года хиротонисан во епископа и в течение последующих четырех с половиной лет возглавлял Смоленскую и Вяземскую епархию. 2 февраля 1972 года владыка Гедеон был назначен епископом Новосибирским и Барнаульским. Основой для статьи послужили отчеты уполномоченного по делам религий по Новосибирской области за 1972–1973 годы. В то время эту должность исполнял А.С. Николаев. Отчеты за 1974–1989 годы в Государственном архиве Новосибирской области, к сожалению, не сохранились, что и определило выбранный временной интервал для данной статьи. В рассматриваемый период епархия занимала огромную территорию: не только Новосибирская область и Алтайский край, но и Томская, Кемеровская области, Красноярский край, Хакасская и Горно-Алтайская автономные области, Тувинская АССР (ныне республики Хакассия, Алтай и Тыва) входили в ее состав. В Новосибирской епархии функционировало 36 церквей (ГАНО. Ф. Р-1418. О.1. Д. 179. Л. 13–15). В Новосибирской области действовали три православных церкви и одна группа верующих – в рабочем поселке Колывань (ГАНО. Ф. Р-1418. О.1 Д. 165. Л. 3). Помимо архиерея были зарегистрированы восемь священников и шесть диаконов (Там же. Л. 12). Ситуация в огромной епархии была сложной. У предшественника епископа Гедеона на Новосибирской кафедре – архиепископа Павла (Голышева) с уполномоченным по делам религий сложились непростые отношения, имевшие характер противостояния, что неизбежно отражалось на церковной жизни. Вместе с тем, владыка Павел пользовался большой любовью у паствы за свою смелость. И поэтому более осторожная деятельность епископа Гедеона не вызывала одобрения у некоторой части верующих. Об остроте конфликта между уполномоченным и архиереем свидетельствуют следующие строки отчета за 1972 год: « В начале прошлого года архиепископ Павел и его сторонники усилили свою экстремистскую подстрекательскую деятельность. Грубо нарушая законодательство, они распространяли провокационные слухи о якобы готовящемся закрытии новосибирского собора, призывали верующих требовать открытия новых церквей, распространяли всевозможные клеветнические документы, епархиальное управление превратили в центр преступной деятельности. Павел выступал с подстрекательскими проповедями в соборе и других церквах » (ГАНО. Ф. Р-1418. О. 1. Д. 165. Л. 1). Уполномоченный вместе с городскими и районными властями предприняли меры: « Павел был вызван в Новосибирский горисполком, где руководство исполкома сделало ему строгое предупреждение. Руководство Железнодорожного райисполкома дважды беседовало с членами церковного совета и двадцатки. Им была разъяснена провокационная деятельность сторонников архиерея, распускавших среди верующих ложные слухи о якобы готовящемся закрытии собора. Тщательно был подготовлен и проведен судебный процесс над бывшим секретарем епархиального управления Чугайновым, которогоПавел стремился изобразить как человека «пострадавшего за церковь». В газете "Вечерний Новосибирскˮ была опубликована полезнаястатья журналиста Шереметьева, разоблачающая Чугайнова и его покровителей. Материалы о преступной деятельности Павла уполномоченным были переданы в следственные органы. С близкими к Павлу служителями культа <…> уполномоченным проведены индивидуальные беседы » (Там же. Л. 2).
С другой стороны, власти пошли на определенные уступки верующим: «Церковному совету собора было разрешено построить капитальную ограду. Группе верующих Колывани, по их просьбе, передается второй этаж дома, где сейчас проходят богослужения (Там же). По мнению А.С. Николаева, проведенные мероприятия помогли нормализовать обстановку во всех храмах области, однако « небольшая группа сторонников Павла, в количестве 6 -8 человек, продолжает распространять клеветнические документы, пытается убедить некоторых верующих в необходимости возвращения в Новосибирскую епархию архиепископа Павла. Но они получают отпор от большинства верующих » (Там же). По приезде новому епископу пришлось столкнуться и с враждебным отношением некоторых священников. А.С. Николаев пишет: « В прошлом часть духовенства, особенно люди, приехавшие в область вместе с архиепископом Павлом, выступала против законодательства о культах, настаивали на отмене решений архиерейского собора 1961 года. Наибольшую активность в этом проявляли настоятель собора Пилинога, настоятель Новолуговинской церкви Попов. Эти люди враждебно отнеслись к назначению нового архиерея. Пилинога в присутствии других священников заявил: "Гедеон <…>приехал в Новосибирск, чтобы помочь местным органам власти закрыть соборˮ. Попов уже после отъезда архиепископа Павла призывал на богослужении верующих всячески поддерживать архиепископа Павла, называя его лучшим архиереем русской православной церкви». Естественно, что Пилинога и Попов вновь назначенным архиереем были переведены в другие приходы. По мнению А.С. Николаева, в результате поведенной работы духовенство в области заняло политически лояльную позицию. С приездом нового архиерея, епископа Гедеона, изменился и характер проповеднической деятельности: « В своих проповедях Гедеон неоднократно осуждал войну, которую ведут американские империалисты во Вьетнаме, агрессию Израиля на Ближнем Востоке, призывая верующих молиться за мир во всем мире » (Там же. Л. 12–13). Также с церковного амвона архиереем и вновь назначенным настоятелем протоиереем Дмитрием Будько (будущим архиепископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием) разоблачались слухи о готовящемся закрытии кафедрального собора (Там же. Л. 15). В 1972 году владыка Гедеон совершил девять хиротоний (шесть священнических и три диаконских), для приходов Новосибирской области был рукоположен один священник и два диакона.
Слухи о закрытии собора не оправдались. Более того, « Епископ Гедеон внес предложение о строительстве вместо деревянного здания кафедрального собора на том же месте каменного здания. Это предложение было отклонено городским архитектором, его не поддержал и уполномоченный совета » (Там же. Л. 15–16). Со временем, несмотря на противодействия властей, архипастырю удалось преобразить небольшой деревянный Вознесенский собор в храм, достойный статуса Новосибирска как столицы Сибири. Из отчета за 1973 год узнаем, что наконец-то была зарегистрирована община в рабочем поселке Колывань. А.С. Николаев снова отмечает, что « изменился характер проповедей. В них преобладает толкование библии. В Рождественской и других проповедях епископа, настоятеля собора имеется обращение к верующим молиться за мир во всем мире, осуждается агрессивная политика империализма » (ГАНО. Ф. Р-1418. О. 1. Д. 179. Л. 4). « Под влиянием епископа Гедеона в Новосибирской области, а также в других благочиниях епархии за последнее время значительно увеличились взносы церквей в фонд мира » . Взносы епархиального управления и православных храмов, действующих в Новосибирской области, увеличились с 50 700 в 1971 году до 100 000 рублей в 1973 году, то есть в два раза (Там же. Л. 13–14). А.С. Николаев посчитал необходимым отметить за патриотическую деятельность епископа Гедеона, настоятеля кафедральным собора протоиерея Дмитрия Будько и председателя церковного совета собора Гончарова наградами фонда мира и почетными грамотами. Владыка старался упорядочить деятельность приходов в соответствии с государственным законодательством. « Епископ Гедеон отменил ранее существующую практику получения в епархиальном управлении церковных товаров духовенством, а не церковными советами. Епископ потребовал от благочинных строго соблюдать законодательства о культах ». Уполномоченный отмечает, что « подавляющее большинство верующих православных церквей в Новосибирской области поддерживают епископа Гедеона » . Но небольшая группа сторонников архиепископа Павла не прекратила свою деятельность (Там же. Л. 14). «Епископ Гедеон повысил требовательность к духовенству, больше внимания уделяет выдвижению молодых священников, что усиливает религиозную активность церковников» (Там же). «В 1973 году Епископ Гедеон выезжал в приходы епархии 10 раз. В Барнауле он побывал 3 раза, в г. Рубцовск – 1 раз, в г. Томске – 3 раза, в Кемерово – 1 раз, в Красноярском благочинии – 2 раза. Выезды архиерея были приурочены к церковным праздникам. В отчетном году епископом посвящено в духовный сан священника 7 чел., сан диакона – 4 чел» (Там же. Л.15). К началу 1974 года в области зарегистрировано 8 священников и 8 диаконов (см. там же. Л. 4). Уполномоченный завершает строки отчета по Православной Церкви за 1973 год словами: « Изучение характера религиозной деятельности епископа Гедеона, особенно его проповеднической деятельности, продолжается» (Там же. Л.17). Во многом благодаря деликатной политике владыки Гедеона в отношении уполномоченного по делам религии удалось избежать закрытия храмов на территории обширной Новосибирской епархии. Более того, осуществлялись ремонт, реконструкция существующих храмов, и при первой возможности открывались новые приходы. Труды новосибирского архиерея не остались незамеченными Святейшим Патриархом Пименом: в 1977 году Владыка Гедеон был возведен в сан архиепископа, а в 1987 – в сан митрополита. 25 января 1990 году владыка получил указ Святейшего Патриарха Пимена о назначении его митрополитом Ставропольским и Бакинским. В течение 13 лет архиерей управлял Ставропольской епархией и скончался в 2003 году. Несмотря на то, что со времени правления митрополита прошло уже тридцать лет, многие православные новосибирцы помнят и любят владыку Гедеона и молятся о его упокоении в селениях праведных. Живоносный Источник № 1 (14) 2019
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1385 |