|
||||||||||||||
1918 год. Томск сдает оружиеАлексей Багаев
В феврале 1918 года в Советской России полным ходом шла реализация декретов, принятых ленинским правительством за короткое время. Законы о реформе образования, новых правилах орфографии и грамматики, об отделении церкви от государства и переходе на григорианский календарь нельзя считать заслугой лишь советских законотворцев. Все перечисленные декреты разрабатывались еще буржуазным Временным правительством и существовали в виде проектов, которыми и воспользовались (с дополнениями) Совет Народных Комиссаров, ВЦИК и другие органы управления Советской Республики. В Томске тексты декретов печатались в газете «Знамя Революции». Впрочем, к середине февраля 1918 года издание изменило формат и стало уделять больше внимания городским и губернским новостям. Вскоре после насильственного закрытия «Сибирской Жизни», редакция большевистской газеты отметила этот факт, напечатав некролог в адрес конкурента: Много зла принесла «Сибирская Жизнь» делу революции. Скверная, нехорошая колымага, скверные седоки с выпученными от ненависти глазами, скверные ядовитые плевки лжи, летящие от них, а вокруг, вслед за этою катафалкаю смердящего барского либерализма, с криками одобрения мчатся большие и малые предатели революции: кадеты и прочая нечисть. Надо было остановить всю эту кучу людей... И это сделано. Колымага разбита, седоки ушли на покой. Будем надеяться, что навсегда. Подобные злорадные публикации о крахе некогда самого популярного сибирского издания в февральских номерах «Знамени Революции» встречаются довольно часто, но больше внимания партийная газета уделяла актуальным и болезненным для Томска темам. В то время в призреваемых детских учреждениях сложилась катастрофическая ситуация. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать опубликованный акт комиссии обследовавшей приют на ул. Большой Подгорной, 10. В приюте содержится 135 детей в возрасте от одного года до 15 лет. Школьники за недостатком одежды прекратили ходить на занятия. Почти все ходят босиком. Зимнего платья нет совсем. Дети не выходят на улицу. Помещение переполнено. Воздух душный, затхлый. В приюте свирепствуют чесотка и золотуха. В таком положении находится большинство приютов в Сибирских Афинах. До октября 1917 года, несмотря на все трудности военной поры, в томских детских приютах такого кризиса не было. Эти учреждения находились под опекой попечительских советов, им помогали меценаты и благотворители. Дальнейшие политические события отложили решение вопроса о судьбах сирот до лучших времен. Детская беспризорность в годы гражданской войны достигнет чудовищных размеров. В начале 1918 года шло реформирование системы российского образования. Всем школам было присвоено наименование «Единая Трудовая Школа». Упразднялось разделение учебных заведений на начальные училища, гимназии, реальные, ремесленные и коммерческие училища. Советскую школу перевели на совместное обучение мальчиков и девочек, юношей и девушек. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) запрещалось преподавание в школах какого бы то ни было вероучения и исполнение религиозных обрядов. В Томске учителя и родители с особой тревогой восприняли решение властей о досрочном выпуске учащихся средних школ. Народный Комиссариат Просвещения настаивал на таком шаге по ряду причин: в виду продовольственного кризиса, из — за сложной политической обстановки и вследствие конфликтов старшеклассников с педагогами. «Знамя Революции» пыталось сгладить недовольство общественности, попутно обвиняя многих преподавателей образовательных учреждений в злонамеренном отношении к советской власти. О насилии над школой не может быть и речи. Всем же ясно, что многие учителя только на словах признают положение, что школа должна быть вне политики. В выпускных классах мы найдем полное отражение различных политических течений, которые владеют умами граждан. Поэтому человек, призванный учить и наставлять, не всегда остается бесстрастным и нейтральным, чтобы не потерять уважения воспитанников. В результате педагог начинает бороться с учениками — социалистами, сея злые семена. После вооруженного нападения грабителей на спичечную фабрику «Заря» и линчевания преступников исполком Томского совета рабочих и солдатских депутатов принял обязательное постановление «О ношении, хранении, покупке и продаже огнестрельного оружия». На руках у населения в тот момент было огромное количество стволов, которые использовались не только для самообороны. Бандитизм захлестнул Томск. Грабители применяли револьверы, винтовки, гранаты. С февраля 1918 года горожане могли владеть оружием только с разрешения властей. Ограничения не касались милиционеров и военнослужащих (хотя они часто фигурировали в криминальных хрониках). К лицам, не исполнившим обязательного постановления исполкома, применялись штрафные санкции: Виновные в нарушении постановления подвергаются тюремному заключению до трех месяцев или штрафу до пяти тысяч рублей. 17 февраля 1918 года «Знамя Революции» подтвердило слухи о самоубийстве генерала Каледина. Действительно, войсковой атаман Дона, один из лидеров Белого движения и герой Первой Мировой войны лишил себя жизни (застрелился). В предсмертной записке свой поступок Алексей Максимович Каледин объяснил «отказом казачества следовать за своим атаманом и бороться с советской властью». В первые месяцы после октябрьского переворота идеи большевизма нашли приверженцев среди широкой массы казаков, которые посчитали, что советская власть преследует только буржуазию. Ошибались станичники. Во время гражданской войны большевики проводили политику полной ликвидации сословия казаков. Эта политика привела к массовому террору. Самыми распространенными мерами тогда стали: карательные операции против населения станиц, захват заложников, полная конфискация хлеба. 29 января 1919 года вышла Директива ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах». В документе говорилось: ...признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы недопустимы. Необходимо провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим участие в борьбе с Советской властью.
Образование и Православие / tv2.today |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1580 |