Опубликовано 09.11.2017 в рубрике  Православное краеведение
 

Свет веры


С возрождением православной веры возвращаются в нашу жизнь и, некогда забытые, праздники и даты. День Крещения Руси традиционно отмечался в царской России 28 июля. Позже большевистская власть постаралась об этом празднике забыть. И лишь 1988 году, компартия все-таки разрешила отметить 1000-летний юбилей великого события. За прошедшие годы день памяти Святого равноапостольного Великого князя Владимира и каждая годовщина со дня Крещения Руси – становится символом верности духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки.

Прославилась и алтайская земля святыми подвижниками православной веры, передававшими глубокое богословское наследие Древней Руси русским переселенцам и коренным жителям Сибири. Газета «Аргументы и Факты на Алтае» начинает проект «Храмы Алтая», в рамках которого мы будем рассказывать об истории разрушенных, восстановленных и вновь построенных храмов, церквей и часовен нашего края. Мы расскажем вам о благотворителях и простых людях, чьими усилиями возвращается на алтайскую землю свет веры наших отцов.


 

Крепостью веры

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви появились здесь в первой половине XVIII века – во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм – Петро-Павловский собор – был построен в Барнауле в 1774 году.

Центром Алтайской духовной миссии стал город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский) за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.

И в последующие годы Алтайской духовной миссией руководили видные подвижники, их помощниками и деятельнейшими сотрудниками становились известные миссионеры. К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске.

В Барнауле находился крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек.

Монастырь имел 3 церкви (в том числе каменный Казанский собор в живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские. Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) во второй половине XIX века было создано Бийское катехизаторское училище и открыто Барнаульское духовное училище.

Возрождение

Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены. Большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты. Многие из них были разорены и уничтожены. От более чем 450 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске. Возрождение православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века.

По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания великие святыни Алтайской земли. Были восстановлены в памяти и явились людям свидетельства великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных мирян.

СПРАВКА:

В Барнауле до 1917 года действовало 17 православных храмов. В 20-30-е годы XX века все они были закрыты, часть разрушена и обезображена.

Полностью были разрушены:

- Петропавловский собор (1774 г.)

- Одигитриевская церковь (1815 г.)

- Иоанно-Предтеченская церковь, кладбищенская, приписная к Петро-Павловскому собору (1857 г.)

- Свято-Троицкая церковь, приписная к Знаменской церкви (1912 г.) Эти храмы на сегодняшний день не восстановлены.

Восстановлены:

- Покровский собор.

- Никольская церковь

 - Знаменская церковь;

- Дмитриевская церковь (восстанавливается);

По Алтайскому округу к 1917 году насчитывалось 480 церквей, 47 молитвенных домов, 30 часовен и 8 походных церквей (данные ученых-историков АлтГУ).

Святые

Незабвенный

Архимандрит Макарий положил твердое основание святой и животворной веры на Алтае Преподобный Макарий, архимандрит (1792 — 1847 гг.) — основатель Алтайской Духовной Миссии. Обучался в Вяземском духовном училище и Смоленской Духовной Семинарии. В 1817 году закончил Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. Через три года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря.

В конце 1825 года переселился в Глинскую пустынь. 5 июля 1829 года выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова). Отправляясь в далекий Алтай, основатель Миссии отказался от материального вознаграждения за свои миссионерские труды. Единственным стабильным источником дохода была его магистерская стипендия в 350 руб. в год, но скудость средств не стала препятствием для проповеди Евангелия. В 1830 году, 7 сентября, отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания Миссии.

За четырнадцать лет пребывания архимандрита Макария в должности начальника Миссии было основано три миссионерских стана: в Майме (1831г.), Улале (1834г.) и Мыюте (1839г.). В 1838г. «новокрещеные инородцы и другие православные христиане, живущие в Улалинском селении построили настоящую церковь». Наибольшие пожертвования на ее строительство внесли купец третьей гильдии Андрей Михайлович Шустин (334 руб. 92 коп.) и «инородец» Карп Еремеевич Парасев (323 руб. 55 коп). Первая православная церковь Горного Алтая была освящена в честь Всемилостивого Спаса.

Отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и столько же их детей. Новокрещеные христиане на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике – «Незабвенном», как называли его. Преподобный Макарий скончался в 1847 году в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были устроены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.

Апостол Алтая

Святитель Макарий стал автором первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке Макарий, митрополит Алтайский, в миру Михаил Андреевич Невский (1 октября 1835 г. — 16 февраля 1926 г.). Сын бедного причетника Владимирской епархии. Окончил Тобольскую Духовную Семинарию. В 1855 г. поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. Скромный подвижник Макарий обучал детей в миссионерских школах Чемала и Улалы.

В 1867-1868 гг. находился в Санкт-Петербурге для напечатания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке. Макарий Невский отличался строгой аскетической жизнью и был подражателем подвигов основателя Алтайской Духовной Миссии преподобного архимандрита Макария Глухарева. Трудился Святитель в Алтайской Духовной Миссии 36 лет (1855 – 1891 гг.), а затем до самой кончины был ее попечителем и духовным руководителем.

Святитель Макарий заслужил среди современников именования "апостола Алтая” и "патриарха алтайских миссионеров”. Он был замечательным проповедником, крупным духовным писателем и переводчиком. В 1917 году Макарий Невский решением Временного правительства был уволен из состава Святейшего Синода, а затем смещен с Московской кафедры. Святителю Макарию в 1920 году, по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, был присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе причислен к лику святых.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1721


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930