|
||||||||||||||
Владимир Мичук. Герои из Новосибирской военной школы летчиковНОВОСИБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ. СПРАВКА Создана на базе двух школ летной подготовки: Сталинградской (один полк был переведен в 1941 году под Бердск) и Красноярской высотно-скоростной военной авиационной. Изначально располагалась она в основном в Красноярске, затем была переведена под город Новосибирск, сначала в Толмачево, с 1939 года по 24.05.1941, а с 26.05.1941 года - под поселок Бердск. В систему авиации дальнего действия школу перевели 28 апреля 1943 года. В декабре 1944 года она получила полное название - Новосибирская военно-авиационная школа летчиков авиации дальнего действия. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 годы Новосибирская военная школа летчиков располагалась под поселком Бердск, который в 1944 году стал городом. К 1943 году школа насчитывала 3 авиаполка, в которых было 8 авиаэскадрилий по 2 авиаотряда в каждой. В авиаотрядах было по 3 авиазвена, таким образом, в 3 учебных авиаполках насчитывалось 48 авиазвеньев. Учебный парк был укомплектован 200-250 частично новыми, но в основной массе сильно изношенными самолетами, переделанными для учебных полетов с инструктором на двойное управление следующих модификаций: - самолет СБ он же АНТ-40 - скоростной бомбардировщик, базовая модель обучения, соответствующая специализации школы; - ЛИ-2 - транспортный самолет; - ЩЕ-2 - легкий транспортный самолет; - Р-2 - самолет - разведчик; - Ил-2 - самолет - штурмовик К 1945 году в полосе привода самолетов авиашколы (от Ленинска-Кузнецкого и Кемерова до Камня-на-Оби и Барнаула, по линии Бердск - Искитим - Евсино) школа имела 9 аэродромов. В учебном полку к 1943 году было до 40 самолетов. В связи с окончанием войны в апреле 1946 года Новосибирская военно-авиационная школа летчиков авиации дальнего действия была расформирована. За период с 1940 по 1946 год в ней подготовили около 4000 летчиков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. Непосредственно в период войны 1941-1945 гг. подготовлено 3027 летчиков и 279 инструкторов летной подготовки для военных авиашкол Советского Союза. Из кадрового состава школы сформировано и отправлено на фронт 6 полностью скомплектованных и обученных авиаполков. По воспоминаниям очевидцев, процесс подготовки самолетов к полетам в те годы выглядел так. Если в теплый период он был достаточно несложным, то для успешного обеспечения учебных полетов в зимнее время использовалось приспособление, называемое «гончарка». Техники всю ночь грели цилиндрический сосуд с перегородкой, с одной стороны которого заливалась вода, с другой - масло, что позволяло утром без проблем даже на сильном морозе заводить двигатели самолетов. В связи с тем, что все лучшее, пригодное для фронта, отправлялось на фронт, самолеты, которыми оснащалась авиашкола, в большинстве своем, были изношенными, с почти полностью использованным летным ресурсом, зачастую с серьезными поломками. Половина из имеющихся самолетов не использовалась ввиду отсутствия необходимых запчастей для их ремонта. Большинство используемых для обучения самолетов часто выходили из строя, и для обеспечения программы летной подготовки надо было проводить ремонт в кратчайшие сроки, поэтому техническому персоналу авиашколы приходилось находиться на аэродроме круглые сутки. Исключение составляла подготовка к полетам модели СБ, самолеты-бомбардировщики (АНТ-40) были достаточно «свежие». А так как эта модель с апреля 1943 года соответствовала специализации школы - авиации дальнего действия, для подготовки летчиков в школу старались присылать исправные, не побывавшие в боях самолеты. Все учебные классы располагались на аэродроме авиационной эскадрильи в Бердске, там же располагался и запасной батальон школы. Офицерский состав авиашколы проживал в трехэтажных домах, построенных в основном немецкими и финскими военнопленными в районе современной улицы Красный Сокол города Бердска. Отсюда и название этой улицы. Летная подготовка в военной авиашколе насчитывала, кроме учебных полетов с летчиком-инструктором, еще и 15-20 часов самостоятельных полетов. Но зачастую летные и боевые навыки летчикам, обучающимся в авиашколе, приходилось совершенствовать уже на фронте, так как из-за нехватки ГСМ и запчастей к имеющемуся парку самолетов план летной подготовки выполнялся не полностью. Но находящимся в тылу военным авиашколам не приходилось рассчитывать на поступление новой авиатехники, топлива и других материальных средств, в первую очередь всем необходимым обеспечивался фронт. При этом план подготовки военных летчиков постоянно увеличивался, в них остро нуждался фронт, так как в первые три года войны значительное количество летчиков, особенно неопытных, выбывали из строя в первых же боях. Но план кадровой подготовки пилотов выполнялся, о чем свидетельствуют многочисленные благодарности коллективу Новосибирской военной авиашколы от командования Военно-Воздушных Сил Советского Союза. 35 летчиков, которые прошли подготовку в Новосибирской военной авиационной школе пилотов авиации дальнего действия, в период Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза, а один из них, Павел Артемьевич Плотников, был удостоен этого высокого звания дважды. Постараемся более подробно рассказать о двух летчиках, выпускниках Новосибирской ВАШП, ставших Героями Советского Союза. АЛЕКСЕЙ ГАРАНИНРодился в селе Верх-Ирмень Ордынского района в 1921 году. После окончания ФЗУ работал токарем. В сентябре 1938 года был призван на военную службу и направлен в Новосибирскую военную авиашколу. С июня 1941 года участвовал в боевых полетах, в частности, в первых налетах советской авиации на города фашистской Германии и ее союзников в сентябре 1941 года. Совершил 6 боевых вылетов в глубокий тыл противника, бомбил военно-промышленные объекты Вильно, Варшавы, Бухареста, Бреста, Берлина, Кенигсберга. Летал на самом распространенном в период войны дальнем бомбардировщике ИЛ-4, который развивал скорость до 400 км/час при дальности полета до 4000 км. Реальная дальность полетов была меньше из-за предельной загруженности бомбами и дополнительным топливом. Летчики экспериментально выверяли все моменты сверхдальних налетов, рассчитывали каждый килограмм горючего для достижения целей и возврата на аэродром. В музейном выставочном проекте «Бердск воевал», посвященном 74 годовщине Победы, этот самолет был представлен макетом, изготовленным в Новосибирском клубе моделистов «Мир моделей». К началу октября 1942 года А. Гаранин уже имел 241 боевой вылет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны» капитану Алексею Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза. К июню 1943 года его звено сделало более 380 боевых вылетов. В ночь на 28 июня 1943 года Гаранин и его экипаж совершил свой последний вылет, выполняя боевое задание по уничтожению скопления вражеских эшелонов с живой силой и техникой в районе железнодорожной станции Орша. По основной версии, он не вернулся с задания, по другой, командуя бомбардировочным полком, был подбит, но сумел сбросить бомбы на заданную цель и направил свой горящий самолет вместе с экипажем на немецкий склад боеприпасов, нанеся фашистам существенный урон. Именем Героя Советского Союза А.Д. Гаранина названы улицы в Новосибирске, Орше, в селе Верх- Ирмень. Его имя присвоено ордынской школе №1. Имя Гаранина увековечено на Аллее Героев у Новосибирского Монумента Славы и в Ордынском мемориальном парке героев-земляков. ЮРИЙ ПЕТЕЛИНРодился в 1920 году на станции Ужур Красноярского края. Учился на механическом отделении Красноярского речного техникума. Работал на заводе и одновременно учился в Красноярском аэроклубе. В Красной Армии с осени 1938 года. По комсомольскому набору был зачислен курсантом Красноярской высотно-скоростной военной авиационной школы, которая вскоре была переведена под Новосибирск. В 1940 году окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов. Летал на самолетах У-2, Р- 5, Р-10, ТБ-1, ТБ-3, ДБ-3. Первый боевой вылет совершил 11 июля 1941 года. Принимал активное участие в боях за Москву, Ленинград, Сталинград; освобождал Воронеж, Одессу, Киев, Севастополь. Участвовал в дальних полетах на цели глубокого тыла противника: на Берлин, Кенигсберг, Варшаву, Данциг, Тильзит и так далее. К январю 1942 года совершил 53 успешных боевых вылета на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу врага. 20 июня 1942 года ему одним из первых в полку было присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны совершил 232 боевых вылета на вражеские объекты. Летом 1944 года боевой путь гвардии майора Юрия Петелина оборвался в результате тяжелой травмы обеих ног во время занятий на необорудованных спортивных снарядах. После комиссования жил и работал в Красноярске и Липецке.* * *
Помимо названных Героев Советского Союза А. Гаранина и Ю. Петелина, еще 30 летчиков, закончивших военную авиашколу под Бердском в годы войны, также были удостоены этого высокого звания. Это выдающиеся военные летчики, назовем 4 из них: - САРЫГИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, закончивший войну в звании подполковника, воевавший на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2, совершивший за период войны 142 боевых вылета; - БИЗЯЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, закончивший войну в звании капитана, воевавший на самолете-штурмовике ИЛ-2, совершивший за период войны 140 боевых вылетов на разведку и штурмовку. - БОЙКОВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ, закончивший войну в звании ст. лейтенанта, воевавший на самолете-штурмовике ИЛ-2, совершивший за период войны 156 боевых вылетов. - ЛАЗАРЕВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ, служивший летчиком-инструктором авиашколы с ноября 1940 года по июль 1942 года. В конце июля 1942 года был направлен на Аляску (США) для приемки самолетов (скоростных бомбардировщиков В-25 «Митчелл»), поставленных США Советскому Союзу по договору о ленд-лизе, всего было перегнано через Аляску около 8000 самолетов. За период с августа 1942 года по декабрь 1944 года сделал свыше 250 боевых вылетов на цели противника. Погиб 23 декабря 1944 года под городом Дьер (Венгрия). На аллее Героев возле историко-художественного музея города Искитима ему установлен бюст. История Новосибирской военной школы летчиков в фотографиях и документах представлена в Бердском историко-художественном музее в экспозиции «Листая книгу памяти», в передвижной выставке «Новосибирская военная авиашкола». В 2019 году значительное количество материалов по истории Новосибирской военной авиашколы пилотов авиации дальнего действия были представлены в выставочном проекте «Бердск воевал». Последнее поступление, связанное с историей авиашколы, - передача музею в 2018 году архива Распопова Василия Дмитриевича, окончившего авиашколу в первом выпуске и служившего в ней летчиком-инструктором. Архив в количестве 13 единиц хранения передан его внуком Русаковым Виталием Геннадьевичем. Это фотографии курсанта авиашколы В.Д. Распопова и его коллег по военной авиашколе, фотографии Бердского аэродрома, летная книжка В.Д. Распопова, справка Новосибирского аэроклуба, свидетельствующая о его занятиях в аэроклубе, автобиография, написанная лично В.Д. Распоповым.В фондах музея хранятся около 70 единиц хранения, относящиеся к истории авиашколы, переданных нашему музею в 90-тые годы музеем Бердской школы № 5. В значительной степени это архив Гетмана Андрея Алексеевича, окончившего в начале войны Новосибирскую военную авиашколу и служившего в ней летчиком-инструктором. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Астраханцев О.Н. «Новосибирская военная авиационная школа пилотов», Форум Поисковых Движений, 6 страница, 15 апреля 2018 года. 2. Виноградов С.Б. Дворянчикова Р.И., Мусин Р.К. «Сибирские соколы», Новосибирск 2011. 3. Государственный архив Новосибирской Области (ГАНО). Ф.4. Оп.9. 4. Молодчий А.И. «В пылающем небе», Киев 1973. 5. Сметанин Е.И. «Навсегда в памяти народной», газета «Ленинский путь», 12 января 1985 г., стр. 3. 6. Эйнгорн И.Я. «Бердск - кузница асов», газета «Свидетель», 17 июля 1998 г., с.5.
Живоносный Источник № 1 (14) 2019 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2092 |