|
||||||||||||||
Андрей Оборкин. История неизвестных «искитимских» поселенийНесколько лет назад завьяловскими краеведами Г.В. Абрамовой и М.М. Котляровым при изучении опубликованного сибирскими историками «Описания Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 года», составленного Г.Ф. Миллером (История Сибири. Первоисточники. - Новосибирск. - 1996.- Вып. 6. - с. 17-36), в списке русских деревень, входивших в 1734 году в состав ведомства Бердского острога, были обнаружены неизвестные ныне селения, по описанию явно находившиеся в окрестностях современного с. Завьялова, на территории Искитимского района Новосибирской области (д. Жаркова, Закавряжина, Печатнова, Усть- Караканская). А.И. Оборкин, ознакомившись с упомянутым списком, выявил еще шесть поселений, также располагавшихся на территории Искитимского района, в бассейне р. Берди, по её нижнему и среднему течению (д. Барабинская, Вершинина, Елунина, Ировская, Каинова, Усть-Инова). Данные обстоятельства подвигли нас на дальнейший сбор материалов об этих десяти забытых со временем поселениях. Путевые описания и полевые дневники Миллера, насчитывающие около четырёх тысяч страниц рукописного текста» являются «ценнейшим источником по истории, географии и экономике Сибири, расселению и численности русского и коренного населения, топонимике». «Отец сибирской историографии» Федор Иванович Миллер положил в их основу семь томов «ведомостей», составленных в 1734-1742 годах из ответов «уездных, провинциальных и губернских канцелярий, церковных, таможенных и других учреждений» на вопросы его Академической анкеты, а также «из копий ответов сибирских канцелярий на вопросы анкет В.Н. Татищева» 1734 года. Этот комплекс документов хранится в Санкт- Петербургском филиале Архива Российской Академии наук и Российском государственном архиве древних актов. Они отличаются высокой степенью достоверности. Первым историком, обратившимся к «Описанию Кузнецкого уезда...» Г.Ф. Миллера с целью изучения истории поселений на территории Новосибирской области, является Т.С. Мамсик, которая нашла в списке 1734 года ряд деревень, существовавших в городской черте современного Новосибирска и его пригородах. Ниже изложены обнаруженные нами сведения об «искитимских» поселениях (из списка Г.Ф. Миллера 1734 г.) и их строителях. Деревня «Барабинская, в полутора верстах от Легостаевой» (на р. Берди) впервые упоминается в «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 годов и «Описании Кузнецкого уезда.» Г.Ф. Миллера, но в «ревизии» (Всероссийской переписи населения) 1782 года уже не значится. Относится к первой «волне» искитимских поселений, непосредственно связанных со строительством в первом десятилетии XVIII века Бердского острога и его ранней историей. Скорее всего, деревня была основана в 1718 году, так как в списке русских населенных пунктов Бердского ведомства 1717 года, опубликованном Ю.С. Булыгиным, это поселение отсутствует. И.А. Воробьева указывает, что все Барабинки и Барабки основаны барабинскими татарами. Действительно, в Коченевском районе (располагается в восточной части историко-географической области «Бараба») Новосибирской области находится одна из Барабинок. Но в первой половине XVIII века в Тобольском подгородном уезде местному Знаменскому монастырю принадлежала д. Барабинская. Д.Н. Беликов отмечает в 1782 году в Томском уезде по реке Ине юрты Барабины. Более правдоподобной является версия о строительстве Барабинской и других одноименных деревень на Оби, Томи и Берди представителями местного татарского населения (тюменскими, томскими или чатскими татарами). Например, по данным томского историка Н.Ф. Емельянова, д. Барабинская при реках Томи и Черной (существует и в настоящее время на территории Томского района Томской области как Барабинка) была возведена в 1700 году «гулящими людьми и чатскими татарами». Тем более что слово «бараба» присутствует не только в наречии барабинцев, но и в других тюркских языках. Допустима следующая трактовка: искитимская Барабка была сооружена и названа выходцами из томской деревни Барабинской, пришедшими на Бердь с первым потоком поселенцев с севера. Деревня «Вершинина, в 4 верстах от д. Морозовой» (на реке Берди) называется только в «Описании Кузнецкого уезда...». В «ревизиях» (Всероссийских переписях населения) 1717-1719, 17441749 и 1782 годов она не упоминается. Уже в 1626 году в Томске служил конный казак Тренка (Еремей) Юрьев сын Вершинин, родом важенин, в 1629 - в составе томской «литвы конной» служил Емельян Вершинин, в 1650 - конный казак Петр Вершинин, в 1680 - конный казак Прошка Вершинин («отец важенин. Послан [в конце XVI в. - Д.Резун] в Сибирь из Москвы на службу. Ставил Сургутский, На- рымский, Кетский и Томский остроги. Сам он родился в Томске») и пеший казак Микитка Самойлов сын Вершина («отец на Москве служил солдатскую службу, а он пришел в Томск своею волею и верстан в пешую службу»), там же проживал отставной конный казак Ларко Вершинин («отец и он родились в Томске, где он был верстан в конную службу»). «По фамилии казаков Вершининых» была названа заимка, построенная в XVII веке (ныне - Вершинино Томского района Томской области, в котором и в середине XX века большинство жителей носило фамилию «Вершинин»). В 1709 и 1710 годах конный казак Кузнецкого острога Василий Вершинин и «Кузнецкого города казачий сын Иван Вершинин» участвовали в строительстве первого Бикатунского острога и походе против джунгар. Возможно, кто-то из них и основал еще одну заимку Вершинина (ныне - Вершинино Троицкого района Алтайского края). В течение XVIII века представители рода Вершининых расселились по Новосибирскому Приобью. Так, в 1827 году в деревне Таскаевой Кайлинской волости (ныне - Таскаево Болотнинского района Новосибирской области) проживал Абрам Алексеев Вершинин, 67 лет от роду, с племянником Яковом, 42 года, у Якова дети - Лукьян, 16 лет, и Сила, 13 лет, а в Ояшинской волости (ныне - территория Мошковского района) - Никифор и Михайло Вершинины, здесь же находилось еще одно родовое поселение Вершининых - д. Вершинина. В 1857 году в упомянутом кайлинском селении хозяйничал наследник Абрама и Якова - Сила Яковлевич с тремя сыновьями, четырьмя братьями и племянником. Представители рода Вершининых продолжали служить и в XIX веке. Так, в 1845 году казаки Тулатинского редута Бийской линии Константин и Лев Даниловичи Вершинины служили в 9-м полку Сибирского линейного казачьего войска. В 1875 году сын казака 3-го отдела Сибирского казачьего войска Иван Вершинин, 17 лет от роду, был назначен на земскую повинность. В 1884 году на Бийской линии, в Тулатинском посёлке Чарышской станицы 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска проживали поселковый фельдшер Иван Вершинин и казак Иван Вершинин, а в Тигирецком посёлке - казаки Михаил, Петр, Иван Вершинины и один казачонок. Деревня «Елунина, в 11 верстах от Детлевой, на речке Елбаш, в 1 версте от места ее впадения в р. Бердь» называется только в «Описании Кузнецкого уезда...». В «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 и 1782 годов она не упоминается. Но в «ревизии» 1782 года в ведомстве Бердского острога называется деревня Верхне-Ялунина, а в «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» - деревня Елунина. В 1664 году в Невьянской слободе Верхотурского уезда (ныне - город Невьянск Екатеринбургской области) проживали пашенные крестьяне «Ивашко, да Фетка, да Панкрашка, да Микулка Елунины» и «Гришка Елунин», родственники первых сибиряков Елуниных. В 1680 году в Томске служил пеший казак «Потапка Петров сын Еланин. Откуда отец, не знает, но пришел в Томск своею охотою, а он, Потапка, родился в Томске и верстан в пешую службу». В 1709 и 1710 годах пашенный крестьянин Петр Еланин, в качестве «охочего казака», участвовал в строительстве первого Бикатунского острога и походе против джунгар. В 1719 году в Бердском остроге проживал «казачий сын» Афанасий Ялунин, вероятный строитель деревни Елуниной на реке Елбаше и «приписной к заводам ведомства Белоярскаго» деревни Елуниной (ныне - Елунино Павловского района Алтайского края). С 1847 году в Сибирском линейном казачьем войске служили Иван Ялунин (1823 года рождения), в 1875 - Илья Иванов сын, Илья 2-й, Павел (17 лет от роду, назначен на земскую повинность) и Прокопий Ефимов сын Ялунины. Елунины продолжали служить в Сибирском казачьем войске и в начале XX века. В 1915 году старший урядник 8-го Сибирского казачьего полка Андрей Елунин был награждён двумя Георгиевскими крестами за отличие в боях с германцами. Деревня «Жаркова, на северном берегу р. Каракана, в 2 верстах от д. Печатновой» называется только в «Описании Кузнецкого уезда.». В «ревизии» 1717-1719 годов она не упоминается, но в материалах «ревизии» 1782 года и «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» значится деревня Жаркова, переданная из ведомства Бердского острога в ведомство Малышевской слободы. Уже в 1636 году в Томске служил конный казак Неудача (Федор) Федоров сын Жарков, основатель томского рода сибирских казаков Жарковых. Т.С. Мамсик называет Жарковых томскими служилыми людьми XVII века и кайлинскими старожилами, что подтверждается «Именными книгами служилых людей 1680 г.»: в Томске в 1680 году служили конные казаки Федька Жарков («откуда родом не знает. Сам родился в Томске»), Куземка Фодоров сын Жарков («отец служил в Томске конную службу, а он родился в Томске и верстан в отцово место в казаки»), «Сенка Федоров сын Журков» («как попал отец в Томск не знает, а служил он там в конной службе, а он родился в Томске и верстан в конные казаки при воеводе Иване Ростовском»). На реке Лене в 1640 году «енисейской посадцкой человек Некраско Жарков» (из Енисейского острога) исправлял должность таможенного целовальника, а в 1646 там же нёс службу Ивашко Жаркой. Жарковы, будучи русскими землепроходцами Сибири, также основали: в 1680 году - заимку «Жаркову на елани» (строитель - томский «конный казак Василий Жарков»), в 1701-1782 годах - деревню Жаркову (ныне - Жарково Шегарского района Томской области), в Енисейском уезде между 1650 и 1720 годами - деревню Жаркову на реке Кеми. В деревне Осиновке Кайлинской волости проживали: в 1827 году - 10 крестьян Жарковых и 6 их несовершеннолетних (до 20 лет) сыновей, в 1857 году -17 взрослых Жарковых и 7 их сыновей. Возможный основатель алтайской ветви рода, «отставной драгун Колыванского полка Жарков», 50 лет от роду, в 1768 году поселился на Бийской линии при Чарышском форпосте. С 1829 году в Сибирском линейном казачьем войске служил Семен Жарков (1812 года рождения), в 1875 - Дмитрий, Иван (оба - 17 лет от роду, назначен на земскую повинность) и Степан Жарковы. Жарковы продолжали служить в Сибирском казачьем войске и в начале XX века. Деревня «Закавряжина, на северном берегу рч. Каракан, в 1 версте от Завьяловой», называется в «Описании Кузнецкого уезда...». В «ревизиях» 17171719 и 1744-1749 годов не упоминается. Но в «ревизии» 1782 года и «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» в ведомстве Бердского острога называется деревня «Заковряшина». В 1782 году в ведомстве Белоярского острога также значилась д. Заковряшина (ныне - Заковряшино Крутихинского района Алтайского края). В XIX веке в составе Бердскои волости д. Заковряшин) мы не находим. Возможно, во время процесса образования волостей в конце XVIII веке это селение было передано в Ордынскую волость. В конце XIX века на территории Сузунского района существовала деревня Заковряшина, которая после открытия в ней в 1882 году храма «во имя Св. Живоначальныя Троицы» была преобразована в село Заковряшинское (ныне - с. Заковряжино). В 1833-1841 годах в Ордынской волости продолжали проживать Заковряшины, прямые потомки и родственники строителей «искитимской», «алтайской» и «сузунской» деревень Закавряжиных. Деревня «Ировская, на р. Бердь, в 4 верстах от д. Елуниной» (как указывает Н.А. Миненко) была построена до 1717 года. Позднее она упоминается в «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 годов и «Описании Кузнецкого уезда.», но в «ревизии» 1782 года уже не значится. В 1782 году в ведомстве Белоярского острога также значилась деревня «Ировская, она же Усть-Чумышская» (ныне - Усть-Чумыш Тальменского района Алтайского края). Деревня «Каинова, вверх по рч. Шипунихе от д. Шипуновой», называется только в «Описании Кузнецкого уезда.». В «ревизиях» 1717-1719, 17441749 и 1782 годов она не упоминается. В книге Д.Н. Беликова находим сведения еще о двух деревнях (Койновых): «Кирилл Койнов - из Тобольскаго ведомства деревни Койновой. Ушел с родины вместе с братом в 1728 году. Жили сначала в пустых местах, затем он, Кирилл, поселился в дер. Орде Чаусскаго острога, а брат домообзавелся в другой деревне, от него получившей название, т. е. в дер. Койновой». Примечательно, что в местности, в которой в XVIII веке находилась деревня Каинова, ныне располагается поселок Койниха. Название местности (а, может быть, и самого поселения, если оно существовало в первой трети XX века) изменилось под влиянием языка поздних переселенцев в Сибирь, прибывших в XX столетии с юга Европейской России, где при образовании географических названий отдавалось предпочтение топонимам с окончанием на -иха. По воспоминаниям Л.С. Гынгазовой (урождённой Сулик), родившейся в поселке Койнихе в 1939 году, к началу строительства в этой местности 2-го отделения Бердского зерносовхоза (в 1932 году) там уже жили в землянках старожилы. Примечательно, что столыпинские поселенцы-южане построили в 30-е годы прошлого века в Койнихе саманные хаты, что подтверждает их происхождение. В 1701 году в Тарском уезде жили пашенные крестьянине Стенька Васильев Коинов («Верхотурского уезда крестьянский сын») и Андрюшка Васильев Каинов. По сведениям екатеринбургских историков-генеалогов и краеведов, родиной сибиряков Коиновых (Каиновых, Кайновых, Койновых) является Средний Урал. Слово «коин» на коми и коми-пермяцком языках означает «волк». Имя «Коин» и образованная от него фамилия известны по документам XVII века в Верхотурском уезде. Так, «в 1670/71 г. в Камышловской сл. поселились крестьяне Василий (с сыновьями Михаилом, Степаном и Андреем) и Ларион (с сыновьями Зотиком и Кононом) Павловичи Кайновы, уроженцы Чарондской округи (перепись 1680 г.)». И во второй половине XX века эта фамилия была распространена в Талицком и Ирбитском районах Свердловской области. А.Г. Мосин нашел сведения о мастеровых Коиновых в документах прихода во имя пророка Илии в Березовском заводе, а о Каиновых - в церковно-метрических книгах прихода в честь Преображения Господня в Уктусском заводе. Деревня «Печатнова, на северном берегу р. Каракана, в 1 версте от д. Закавряжиной» впервые упоминается в «ревизии» 1744-1749 годов (как деревня «Печатная») и «Описании Кузнецкого уезда.», но в «ревизии» 1782 года уже не значится. Несмотря на то, что в 1822 году деревни Печатновой уже не было, в деревне Завьяловой Бердской волости проживали 24 души обоего пола Печатновых (в том числе - 15 душ мужского пола, прямых потомков строителей д. Печатновой). В 1858 году завьяловец Григорий Печатнов владел мельницей. В 2000 году в Новосибирской области проживали 64 Печатновых обоего пола в возрасте 14 лет и старше. Деревня «Усть-Инова, в 3 верстах от д. Барабинской (на р. Берди)» называется только в «Описании Кузнецкого уезда». В «ревизиях» 1717-1719, 1744-1749 и 1782 годов она не упоминается. Деревня «Усть-Караканская, в 4 верстах от Атамоновой, немного ниже места впадения рч. Каракан в Обь» называется только в «Описании Кузнецкого уезда.». По данным М.М. Котлярова, местность, в которой располагалась деревня Усть-Караканская, была затоплена Обским водохранилищем. Миненко указывает, что до 1717 года была построена деревня Караканская, позднее упоминающаяся в «ревизиях» 1717-1719 и 1744-1749 годов, но в «ревизии» 1782 года она уже не значится. Однако в «Списке населенных мест Колыванской области за 1782 г.» называется деревня Верхне-Караканская на реке Верхнем Каракане (территория Сузунского района). Н.А. Миненко отмечает, что «некоторые деревни со временем исчезали». Запустение всех поселений, история которых рассматривается нами в первые десятилетия их существования, объясняется уходом их строителей на юг Новосибирского Приобья и в Алтайское Приобье. По мнению исследователя, «главной причиной переездов [крестьян. - А.О.] был поиск свободных «угожих» пахотных мест». Так, начальство соседнего ведомства Чаусского острога в 1759 году докладывало в воеводскую канцелярию: «В здешних местах крестьяне, имеющие пашни и земли, оныя оставляют и вновь распахивают не по малому числу, и иные затем и деревни прежния втуне оставляют и, переезжая, в других местах селятся». Причинами перемещения многочисленных взрослых «казачьих детей» и крестьян являются также их стремление поступить на военную службу в алтайских крепостях и желание вести доходную промысловую охоту на пушных зверей, численность которых быстро сокращалась в местах их прежнего обитания в результате хищнической добычи соболя. После 1790 года ни одна из вышеназванных десяти деревень в «ревизиях» уже не упоминается. ПРИМЕЧАНИЕ: Статья основывается на данных из специальной исторической литературы и архивов, находящихся в городах Москве, Санкт-Петербурге, Тобольске, Тюмени, Томске, Омске, Новосибирске, Барнауле. Фотографии наиболее известных представителей родов заимствованы из семейных архивов и электронных ресурсов. Андрей ОБОРКИН Историко-краеведческое общество Искитимского района и г. Искитима.
Живоносный Источник №1 (13) 2018 год |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4102 |