|
||||||||||||||
Православное христианство в Якутском краеАрхиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) Епископ Якутский и Вилюйский Дионисий (Хитров) Храмовый комплекс г. Вилюйска, начало ХХ в.: деревянный Вилюйский собор (построен и освящен в 1910 г.), Спасская часовня (освящена в 1891 г.), кладбищенская деревянная пятиглавая церковь с колокольней (освящена в 1892 г.) Церковь во имя Св. Пантелеймона в Вилюйском выселке прокаженных Инна Игоревна Юрганова, кандидат исторических наук, главный специалист Комитета государственной архивной службы Республики Саха (Якутия), г. Якутск История Русской православной церкви в современной России является объектом активного научного исследования, что свидетельствует о возросшем общественном интересе. Чем являлась Русская православная церковь в истории России: составной частью государства, отдельно стоящей структурой, тесно связанной с государством, самостоятельным социальным институтом — поиск ответов на эти вопросы актуален и обусловлен сменой отношения к православию со стороны государственной власти и общества, что, несомненно, в дальнейшем позволит сформулировать более глубокое понимание места и роли православия в истории Российского государства. История Русской православной церкви в Якутии — сложный процесс межцивилизационного взаимодействия. Присоединение Якутского края к российскому конфессиональному пространству способствовало укреплению позиций империи на ее дальних рубежах, с одной стороны, с другой — предоставило возможность доступа к культурному наследию христианского мира и через него — к европейской культуре и мировой цивилизации. Очевидно, что религия и фольклор, выступающие носителями этнических констант, являются культурообразующими факторами, которые воспроизводятся и на протяжении определенного периода формируют культуру, определяя ее самобытность. Христианизация и утверждение православия в Якутском крае стали синонимами распространения здесь просвещения и образования. Общеизвестно, что именно священно-и церковнослужители в отдаленных наслегах являлись не только духовными пастырями, но и учителями, агрономами, третейскими судьями и врачами, а храм выступал в роли культурно-информационного центра, где можно было узнать о событиях, происходящих в стране и в мире. Именно с деятельностью церковных учреждений Якутии связано появление первой школы, первой книги на якутском языке, первой газеты. Духовенство епархии занималось этнографическими и лингвистическими исследованиями. Утверждаясь на территории края, православие не встретило открытого сопротивления, как это было, например, в Бурятии и Средней Азии, и к концу XIX столетия более 98 % населения исповедовали православную веру. Понятно, что в силу поверхностного усвоения обрядовой части религии далеко не все могли называться истинно православными христианами, но, основываясь на исторических источниках, можно с уверенностью утверждать, что к началу ХХ века православные традиции являлись составной частью жизни народов Якутии, особенно тех, кто проживал в городах и окружных центрах. Архивные документы фиксируют многочисленные ходатайства общественных сходов и отдельных лиц с просьбами о получении разрешения на строительство часовен и церквей. В 20-х годах ХХ века, когда уже не существовало епархиального управления, прихожане обращались к советским властям с обязательствами содержать за свой счет и священнослужителей, и храмовое хозяйство. В церковно-административном отношении Якутский край последовательно входил в состав Тобольской, Иркутской и Камчатской епархий. Образование Якутской епархии неразрывно связано с именем архиепископа Иннокентия (Вениаминова) (1). Благодаря его просьбам и рекомендациям в 1840 году была основана Камчатская епархия. Семь лет, с 1853 по 1860 год, Вениаминов проживал в Якутске, и именно в эти годы его доводы высшей духовной инстанции империи Святейшему синоду о необходимости открытия отдельной епархии в Якутской области получают законченный и обоснованный характер. В декабре 1869 года был подписан императорский указ об образовании с 1870 года Якутской епархии, утверждены штаты (штатное расписание) архиерейского дома, Свято-Троицкого кафедрального собора и духовной консистории (2). Якутская епархия стала 53-й на территории Российской империи (3). Территория епархии была значительно больше территории Якутской области и включала помимо Якутии Чукотку, золотые прииски Иркутской губернии и (с 1899 г.) Охотский округ. С момента основания Якутская епархия находилась на особом привилегированном положении в связи с природными и климатическими условиями края, обширностью территории, ее отдаленностью от центра, низкой плотностью и иным менталитетом населения, влиянием шаманизма и языковыми особенностями. Высшие церковные власти империи, учитывая специфику распространения православия в Якутском крае, проводили гибкую и дальновидную политику. Представители якутского духовенства помимо жалованья из государственной казны имели право на получение повышенного государственного пенсионного обеспечения, дополнительного денежного содержания (руга) и пайкового довольствия (причты северных церквей). Суммы, выделяемые государством на содержание епархии, постоянно возрастали, что, безусловно, связано не только с увеличением количества приходов, но и с пониманием роли якутского духовенства. Свидетельством успешной деятельности православия в Якутии является формирование разветвленной структуры епархиального ведомства: консистория, благочиния, попечительство, ревизионный комитет, комитет миссионерского общества, церковно-миссионерское Братство Христа, училищный совет, семинария, училище, духовные школы, отдел Палестинского общества, духовные комиссии, редакция газеты «Якутские епархиальные ведомости», свечной и книжные склады, взаимодействие духовенства с органами управления Якутской областью — его участие в работе различных комиссий и комитетов, предоставление светским органам и учреждениям данных о численности населения и его состоянии, сотрудничество в проведении медицинских и других мероприятий (4). Епархиальное управление Якутии насчитывает девять архиереев. Первым епископом Якутским и Вилюйским стал Дионисий (Дмитрий Хитров), ученик и соратник архиепископа Иннокентия (Вениаминова) (5). В годы советской власти имена архипастырей Якутии были преданы забвению, но каждый из Храмовый комплекс г. Вилюйска, начало ХХ в.: деревянный Вилюйский собор (построен и освящен в 1910 г.), Спасская часовня (освящена в 1891 г.), кладбищенская деревянная пятиглавая церковь с колокольней (освящена в 1892 г.) них — яркая личность, деятельность которой оставила заметный след, и в настоящее время начата работа по возвращению этих имен и канонизации наиболее выдающихся из архиереев. История якутского православного духовенства ведет свое начало от первых священников, прибывших в ленский край вместе с русскими землепроходцами. Письменные источники относятся к 1641 году, когда «прибыла целая церковная миссия… с колоколами, церковными книгами и богослужебной литературой» (6), но, вероятно, что и до 40-х годов XVII века Якутию посещали представители духовенства, следующие с казачьими отрядами. Начало их служения связано с христианизацией, проведенной в сравнительно короткий срок с конца XVII до начала XIX века, в результате установления разнообразных хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей; после этого в крае начался «качественно новый этап христианизации, основным содержанием которого стали мероприятия по утверждению православия» (7). После крещения ясачные мужского пола имели возможность поступать на «государеву службу», им выдавалось жалованье. В XVII веке численность лиц духовного звания была невелика: в 1648 году — пять человек, в 1684 году — восемь (8). В начале XVIII столетия священнослужители направлялись в основном из Тобольской, затем из Иркутской епархии. Успехи христианизации привели к необходимости увеличения численности якутского духовенства, и в мае 1855 года архиепископом Иннокентием (Вениаминовым) было выдано разрешение принимать на службу в духовное ведомство представителей коренного населения области, что предоставляло возможность решения проблемы дефицита духовных кадров в Якутии. К началу ХХ века, большую часть духовных лиц составляли уроженцы Якутии — более 77 %, и свыше 35 % — якуты (9). Следует заметить, что это минимальная цифра, выявленная на основании обобщения источников, так как в клировых ведомостях церквей национальность, как правило, не указывалась и устанавливалась исходя из косвенных признаков (сословие, родственные связи и т. д.). К концу XIX – началу ХХ века в Якутии существовала династическая преемственность: более 55 % общего числа священно-и церковнослужителей — это дети духовных лиц. Общая численность духовного сословия области была невелика — 0,1 % всего населения, но оно оказывало, тем не менее, определенное влияние на духовный уровень прихожан (10). Следует отметить и постоянно возрастающий уровень образованности духовных лиц Якутии; если в XVII – первой половине XIX века духовные власти вынуждены были решать проблему комплектования штатов на счет приглашаемых на льготных условиях представителей духовного сословия из других епархий, не будучи уверенными в ревностном служении последних, то со второй половины XIX века в Якутии действовала сеть средних и низших духовных учебных заведений — семинария, училище, церковно-приходские школы. Разумеется, очень многое во взаимоотношениях священника и прихода зависело от личности духовного пастыря и его отношения к своим обязанностям. Для духовенства Якутии было характерно внимание к языку коренного населения края —с середины XIX века проводились службы и составлялись проповеди на якутском языке, знание которого учитывалось при назначении и перемещении членов причтов. Как уже отмечалось, якутские церкви являлись не только центрами распространения православия, но и очагами христианской культуры в наслегах и улусах. Период наиболее активного церковного строительства в Якутии относится ко второй половине XIX века, когда на территории области было освящено более 90 храмов. Особого внимания заслуживает издательская и переводческая деятельность духовного ведомства Якутии. В 1812 году в Иркутской губернской типографии были изданы «Начатки вероучения на якутском языке», в 1819 году напечатан «Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, переведенный на якутский язык с приложением на переди таблицы для складов и чтения гражданской печати» (11). В 1821 году в Иркутске же состоялось переиздание катехизиса, включающего два параллельных текста — русский и якутский. После получения тиража по распоряжению духовного правления со священнослужителей была взята подписка об обязательном частом прочтении катехизиса на якутском языке. В 1855 году начал работу Комитет для перевода священных и богослужебных книг на якутский язык, учрежденный Синодом по инициативе Иннокентия (Вениаминова), председателем этого комитета стал Д. Хитров. В 1858 году в Москве были выпущены на якутском языке «Краткая грамматика якутского языка», «Часослов с псалтырью», «Деяния Святых апостолов», «Краткая священная история» — всего 16 духовных изданий. Отдельного упоминания заслуживает «Грамматика», составленная Д. Хитровым и положенная в основу курса преподавания якутского языка в духовной семинарии и в других учебных заведениях области. В 1883 и 1887 годах в Казани было издано еще девять якутских переводов текстов богослужебных книг. Резолюцией епископа Якутского и Вилюйского Никанора (12) в мае 1899 года при Якутском епархиальном миссионерском комитете на базе Комитета якутских переводов была образована Якутская церковно-миссионерская переводческая комиссия, итогом 17-летней деятельности которой стал выпуск пяти сборников якутских переводов духовной литературы (13). Кроме того, статьи на якутском языке о религии и нравственности публиковались в газете «Якутские епархиальные ведомости», печатном органе епархии, учрежденном в 1884 году епископом Иаковом (14) с разрешения Св. синода. Переводческая и издательская деятельность способствовала привлечению якутов в христианскую веру, делая понятными и доступными ее основные постулаты. В 1919 году, после установления советской власти, епархия была ликвидирована, прекращена деятельность всех духовных структур; православные храмы либо разрушались, либо перестраивались и приспосабливались для хозяйственных нужд; была развернута антирелигиозная пропаганда, и представители духовенства одни из первых испытали ужас репрессий. В архиве Управления ФСБ России по Республике Саха (Якутия) хранятся архивные уголовные дела, по которым выявлены сведения о 35 священнослужителях, осужденных за «контрреволюционные преступления» (15). Одна из задач современного поколения исследователей — выявление биографических данных и установление мест захоронения новомучеников. В 50–70-х годах ХХ века в республике действовало два православных храма — в Якутске и Олёкминске, входящих в состав Якутского благочиния, подчиненного Иркутской епархии, количество прихожан которых, по официальным данным уполномоченного по делам Русской православной церкви при Совете Министров ЯАССР, составляло 300 человек (16). В последнем десятилетии прошедшего века начинается возрождение Православной церкви в России и Якутии. Решением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Св. синода Русской православной церкви от 23 февраля 1993 года восстановлена Якутская епархия. В 1995 году по окончании реставрационных работ был освящен Николаевский кафедральный собор с размещением в нем епископской кафедры. Распахнули свои двери новые храмы Нерюнгри, Чульмана, Мирного, Сангар, Ленска, Алдана и других населенных пунктов республики, засверкали золотом купола Градо-Якутской Спасо-Преображенской церкви. В епархии действуют около 50 приходов, женский монастырь, духовное училище. Главой епархии с апреля 1993 по август 2004 года являлся архиепископ Якутский и Ленский Герман (Моралин), в настоящее время — епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов). Дважды, в 1993 и 1995 годах, республику посетил глава Русской православной церкви патриарх Алексий II, отметивший в своем обращении к участникам Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия), что «христианизация способствовала развитию национального самосознания Якутии, не разрушая обычаи, традиции и уклад жизни народов, а также поддерживая стремление к созданию государственности с Россией. И сегодня наша Церковь имеет ясное видение путей своей деятельности по утверждению мира на земле, укреплению дружбы, доверия, терпимости между народами и отдельными людьми…». В 1997 году Якутия отметила 200-летие со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), в 1998 году был проведен ряд мероприятий, посвященных тысячелетию крещения Руси, в 2005 году состоялась научная конференция, посвященная православию. Якутская епархия, имеющая богатую историю и традиции, ставит перед собой значительные задачи, рассматривая которые следует признать, что православие в настоящее время играет большую роль в сохранении стабильности и взаимопонимания между народами, проживающими на ее территории. ПРИМЕЧАНИЯ:
Инна Игоревна Юрганова, Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год
Образование и Православие / Источник - http://www.prib... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1701 |