|
||||||||||||||
80 лет Новосибирской области28 сентября 1937 года вышло постановление ЦИК СССР «О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край». К Новосибирской области было отнесено 58 районов (из 113 районов края по состоянию на октябрь 1936 г.) и Нарымский округ с 8 районами. То есть, в момент образования область включала в себя территории современных Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. [3] В справке областной плановой комиссии руководству области (составлена
не ранее октября 1937 г.) написано, в частности, следующее. «К началу
1937 г. население области исчислялось в 4 186 тыс. чел. […]
Новосибирская область, расположенная на территории, превышающей
территорию, занимаемую в Европе любой державой (Новосибирская область –
595 тыс. кв. км, Франция – 551 тыс., Германия – 472 тыс. […]),
представляет собой мощный хозяйственный комплекс с крупной индустрией и
широко развитым основательно механизированным сельским хозяйством.
Вместе с тем мощная сырьевая база и энергетические ресурсы Новосибирской
области […] дают основания предполагать, что в течение ближайших лет
она будет в состоянии […] конкурировать с крупными промышленными
областями Союза». [6]
Сентябрьское Постановление 1937 года стало отправной точкой в создании
на востоке страны крупного хозяйственного района, в границах которого
действовал полный технологический цикл – от производства или добычи
сырья до выпуска готовой промышленной продукции. Сравнительно высокий
уровень развития региональной экономики был обеспечен реализацией двух
первых пятилетних планов (1928–1937), направленных на расширение и
модернизацию её мощностей.
В конце 1930-х годов народное хозяйство Новосибирской области
представляло собой сложный производственный комплекс, опиравшийся на
мощную ресурсную базу. Одним из его базовых секторов являлись отрасли,
связанные с получением и переработкой сельскохозяйственного сырья. В
предвоенные годы Барабинская степь и северная часть Кулунды превратились
в областную житницу, дававшую основные урожаи зерновых культур. В 1939
г. их средняя урожайность составляла 12,9 ц/га, что в 1,8 раза превышало
уровень 1913 г. Несмотря на периодические неурожаи, к началу 1940-х
годов валовой сбор зерна достиг 1 млн т [7]. Благодаря успехам
хлеборобов выросло производство главного пищевого продукта. Если в СССР в
начале третьей пятилетки (1938) на душу населения выпекалось 97,4 кг
хлебобулочных изделий, то во вновь образованной области – 123,1 кг [9].
В рассматриваемый период в регионе развивались также мясомолочное
животноводство и маслоделие. В 1937–1940 годах поголовье крупного
рогатого скота выросло с 1,55 до 1,71 млн голов, овец и коз – с 1,26 до
2,02 млн, свиней – с 0,52 до 0,77 млн голов [7]. В 1938 г. в области
произведено на душу населения 7,2 кг мяса и 3,8 кг масла (в целом по
СССР – 6,7 и 1,16 кг) [9]. Эти данные свидетельствуют, прежде всего, о
достижениях барабинских маслоделов, опережавших своих коллег из других
районов страны. Прочная продовольственная база, созданная в регионе в
годы третьей пятилетки, имела огромное значение для снабжения в военное
время действующей армии и городского населения.
Сырьевой вектор экономического подъёма имел не только аграрную, но и
индустриальную направленность. Область являлась обширной кладовой
природных ресурсов, использовавшихся в промышленных целях. В северных
районах (Нарым) были сосредоточены обширные лесные массивы. Здесь
заготавливалась древесина, которая перерабатывалась затем на
деревообрабатывающих предприятиях (Асино, Колпашево1). На
востоке и юго-востоке располагался Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс),
служивший основой для топливодобывающей индустрии. В 1938 г. кузбасские
шахтёры дали 13,04 % угля [9], добытого в стране, в 1940 г. – 12,7 %
[5]. К началу войны только Донбасс обладал более высокой долей в общей
угледобыче (51,7 %) [5]. Наличие кузнецкого чёрного золота обусловило
рост производства электроэнергии в Новосибирской области с 22,4 млн руб.
в 1937 г. до 43,6 млн руб. в 1939 г. (в неизменных ценах 1926/27 гг.). К
концу 1930-х местная энергетика превысила общесоюзные показатели по
выработке на душу населения (282,5 и 232 кВт•ч соответственно) [9].
Динамично развивающийся ТЭК создавал предпосылки для размещения в годы
войны за Уралом заводов, эвакуированных из прифронтовых районов.
Наряду с угледобычей, на юге Кузбасса осуществлялась разработка рудных
месторождений. Интенсивная эксплуатация подобных месторождений велась в
Горной Шории, где добывались руды чёрных и цветных металлов, которые
использовались в качестве сырья в металлургии (Сталинск, Гурьевск,
Белово2). В начале второй пятилетки на территории
Новосибирской области выпускалось 5,4 % чугуна, 3,8 % стали и 3,8 %
проката, изготовленного в СССР, в начале же третьей – 10,4, 9,4 и 8,8 %
соответственно [9]. По выпуску такой продукции регион занимал третье
место в стране после Донбасса и Урала.
Переработка природного сырья в топливо, энергию и металл позволяла
перейти к созданию машиностроительного комплекса. В предвоенные годы в
области производилась техника, применявшаяся, прежде всего, в
ресурсодобывающих секторах народного хозяйства. В Киселёвске и
Прокопьевске3 выпускалось оборудование для угледобычи, в
Новосибирске – техника для обогащения руды и металлообрабатывающие
станки. В это же время заложены основы оборонной индустрии. Итог
1938–1940 годов в новосибирском авиастроении – около 900 боевых
самолётов, в промышленности боеприпасов – 330 тыс. снарядов, 415 тыс.
взрывателей и 26 млн патронов. (Хотя вклад местного военпрома в
укрепление обороноспособности Советского Союза был весьма невелик: в
продукции авиапромышленности страны – 0,7 %, боеприпасной – 1,5 %. В
целом развёртывание в регионе крупномасштабного выпуска боевой техники и
боеприпасов произошло уже в военные годы.)
Одной из новых отраслей, наряду с машиностроением, стала химическая
промышленность. В Кузбассе за счёт коксующихся углей организовывалось
производство синтетического каучука, необходимое для выпуска резины и
резиновых изделий. На основе коксового газа налаживалось получение
азотных соединений, служивших сырьевым компонентом при изготовлении
взрывчатых веществ. Кузбасская азотно-туковая химия являлась
производственным направлением, изначально ориентированным на тесную
кооперацию с формировавшейся индустрией пироксилиновых порохов
(Кемерово). В результате закладывался фундамент одного из крупных
многоотраслевых комплексов, конечной продукцией которого являлись
артиллерийские боеприпасы.
Предвоенный экономический бум в Новосибирской области сопровождался
ростом индустриального строительства. В рамках третьего пятилетнего
плана на востоке СССР осуществлялась программа по сооружению
производственных объектов, которые должны были дублировать выпуск
изделий, производившихся на предприятиях европейской части страны. В
1938–1940 годах во вновь образованном регионе действовало более 40
промышленных строек, где возводились угольные шахты, металлургические,
машиностроительные, химические заводы [4].
Развитие региональной экономики стимулировало активное использование
сети транспортных коммуникаций. Ведущее место в ней занимала
Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая всю область в
единое хозяйственное пространство. По её стальным нитям осуществлялась
доставка сырья и материалов на заводы и фабрики, а также миграционное
движение между городами, между сельскими районами и городами. С 1937 по
1939 г. объём грузовых перевозок по Томской железной дороге вырос с 39,5
до 44,7 млн т, пассажирских перевозок – с 13,3 до 16,2 млн чел. [9].
Только за эти годы масштабы грузоперевозок на поездах увеличились в
полтора раза, пассажироперевозок – в два раза. В годы войны
железнодорожная сеть превратилась в важнейшую транспортную артерию,
обеспечившую как
эвакуацию предприятий и населения, так и доставку на фронт боевых резервов, вооружения и боеприпасов.
Наличие в регионе судоходных рек (Обь, Томь и др.) позволяло
осуществлять перевозки и водным путём. Хотя по сравнению с железными
дорогами, водный транспорт играл менее существенную роль. Ещё меньшее
значение имели автомобильное движение и авиация, на которые приходилась
небольшая доля
грузовых и пассажирских потоков. Вместе с тем, в предвоенное время
Новосибирская область обладала разветвлённой транспортной
инфраструктурой, являвшейся одним из факторов её экономического
развития.
Таким образом, в конце 1930-х годов в Новосибирской области
существовало три экономические зоны. Это – связанные между собой
производственной кооперацией – центр (Новосибирск), восток и юго-восток
(Кузбасс), где добывались полезные ископаемые, и осуществлялась их
переработка в электроэнергию
и сырьё, за счёт которых выпускалась конечная продукция (от
оборудования до самолётов и порохов); север (Нарымский край и
примыкающие к нему с юга районы), ориентированный на лесозаготовки и
обработку древесины; юго-запад (Бараба и Кулунда) с опорой на сельское
хозяйство и производство продовольственных товаров. С такой
хозяйственно-территориальной структурой регион вступил в Великую
Отечественную войну.
В это время в связи с ростом военной индустрии он был дважды
разукрупнён. Указом ПВС СССР от 26.01.1943 из состава Новосибирской
области выделилась Кемеровская,
Указом от 13.08.1944 из состава Новосибирской и Кемеровской областей –
Томская. Ещё до войны, в 1939 г., и в 1944 году к Новосибирской области
была присоединена часть территории Алтайского края: Кочковский район,
Андреевский, Веселовский4, Карасукский и Краснозёрский
районы.[3] В результате область получила территорию, которая практически
совпадает с современными границами и имеет площадь 178,2 тыс. кв. км.
[2]
За семьдесят лет, прошедших со дня Победы над фашизмом, областная
экономика претерпела огромные изменения. После
административно-территориальных преобразований 1943–1944 годов основным
центром хозяйственной жизни региона стал Новосибирск. Получив мощный
импульс в условиях военной поры, город продолжал интенсивно развиваться и
в послевоенные десятилетия. Во второй половине 1940-х – конце 1980-х
основу его промышленности составляло военное и гражданское
машиностроение, опиравшееся на научно-образовательный комплекс. Что
касается районов и городов областного подчинения, оставшихся в составе
области, то они сохраняли в основном агропромышленную специфику. Лишь в
отдельных местах разрабатывались месторождения нефти (Северный район) и
строительного сырья (Искитимский район). Вплоть до распада СССР в
структуре регионального хозяйства преобладали наукоёмкие отрасли,
производившие готовую высокотехнологичную продукцию.
Подобная экономическая структура в итоге оказалась роковой для
индустриально высокоразвитой Новосибирской области. Радикальные рыночные
реформы 1990-х годов привели к моментальному разрыву сложившихся в
Советском Союзе технологических цепочек, в которые были включены ведущие
новосибирские предприятия. Нарушение работы хозяйственного механизма
привело к лавинообразному спаду промышленного производства. Его
адаптация к рынку носила весьма болезненный характер и сопровождалась
резким сужением сферы применения наукоёмких технологий. В этих условиях
на первое место вышли торговля и услуги, ставшие основными нишами для
развития постсоветского предпринимательства.
В начале XXI века на волне общероссийской стабилизации Новосибирской
области удалось выйти из кризисного пике. Началось быстрое
восстановление традиционных отраслей – промышленности, строительства,
транспорта, сельского хозяйства. Несмотря на циклические кризисы (1998,
2008–2009, 2014–2016 гг.), регион демонстрирует положительную динамику
хозяйственного развития. Наиболее показательно об этом свидетельствуют
статистические данные за последние несколько лет. В 2010–2014 годах
совокупный оборот местных предприятий и фирм по всем видам экономической
деятельности вырос с 895,1 до 1275,6 млрд руб. или на 42,5 %. Однако
источники данного роста кардинально отличаются от тех, которые
существовали в советский период. В первой половине 2010-х годов в
экономике заметно увеличилась доля торговли и технического обслуживания –
с 37,5 до 46,5 %. В то же время удельный вес обрабатывающих производств
сократился с 16,2 до 14,7 %, производства и распределения
электроэнергии, газа и воды – с 12,8 до 8,5 %, добычи полезных
ископаемых – с 1,8 до 1,7 %, строительства – с 4,3 до 3,3 %, транспорта и
связи – с 20,0 до 17,6 % [1]. Несмотря на частичное возрождение
хозяйственного потенциала, продолжается тенденция к его
деиндустриализации. Происходит медленная деградация и утрата уцелевших
остатков советского «индустриального чуда», обеспечившего когда-то
технологический прорыв области от добычи и переработки минерального
сырья к выпуску сложных машин, а затем и электроники.
Но наряду с негативными, постепенно проявляются и позитивные тенденции
экономического развития. Символом положительных перемен является
Технопарк, недавно
построенный в новосибирском Академгородке. Его инфраструктура призвана
обеспечить прикладные разработки в области приборостроения,
информационных технологий, биотехнологий и биомедицины, нанотехнологий и
новых материалов. Эти разработки должны стать основой для
инновационного бизнеса,
способного дать современному потребительскому рынку высокотехнологичные
товары, имеющие высокую рентабельность. Но для достижения этой цели
необходимы соответствующие производственные мощности, которых в регионе
пока нет. Решение данной проблемы может обеспечить программа
реиндустриализации, разработанная областным правительством в 2015 году.
От степени её реализации зависят дальнейшие перспективы развития
региональной экономики, находящейся перед непростым выбором:
окончательно превратиться в большой «торгово-развлекательный центр» или
подняться на уровень инновационных технологий XXI века в промышленном
масштабе.
Романов Р.Е. Новосибирская область: 80 лет со дня образования //
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2017
1 Ныне города Томской области.
2 Новокузнецк (бывший Сталинск), Гурьевск и Белово – города Кемеровской области.
3 Ныне – города Кемеровской области.
4 В 1963 г. в связи с укрупнением районов Новосибирской области
Андреевский район включён в состав Карасукского района, сельсоветы
Веселовского – переданы в Карасукский и Краснозёрский районы.
ИСТОЧНИКИ:
1. НОВОСИБИРСКАЯ область в цифрах, 2014 : стат. ежегодник : (по кат.
1.12) / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы
гос. статистики по Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и.], 2015. – 132 с.
: граф., табл. – См. с. 18.
2. БИРЮКОВ А.Д. Новосибирская область / А.Д. Бирюков, В.А. Зверев, Л.В.
Лбова // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 2.
– С. 499–505. – См. с. 499.
3. СПРАВОЧНИК по административно-территориальному устройству
Новосибирской области, 1937–2006 гг. / Упр. гос. арх. службы Новосиб.
обл., Гос. арх. Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и], 2007. – 601, [1]
с. : ил. – См. с. 17, 34, 50, 63, 72, 131.
4. ОБОРОННАЯ промышленность Новосибирской области в годы Великой
Отечественной войны : док. науч. изд. / Упр. гос. арх. службы Новосиб.
обл., ОГУ «Гос. арх. Новосиб. обл.», Ин-т истории СО РАН. – Новосибирск :
ОГУ «ГАНО», 2005. – 872, [1] с. : ил., табл., [8] л. ил. – См. с. 46.
5. ПАРАМОНОВ В.Н. Россия в 1941–1945 гг.: проблемы индустриального
развития. – Самара : Самар. гос. мед. ун-т, 1999. – 560 с. – См. с. 243.
6. «НОВОСИБИРСКАЯ область… представляет собой мощный хозяйственный
комплекс…» // Наша малая родина : хрестоматия по истории Новосиб. обл.,
1921–1991. – Новосибирск, 1997. – С. 156–159. – См. с. 156, 157.
7. ГОНЧАРОВ П.Л. Сельское хозяйство и аграрная наука в Сибири и
Новосибирской области // Страницы истории Новосибирской области : Люди,
события, культура : I обл. науч.-практ. конф. краеведов : тез. докл. и
сообщ. – М., 1995. – Ч. 2. – С. 5–7. – См. с. 5.
8. РАБОЧИЙ класс Сибири в период упрочения и развития социализма / В.В.
Алексеев [и др.] ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и
философии. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1984. – 376 с., [8] л.
ил. – (История рабочего класса Сибири).
9. НОВОСИБИРСКАЯ область в 1939 г. : стат. сб. Новосиб. обл. плановой
комис. – Новосибирск : [б. и.], 1940. – 300, [4] с. – См. с. 124, 125,
232, 233.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. ОСНОВНЫЕ направления социально-экономического развития Новосибирской
области : Экономика. Соц. сфера. Система упр. : Новосиб. обл. Новые
пути развития / Правительство Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и.],
2016. – 179 с. : ил., табл., диагр.
2. НОВОСИБИРСКАЯ область : атлас. – Новосибирск : Картогр. ф-ка, 2013. – 127, [1] с. : ил.
3. НОВОСИБИРСКАЯ область. 75 лет : Люди, события, факты / Правительство
Новосиб. обл. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2012. – 639 с. :
ил., портр. – Разд.: Краткий очерк истории Новосибирской области / А.А.
Николаев. – С. 7–40; Полвека созидания и роста : Новосиб. обл. в
1937–1990 гг. : [из публикаций обл. газ. «Совет. Сибирь»]. – С. 41–564;
На изломе исторического пути : Новосиб. обл. в 1991–2011 гг. : [ст.
«Исходное состояние и движущие силы трансформации», «Хронология
некоторых событий», «Макроэкономические изменения[…]»] / А.А.
Кисельников [и др.]
4. НОВОСИБИРСКАЯ область : 75 лет со дня образования / подгот. Л.М.
Харчук // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской
области, 2012 год. – Новосибирск, 2011. – С. 217–219. – Библиогр.: с.
219. – О географическом положении и современном социально-экономическом
развитии области.
5. АНФИНОГЕНОВА Н.М. 70 лет со дня образования Новосибирской области
(1937) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской
области, 2007 год. – Новосибирск, 2006. – С. 139–141. – Библиогр.: с.
141–143. – Об истории административно-территориальных преобразований в
границах современной Новосибирской области (с 1917 г.).
Образование и Православие / http://kraeved.ngonb.ru/node/9182 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1592 |