Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 20.05.2019 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Андрей Оборкин. История неизвестных «искитимских» поселений


Несколько лет назад завьяловскими краеведами Г.В. Абрамовой и М.М. Котляровым при изучении опуб­ликованного сибирскими историками «Описания Куз­нецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 года», со­ставленного Г.Ф. Миллером (История Сибири. Первоисточники. - Новосибирск. - 1996.- Вып. 6. - с. 17-36), в списке русских деревень, входивших в 1734 году в со­став ведомства Бердского острога, были обнаружены неизвестные ныне селения, по описанию явно нахо­дившиеся в окрестностях современного с. Завьялова, на территории Искитимского района Новосибирской области (д. Жаркова, Закавряжина, Печатнова, Усть- Караканская). А.И. Оборкин, ознакомившись с упомя­нутым списком, выявил еще шесть поселений, также располагавшихся на территории Искитимского района, в бассейне р. Берди, по её нижнему и среднему тече­нию (д. Барабинская, Вершинина, Елунина, Ировская, Каинова, Усть-Инова). Данные обстоятельства по­двигли нас на дальнейший сбор материалов об этих де­сяти забытых со временем поселениях.
 

Путевые описания и полевые дневники Мил­лера, насчитывающие около четырёх тысяч страниц рукописного текста» являются «ценнейшим источником по истории, географии и экономике Си­бири, расселению и численности русского и корен­ного населения, топонимике». «Отец сибирской историографии» Федор Иванович Миллер положил в их основу семь томов «ведомостей», составленных в 1734-1742 годах из ответов «уездных, провинциаль­ных и губернских канцелярий, церковных, таможен­ных и других учреждений» на вопросы его Академи­ческой анкеты, а также «из копий ответов сибирских канцелярий на вопросы анкет В.Н. Татищева» 1734 года. Этот комплекс документов хранится в Санкт- Петербургском филиале Архива Российской Акаде­мии наук и Российском государственном архиве древних актов. Они отличаются высокой степенью достоверности.

Первым историком, обратившимся к «Описанию Кузнецкого уезда...» Г.Ф. Миллера с целью изучения истории поселений на территории Новосибирской области, является Т.С. Мамсик, которая нашла в списке 1734 года ряд деревень, существовавших в городской черте современного Новосибирска и его пригородах.

Ниже изложены обнаруженные нами сведения об «искитимских» поселениях (из списка Г.Ф. Миллера 1734 г.) и их строителях.

Деревня «Барабинская, в полутора верстах от Легостаевой» (на р. Берди) впервые упоминается в «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 годов и «Описании Кузнецкого уезда.» Г.Ф. Миллера, но в «ревизии» (Все­российской переписи населения) 1782 года уже не зна­чится. Относится к первой «волне» искитимских поселений, непосредственно связанных со строитель­ством в первом десятилетии XVIII века Бердского ост­рога и его ранней историей.

Скорее всего, деревня была основана в 1718 году, так как в списке русских населенных пунктов Берд­ского ведомства 1717 года, опубликованном Ю.С. Булыгиным, это поселение отсутствует.

И.А. Воробьева указывает, что все Барабинки и Барабки основаны барабинскими татарами. Действи­тельно, в Коченевском районе (располагается в восточной части историко-географической области «Бараба») Новосибирской области находится одна из Барабинок. Но в первой половине XVIII века в Тоболь­ском подгородном уезде местному Знаменскому мона­стырю принадлежала д. Барабинская. Д.Н. Беликов отмечает в 1782 году в Томском уезде по реке Ине юрты Барабины. Более правдоподобной является версия о строительстве Барабинской и других одноименных де­ревень на Оби, Томи и Берди представителями мест­ного татарского населения (тюменскими, томскими или чатскими татарами). Например, по данным томского историка Н.Ф. Емельянова, д. Барабинская при реках Томи и Черной (существует и в настоящее время на тер­ритории Томского района Томской области как Барабинка) была возведена в 1700 году «гулящими людьми и чатскими татарами». Тем более что слово «бараба» присутствует не только в наречии барабинцев, но и в других тюркских языках. Допустима следующая трак­товка: искитимская Барабка была сооружена и названа выходцами из томской деревни Барабинской, пришед­шими на Бердь с первым потоком поселенцев с севера.

Деревня «Вершинина, в 4 верстах от д. Морозо­вой» (на реке Берди) называется только в «Опи­сании Кузнецкого уезда...». В «ревизиях» (Всероссийских переписях населения) 1717-1719, 1744­1749 и 1782 годов она не упоминается.

Уже в 1626 году в Томске служил конный казак Тренка (Еремей) Юрьев сын Вершинин, родом важенин, в 1629 - в составе томской «литвы конной» слу­жил Емельян Вершинин, в 1650 - конный казак Петр Вершинин, в 1680 - конный казак Прошка Вершинин («отец важенин. Послан [в конце XVI в. - Д.Резун] в Сибирь из Москвы на службу. Ставил Сургутский, На- рымский, Кетский и Томский остроги. Сам он родился в Томске») и пеший казак Микитка Самойлов сын Вер­шина («отец на Москве служил солдатскую службу, а он пришел в Томск своею волею и верстан в пешую службу»), там же проживал отставной конный казак Ларко Вершинин («отец и он родились в Томске, где он был верстан в конную службу»). «По фамилии казаков Вершининых» была названа заимка, построенная в XVII веке (ныне - Вершинино Томского района Том­ской области, в котором и в середине XX века большин­ство жителей носило фамилию «Вершинин»).

В 1709 и 1710 годах конный казак Кузнецкого ост­рога Василий Вершинин и «Кузнецкого города казачий сын Иван Вершинин» участвовали в строительстве пер­вого Бикатунского острога и походе против джунгар. Возможно, кто-то из них и основал еще одну заимку Вершинина (ныне - Вершинино Троицкого района Ал­тайского края).

В течение XVIII века представители рода Вершини­ных расселились по Новосибирскому Приобью. Так, в 1827 году в деревне Таскаевой Кайлинской волости (ныне - Таскаево Болотнинского района Новосибир­ской области) проживал Абрам Алексеев Вершинин, 67 лет от роду, с племянником Яковом, 42 года, у Якова дети - Лукьян, 16 лет, и Сила, 13 лет, а в Ояшинской волости (ныне - территория Мошковского района) - Никифор и Михайло Вершинины, здесь же находилось еще одно родовое поселение Вершининых - д. Верши­нина. В 1857 году в упомянутом кайлинском селении хозяйничал наследник Абрама и Якова - Сила Яковле­вич с тремя сыновьями, четырьмя братьями и племян­ником.

Представители рода Вершининых продолжали слу­жить и в XIX веке. Так, в 1845 году казаки Тулатинского редута Бийской линии Константин и Лев Даниловичи Вершинины служили в 9-м полку Сибир­ского линейного казачьего войска. В 1875 году сын ка­зака 3-го отдела Сибирского казачьего войска Иван Вершинин, 17 лет от роду, был назначен на земскую по­винность. В 1884 году на Бийской линии, в Тулатинском посёлке Чарышской станицы 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска проживали посел­ковый фельдшер Иван Вершинин и казак Иван Верши­нин, а в Тигирецком посёлке - казаки Михаил, Петр, Иван Вершинины и один казачонок.

Деревня «Елунина, в 11 верстах от Детлевой, на речке Елбаш, в 1 версте от места ее впадения в р. Бердь» называется только в «Описании Кузнецкого уезда...». В «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 и 1782 годов она не упоминается. Но в «ревизии» 1782 года в ведомстве Бердского острога называется деревня Верхне-Ялунина, а в «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» - деревня Елунина.

В 1664 году в Невьянской слободе Верхотурского уезда (ныне - город Невьянск Екатеринбургской обла­сти) проживали пашенные крестьяне «Ивашко, да Фетка, да Панкрашка, да Микулка Елунины» и «Гришка Елунин», родственники первых сибиряков Елуниных.

В 1680 году в Томске служил пеший казак «Потапка Петров сын Еланин. Откуда отец, не знает, но пришел в Томск своею охотою, а он, Потапка, родился в Томске и верстан в пешую службу».

В 1709 и 1710 годах пашенный крестьянин Петр Еланин, в качестве «охочего казака», участвовал в строи­тельстве первого Бикатунского острога и походе против джунгар.

В 1719 году в Бердском остроге проживал «казачий сын» Афанасий Ялунин, вероятный строитель деревни Елуниной на реке Елбаше и «приписной к заводам ве­домства Белоярскаго» деревни Елуниной (ныне - Елунино Павловского района Алтайского края).

С 1847 году в Сибирском линейном казачьем войске служили Иван Ялунин (1823 года рождения), в 1875 - Илья Иванов сын, Илья 2-й, Павел (17 лет от роду, на­значен на земскую повинность) и Прокопий Ефимов сын Ялунины.

Елунины продолжали служить в Сибирском ка­зачьем войске и в начале XX века. В 1915 году старший урядник 8-го Сибирского казачьего полка Андрей Елунин был награждён двумя Георгиевскими крестами за отличие в боях с германцами.

Деревня «Жаркова, на северном берегу р. Каракана, в 2 верстах от д. Печатновой» называется только в «Описании Кузнецкого уезда.». В «ревизии» 1717-1719 годов она не упоминается, но в материалах «ревизии» 1782 года и «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» значится деревня Жаркова, переданная из ведомства Бердского острога в ведом­ство Малышевской слободы.

Уже в 1636 году в Томске служил конный казак Не­удача (Федор) Федоров сын Жарков, основатель том­ского рода сибирских казаков Жарковых. Т.С. Мамсик называет Жарковых томскими служилыми людьми XVII века и кайлинскими старожилами, что подтвер­ждается «Именными книгами служилых людей 1680 г.»: в Томске в 1680 году служили конные казаки Федька Жарков («откуда родом не знает. Сам родился в Том­ске»), Куземка Фодоров сын Жарков («отец служил в Томске конную службу, а он родился в Томске и вер­стан в отцово место в казаки»), «Сенка Федоров сын Журков» («как попал отец в Томск не знает, а служил он там в конной службе, а он родился в Томске и вер­стан в конные казаки при воеводе Иване Ростовском»). На реке Лене в 1640 году «енисейской посадцкой чело­век Некраско Жарков» (из Енисейского острога) ис­правлял должность таможенного целовальника, а в 1646 там же нёс службу Ивашко Жаркой.

Жарковы, будучи русскими землепроходцами Си­бири, также основали: в 1680 году - заимку «Жаркову на елани» (строитель - томский «конный казак Васи­лий Жарков»), в 1701-1782 годах - деревню Жаркову (ныне - Жарково Шегарского района Томской обла­сти), в Енисейском уезде между 1650 и 1720 годами - деревню Жаркову на реке Кеми.

В деревне Осиновке Кайлинской волости прожи­вали: в 1827 году - 10 крестьян Жарковых и 6 их несо­вершеннолетних (до 20 лет) сыновей, в 1857 году -17 взрослых Жарковых и 7 их сыновей.

Возможный основатель алтайской ветви рода, «от­ставной драгун Колыванского полка Жарков», 50 лет от роду, в 1768 году поселился на Бийской линии при Чарышском форпосте. С 1829 году в Сибирском линейном казачьем войске служил Семен Жарков (1812 года рож­дения), в 1875 - Дмитрий, Иван (оба - 17 лет от роду, назначен на земскую повинность) и Степан Жарковы.

Жарковы продолжали служить в Сибирском ка­зачьем войске и в начале XX века.

Деревня «Закавряжина, на северном берегу рч. Каракан, в 1 версте от Завьяловой», называется в «Описании Кузнецкого уезда...». В «ревизиях» 1717­1719 и 1744-1749 годов не упоминается. Но в «ревизии» 1782 года и «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» в ведомстве Бердского острога на­зывается деревня «Заковряшина». В 1782 году в ведом­стве Белоярского острога также значилась д. Заковряшина (ныне - Заковряшино Крутихинского района Алтайского края). В XIX веке в составе Бердскои волости д. Заковряшин) мы не находим. Возможно, во время процесса образования волостей в конце XVIII веке это селение было передано в Ордынскую волость. В конце XIX века на территории Сузунского района существо­вала деревня Заковряшина, которая после открытия в ней в 1882 году храма «во имя Св. Живоначальныя Троицы» была преобразована в село Заковряшинское (ныне - с. Заковряжино).

В 1833-1841 годах в Ордынской волости продол­жали проживать Заковряшины, прямые потомки и родственники строителей «искитимской», «алтайской» и «сузунской» деревень Закавряжиных.

Деревня «Ировская, на р. Бердь, в 4 верстах от д. Елуниной» (как указывает Н.А. Миненко) была построена до 1717 года. Позднее она упоминается в «ре­визиях» 1717-1719, 1744-1749 годов и «Описании Куз­нецкого уезда.», но в «ревизии» 1782 года уже не значится.

В 1782 году в ведомстве Белоярского острога также значилась деревня «Ировская, она же Усть-Чумышская» (ныне - Усть-Чумыш Тальменского района Ал­тайского края).

Деревня «Каинова, вверх по рч. Шипунихе от д. Шипуновой», называется только в «Описании Кузнецкого уезда.». В «ревизиях» 1717-1719, 1744­1749 и 1782 годов она не упоминается. В книге Д.Н. Бе­ликова находим сведения еще о двух деревнях (Койновых): «Кирилл Койнов - из Тобольскаго ведом­ства деревни Койновой. Ушел с родины вместе с бра­том в 1728 году. Жили сначала в пустых местах, затем он, Кирилл, поселился в дер. Орде Чаусскаго острога, а брат домообзавелся в другой деревне, от него получив­шей название, т. е. в дер. Койновой». Примечательно, что в местности, в которой в XVIII веке находилась де­ревня Каинова, ныне располагается поселок Койниха. Название местности (а, может быть, и самого поселе­ния, если оно существовало в первой трети XX века) изменилось под влиянием языка поздних переселенцев в Сибирь, прибывших в XX столетии с юга Европей­ской России, где при образовании географических на­званий отдавалось предпочтение топонимам с окончанием на -иха. По воспоминаниям Л.С. Гынгазовой (урождённой Сулик), родившейся в поселке Койнихе в 1939 году, к началу строительства в этой местности 2-го отделения Бердского зерносовхоза (в 1932 году) там уже жили в землянках старожилы. Примечательно, что столыпинские поселенцы-южане построили в 30-е годы прошлого века в Койнихе саман­ные хаты, что подтверждает их происхождение.

В 1701 году в Тарском уезде жили пашенные крестьянине Стенька Васильев Коинов («Верхотурского уезда крестьянский сын») и Андрюшка Васильев Каинов.

По сведениям екатеринбургских историков-ге­неалогов и краеведов, родиной сибиряков Коиновых (Каиновых, Кайновых, Койновых) является Средний Урал. Слово «коин» на коми и коми-пермяцком язы­ках означает «волк». Имя «Коин» и образованная от него фамилия известны по документам XVII века в Верхотурском уезде. Так, «в 1670/71 г. в Камышловской сл. поселились крестьяне Василий (с сыновь­ями Михаилом, Степаном и Андреем) и Ларион (с сыновьями Зотиком и Кононом) Павловичи Кайновы, уроженцы Чарондской округи (перепись 1680 г.)». И во второй половине XX века эта фамилия была распространена в Талицком и Ирбитском рай­онах Свердловской области. А.Г. Мосин нашел сведения о мастеровых Коиновых в документах прихода во имя пророка Илии в Березовском заводе, а о Каи­новых - в церковно-метрических книгах прихода в честь Преображения Господня в Уктусском заводе.

Деревня «Печатнова, на северном берегу р. Каракана, в 1 версте от д. Закавряжиной» впервые упоминается в «ревизии» 1744-1749 годов (как деревня «Печатная») и «Описании Кузнецкого уезда.», но в «ревизии» 1782 года уже не значится.

Несмотря на то, что в 1822 году деревни Печатновой уже не было, в деревне Завьяловой Бердской волости проживали 24 души обоего пола Печатновых (в том числе - 15 душ мужского пола, прямых потомков строителей д. Печатновой). В 1858 году завьяловец Григорий Печатнов владел мельницей. В 2000 году в Новосибирской области проживали 64 Печатновых обоего пола в возрасте 14 лет и старше.

Деревня «Усть-Инова, в 3 верстах от д. Барабинской (на р. Берди)» называется только в «Опи­сании Кузнецкого уезда». В «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 и 1782 годов она не упоминается.

Деревня «Усть-Караканская, в 4 верстах от Атамоновой, немного ниже места впадения рч. Каракан в Обь» называется только в «Описании Кузнецкого уезда.». По данным М.М. Котлярова, местность, в которой располагалась деревня Усть-Караканская, была затоплена Обским водохранилищем.

Миненко указывает, что до 1717 года была по­строена деревня Караканская, позднее упоми­нающаяся в «ревизиях» 1717-1719 и 1744-1749 годов, но в «ревизии» 1782 года она уже не значится. Однако в «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» называется деревня Верхне-Караканская на реке Верхнем Каракане (территория Сузунского района).

Н.А. Миненко отмечает, что «некоторые деревни со временем исчезали». Запустение всех поселений, исто­рия которых рассматривается нами в первые десятиле­тия их существования, объясняется уходом их строителей на юг Новосибирского Приобья и в Алтай­ское Приобье. По мнению исследователя, «главной при­чиной переездов [крестьян. - А.О.] был поиск свободных «угожих» пахотных мест». Так, начальство соседнего ведомства Чаусского острога в 1759 году до­кладывало в воеводскую канцелярию: «В здешних ме­стах крестьяне, имеющие пашни и земли, оныя оставляют и вновь распахивают не по малому числу, и иные затем и деревни прежния втуне оставляют и, пе­реезжая, в других местах селятся». Причинами переме­щения многочисленных взрослых «казачьих детей» и крестьян являются также их стремление поступить на военную службу в алтайских крепостях и желание вести доходную промысловую охоту на пушных зверей, чис­ленность которых быстро сокращалась в местах их прежнего обитания в результате хищнической добычи соболя. После 1790 года ни одна из вышеназванных де­сяти деревень в «ревизиях» уже не упоминается.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Статья основывается на данных из специальной исторической литературы и архивов, находящихся в городах Москве, Санкт-Петербурге, Тобольске, Тюмени, Томске, Омске, Новосибирске, Барнауле. Фотографии наиболее известных представителей родов заимствованы из семейных архивов и электронных ресурсов.

Андрей ОБОРКИН Историко-краеведческое общество Искитимского района и г. Искитима.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 4102

Ключевые слова: Живоносный Источник №1 (13) 2018

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031