|
||||||||||||||
Древнее село Тайнинское и храм Благовещения Пресвятой БогородицыБудучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости. Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи.
На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.
Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория
Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини
последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает
самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием. В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.
Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване
Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович
Тишайший тешился здесь соколиной охотой. Село Тайнинское и его
окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал
выстроить здесь каменный храм. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича. Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы. Главной достопримечательностью храма является его крыльцо. Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен. Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком
берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на
месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а
посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по
некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские
дворцы. Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами. Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На
протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое
значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда
храм был закрыт. В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века. При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005). Сергей Воробьев.
Образование и Православие / Источник - https://sergeyu... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 995 |