Опубликовано 19.11.2017 в рубрике  Православное краеведение
 

История храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при станции Черепаново в Новосибирской области


И.Л. Ростовцева, В.А. Никифорова, Ю.В. Цурупо, г. Новосибирск
 
Статья посвящена истории здания Алексиевского храма, возведенного в 1914 г. в поселке строителей Алтайской железной дороги при станции Черепаново. Работая с архивными документами, авторы обна­ружили, что первым в поселке был возведен деревянный храм, и потому после строительства каменного Алексиевского храма действовали два прихода. В советские годы здание бывшего Алексиевского храма было перепрофилировано под клуб и под Дом пионеров, его внешний облик был значительно изменен, и после возвращения в 2006 г. в ведение РПЦ была проведена реконструкция здания. При выполнении авторами статьи обмерных чертежей современного здания храма было установлено несовпадение вертикальных осей симметрии в композиции верха и низа кафоликона, что говорит о разнице между восстановленным и пред­полагаемым первоначальным обликом церкви. Авторы статьи предполагают, что первоначально кафоликон церкви имел деревянное шатровое перекрытие с главкой на восьмигранном глухом барабане.
Традиция возведения храмов при станциях же­лезной дороги сложилась в России во второй поло­вине XIX в. с появлением и быстрым развитием же­лезнодорожного транспорта, а восходит она к более древней традиции строительства храмов и часовен на перекрестках дорог и пересечении улиц. Выбор правильного пути был связан у русского человека с молитвенным обращением к Богу. Жизнь большин­ства российских жителей была тесно связана с цер­ковью, где человека крестили, венчали и отпевали, где причащался он Святых Христовых Тайн. Именно поэтому и в Сибири, на станциях новых железных до­рог и в селениях при них строились храмы для нужд переселенцев, по их многочисленным просьбам.
С приходом советской власти на 80 лет об этой традиции забыли, но с возрождением в наши дни церковной жизни восстанавливаются и привокзаль­ные часовни и церкви. Так, с 2008 г. вновь стали совершаться службы в восстановленном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при железнодорожной станции Черепаново в Чере- пановском районе Новосибирской области [7].
Каменный Алексиевский храм был построен в 1914 г. и предназначался для строителей Алтайской железной дороги, проживавших в образованном ими пос. Свободный на месте будущей станции Черепа­ново, давшей в 1921 г. свое название и поселку. Как правило, приходы вновь построенных храмов не сра­зу становились самостоятельными, а были на про­тяжении ряда лет приписными к другому ближнему приходу. Делалось это во избежание обнищания дей­ствующего прихода, чтобы новый храм не оттянул сразу большое количество прихожан с их пожерт­вованиями к себе. Кроме того, приход не мог быть сразу открыт как самостоятельный, если не успели построить дома для священника и псаломщика либо просто не было еще священника, назначенного в этот приход. Так или иначе, сразу после завершения строительства Алексиевский храм был приписан ко храму в честь Вознесения Господня, расположенно­му в с. Ганюшкино Зимовье, поэтому служба в нем ввелась по праздникам специально прибывавшими из Вознесенского храма священниками [7].
В отличие от многих других церквей в Сибири в конце XIX — в начале XX в. здание Алексиевского храма было построено не по типовому проекту — по­пытка найти аналоги в атласах типовых проектов церквей не увенчалась успехом. На данный момент нам не удалось выявить автора проекта храма. Мож­но лишь сделать предположение, что это мог быть томский архитектор Болеслав Францевич Татарчух, назначенный с 1 июля 1912 г. архитектором Алтай­ской железной дороги [5]. По долгу службы Б.Ф. Татарчух рассматривал и подписывал все крупные проекты зданий, строившихся вдоль Алтайской же­лезной дороги. Вступив в должность в июле, Татар­чух мог до конца 1912 г. разработать проект церкви в пос. Свободном либо использовать уже имевший­ся, разработанный ранее проект, а строительные ра­боты могли начаться в летний сезон 1913 г. и быть закончены в 1914 г.
Б.Ф. Татарчух был выпускником Краковского высшего технического училища и с 1902 г. работал в Томске при управлении Средне-Сибирской желез­ной дороги [6, с. 118]. В списке его работ упомяну­ты «несколько церквей», в связи с чем мы и делаем предположение о гипотетически возможном автор­стве проекта храма [8].
Здание Алексиевского храма было возведено из кирпича на каменном фундаменте и представляло собой трапезный тип храма с расширенным относи­тельно основного объема притвором, без колоколь­ни и с прямоугольной алтарной абсидой. Отсутствие колокольни объясняется тем, что в поселке, по сви­детельствам местных жителей, сначала построили деревянный храм с колокольней, посвященный Ни­колаю Угоднику, а потом началось строительство каменного. Близость колокольни деревянного храма позволила не возводить каменную.
Эти данные подтверждаются архивными наход­ками. Так, в отчетах уполномоченного по делам Русской православной церкви при Новосибирском облисполкоме за 1950 г. в Черепановском районе при станции Черепаново указаны два храма. Здание Алексиевского храма охарактеризовано как «камен­ное прочное. Куполов нет, где намечался алтарь, там оборудована сцена. Никакой церковной утвари нет. Внешний вид церкви совершенно потерян» [4].
Баландинские чтения. — 2016 — Т. XI
Здание на тот момент было занято железнодорож­ным клубом. Во втором церковном здании «работает электростанция райисполкома» [Там же]. Об этом втором церковном здании известно, что по решению Новосибирского облисполкома за № 1282 от 29 сен­тября 1938 г. находившийся в нем приход закрыли, а само «здание разобрано и из стройматериалов цер­ковного здания и другого дома построена электро­станция на другом месте» [3]. Из текста следует, что речь идет о деревянном строении, то есть первый храм в пос. Свободном был именно деревянным.
Каменный Алексиевский храм прекратил свою де­ятельность еще раньше — в постановлении Ново­сибирского окрисполкома говорится «о закрытии мо­литвенного дома в Черепаново 12 июня 1930 г.» [2].
Прежде чем здание стало железнодорожным клу­бом, вероятно в конце 1930-х гг., в той его части, где убраны были купол и крест, пришлось переделывать перекрытие. Обращает на себя внимание разница в устройстве перекрытия над притвором и основной частью бывшего храма. Над притвором стропильные ноги и нижний пояс стропил выполнены из аккурат­но обработанного бруса, тогда как над центральной частью нижний пояс стропил сделан из бревен. Над притвором стропильные ноги опираются на дере­вянные мауэрлаты, лежащие на выступе стены, а над основной частью храма нижний пояс стропил установлен прямо на стены. Все это можно видеть на фотографиях храма, сделанных во время рекон­струкции здания [см. фотографии в источнике 7].
После 1950-х гг. здание бывшего Алексиевского храма было увеличено пристройкой, превосходив­шей его по площади, и использовалось как Дом пио­неров и Дом детского творчества. Так продолжалось до момента его передачи 30 марта 2006 г. в веде­ние Искитимской и Черепановской епархии РПЦ. За восстановление храма взялись игумен Кирилл (Скакальский) с мужского братией Черепановского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, также помощь оказала администрация Черепановского района [7]. Здание вновь приобре­ло вид храма (автором проекта реконструкции вы­ступила епархиальный архитектор Ирина Ивановна Руденко).
При знакомстве авторов статьи с архитектурой восстановленного храма (в процессе обмеров здания во время студенческой обмерной практики) было от­мечено очевидное несовпадение вертикальных осей симметрии верхней (от цоколя до карниза) и нижней (от карниза до главки с куполом) частей продоль­ных фасадов храма, что выглядело явным наруше­нием общих законов симметрии. В настоящей статье впервые делается анализ возможных вариантов за­вершения композиции центрального объема на про­дольных фасадах Алексиевского храма.
В поисках информации авторы обратились к ар­хиву Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ. В 1990 г. в ходе масштабной паспортизации памятников архитектуры и истории Новосибирской области рабочая группа кафедры ОАПИАиГ НАрхИ в составе С.Н. Баландина, Н.П. Жу- рина, Е.А. Смирновой и Н.Н. Филипповой работала в Черепановском районе. На станции Черепаново были осмотрены пристанционные здания и в их чис­ле церковь во имя святителя Алексия, митрополита
Московского. В музее хранится часть рабочих ма­териалов экспедиции, среди которых рисунок С.Н. Баландина, изображающий предположительный первоначальный вид храма в Черепаново (рис. 1). На рисунке приведены два возможных варианта пе­рекрытия кафоликона. Согласно первому варианту, храм мог быть увенчан куполом на широком вось­мигранном световом барабане; во втором варианте — низким восьмигранным куполом без барабана. На листе есть приписка «классицизм середины XVIII века» [9].
Архитектура храма действительно стилистически отличается от архитектуры зданий вокзала и казарм- общежитий на станции Черепаново, решенных в стилистике модерна. Признаком классицизма в ком­позиции фасадов здания является использование упрощенного ордера из пилястр. Самые крупные пи­лястры вертикально обрамляют каждую из основных частей храма — притвор, кафоликон и алтарь, пере­секают капителями профилированный карниз и упи­раются в край кровли храма. Более тонкие пилястры располагаются между арочными окнами и визуально поддерживают широкий профилированный карниз, выполняющий роль антаблемента; их капители от­даленно напоминают тосканский ордер.
В общей композиции продольных фасадов храма выделены, таким образом, четырехколонные пор­тики, по два на каждом фасаде. Один из портиков, на боковой стене притвора, завершен треугольным фронтоном с полуциркульным окном посередине, а значит, таким же образом должен был завершаться портик кафоликона — треугольным фронтоном или аттиком (рис. 2). На фотографиях здания до рекон­струкции видны только короткие аттики, высотой в 5 кирпичей, доходящие до предполагаемого фронтона или аттика центральной части (рис. 3).
В зданиях храмов с подобной композицией, по­строенных в стиле классицизма, четверик кафоли­кона поднимался до верхней точки треугольника фронтона, образуя основание для вырастающего из него объема восьмерика светового барабана или глухого восьмигранного купола. Именно так выгля­дела конструкция на рисунке С.Н. Баландина. Храмы классицизма преимущественно центрические, кре- стово-купольные, и нагрузка четверика в них при­ходится на опорные столбы, а Алексиевский храм — бесстолпный, и нагрузку в нем принимают внешние стены. Анализируя предложенные С.Н. Баландиным варианты, авторы обратились к «Атласу планов и фасадов церквей...» и нашли ряд проектов (напри­мер, № 6, 7, 24, 25], в которых кафоликон завершен восьмилотковым куполом, но в таком случае при его устройстве из кирпича углы квадрата кафоликона усиливались за счет утолщения стен для равномер­ного распределения нагрузки от купола [1, с. 5—6, 28—29]. В Алексиевском храме такого утолщения стен не зафиксировано. Кроме того, западная и вос­точная стены четверика Алексиевского храма не имели под собой опорной стены и могли опираться только на балки, лежащие между северной и южной стенами, а балки не могли бы выдержать тяжесть кирпичной стены. На основании всего сказанного, мы утверждаем, что перекрытие кафоликона могло быть только деревянным.
Основной объем протяженного здания храма мог быть перекрыт так же, как сейчас, — простой двускатной кровлей на стропилах, а по средней ли­нии квадрата кафоликона, перпендикулярно коньку кровли, могла располагаться двускатная крыша, за­вершавшаяся треугольными фронтонами на южном и северном фасадах. Опиравшийся на нее шатер мог быть восьмигранным или четырехгранным снаружи, а внутри быть устроен по принципу «неба», как в деревянных храмах Русского Севера и в проектах деревянных церквей из «Атласа...» (рис. 4). Главка, венчавшая такую кровлю, была, вероятно, водру­жена на глухой восьмигранный барабан. В процессе разрушения здания и приспособления его под новые нужды перекрытие центрального объема было унич­тожено, чтобы ничто не напоминало о прежнем на­значении здания.
Рассмотрев несколько вариантов первоначально­го вида храма, мы остановились на том, что в раз­работанном И.И. Руденко проекте реконструкции Алексиевского храма перекрытие отличается от пер­воначального только местоположением оси главки, смещенной с оси кафоликона к алтарю, в результа­те чего нарушилась центральная симметрия фасада кафоликона. Кроме деревянных конструкций, в но­вом перекрытии использован металл и современные строительные материалы.
На сегодня наши версии о том, как мог быть пе­рекрыт кафоликон, остаются гипотезами, до момен­та нахождения проектных чертежей храма или его фотографии до разрушения. С уверенностью можно утверждать лишь то, что первоначальные конструк­ции перекрытия были деревянными.
История Алексиевского храма типична для рус­ских православных церквей в XX в. После закрытия церкви власти приложили усилия к тому, чтобы при­дать зданию вид, ничем не напоминающий храм. По­скольку стены храма были кирпичными, ограничи­лись уничтожением деревянных конструкций главки
с куполом и аттиков на северном и южном фасадах. Общее возрождение Русской православной церкви, начавшееся после празднования в 1988 г. Тысяче­летия Крещения Руси, непосредственно коснулось Черепановского храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, только в первом десяти­летии XXI в., когда после реконструкции здания в его стенах вновь возносятся молитвы Богу.
Список использованных источников
1.         Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях / Издание Святей­шего синода. — М.: Синодальная типография, 1899. -50 с.
2.         Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX — начало XX века). — Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. — 169 с.
3.         ГАНО. Ф. Р-47. On. 1. Д. 812. Л. 100.
4.         ГАНО. Ф. Р-1418. On. 1. Д. 15. Л. 12.
5.         ГАНО. Ф. 1418. On. 1, Д. 37. Л. 26.
6.         ГАТО. Ф. 438. On. 1. Д. 403. Л. 1.
7.         История храма // Официальный сайт Соборно­го храма во имя святителя Алексия, митрополи­та Московского. — [Электронный ресурс]. — URL: http://alexsobor.ru/hram/istoriya/ (дата обращения: 6.07.2016).
8.         Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Ба­ландина НГУАДИ, Фонд «Архитектура Новосибир­ской области», коллекция «Материалы экспедиций по выявлению памятников архитектуры в Новоси­бирской области 1988—1992 гг.», 1990 г.
9.         Татарчух, Болеслав Францевич. Википедия. — [Электронный ресурс]. — URL: :https://ru.wikipedia. огд/\мк1/Татарчух,_Болеслав_Францевич
 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1760

Ключевые слова: Ирина Ростовцева

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031