Опубликовано 08.09.2019 в рубрике  Православное краеведение
 

Как ни странно, в СССР не только разрушали церкви, но и строили их. Редко, скромно и как правило нелегально - и всё же по Шестой части суши разбросано несколько десятков храмов разных религий, появившихся между 1917 и 1991 годами.

Когда я впервые увидел церковь с датами постройки вроде "1949-53", я подумал, что это опечатка, а убедившись, что дата верна - хотел бросить всё и ехать в тот город искать такой уникум... Теперь такие даты меня ничуть не удивляют, и порой я встречаю города, в которых храмов советской эпохи не только больше нуля, но и даже больше одного.
Это несвоевременное зодчество можно разделить на несколько типов, и первые два с нашей темой связаны весьма условно. Во-первых, церкви Белой России, строившиеся уже в годы Гражданской войны там, куда ещё не добрались красные. Вот например Николо-Игантьевская церковь в Омске, заложенная до революции, но освящённая в 1919 году - возможно, последний храм "страны, которую мы потеряли":

2. 2015

Ещё несколько церквей в России было построено в 1920-30-е годы потому, что места их постройки тогда и не были Россией. Самый яркий образец - деревянная Никольской церковь в Пыталово (1929-31), тогда латвийском городке Яунлатгале, и её архитектор Владимир Шервинский пытался таким образом сохранить традицию деревянного зодчества Русского Севера. Получилось так, будто он знал о ней лишь понаслышке - но это яркий памятник эпохи.

3. 2010

Логично, что подобные храмы стоит искать на западных рубежах - ещё есть несколько часовен в Изборске, кирха в Печорах, церкви и кирхи Старофинляднии, а по ту сторону этих границ от Финляндии до Молдавии русских церквей 1920-30-х годов ещё больше. Но один экземпляр есть и на востоке - в Кызыле, столице Тувы. Ведь Тува была тогда независимым государством, и хоть атеизм тувинский был ещё более воинствующим, чем советский, и буддийские монастыри власти ТНР разрушили подчистую, а поднимать руку на русскую общину ("трудовую колонию") там всё же не рискнули. Так и стоит в Кызыле Троицкая церковь с 1929 года, правда перестраивалась она с тех пор дважды - в 1953 и в 2000-х годах, и её первоначальный облик, скорее всего, не сохранился даже на фотографиях.

4. фото Юрия Воронова с sobory.ru, 2004.

Но в те же самые годы строительство церквей тихо продолжалось и в Стране Советов. Вот например Спасская церковь в селе Войново Меленковского района Владимирской области - построена в 1926 году, словно революции и не случилось.

5. фото Алексея Трифонова с sobory.ru, 2007.

А вот Скорбященская церковь в Тосно под Петербургом основана и вовсе в 1936 году. Уже в 1937-м её закрыли, но не разрушили, и нынешний облик церковь приобрела в 1952 году при повтороном открытии:

6а. фото Наталии, с sobory.ru, 2007.

Потому что если политическая Оттепель в СССР была при Хрущёве, то религиозная - при позднем Сталине. Тут можно вспомнить все эти предания о крёстных ходах с иконой на бомбардировщике, или предположить, что на грани гибели в 1941 году даже такой циник и реалист, как Иосиф Виссарионыч, вспомнил о Боге, но скорее всё же это была вполне осозннанная уступка: сплочённой "германской нации" можно было противопоставить не абстрактрный "рабочий класс", а столь же сплочённую "советскую нацию", а значит вспомнить про религии и традиции. Тем более и немцы располагали к себе советских людей, открывая закрытые коммунистами церкви. Теоретически, где-то на просторах Необъятной могут быть даже церкви, построенные при фашистах, а вот например звонница тех лет в селе Красногородск на Псковщине - памятник церковной архитектуры уже не СССР, а Третьего Рейха:

6б. фото Дмитрия Дроздецкого, с sobory.ru, 2007.

Православная жизнь, впрочем, при Советах оживала постепенно, да и не до строительства храмов было в разорённой войной стране. Поэтому пик религиозной оттепели в СССР пришёлся на 1950-е - последние годы Вождя и период борьбы за власть после его смерти. Между 1945 и 1960 годами было построено 9/10 всех церквей СССР.

7. 2014

Эта оттепель, конечно, тоже была крайне условной - по сути не о строительстве храмов шла речь, а о легализации приходов, и прежде тайно собиравшихся в частных домах. По той же причине многие церкви тех лет фактически являются образцами архитектуры 1990-2000-х - как только стало можно, прихожане взялись расширять и украшать их. Никольская Старая церковь (1957) в Минеральных Водах с кадра выше - очень наглядный пример: исходный небольшой молельный дом и пристроенная к нему колокольня. Но церквей того времени по бывшему Союзу действительно много, иногда даже больше одной на город, как например в соседнем Пятигорске - Успенская (1943-47):

8. 2014

И Никольская (1957). Внутри неё можно заметить характерный уступ - нижняя часть храма переделана из дома общины, а верхняя надстроена в 1990-е годы:

9. 2014

Похожим образом устроена и церковь Михаила Архангела (1952-57) на Втором Руднике в Караганде:

10. 2012

И здесь мне удалось сфотографировать её убранство:

11. 2012

Можно предположить, что главки были надстроены уже в независимом Казахстане или в годы Перестройки, а вот зал, вполне может быть, и 1950-х годов:

12. 2012

Самые яркие образцы "позднесталинской" храмовой архитектуры в России - пожалуй, две церкви на глухих окраинах Магнитогорска, о которых я в 2008 году (первый визит туда) просто не знал, а в 2011 так и не сумел добраться. По местной легенде, построил их сугубо по своей инициативе директор Магнитки, и авторитет его в СССР тогда был так высок, что он отважился перечить в телефонном разговоре разгневанному Сталину, и Вождь такое стерпел. Михайловскую церковь (слева) закрыли в 1960 году, а Никольская (справа) с момента постройки действовала непрерывно и даже обзавелась каменным зданием в 1982 году:

13. фото Владимира Буланцева, 2008 и Елены Громаковой, 2012 с sobory.ru.

В молдавских Бельцах в первые годы после войны к старинному кафедральному собору умудрились пристроить новую колокольню. Правда, это конечно же не сталианс, а "необрынковянский стиль" довоенной Румынии, и советской эту архитектуру не назвать. Да и сама колокольня реплика эпохи независимой Молдовы - оригинал снесли в 1960-е годы.

14. 2012

В целом, где стоит искать такие церкви? Как ни странно, на традиционно религиозной Украине их мало - на неё в СССР и так приходилось около 1/3 приходов, то есть нужда в новых церквях не стояла так остро. А вот столь же набожный Русский Юг - пожалуй, крупнейший ареал советского церковного зодчества в России. Вторая категория - это различные промышленные, и особенно шахтёрские городки по всему СССР: ведь не бывает атеистов в окопах под огнём, а в тёмной шахте во время обвала как бы и не пострашнее... Вот например - Николо-Преображенская церковь (1949-52) в Луганске, облика впрочем явно не советского:

15. 2016

Но главный "заповедник" русского церковного зодчества эпохи СССР - это Средняя Азия. Тут сошлось два фактора: с одной стороны, при царе русские составляли всего лишь 7% населения Туркестана, и немногочисленные церкви из жёлтого кирпича окормляли в основном гарнизоны в крупных городах. А вот при Советах русских в обустраивавшейся Средней Азии стало много, и среди всех этих энтузиастов, приехавших заниматься ликбезом и ирригацией, нашлась критическая масса верующихся людей. Едва ли не первое порождение сталинской "религиозной оттепели" - Никольский собор (1943-46) в Душанбе, начатый сразу же, как только стало можно:

16. 2016

17. 2016

Воскресенский собор в городе Фрунзе (ныне Бишкек) был построен чуть позже, в 1947-52 годах, и ныне это пожалуй лучший образец православного зодчества СССР:

18. 2013

В уездном Пишпеке было две церкви - но одну из них снесли, а в другой сделали картинную галерею, и когда война заставила советскую власть сбавить гонения на веру, оказалось, что фрунзенским православным и воспользоваться-то этими послаблениями негде. В рядовом областном центре всё бы свелось к разрешению проводить службы в частном доме или бараке, но тут всё-таки столица ССР... В общем, Партия широким жестом даровала верующим землю с недостроенным (судя по нынешнему виду, на стадии фундамента) зданием Кирпромсовета, где по проекту архитектора Василия Верюжского (среди работ которого - например, местный памятник Ленину) и построили небольшой храм с 29-метровой колокольней:

19. 2013

Второй фактор был человеческий - личность Ермогена (Голубева), архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского в 1955-60 годах, активно и зачастую без согласия властей строившего храмы. Главным его детищем стал, конечно же, кафедральный Успенский собор (1958-60) в Ташкенте, хотя в основе здание ещё дореволюционное, а высокая колокольня, как часто бывает - уже постсоветских времён:

20. 2015

Но ещё больше впечатляют многочисленные небольшие церкви, которыми при Советах в Узбекистане обзавёлся едва ли не каждый крупный город. Натурально, советских церквей тут гораздо больше, чем дореволюционных и современных, и если видишь посреди дувалов и верблюжьих колючек православный храм - то почти наверняка он был построен в 1950-60-е годы. Зачастую - уже после Ермогена: хотя и сняли его с должности да перевели в РСФСР, а традиция оказалась сильнее. Если бы это были мечети, то местные власти скорее всего закрывали бы их без колебаний, а вот русский храм ликвидировать - это уже другая ответственность, что в Москве скажут, не обвинят ли в национализме? Поэтому местным баям было проще делать вид, что этих храмов вовсе нет. Ныне при каждой из этих церквей есть небольшая община, где среди светлоглазых и светловолосых (словно выцвели!) русских людей можно отдохнуть от белого солнца пустыни. В церковных оградах зачастую обнаруживаются даже молодые парочки, милующиеся на лавочке, и никто - ни старухи-прихожанки, ни добрый поп, не делает им замечаний. По своей атмосфере всеобщего братства и любви лучшие русские церкви находятся именно в Средней Азии, в сердце Золотой Орды, в глубокой-глубокой чужбине. В основном общины маленькие и очень бедные, но по этой причине и перестроить свои церкви побоХаче у них возможности нет - а стало быть, за вычетом главок и звонницы, они остаются памятниками церковной архитектуры СССР. Самый, на мой взгляд, аутентичный образец - это Никольская церковь-"сталинка" (1955-57) в Гулистане:

21. 2015

Церковь Михаила Архангела (1952) в Намангане запрятана в глубине махаллей:

22.2016

Ермогеновская церковь (1954) на окраине Ташкента:

23. 2016

Но мой любимый образец этого жанра - Никольская церковь в Кагане (Новой Бухаре). Она была построена уже не в "религиозную оттепель", и даже не в "политическую оттепель", а в 1968-69 годах, то есть при раннем Брежневе.

24. 2015

Причём местные считают, что у неё иконостас из Храма Христа Спасителя... но на самом деле из другой московской церкви 18 века:

25. 2015

Храмы 1960-70-х - это редкости среди редкостей, среди десятков церквей советской эпохи таковых единицы. Например, и снова Никольская церковь в Джизаке (1970):

26. 2015

Хотя встречаются такие уникумы не только в Средней Азии. Вот церковь Святого Лазаря в калужском Людинове (1979-80), построенная на кладбище с разрешения властей после того, как сгорел единственный в городе действовавший храм:

27. 2015

На интерьерах - печать эпохи застоя с её параллельно-перпендикулярной казённостью:

28. 2015

А вот небольшую церковь Рождества Богородицы в Орехове-Зуеве местные староверы ухитрились основать в 1973 году - но им было не привыкать: в отличие от "никониан", лишь в ХХ веке познавших гонения, они так жили со времён Раскола.

29. 2014

Покровская церковь на шахте Зиминка в Прокопьевске (Кузбасс) была основана в 1945 году, но нынешнее здание построено в 1982-м, хотя возможно, перестраивалось позже:

30. 2011

...А там и до Перестройки рукой подать. Обратите внимание, что большинство храмов из подборки выше - Никольские.  Николай Угодник - это покровитель путников, моряков и потерянных детей, словом тех, кто оказался вдали от очага и корня. Видимо, и прихожане этих храмов ощущали себя именно такими вот скитальцами, коим даже не 40 лет пришлось странствовать, а без малого 70. Первым храмом, официально построенным в Перестройку с полного одобрения властей, считается кафедральный Никольский собор (1985-86) с церковью Трифона Печенгского (1989) в Мурманске, большом городе, где никогда прежде не было церквей. И вряд ли его первые прихожане думали о том, что через несколько лет им придётся убегать от коллапса Крайнего Севера.

31. 2007

Ещё одна довольно специфическая категория храмов - те, что были в наше время перестроены из советских зданий с частичным сохранением их облика. Это вообще было бы интересно - попробовать реконструировать церковь-сталинку или конструктивистскую церковь, какими они могли бы быть при несколько иной идеологии. Главным "заповедником" такой архитектуры оказалась Республика Коми, где видимо подобные идеи приходили в голову владыке, а исход населения сделал ненужными множество общественных зданий. Вот например в Воркуте церковь Михаила Архангела перестроена в 1997 году из детского сада (1941):

32. 2011

А в Ухте - из дома культуры (1951-61), причём архитектор в одном интервью утверждал, будто бы тайком заложил такую возможность в проект изначально.

33. 2011

В казахстанском Риддере (бывшем Лениногорске) Никольская церковь в 1997 году была перестроена из банка (1939):

34. 2017

35. 2017

А самые интересные образцы такого зодчества находятся, пожалуй, в украинском Запорожье - деревянная Покровская церковь была сделана из крытого рынка (1929):

36. 2016.

А Андреевский собор у завода "Мотор-Сич" - из кинотеатра, причём даже колокольню архитекторы стилизовали под сталианс!

37. 2016

Но при этом не стоит думать, что положение православия тут как-то отличалось от положения других религий. Так же понемногу строились при СССР и мечети, костёлы, кирхи, синагоги, дацаны. Просто было храмов других вер в принципе намного меньше, поэтому и для подборки их труднее наскрести. Сам тип татарской мечети, простенький дом с минаретом, сформировался в 16-18 веках, в эпоху гонений на веру, так что молиться в едва приспособленных избах татарам, как и русским староверам, было не привыкать. Но вот например в Казани - Закабанная мечеть, построенная в 1924-26 годах по случаю 1000-летия принятия татарами (волжскими булгарами) ислама. Впрочем, "советская" в ней только дата - проект здания ещё дореволюционный.

38. из википедии.

Не привыкать к подпольности было и евреям. В Марьиной Роще (районы Москвы) и Малаховке (Ближнее Подмосковье) в 1920-30-х годах были построены две деревянные синагоги - но увы, обе сгорели уже в постсоветское время и были заменены более современными. А например в Ярославле синагога тех же лет сохранилась.

38а. автор Довид Карпов, из "Еживики".

Самый внушительный храм, построенный в советское время - костёл Марии Миротворицы (1956-60) в литовской Клайпеде. Среди хрущоб, и их ровесник!

39. 2013

Причём на довоенную архитектуру независимой Литвы он тянет очень условно - это какой-то синтез литовского национального функционализма с хрущёвским "стилем без излишеств":

40. 2013

И он действительно огромен, в Клайпеде так с большим отрывом крупнейший - в его башне без малого 47 метров:

41. 2013

Ну а внутри и вовсе сталинский ДК:

42. 2013

43. 2013

Если же не про отдельное здание говорить, а про целый ансамбль - то это и вовсе знаменитый Иволгинский дацан в Забайкалье, близ Улан-Удэ. Надо заметить, злее всего воинствующий атеизм прокатился именно по буддизму - в Калмыкии, например, уцелел всего 1 хурул, в Туве - половина последнего хурээ, огромный ущерб буддийское зодчество понесло и в Бурятии, Монголии, Тибете: власти МНР и Красного Китая в этом смысле шли полностью по стопам советских учителей. К началу "религиозной оттепели" действующих буддийских храмов в СССР не осталось, и отобрав всё, власти не стали ничего возвращать, вместо этого сказав сибирским буддистам: "вам надо - вы и стройте". И буряты стали строить...

44. 2012

С тех пор Иволгинский дацан, как дерево с его годичным кольцами, рос и расширялся непрерывно, и большинство его построек - постсоветские. Но ещё стоит деревянный (хотя и оштукатуренный) Чойра-дуган (1945-46), похожий на чуть подизукрашенный аэровокзал в труднодоступном северном посёлке:

45. 2012

А Цокчен-дуган (1970-76), то есть монастырский "собор", даже в своей архитектуре имеет что-то очень брежневское:

46. 2012

Он кстати деревянный, лишь покрашен под кирпич. Убранство:

47. 2012

Такие же позднесоветские Деваджин-сумэ (1976), то есть библиотека, и павильон для священного дерево бодхи:

48. 2012

Ну а потом сменились времена, и Российская Федерация построила церквей как бы уже не больше, чем Российская империя. Среди татарских мечетей, калмыцких хурулов, бурятских дацанов современность однозначно преобладает над историей. Омском этот пост начав, Омском и закончим - на его библиотеке имени Пушкина, построенной в 1986-96 годах, есть барельеф "История культуры", а в нём такой вот образ - Богоматерь с Буддой на руках. И родиться такое могло, конечно, только лишь в Перестройку, где сложно отличить, где первородный хаос, где свобода.

49. 2015

А мораль такова: с Рождеством Христовым!

P.S.
Подборка не претендует на полноту, а примерно 1/10 часть поста - чужие фотографии. Возможно, что-то принципиальное новое в картину могли бы внести пока не посещённые мной регионы - Дальний Восток и Кавказ. Тогда я напишу всё это заново или внесу в этот пост. Ну а пока не будем откладывать на завтра то, что можно опубликовать сегодня - у меня достаточно материала, чтобы рассказать про сам феномен церковного зодчества в СССР.

varandej.livejournal.com

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 987


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930