Опубликовано 28.05.2019 в рубрике  Православное краеведение
 

Одна из секций настоящей конференции будет посвящена теме «Гражданская война в духовно-нравственном измерении». На секции мы сможем обсудить этот доклад.

Что представляла собой Гражданская война в России, столетие с начала которой сейчас вспоминают не только ученые — специалисты по отечественной истории, — но и сотрудники различных образовательных учреждений и многие наши сограждане?

Если судить о Гражданской войне по известным советским литературным произведениям и кинофильмам, то сразу представляется вооруженное противостояние «красных» и «белых», закончившееся победой красноармейцев и поражением, исходом или изгнанием с родной земли воинов и сторонников Белой гвардии.

Радикальное деление на «красных» и «белых» граждан единой страны было удобным в те десятилетия XX века, когда официально главной движущей силой истории считалась непримиримая классовая борьба, то есть война н а смерть между согражданами, имеющими одну историю, одну культуру, одну тысячелетнюю державу.

Но сейчас мы живем уже в XXI веке, в новой России. И кто извлек уроки из прошлого — трагического — века, положительным признает только эволюционное развитие. Теперь, когда революционные потрясения осуждаются как кровавые и разрушительные, необходим новый взгляд и на Гражданскую войну.

Невольно вспоминаются исторические слова П.А. Сто­лы­пи­на: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия!» [1] .

Если вспомнить о том, кто с кем воевал в той Гражданской войне, то нужно сказать, что это была многолетняя братоубийственная война. Брат шел на брата, разрывались семьи, бедствующие люди вынужденно покидали родные дома, города и селения. Красный террор и продразверстка только усиливали ужасы и беды Гражданской войны. Жестокость проявляли обе стороны.

Сейчас уже мало кто представляет масштабы этой страшной войны. А ведь Гражданская война унесла более 10 миллионов жизней, и более двух миллионов граждан Российской империи были вынуждены покинуть свою Родину.

Гражданская война 1918–1922 годов стала величайшей трагедией русского народа, горестные последствия которой, к сожалению, не изгладились до наших дней. Все люди доброй воли стремятся к тому, чтобы хотя бы сейчас прекратилась «гражданская война в головах» «красных» и «белых» и чтобы все мы поняли, что воевавшие сто лет тому назад «красные» и «белые» — это граждане одной страны, России.

* * *

Что Гражданская война принесла Русской Православной Церкви и православным гражданам России? И что пережила Церковь в годы Гражданской войны?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует вспомнить, что столетие начала Гражданской войны совпадает со столетием начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь, последовавших вскоре после октябрьского переворота 1917 года.

Промыслом Божиим 15 августа 1917 года (тогда в России еще не было нового стиля), на праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Москве открылся Священный Собор Православной Российской Церкви. И одним из первых призывов этого Собора стало Обращение о предотвращении братоубийственной войны.

В это время на фронте большевиками велась активная агитация: солдат призывали не подчиняться своим командирам. По этому поводу в Обращении Собора говорилось:

«Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений и власть русского военачальника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашнего дня началась эта междоусобная распря. За последние месяцы от руки своих же братьев-солдат погибло великое множество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим священным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оставаться равнодушною зрительницею распада и гибели России (…).

Междоусобие должно быть предотвращено, братоубийство должно быть остановлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того условием должно служить отрешение от односторонних точек зрения класса и партий. Власть должна быть не партийной, а всенародной» [2] .

Важнейшим деянием Собора стало восстановление Патриаршества на Руси. 25 октября совершился октябрьский переворот, а 5 ноября 1917 года был избран Патриарх Московский и всея России — Святитель Тихон (Белавин), стоявший у кормила церковного корабля до 1925 года, то есть весь период Гражданской войны.

21 ноября 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы [3] , состоялась интронизация Святейшего Патриарха Тихона — его восшествие на Патриарший престол.

С исповедническим подвигом Патриарха Тихона неразрывно связано патриотическое служение Русской Православной Церкви Российской державе и своему народу в годы Гражданской войны.

Все Послания Святителя Тихона, со дня его избрания на Патриарший престол и до блаженной кончины в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1925 года, проникнуты призывом к прекращению братоубийственной войны и к примирению всех враждующих. Все его обращения к русскому народу проникнуты напоминанием о христианских нравственных заповедях, об ответственности перед историей и будущим, о страшных последствиях междоусобицы и братоубийства.

Вот лишь несколько изречений из Послания Святейшего Патриарха Тихона от 2 марта 1918 года [4] . Это Послание было составлено именно по поводу разгоравшейся Гражданской войны, или, выражаясь церковным языком, междоусобной брани.

«В тяжелые дни скорби всенародной приемлю долг вещать вам слово истины и любви: вместе с вами страдаем, вместе с вами скорбим и плачем. К ужасам жизни, полной бедствий, скорбей и лишений, когда голод, холод и страх за свою жизнь сковали помыслы всех одною заботой о нуждах земных, когда в междоусобной кровавой борьбе земля наша, по слову Псалмопевца, „упоена кровми неповинных сынов и дщерей наших“ (Пс. 105, 37), прибавилось ныне еще новое, тягчайшее для любящего Родину сердца русского, горе: тот сильнейший враг, с которым уже более трех лет вел русский народ кровавую брань, в борьбе с которым погибли целые миллионы лучших сынов Русской земли, ныне устремляясь с своей боевой силой в глубину нашей Родины, чтобы овладеть и „главою“ и „сердцем“ ее, с неслыханной дерзостью шлет нам свои требования и предписывает принять самые позорные условия мира. И позор совершился: условия приняты…».

Это сказано о тяжких условиях и последствиях так называемого «Брестского мира». А далее в Послании прямо говорится о Гражданской войне.

«Куда же девалась былая мощь нашей Родины? Где вы, верные сыны ее, где вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшие землю родную? Неужели все вы погибли в кровавой борьбе, все полегли на полях боевых? Или, быть может, нет у вас уже больше орудий в руках, нет у вас силы в мышцах, нет огня пылкого в сердце? Ведь гремят же орудия смерти во взаимной братоубийственной брани; ведь в жестоких кровавых боях, только не с врагами Отчизны, а с братьями же вашими по крови и вере проявляется и сила мышц ваших, и пламенная ревность вашего сердца… А с поля ратного пред лицом врага иноземного бежите вы с оружием в руках, чтобы этим же оружием расстреливать друг друга в междоусобной борьбе…

Поистине „осквернися земля наша в делех ваших и заблудились вы в начинаниях своих“ (Пс. 105, 39). Иссякли в вас не крепость телесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь к земле родной, погасло в сердцах ваших пламя веры святой — той святой веры, которая воодушевляла предков ваших проливать кровь за Отчизну свою и на всем протяжении тысячелетнего бытия Русской земли воздвигала среди них мужей силы и духа, достойных вечной и славной памяти в потомстве.

А ныне… позором покрылась наша Родина, и невольно припоминается слово древнего церковного витии, рисовавшего картину злого татарского ига: „Кровь и отец и братий наших, аки вода многа, землю напои; воевод наших крепость исчезе; храбрыи наши, страха напольшеся, бежаша; множайша же братия и чада наша в плен ведени быша; величество наше смирися, красота наша погибе, богатство наше инии наследоваша, земля наша иноплеменником достояние бысть. В поношение быхом живущим вскраи земля нашея, в посмех быхом врагом нашим…“ [5] .

С какой поистине изумительной точностью повторились в наши дни ужасы древнего русского лихолетья! Поистине, и днесь, как и прежде, за неверствие наше, за необузданное своеволие сынов века сего, забывших совершенно святой, христианский долг любви к Родине, — „разгневася яростию Господь на люди своя и омерзи достояние свое: и предает ны в руки врагов наших, да возобладают нами ненавидящие нас“ (Пс. 105, 40–41).

Где же спасение от гибели? У кого и в чем искать избавления от бед и напастей?

Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властию успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество Русской земли. Нет, не туда, не во вражеский стан устремляйте взоры свои, все жаждущие мира и спокойствия для нашей Отчизны. „Внегда скорбети нам, Го́спода призовем“ (Пс. 17, 7). Только „ Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело“ (Пс. 45, 2). Но будьте достойны милости Господней: „обратитеся ко Мне, — глаголет Господь, — и спасетеся“ (Ис. 45, 22).

Первее всего — прекратите взаимные распри и междоусобную брань, „измыйте руки ваша крови исполненныя и научитеся добро творити“ (Ис 1, 16–17). Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего; богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, „не ожесточайте сердец ваших“ (Евр. 3, 8), не кляните жребия своего и „довольни будете оброки вашими“ (Лк. 3, 14). Наипаче же „мир Божий да водворится в сердцах ваших“ (Кол. 3, 15).

При таком истинно христианском настроении вашего сердца не страшны вам будут никакие козни вражеские. Пусть даже враг сильнейший и пленит на время ваши города и селения: вы примите сие как выражение гнева Божия, на вас низведенного волею Провидения за прошлое, и в глубоком чувстве искреннего сердечного покаяния почерпнете силу для своего духовного возрождения в будущем, но возрождения, возможного только под сению святой Церкви Православной, под мощной защитой оружия веры Христовой.

„Возмогайте во Господе и в державе крепости Его: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диаволским“ (Еф. 6, 10–11)» [6] .

25 сентября 1919 года [7] , в день памяти преподобного Сергия Радонежского, когда Гражданская война была уже в самом разгаре, Патриарх Тихон в своем Послании написал:

«Многократно с церковной кафедры обращались мы к верующим со словом пастырского назидания о прекращении распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую междоусобную брань, но и доныне эта брань не прекращается, и кровь обильным потоком льется по всему обширному пространству Русской земли, взаимная вражда между борющимися сторонами все более разгорается, все чаще и чаще проявляется в жестоких кровавых расправах не только над теми, кто принимал непосредственное и деятельное участие в этой борьбе, но и над теми, кто только подозревается в таковом участии, иногда и без достаточных к тому оснований…

Если ужасы кровавой расправы враждующих между собою лагерей не могут не производить гнетущего впечатления на сердце каждого христианина, то неизмеримо более тягостное впечатление производят эти ужасы тогда, когда жертвами их делаются нередко невинные люди, непричастные к этой страстной политической борьбе…

Не мимо идут эти ужасы и нас, служителей Церкви Христовой, и много уже архипастырей и пастырей и просто клириков сделалось жертвами кровавой политической борьбы <…> Мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения — несправедливы: установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение…

Памятуйте же, отцы и братья, и канонические правила, и завет святого апостола: „Блюдите себя от творящих распри и раздоры“, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, „повинуйтесь всякому человеческому начальству“ в делах мирских (1 Пет. 2, 13), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, „ибо Богу“, по апостольскому же наставлению, „должно повиноваться более, чем людям“ (Деян. 4, 19; Гал. 1, 10).

Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. „И Бог любви и мира да будет со всеми вами. Аминь“ (2 Кор. 13, 11)» [8] .

Читая Послания Святейшего Патриарха Тихона, написанные в страшные годы Гражданской войны, хочется спросить: «Где здесь контрреволюция? Где призывы к свержению советской власти? Где другие политические преступления, в которых обвиняли самого святителя-исповедника Патриарха Тихона, а также его сподвижников — митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанцева), епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Долганова) и многих-многих других святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших от богоборцев в страшные дни и годы Гражданской войны?!»

Поместный Собор 1917–1918 годов вынужден был свернуть свою работу из-за ужесточающегося террора и Гражданской войны. На последнем заседании, состоявшемся 7 (20) сентября 2018 года, был представлен доклад «О гонениях на Церковь в дни нынешней смуты», то есть в дни Гражданской войны. В этом докладе был приведен список убиенных к этому времени за веру Христову [9] .

Пострадавших, то есть убиенных за веру и Церковь, к сентябрю 1918 года — 97. Лиц, подвергшихся насилию и аресту, — 118.

В 2011 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В этом документе говорится:

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, Гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали.

Далее в этом документе опубликованы призывы Собора проводить посвященные памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды); вести просветительную работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи, а также в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов.

В документе также сказано: «Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру».

* * *

Осмысливая значение Гражданской войны в отечественной истории, необходимо указать на ее истоки.

Всем известно, что Гражданская война стала порождением революции 1917 года. Но произошло это не само собой и не невзначай. Еще находясь в Швейцарии, куда В.И. Ульянов-Ленин уехал вскоре после начала Первой мировой войны, он выдвинул лозунг, призывающий превратить войну империалистическую в войну гражданскую.

Когда в 1935 году был напечатана пятитомная «История гражданской войны в СССР. 1917–1922», этому огромному труду был предпослан эпиграф:

«Превращение современной империалистической войны в гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг» (Ленин).

Редакторами пятитомника «История гражданской войны в СССР. 1917–1922» указаны: Горький, Молотов, Ворошилов, [Киров], Жданов, Гамарник и Сталин.

В качестве первых шагов на пути превращения войны империалистической в войну гражданскую Ленин намечал следующие меры: «полный разрыв с политикой „национального мира“, создание нелегальной организации, поддержка братания солдат воюющих стран, поддержка всякого рода революционных массовых выступлений пролетариата» [10] .

Первая мировая война началась для Российской империи в августе 1914 года, а 4 ноября того же года был опубликован Манифест Центрального комитета партии большевиков, в котором и был сформулирован призыв: «Превращение современной империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг» [11] .

Наряду с этим Ленин выдвинул лозунг поражения «своего» правительства в империалистической войне. «В каждой стране борьба со своим правительством, ведущим империалистическую войну, не должна останавливаться перед возможностью в результате революционной агитации поражения этой страны. Поражение правительственной армии ослабляет данное правительство, способствует освобождению порабощенных им народностей и облегчает гражданскую войну против правящих классов» [12] .

Разъяснению значения этого лозунга посвящена специальная статья Ленина «О поражении своего правительства в империалистской войне». В ней Ленин писал, что «революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству».

По словам Ленина, в России, как «в самой отсталой стране», социалистическая революция непосредственно невозможна. «Именно поэтому русские социал-демократы должны были первыми выступить с „теорией и практикой“ „лозунга“ поражения» [13] , — писал Ленин в работе «О поражении своего правительства в им­периалистической войне».

В 1914 году Л.Д. Троцкий не вполне соглашался с «пораженческими» формулировками Ленина о том, как нужно бороться с правительством России. Он считал, что главные усилия революционеров должны быть направлены на борьбу с политикой «национального единства».

В общественном сознании граждан СССР после того, как уже почти все видные участники, или, как их называли, «герои Гражданской войны», были расстреляны или умерли естественной смертью, преобладали образы, мифы и оценки указанного пятитомника «История гражданской войны в СССР. 1917–1922».

Но сейчас, когда прошло сто лет с начала Гражданской войны, с начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь, когда становятся известными неведомые до сих пор исторические источники и исследования, во многом меняется и взгляд на Гражданскую войну.

Если советская историография учила о славной победе Красной армии над врагами революции, то теперь, когда открываются подлинные страницы этой братоубийственной войны, радикально делить всех на «красных» и «белых», оправдывая первых и называя «врагами народа», «мятежниками» и «бандитами» вторых, — уже нельзя.

Следует вспомнить, что II съезд Советов 25 октября 1917 года [14] избрал «Временное рабочее и крестьянское правительство». И не только представители эсеров, кадетов и других небольшевистских партий, но и простые граждане России искренне думали, что скоро будет созвано Учредительное собрание. Учредительное собрание объединит представителей всех сословий России (будущих выборщиков от народа), которые определят, какой будет в стране строй, как будет называться само государство, какая будет форма правления в нем и так далее. После отхода царя от верховной власти к власти пришло буржуазное Временное правительство. После октябрьского переворота власть захватило Временное рабочее и крестьянское правительство.

В ночь с Крещенского сочельника на праздник Крещения Господня, с 5 на 6 января 1918 года [15] , большевики разогнали Учредительное собрание, потому что у них не было большинства среди делегатов.

А 11 января 1918 года [16] , выступая на III Всероссийском съезде Советов, Я.М. Свердлов заявил: «Мы должны откинуть слово „временное“ и впредь именовать нашу власть — Рабочим и Крестьянским Правительством Российской Советской республики».

На этом же съезде В.И. Ульянов-Ленин говорил, что «ни один еще вопрос классовой борьбы не решался в истории иначе как насилием» [17] . При этом он «подверг уничтожающей критике лозунг прекращения гражданской войны» [18] .

Народ не хотел признавать легитимности власти, разогнавшей Учредительное собрание. Ведь представителей в Учредительное собрание выбирали по всей России, от всех сословий, а не только от революционных ячеек Петрограда и Москвы. Под лозунгом возвращения Учредительного собрания произошло объединение антибольшевистских сил.

Защита Учредительного собрания стала одним из лозунгов Белого движения. Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) действовал на протяжении всего 1918 года. К концу декабря были расстреляны все активные участники этого комитета.

Когда начался красный террор и в села пошли продотряды, которые сгоняли жителей на сход и, угрожая оружием, требовали выдать зерно, тогда народ встал на защиту своих семей, своих домов и своей веры. Нередкими были случаи, когда у бедствующих крестьянских семей, то есть фактически у детей (!), отнимали буквально последний кусок хлеба.

Политика красного террора и военного коммунизма породила в стране не только экономический, но и острый политический кризис, «создав оппозицию правящей власти», как выражаются ученые-историки. Большая часть населения страны (а крестьян к 1917 году было более 80% жителей России) выражала как пассивное, так и активное противодействие политике советской власти, вылившееся в массовые и длительные по времени крестьянские вооруженные восстания почти по всей территории страны.

В начале апреля 1919 года Красная армия подавила крупнейшее восстание в пяти уездах Симбирской и Самарской губерний, известное как «чапанное» (или даже «чапанная война») — по названию крестьянского кафтана. Всего в восстании, вызванном бесчинствами продотрядов, участвовало, по подсчетам местных властей, до 150 тыс. человек. Кроме того, в этих событиях упоминается знаменитый поезд председателя Революционного военного совета Л. Троцкого.

На Алтае в 1920–1922 гг. повсеместно происходили восстания крестьян против советской власти. Самое масштабное произошло в Сорокинском районе Алтайской губернии. В январе 1921 года на пленуме губкома ВКП(б) начальник губчека докладывал, что в Сорокинском районе «началось восстание крестьян, крестьяне идут без оружия стеной на продотряды».

На борьбу с восставшими были брошены в первую очередь карательные органы — части особого назначения (ЧОН). Затем им на подмогу была направлена десятая кавалерийская бригада Красной армии, которая перебрасывалась с Кавказского фронта в Монголию против барона Унгерна. Бригада по пути получила приказ подавить «антисоветский мятеж» на Алтае. Одним из полков этой бригады командовал известный впоследствии военачальник К.К. Рокоссовский. Подавив восстание, бригада ушла в Монголию.

В июле 1920 года из-за «успешного выполнения плана» продотрядами вспыхнуло Колыванское восстание, за два дня распространившееся на 10 волостей Новониколаевского уезда и еще несколько соседних волостей Томского уезда. Среди причин также указывались «несправедливое обложение маслом и яйцами, не соображаясь с удойностью коров и числом кур, лишение покосов и коммунистическое засилье». Восстание было быстро и жестоко подавлено, 250 человек, помимо убитых во время боевых действий, были расстреляны на месте, 600 отправлены в лагеря. Город Колывань из-за этих событий было решено не развивать, и он постепенно превратился в село. Советские историки ярко расписывали жестокость восставших, однако на обелиске, установленном погибшим от их рук в Колывани, всего 22 фамилии.

Партийные и карательные органы старались придавать многочисленным крестьянским выступлениям против проводимой продразверстки политическую окраску, зачастую объявляя руководителями восстаний священников и монахов. Так, руководителем Сорокинского восстания крестьян на Алтае была безосновательно объявлена настоятельница Барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря игуменья Мариамна (Фролова). Ее арестовали и приговорили к расстрелу [19] .

Всех восставших большевики называли контрреволюционерами, мятежниками, бандитами и жестоко уничтожали их. Большевистская трактовка крестьянских восстаний как «кулацких», «эсеровских», «белогвардейских» исходила из интересов большевиков, а не из интересов народа. Установка большевиков гласила: «Нравственно то, что полезно для революции».

В состав продотрядов, а также в части особого назначения, кроме русских революционно настроенных рабочих, входили латыши, венгры, китайцы и представители других национальностей, попавшие в Россию во время военно-революционной смуты и часто безжалостные к чуждому им коренному населению. При этом большевики внушали всем, что «Россия — тюрьма народов», но время опровергло это утверждение. Об этом ясно сказал Президент Российской Федерации:

В России, на которую пытались в свое время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый маленький этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство.

Расказачивание, не удавшееся с первой попытки весной 1919 года из-за отступления большевиков, возобновилось с новой силой в 1920 году.

Борьба шла не только с крестьянами, но и с «гегемоном» — рабочим классом, когда он проявлял непослушание революционерам. Наиболее известные выступления рабочих против насилия большевиков произошли в Шуе, Ярославле, Нижнем Тагиле, Ижевске.

Жестоко подавляя любых политических конкурентов, инакомыслие и вообще любое сопротивление, новая власть одновременно с военными действиями на фронтах и продразверсткой осуществляла попытку инициировать церковный раскол, проводила кампанию по изъятию церковных ценностей и вскрытию святых мощей, вполне тем самым раскрывая свою богоборческую сущность.

Однако издание Осведомительного отдела штаба 2-й армии газеты «Голос армии» (№6 за 8 октября 1919 г.) и читинская газета «Вестник Забайкалья» (№28 за 24 октября 1919 г.) сообщали: «Освидетельствование мощей привело к результату, обратному тому, которого ожидали большевики. Оно способствовало к усилению религиозного настроения в России и с очевидностью обнаружило в глазах верующих противохристианскую сущность большевизма».

Историк и свидетель событий Сергей Петрович Мельгунов отмечал, что чрезвычайные комиссии в период Гражданской войны уничтожали свое делопроизводство при эвакуации или в случае угрозы восстания. Поэтому много трагедий осталось сокрыто даже от исследователей. Часть происходившего открылась благодаря материалам, собиравшимся Особой комиссией при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. В первую очередь комиссия расследовала действия карательных органов и устанавливала обстоятельства казней, проводившихся в годы «красного террора». Материалы свидетельствуют, что так называемый «суд революционной совести превратился в сплошной самосуд… по самым различным поводам и предлогам. Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы они складывали оружие или беспомощно лежали в больничных войсках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей как „буржуев“, священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как „контрреволюционеров“» [20] .

«Поводы для жестокой расправы со священно- и церковнослужителями усматривались разные, но за ними скрывалась одна и та же причина — нетерпимость к служителям Церкви» [21] .

Все это невозможно вычеркнуть из истории Гражданской войны. Единый народ хотели безвозвратно разделить на «красных» и «белых». Но сделать это до конца, как показала история, не удалось.

В 1920 году Марина Цветаева написала пронзительное стихотворение «Дон». Вот из него два четверостишия.

Все рядком лежат —

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белым был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белым стал:

Смерть побелила.

* * *

В историческом сознании российского общества, к сожалению, до сих пор существует феномен забвения. Но новые вызовы современности побуждают признать значение тех аспектов прошлого, о которых прежде умалчивалось.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года, о котором уже говорилось в настоящем докладе и в работе которого мне довелось принимать участие, выразил уверенность в том, что «совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей».

Ответом русского общества на тяжелейшие испытания, принять которые пришлось ему в 20-е годы, был удивительный по силе и напряженности исповеднический порыв ко Христу. Переживание ужаса всенародной трагедии оказалось не в силах победить надежды на прорыв к свету, вдохновенной уверенности в том, что торжествующее зло преходяще, что за всем этим — светлое будущее, духовное очищение, обновление и возрождение. В подвиге мучеников XX столетия мы видим отблеск сияния будущего Царства, преображающего всех и вся в мире со Христом [22] .

* * *

Как было сказано в начале настоящего доклада, одна из секций нашей конференции посвящается теме «Гражданская война в духовно-нравственном измерении». Еще одна секция называется «Человек в эпоху великих потрясений». Хорошо, что от непримиримых споров о том, кто был прав в Гражданской войне — «красные» или «белые», — наше общество постепенно переходит к уяснению духовно-нравственных причин великих потрясений.

Неполитическое объяснение этих причин сформулировал писатель А.И. Солженицын, столетие со дня рождения которого исполняется в нынешнем году [23] . На вопрос о глубинных причинах страшных бедствий, потрясших Россию в XX веке, писатель отвечал: «Люди забыли Бога, оттого и все!» [24]

Если мы будем различать добро и зло, будем знать и выполнять нравственные заповеди, то, с Божией помощью, мы избежим великих потрясений. Ведь и нам дорога Великая Россия, и нам не нужны великие потрясения.

С начала Гражданской войны прошло сто лет. Воспоминание об этой национальной катастрофе призывает всех нас свято хранить свои базовые духовные ценности и никогда не допускать в нашем Отечестве раздоров и междоусобных браней.

[1] Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной председателем Совета министров П.А. Столыпиным 10 мая 1907 г. в Государственной думе.

[2] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 5. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2015. С. 170. (Деяние № 14. 1 сентября 1917 г.).

[3] 4 декабря по новому стилю.

[4] 15 марта по новому стилю.

[5] Из Слов и поучений Серапиона Владимирского, XIII в.

[6] Послание Патриарха // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. 19182 (15) марта. № 7–8. С. 30–32.

[7] 8 октября по новому стилю.

[8] Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. / Сост. М. Губонин. М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского Богословского Института, б/г. С. 163–164.

[9] Протокол № 170.

[10]Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 26: Июль 1914 — август 1915. М.: Изд-во политической литературы, 1969. С. XII.

[11] История гражданской войны в СССР. 1917–1922: В 5-ти тт. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1935. С. 38.

[12]Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 26. С. 166.

[13] Там же. С. 288.

[14] 7 ноября по новому стилю.

[15] С 18 на 19 января по новому стилю.

[16] 24 января по новому стилю.

[17] История гражданской войны в СССР. Т. 3. М.: 1958. С. 160–161.

[18] Там же. С. 161.

[19] Была арестована и приговорена по этому делу в 1921 г. Затем расстрельный приговор был заменен на 10 лет тюрьмы, через 3 года выпустили. В 1925 г. была повторно арестована «за сокрытие церковных ценностей» и впоследствии вновь выпущена. Расстреляна 11 марта 1938 г. в возрасте 68 лет.

[20] ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 47. Л. 4.

[21] «Убит за то, что… поп» // Журнал Московской Патриархии. № 8. 2018. С. 83.

[22] Из доклада Синодальной комиссии по канонизации святых Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г.

[23] Родился 11 декабря 1918 г.

[24] Из Речи на церемонии вручения Темплтоновской премии. Лондон, 10 мая 1983 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие

Читайте также:

22.11.2019 - Круглый стол "Гражданская война. Региональный аспект и вопросы сохранения ...

30.07.2019 - С.А. Огаркова, А.В. Козяк. История села в лицах: судьба священника Трифона ...

03.07.2019 - С.А. Огаркова, А.С. Огаркова. Патриотическое воспитание школьников на матер ...

29.06.2019 - Д.С. Владимирова. Красное и белое движение на территории современного Новос ...

30.10.2013 - Лишение избирательных прав православных священников как пролог репрессий

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1162

Ключевые слова: Гражданская война. Многовекторный поиск гражданского мира, Материалы конференции 8–9 ноября 2018 года

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031