|
||||||||||||||
Как сибирские археологи спасали уникальную Спасскую церковьСотрудники Института археологии и этнографии СО РАН рассказали о тонкостях восстановления северорусского храма XVII века и о том, почему его было необходимо перевезти из исчезнувшего заполярного города в Новосибирскую область. Храм Спаса Нерукотворного образа XVII века из города Зашиверска,
который стоял на берегах Индигирки, — единственная шатровая деревянная
церковь, которая сохранилась за Уралом. «В 1930-е годы в поле зрения
академика Алексея Павловича Окладникова, который тогда был директором
института, попали ее фотографии, и в 1969 году туда была направлена
экспедиция, чтобы посмотреть, в каком она состоянии. К памятнику
отправились не только историки и археологи, но и архитекторы.
Сохранилось всего два здания — церковь и звонница, которая была
проездной башней, — рассказывает заведующая отделом музейных практик и
технологий ИАЭТ СО РАН Ирина Михайловна Рудая. — Было принято решение
вывезти ее сюда, чтобы спасти. В 1971 году туда отправились наши
археологи во главе с академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко,
которые проделали колоссальную работу: собрали церковь и звонницу,
которые были раскатаны, промаркировали все бревна, потом это всё
складировалось и было перемещено на территорию музея».
Директор Научно-производственного центра по сохранению объектов историко-культурного наследия Новосибирской области Татьяна Александровна Артюкова рассказала об истории реставрации этого уникального сооружения. По ее словам, храм и колокольня получили статус объекта культурного наследия на основании решения Совета министров СССР еще в 1960 году, но реконструкция началась в 1980-е, после того, как церковь в разобранном виде перевезли с опустевших берегов Индигирки в Новосибирскую область. Основные реставрационно-восстановительные работы стартовали в 1980-е, в 2014-м провели деликатную реставрацию некоторых элементов. «Было принципиально перевезти церковь, а не восстанавливать ее на месте. Территория бывшего Зашиверска избегалась людьми, потому что в 1883 году население полностью вымерло из-за эпидемии черной оспы. И даже в конце XIX — начале XX века охотники и рыбаки старались обходить это место стороной, церковь бы там просто разрушилась. Она и так дошла до момента перевозки в наш регион с 50 % утрат как по колокольне, так и по храму. Этот процент был зафиксирован в дефектных актах, но если анализировать проектные решения, которые предлагались, то у звонницы процент повреждений был даже больше», — отмечает Татьяна Артюкова. Дерево для утраченных или поврежденных частей выбиралось проектировщиками и реставраторами очень внимательно, чтобы передать подлинность. Изначально церковь была построена из сибирской лиственницы — довольно распространенного в тот период материала, который пользовался популярностью даже у венецианских зодчих. «Мы не стали состаривать дерево, а только антисептировали и тщательно просушили его, чтобы новый и старый материалы взаимодействовали друг с другом. Вот уже 30 лет объект прекрасно себя чувствует. После проведенных в 2014 году работ больше пока вмешательств не было. При воссоздании максимально опирались на добытые археологические сведения. К примеру, от восьмигранного объема сохранились всего лишь два нижних венца. Это бревно оказалось в одну церковную сажень, которая равняется 187 сантиметрам, и по этим размерам были воссозданы внешние и внутренние габариты», — пояснила Татьяна Александровна. «Наука в Сибири» Фото Марии Фёдоровой
Образование и Православие / Источник - http://www.sbra... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 639 |