16 февраля 1893 года - День утверждения места для строительства железнодорожного моста через Обь
В 1890 году была издана карта Военного топографического отдела Главного
штаба под редакцией полковника Большого, в которой указывалось
предпочтительное место, где Сибирская железная дорога должна пересечь
реку Обь.
Красная линия проходила по броду для скота немного ниже устья
реки Ини – там, где располагалось село Кривощековское. В конце августа
1891 года, когда основной объем изыскательских работ в намеченном районе
был уже выполнен, сюда приехали начальник Управления по сооружению
железных дорог МПС Константин Яковлевич Михайловский и действительный
статский советник, генерал Владимир Ильич Березин, будущий подрядчик на
строительстве моста. Они на месте рассмотрели гидрографические
материалы, которые представил командир изыскательского отряда
Викентий-Игнаций Роецки. Итогом совещания стало решение, которое
подтвердило изначальный вариант военных топографов. 16 февраля 1893 г. в
Петербурге на втором заседании Комитета Сибирской железной дороги под
председательством великого князя Николая Александровича было рассмотрено
соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич
согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной
дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С
этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь
больше не обсуждалось.
Город Новосибирск (Новониколаевск) возник на кабинетской земле. Кабинетские земли - это личная собственность императора России.
За
пользование такой землёй жители платили арендную плату. Вместе с ростом
города поднимались и арендные платежи. За 1 кв.сажень (1 сажень = 2.13
м) земли в 1910 году кабинет взимал 80 копеек (в 1893 году – 7 копеек). С
предпринимателей брали деньги за коммерческую деятельность. Власти
вмешивались в техническую и акционерную политику компаний и в любой
момент могли прервать договор об аренде. Купцы Савва Морозов, Бородин и
другие, ознакомившись с этими условиями, предпочли открыть предприятия в
других городах Сибири. Жители, осознавая, что такая ситуация может
привести к упадку хозяйства поселка, в 1901 году начали хлопотать о
выкупе кабинетских земель. 13 февраля 1903 года император Николай II
разрешил городу выкупить землю, но условия сделки согласовали лишь к
1907 году. В течение 20 лет город должен быть выплатить около миллиона
рублей.
Основную массу жителей составляли переселенцы. В конце
XIX века в поселок ежегодно прибывало 12 000 сезонных рабочих. Трудное
положение мигрантов, особенно в период голода 1891 – 1892 годов,
заставило правительство развернуть сеть стационарных точек для помощи
переселенцам. В 1895 году в Новониколаевске возник переселенческий
пункт. Он размещался вблизи станции на берегу Оби в сосновом бору
(современный Железнодорожный район). Переселенцы жили в бараках, между
которыми росли одинокие деревья. Бараки были огорожены забором, рядом
размещался медпункт. Со станции на пункт переселенцев водили
определенной дорогой, некоторые из них селились вдоль неё и образовали
Переселенческую улицу.
https://multiurok.ru/blog/khronika-novosibirska-1893-god-sobytiia-fevralia-1.html
https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/399286-16-fevralya-1893-goda-den-utverzhdeniya-mesta-dlya-stroitelstva-zheleznodorozhnogo-mosta-cherez-ob.html
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|