|
||||||||||||||
Колокололитейный завод Петра Ивановича Гилева сыновей действовал в Тюмени с 1894 года. Дата закрытия неизвестна, но, очевидно, приходится на начало гражданской войны в Сибири. На данный момент известно о двадцати одном мастере или владельце колокольных заводов из Гилевской династии, которые на протяжении двухсот лет отливали церковные, станционные, сигнальные колокола и поддужные колокольчики. Победители и участники международной [1] и всероссийской [2] выставок, Гилевы также были удостоены и Высочайшей благодарности за отливку колоколов для церквей, строившихся в районе Сибирской железной дороги [3] . Отметим, что династия Гилевых среди колокольных мастеров, по-видимому, была крупнейшей в Сибири. То, что по территории Сибири колокола часто перемещались вследствие их нехватки, это известно. Гилевские колокола перемещались не только на огромные расстояния более чем в 10 000 километров, но и в значительные временные отрезки, превышающие 85 лет. Приведем истории перемещений некоторых из них. «Гилевский Столыпинский». Вес — 28¾ ф. Колокол хранится в музее Сибирского центра колокольного искусства. Преполагается, что колокол отлит на средства премьер-министра России П.А. Столыпина после того, как в 1910 году он посетил один из занятых переселенцами участков в ста километрах юго-восточнее Петропавловска (ныне территория Казахстана). Встретив главу правительства, местные жители выпросили у него 1000 рублей на церковь и 500 на школу [4] . Так тюменские колокола отправились в поселок Столыпин (ныне село Советское). В 1924 году церковь в селе была разрушена, колокола сброшены и разбиты. И лишь один из подбора сохранился благодаря тому, что его забрали в пожарную часть. Тогда колокол и был окрашен красной масляной краской. При пожарной части он провисел до 1950-х годов, а после переоборудования части колокол стал не нужен, и его принес в свой дом один из местных жителей — Иосиф Иосифович Бумагин (1916-1989). После его смерти в память об отце колокол увез его во Владивосток сын, Валерий Иосифович Бумагин, генерал-лейтенант, командующий морской авиацией Тихоокеанского флота. После смерти генерала в 2000 году его супруга привезла семейную реликвию в Новосибирск и передала колокол племяннику покойного, Вадиму Бумагину. Череда смертей в семье Бумагиных привела к мысли, что колокол необходимо вернуть Церкви. Так колокол попал в один из Новосибирских храмов, откуда был передан в музей. Гилевский Усть-Колбинский. Вес — 35 п. 26 ф. Ныне этот благовестник находится на колокольне тюменского Знаменского кафедрального собора. Надпись на нем гласит: «ДЛЯ УСТЬ-КОЛБИНСКОЙ БОГОРОДИЦЕ ВВЕДЕНСКОЙ ЦЕРКВИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ОТЪ ДОБРОХОТНЫХ ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ВЪ ДНИ СВЯЩЕННИКА О. АЛЕКСИЯ 1907 ГОДА». Сегодня Усть-Колба — небольшое село в Кемеровской области. После закрытия церкви этот благовестник, очевидно, был не уничтожен, а перевезен на Дальний Восток и установлен на маяке в 40 км от Владивостока. В 1990-х годах настоятель тюменского Знаменского кафедрального собора протоиерей Валерий Гордеев предпринял попытку вернуть колокол на родину. Командированный во Владивосток, он провел большую работу и обнаружил крупные колокола дореволюционного литья на 13 маяках. В процесс передачи реликвий с дальневосточных маяков были вовлечены высшие церковные, светские и военные чины. Отцу Валерию Гордееву оказал содействие сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратившись с соответствующим письмом к министру обороны СССР Д.Т. Язову [5] . Министерство обороны СССР сочло возможным безвозмездно передать семь колоколов, имеющих церковную символику, представителям Тобольской епархии. Однако о передаче колоколов узнали в регионе, в прессе началась гневная кампания, и о. Валерий вернулся в Тюмень только с четырьмя колоколами. Одним из них оказался упоминаемый нами Гилевский Усть-Колбинский. За труды по возвращению церковных колоколов протоиерей Валерий Гордеев был награжден Святейшим Патриархом служением при открытых Царских вратах. Гилевский Романовский. Вес — 31 п. 24 ф. В 1987 году на территории гарнизона в селе Романовка (30 км от Владивостока) военные обнаружили колокол с надписью «Лит в заводе П.И. Гилева сыновей в Тюмени». После расформирования части офицеры приняли решение вернуть колокол в Тюмень. За свой счет военные переправили 31-пудовый колокол в Тюмень. Ныне колокол находится в фондах музейного комплекса им А.Я. Словцова. Гилевский Владивостокский (памятник гидрографам). Вес — 35 п. 24 ф. Известно, что колокол находился на одном из маяков на Дальнем Востоке. На колоколе отлиты лики святых, поэтому с уверенностью можно предположить, что отливался он не как сигнальный, а как церковный и в советское время был экспроприирован для маяка. Отметим, что лики святых, отлитых на колоколе, прострелены пулями. В 1987 году к 130-летию русской гидрографической службы на Дальнем Востоке он был установлен на постамент и превращен в памятник. Гилевский Новосибирский (из Театра оперы и балета). Вес — 10 п. 20 ф., пожалуй, самый красивый из всех сохранившихся в Новосибирской митрополии дореволюционных колоколов. Возможно, колокол попал в театр через краевую контору «Цветметлом» [6] , которая в 30-40-х на территории Сибири заготавливала колокольную бронзу. До весны 2016 года колокол находился в Новосибирском театре оперы и балета, где совершались звоны в ряде спектаклей. Колокола завода Гилевых являются памятниками сибирского литья. На данный момент в России и за ее границами обнаружено 64 колокола Гилевых. Нам не известно ни одного сохранившегося цельного колокольного подбора этих сибирских колокольных мастеров. Более половины гилевских колоколов по разным причинам не звонят: разбиты, находятся в музейном пространстве, превращены в памятники и др. Поскольку Гилевы отливали колокола по государственной программе специально для Сибири, а их звон вплетался в общее звучание поселений региона, возникает вопрос реконструкции этих колоколов как памятников литья и воссоздания звуковой атмосферы прошлого. 1 июня 2018 года Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской митрополии получил финансирование Фонда президентских грантов. Проект «Вернем колоколу голос» предполагает отливку точных копий двадцати двух разбитых колоколов Сибири от Тюмени до Иркутска, от Красноярска до Бийска. Восемь из них — колокола завода Петра Ивановича Гилева сыновей. Реконструкция колоколов предполагает изготовление их точных копий на момент отливки, т. е. повторение геометрии колокола, его декоративного оформления и химического состава. При оформлении изделий Гилевы использовали собственный декор, разработанный местными мастерами или приобретенный в других регионах России у специализировавшихся на этом резчиков. На данный момент известно более двадцати различных орнаментов и элементов декоративного оформления гилевских колоколов. Химический состав изделий также был уникален, поскольку известно, что для их отливки использовались стреляные артиллерийские гильзы [7] . Таким образом, колокольный сплав по составу являлся, скорее, не бронзой, а латунью, что является существенным отличием от классической технологии. На данный момент СЦКИ поставил задачу создать базу трехмерных копий сибирских колоколов вообще и колоколов Гилевых в частности. Работа по проекту «Вернем колоколу голос» только началась, однако с помощью оборудования, приобретенного в рамках гранта, уже оцифровано 12 колоколов. Полученные научные данные в современных условиях должны быть не только введены в научный оборот, но и популяризированы. Планируется, что Сибирский центр колокольного искусства реконструирует мастерскую Гилевых и представит ее летом 2019 года в селе Большой Оеш Новосибирской области на международном фестивале военно-исторической реконструкции «Сибирский огонь» и на подобных площадках в Новосибирске. К июню 2019 года мы предполагаем собрать из таких копий целый подбор колоколов. Восстановление колокольного подбора завода П.И. Гилева сыновей не имеет аналогов в современной России. Колокола, полученные в рамках проекта, могут быть использованы для оборудования воссоздаваемых сибирских церквей, при реконструкциях в исторических фестивалях, для съемок в документальных и игровых фильмах, в музейной деятельности. [1] Вся Тюмень: спутник пассажира, календарь и справочная книжка по г. Тюмени. Тюмень, 1910. С. 18. [2] Отчет XI очередной Сельско-хозяйственной и промышленной выставки императорского Доно-Кубано-Терскаго общества сельскаго хозяйства в Ростове-на-Дону, с 12 по 28 сентября 1907 г. Ростов/Д., 1907. С. 155. [3] Тобольские епархиальные ведомости. № 5. Отд. оф., 1901. С. 99. [4]Ключеров М.П . Явленка. Есильский район: энциклопедия. Челябинск : Издательство Татьяны Лурье, 1999. С. 181. [5] Документы из личного архива протоиерея Валерия Гордеева. [6]Талашкин А.В . Заготовка колокольной бронзы в Западной Сибири в 30-е гг. ХХ в.: технология, динамика, культурные последствия // Культурное наследие России. № 3 (июль-сентябрь). М., МОО «Русский культурный центр», 2017. С. 85–93. [7] Сибирские церкви и школы // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1 ноября 1904. № 21. С. 526.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1570 |