Опубликовано 22.12.2019 в рубрике  Православное краеведение
 

Труды и радости


Многие сельские батюшки читали книги на нескольких языках, публиковали статьи в столичных журналах и писали исторические труды.

 
"Жил-был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару <...> Навстречу ему Балда". Тем, кто прошел мимо сельских священников из рассказов и повестей Чехова и Лескова, дореволюционный деревенский батюшка зачастую представляется персонажем из пушкинской сказки. Хитрец, обманщик и эксплуататор крестьянства, гоняющийся за дешевизной.

Музей сельского священника, который возводят в вологодской глубинке, намерен опровергнуть сатирический образ священнослужителя, возникший благодаря литературе и фольклору.

Церковно-приходская школа, избы зажиточных крестьян, родовой дом династии священнослужителей, их обширная библиотека и сад с заморскими саженцами... Все эти объекты будущего музея под открытым небом расскажут о жизненном укладе русской деревни, для которой священник был учителем и советчиком. Да и сами сельские батюшки не только по базарам слонялись, как их сказочный коллега. Многие из них читали книги на нескольких языках, публиковали статьи в столичных журналах и писали исторические труды.

Фото: Предоставлено автором
До революции Цыпинский приход — крупнейший в округе, а Бриллиантовы — знаменитая фамилия

ВИДИШЬ, ТАМ НА ГОРЕ...

Цыпина гора — место на Вологодчине известное. Правда, она долго не привлекала внимания историков и краеведов. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло соседство горы с гораздо более известными достопримечательностями — Ферапонтовым монастырем с гениальными фресками Дионисия и крупнейшим на Русском Севере Кирилло-Белозерским монастырем. Конечно, на фоне таких жемчужин и Цыпина гора, и одноименная деревня с руинами церквей и заросшим погостом просто терялись.

В советские времена живописная гора на берегу Ильинского озера привлекала туристов с рюкзаками и лыжников. В конце концов один из ее склонов стал местным "горнолыжным курортом". А до революции Цыпина гора считалась среди местного населения святой. В известной с XVI века деревне Цыпино, расположенной на ее пике, было несколько церквей, а все поселение считалось монастырским. В Цыпине жили священники, служившие в окрестных деревнях, а также клирики.

Фото: Предоставлено автором
Дом Бриллиантовых был перевезен в город Кириллов и существует по сей день

Еще лет пятнадцать назад приезжать в Цыпино без лыж, этюдника или сачка для ловли бабочек смысла не было. Гостя встречала обыкновенная деревушка со старенькими домиками, заросшие руины каменного храма да похожий на конный манеж, широкий и низкий, деревянный остов бывшей церкви Ильи Пророка, построенной в середине XVIII века. Уже в следующем столетии Цыпино объединяло два десятка деревень и без малого 300 дворов, считаясь крупнейшим в Кирилловском уезде.

В 2000-е годы сотрудникам Кирилло-Белозерского музея-заповедника удалось доказать необходимость реставрации уникальной Ильинской церкви и добиться выделения для этих целей средств федерального бюджета. И сегодня каждый может увидеть то, о чем писал один из Бриллиантовых (об этой замечательной семье цыпинских священников речь ниже. — Прим. авт.): "Гора эта с белеющей на ней часовней царит над всей окрестностью и уже издалека видна проезжему путнику".

Попутно была расчищена территория Ильинского погоста, сделана дорожка, восстановлены старинные ограды. Вместе с реставраторами работали археологи, а группа сотрудников музея отправилась в архивы Великого Новгорода, которому здешние места подчинялись вплоть до начала XX века. Итогом всего этого объема работ стала идея первого в России музея сельского священника под открытым небом, который, согласно замыслу создателей, позволит окунуться в патриархальный уклад русской деревни.

Фото: Анастасия Ташева
Рядом с восстановленной Ильинской церковью разобранная церковь Косьмы и Дамиана, которая ждет своего часа

"Жизнь сельского священника в русской литературе и искусстве наделена чертами если не комическими, то сатирическими, — отмечают авторы концепции музея сельского священника. — Обыденность же их была полна тягот и забот. Как правило, большие священнические семьи при скудном жалованьи главы вынужденно вели натуральное хозяйство, то есть жили тем же трудом, что и прихожане".

С КАДИЛОМ И СОХОЙ

Музейный комплекс разместится на 12 гектарах. Его концепция и проект разрабатывались в Москве и уже одобрены Министерством культуры России.

В отреставрированной церкви Ильи Пророка разместилась большая экспозиция, рассказывающая о священниках Цыпинского прихода. В ближайшие годы здесь планируется полностью воссоздать церковный интерьер.

Двухэтажный дом семьи священнослужителей Бриллиантовых должен стать центральным объектом музея. Сам дом, построенный двести лет назад, претерпел немало перемен и невзгод, но сохранился до наших времен. В XX веке его разобрали по бревнышку и увезли в уездный городок Кириллов, где он стоит и по сей день. Сейчас специалисты изучают, выдержит ли он обратную дорогу или в Цыпине лучше построить точную копию дома. На первом этаже разместят мемориальную экспозицию, в которую войдут подлинные вещи Бриллиантовых, в том числе книги из обширной библиотеки, в которой помимо богословской литературы немало художественных произведений, томов по сельскому хозяйству, географии и биологии на нескольких европейских языках.

Фото: Предоставлено автором
Таким было Цыпино до революции. Не хуже соседнего Ферапонтова, ныне известного на весь мир

Прочитанное в книгах Бриллиантовы воплощали в жизнь. Их сад был известен на всю округу: семена и саженцы, в том числе экзотических для Русского Севера фруктовых растений, выписывались из Санкт-Петербурга и из-за границы. Авторы музея намерены воссоздать это чудо природы и человеческого творчества. Архивные изыскания, а также исследования сохранившихся на месте сада деревьев и кустарника позволили сотрудникам музея воссоздать сад Бриллиантовых. Пока, правда, на бумаге. К слову, зеленых свидетелей бриллиантовской эпохи в Цыпине и по сей день немало. Например, живы ели, которые священнослужители высаживали вместе с односельчанами для укрепления прибрежных склонов.

"Сад и огород Бриллиантовых удивляли приезжавших к ним разнообразием фруктов, цветов и диковинными для того времени овощами — помидорами, — пишет местный историк-краевед Маргарита Алексеева, которая в 90-е годы прошлого века написала первый большой труд о семье Бриллиантовых. — В голодные 1918–1919 годы хлеба у Бриллиантовых уродились неважные, но изобилие овощей и яблок позволило выменивать на них мед, сено, дрова".

Церковно-приходская школа появилась в Цыпине еще в 1830-е годы и несколько первых десятилетий располагалась в доме Бриллиантовых, которые и преподавали в ней. Позднее для школы было построено отдельное здание, которое также сохранилось. После реставрации в нем разместится интерактивная музейная экспозиция — усевшись за парту, гости музея смогут многое узнать о дореволюционном образовании, — а также мастерская для обучения ремеслам.

Еще в музее появится самый настоящий крестьянский дом XIX века, принадлежавший зажиточному хозяину Маркелу Инопину. Сотрудники музея готовят программу так, чтобы туристы ощутили себя не экскурсантами, а полноправными гостями хлебосольного Инопина. Им расскажут о крестьянской семье, а также о том, чем занимался, что носил и чем питался каждый из Инопиных. И в какое окно крестился на церковь, начиная любое дело — большое или малое. По русскому обычаю каждый сможет почувствовать себя здесь как дома — со всеми правами и обязанностями. Дом Инопина позволит показать полный сезонный цикл крестьянского уклада: пахота, сенокос, севооборот, уборка урожая, животноводство и так далее.

ЦЕРКОВЬ ИЗ ЛЕСУ ВЫШЛА

Самым удаленным уголком обширного музея русского священника станет так называемое церковище — музей деревянного зодчества, в котором разместятся несколько церквушек. Две из них уже найдены и перевезены на территорию музея.

На площадке перед белоснежной красавицей — Ильинской церковью — стоит длинный навес. Под ним сложены пронумерованные бревна, большинство из них ветхие. "Вот она, наша гордость, таких на северо-западе очень немного осталось, если вообще они еще где-то сохранились", — говорит заместитель директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по реставрации Ольга Вороничева.

Фото: Предоставлено автором
Иван Бриллиантов — цыпинский священник. Его дети стали писателями, историками и богословами

Эти лежащие под навесом бревна — церковь Святых Косьмы и Дамиана, перевезенная в Кирилловский район из соседнего Грязовецкого. Церквушку разыскали в лесу, да не в перелеске, а в дремучих зарослях. Не одно десятилетие деревянный храм с дырявыми стенами и крышей удивлял забредших в глушь грибников и ягодников.

Церковь была построена в конце XVII или начале XVIII века в шумном большом поселке. После революции церквушку отдали колхозу под хранилище, а в 1940-е годы ее закрыли как аварийную. В 60-е годы в рамках программы сельской централизации несколько местных деревень были ликвидированы, и церковь осталась в одиночестве в пустой деревне, которая быстро заросла. Вероятно, именно это и спасло храм от бытовых пожаров, интереса вандалов и разбора на дрова.

По словам Ольги Вороничевой, самое замечательное в церкви Святых Косьмы и Дамиана даже не возраст, а ее архаичность. В ней воплощены те законы православной архитектуры, которые существовали до появления многоглавия. При реставрации немалую часть бревен заменят новыми (их вырубят в той же местности, в которой стояла церковь), но будет использован и "исторический" стройматериал.

БЛЕСТЯЩАЯ ФАМИЛИЯ

Более трехсот лет служили в церквях и храмах Цыпина и Ферапонтова представители семьи Бриллиантовых. Служили в своем краю и далеких приходах, роднились с другими семьями местных священников. Впрочем, в роду Бриллиантовых не все выбирали духовное поприще, были среди них врачи, учителя, философы и историки. Широко известно имя Ивана Ивановича Бриллиантова, который, живя в доме отца, Ивана Михайловича, священника Цыпинского прихода, изучил фрески в храме соседнего Ферапонтова и сделал предположение, что они написаны Дионисием. Бриллиантов основывал свои выводы на полустершейся надписи славянской вязью на двери собора.

Иван Бриллиантов преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой кафедру истории возглавлял его старший брат, Александр. В начале 30-х годов обоих братьев репрессировали по громкому делу академика Платонова (так называемое "академическое дело". — Прим. авт.), которое собрало в научных кругах богатую жатву расстрелянных, сосланных и посаженных.

Родовое гнездо Бриллиантовых в Цыпине было разорено, и на долгие годы эта фамилия, говорящая о сословии ее носителей больше, чем любые документы, была забыта. Потомков — в семье было четверо сыновей и пять дочерей — разбросало по всей России. Одна из сестер, Екатерина, лишившись в годы репрессий мужа-священника, уехала с дочерью на Кольский полуостров подальше от гонений. О семье и предках не распространялась, Цыпино и Ферапонтово постаралась забыть.

Каково же было удивление ее правнучки, мурманской библиотекарши Светланы Дячок, когда ее разыскали сотрудники музея и рассказали, потомком какого рода она является. "Многие люди годами ищут предков в архивах, а мне всю информацию поднесли на блюдечке", — удивляется она. Мурманчанка включилась в работу по исследованию родословной семьи Бриллиантовых и поиск родственников. И первую общую черту среди потомков Бриллиантовых, многие из которых прежде и фамилии такой не слыхали, Светлана Дячок уже обнаружила: большинство из них тяготеют к гуманитарным и творческим профессиям. Учителя, архитекторы, библиотекари, музыканты...

Фото: Анастасия Ташева
Ольга Вороничева и Андрей Архиппов работают над проектом музея сельского священника уже несколько лет

ПО ЛЮБВИ

Одного из кураторов проекта, сотрудника музея Андрея Архиппова, гости Цыпина обычно принимают за сельского священника. В первую очередь из-за окладистой рыжей бороды, длинных волос и певучей успокаивающей речи. Успешный маркетолог и рекламщик из Санкт-Петербурга, он в зрелом возрасте покинул Северную столицу и устроился на работу директором по развитию в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, расположенный в одноименном монастыре. Потом купил деревенский дом и живет фактически той жизнью, которую пытается сейчас воссоздать в Цыпине.

"Судьба, — отвечает Андрей на вопрос о том, что заставило его столь резко поменять свою жизнь. — Почему сюда приехал? По любви, конечно. В 2015 году я впервые оказался в Кирилловском районе. Мне посоветовали поехать посмотреть, и я отправился, ничего не зная об этих местах. И тут же влюбился. Понял, что хочу здесь жить. И тут же стали появляться дела и знакомые, которые еще крепче привязывали меня к этому краю".

Я не удержался и задал ему мучивший меня вопрос о предках-священниках. "О священниках в своем роду я ничего не знаю, — ответил Андрей. — Но говорят, что они были. Сама наша фамилия необычная, с двумя "п" в середине. Имя Архипп, как и Филипп, на Руси писалось с двумя "п". И почему-то у Филипповых они сохранились, а у Архиповых исчезли. Но кто-то из моих предков настоял на том, чтобы оставить двойную "п". Сам наш род из деревни, но уже мои родители — ленинградцы, а я и подавно. Меня все пугали страшными тяготами деревенской жизни, которую я не вынесу с непривычки. Но особенных сложностей я не встретил, особенно если относиться ко всему с юмором. Ну да, случались прошлой зимой морозы минус 40, которые, конечно, в деревне иначе переносятся, чем в городе. Но ничего, топили печку чаще, и все. А воду из колодца я еще летом в дом провел. Жить можно".

В купленную избу Андрей Архиппов переехал вместе с женой. "Моя супруга — профессиональный резчик по дереву, — рассказывает он. — Режет иконы, игрушки, предметы интерьера. И она тоже очень хотела переехать в деревню. И ей здесь, в общем, нравится. Но иногда все-таки выкатывает: "Ты мне жизнь сломал своей деревней". Но это под настроение".

По словам Андрея Архиппова, свою задачу в музее он видит в том, чтобы сделать туристический сезон круглогодичным. А для этого нужно нечто большее, чем чаще топить печь и провести водопровод. Нужно развивать инфраструктуру, приводить в порядок дороги и придумывать программы с учетом потребностей современного туриста. "Приток гостей оживит жизнь в районе, даст новые рабочие места, да и у молодежи появится интерес остаться в родном краю", — считает Андрей.

То есть прошлое поможет сформировать будущее. Эту цель не прописывают в проектах и концепциях, но она всегда главная. По умолчанию.

Сергей Виноградов

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1006


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930