Школьные годы
Надежда Мацакова – выпускница усть-вымской школы. В годы учебы она вместе с мамой, учителем истории Галиной Алексеевной, стала собирать сведения о священниках, которые служили в родном селе и погибли в годы репрессий.
Из Усть-Выми – в Санкт-Петербург
Школу девушка окончила с золотой медалью, а работа по восстановлению биографии священномученика с историками и в архивах Республики Коми помогла определиться с выбором будущего вуза. К удивлению своей мамы, Надежда выбрала для продолжения образования… Санкт-Петербургский университет МВД и окончила его с отличием.
Но и в городе на Неве девушка не прекратила своих штудий. Её по-прежнему интересовала история священномученика Павла Малиновского. И во время учебы на III курсе факультета подготовки следственных работников курсант Надежда Мацакова выступила с докладом, посвященном новомученику из родного села Усть-Вымь Павлу Малиновскому «Расстрелян за веру и правду», на Десятом конкурсе научных работ студентов и аспирантов памяти Г.В. Старовойтовой. Это исследование заслужило высокую оценку жюри конкурса, а его автор, Надежда Мацакова, была удостоена первой премии.
О времени своей работы над историей жизни и подвига новомученика Надежда вспомнила, пообщавшись со мной по скайпу, ведь в настоящее время моя собеседница проживает в Австрии.
К истории исследования
– Почему именно священномученик Павел Малиновский заинтересовал тебя, и ты продолжила работу по этой теме и в студенческие годы? – интересуюсь у Надежды.
– Судьба этого священника – яркий пример того, как политические репрессии повлияли на историю нашей страны, на историю каждого города и деревни и моего родного села Усть-Вымь, – объясняет Надежда.
Неотъемлемой частью работы исследовательницы стали воспоминания о священномученике старожилов села Усть-Вымь, которые Надежда записала еще в школьные годы. Но благодаря их рассказам удалось тогда еще ученице усть-вымской школы составить словесный портрет отца Павла и выяснить подробности жизни его семьи. Батюшка был высоким, с красивым, бархатным голосом, порядочным, добрым человеком. Он был женат на Афанасии – дочери священника, служившего в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, отца Павла Мотохова. Из года в год семья увеличивалась. У Малиновских было 13 детей. После рождения 13-го ребенка матушка Афанасия умерла. Все заботы о воспитании детей легли на плечи отца Павла.
Поделилась Надежда со мной и тем, как непросто было записать воспоминания старожилов:
– Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я где-то случайно не упомянула в своей работе ту или иную фамилию. Люди до сих пор боялись. В некоторых домах все еще висели на стенах портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках, аккуратно обернутых фольгой из-под чая.
Но уже в школьном исследовании Надежды слышится грусть:
– Пока писала работу о священнике, – рассказывает Надежда, – мы всем селом проводили в последний путь активнейших моих помощников: Валентину Павловну Логинову 1924 г.р. и Ксению Ивановну Подорову 1914 г.р.
О чем рассказали архивы
Значительно дополнить исследовательский труд помогла работа Мацаковой в архивах. Читая пожелтевшие клировые ведомости (документы о службе лиц духовного сословия) в Национальном архиве Республики Коми, исследовательнице удалось восстановить дореволюционную биографию священномученика Павла Малиновского.
– Еду в Сыктывкар, в Национальный архив Республики Коми, – вспоминает Надежда годы работы над биографией священномученика Павла, – листаю пожелтевшие от времени листы клировых ведомостей:
«Малиновский Павел Васильевич, протоиерей. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента. 13 декабря 1894 года назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского духовного училища, в каковой состоял до 31 декабря 1897 года. Епископом Вологодским и Тотемским Алексием 14 ноября 1897 года определен на должность священника Усть-Вымской Благовещенской церкви. Состоял настоятелем Усть-Вымской Благовещенской церкви до ее закрытия в 1933 году».
Начало гонений
– Преследование духовенства началось в 1918 году. «Служители культа» вытеснялись из общества, – продолжает Надежда.
Из документов Национального архива удается моей собеседнице восстановить события начала гонения на священномученика Павла Малиновского. Так, в 1918 году он был обложен контрибуцией в 500 рублей. В 1921 году привлекался за то, что не сдавал церковные ценности. В 1936 году привлекался к ответственности по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.
Как мог сдать больной шестидесятилетний священник 250 килограммов мяса?
– В 1930-е годы «служители культа» были приравнены к кулакам. Их, как единоличников, облагали непосильными налогами. Из документов Нацархива Коми выясняю, что Павла Васильевича Малиновского неоднократно штрафовали за несдачу продналога, – комментирует Надежда полученные сведения. – Как же мог сдать больной шестидесятилетний священник 250 килограммов мяса? Я видела справку, выданную врачом в октябре 1934 года:
«П.В. Малиновский – инвалид II группы. Может выполнять легкие физические работы. Диагноз: порок сердца, общий артериальный склероз, грыжа».
Роковым для отца Павла Малиновского, как и для многих священников Коми края, стал 1937 год. Можно предположить, что сверху была отдана команда приступить к ликвидации местного духовенства, потому что все аресты и приговоры приходятся на очень небольшой отрезок времени – август-сентябрь 1937 года.
Дело № 6058
Основной массив фактов о священномученике Павле Малиновском был добыт семьей Мацаковых в архиве управления ФСБ по Республике Коми.
– Дело отца Павла Малиновского мы держали в руках, – рассказала мама Надежды, Галина Мацакова. – На его изучение нам дали определенное время. Некоторые листы были и вовсе недоступны для изучения. Фотографировать, делать копии тогда нельзя было.
Дочь читала вслух материалы дела, а я быстро записывала.
Санкция на арест, обыск, протокол обыска, постановление об избрании меры пресечения и предъявление обвинения, анкета обвиняемого, протокол допросов, обвинительное заключение и выписка из протокола с постановлением: «Расстрелять. Дело сдать в архив»…
Но из понятной и привычной череды процедурных документов выбивается один документ: третий лист содержит ордер на арест и обыск. Студентка университета МВД обращает внимание на странное обстоятельство:
– Почему в качестве понятого на обыске присутствовал житель деревни Арабач, которая находится в 40 километрах от Усть-Выми? – вопрошает автор исследования.
Объяснение спорному моменту Мацакова находит в беседе со старожилами:
– Усть-вымчане очень уважали священника и не хотели брать грех на душу. Никому не хотелось видеть унижение ни в чем не повинного человека. В маленьких населенных пунктах люди знают друг друга, и все село отвернулось бы от совершившего такой поступок.
Погрузившись в изучение протокола допросов, Надежда пыталась выяснить, какую «контрреволюционную агитацию» вел священник:
«Вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в деревне Казанский Иб»
– Обвинялся священник, в частности, в том, что систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в деревне Казанский Иб, не хотел сдавать церковные ценности, говорил о приближении войны, вел агитацию о перемене власти… Вот за это и стал он «врагом народа»! – возмущается Надежда.
Батюшка вину признал частично. Надежду Мацакову этот факт не удивил. По словам исследовательницы, следователи УНКВД выбивали признание из любого арестованного. А здесь перед ними оказался 63-летний инвалид II группы.
Ошибка следствия?
Обращает внимание Мацакова и на то, что дело было сфабриковано очень быстро, на это указывает допущенная ошибка:
– Меня смутила выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР, в которой было написано, что Малиновский Павел Васильевич привлекался два раза по статье 58-10 УК РСФСР. Но в архивных документах нет таких данных, по данной статье он был арестован 6 августа 1937 года и расстрелян 25 августа того же года. Видимо, сотрудники УНКВД в спешке сами не заметили ошибку, а может быть, это нужно было для немедленного приведения приговора в исполнение? В конце Дела № 6058 аккуратно подшита выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР с постановлением: «Расстрелять!»
Качество работы следователя оценивалось количеством признавших свою вину
Суды тех лет над новомучениками исследовательница охарактеризовала как фальшивые от начала и до конца.
– Но отделу УНКВД необходимо было любыми способами разоблачать «врагов народа». В партийных органах и УНКВД, по существу, развернулось негласное соревнование за увеличение числа репрессированных, получили широкое распространение доносы. В 1937 году, наверное, многие палачи добились больших успехов, перевыполняя план по разоблачению. Работникам УНКВД, которые недостаточно активно выявляли врагов народа, самим грозила подобная участь – их обвиняли в пособничестве врагам со всеми вытекающими из этого последствиями. В число смертников для общей численности были включены и усть-вымские священники, расстрелянные за якобы имеющую место антисоветскую деятельность. Помимо того, на служителей культа всегда можно было найти компрометирующий материал. Качество работы следователя оценивалось количеством признавших свою вину, – объясняет Надежда свою точку зрения.
Завершая свое выступление на Десятом конкурсе научных работ студентов и аспирантов памяти Г.В. Старовойтовой, Надежда Мацакова обратилась к своим сверстникам с призывом к изучению и проведению кропотливой работы по сбору сведений о Новомучениках Российских, чтобы можно было поклониться каждой жертве репрессий, каждому невинно погибшему в стенах ГУЛАГовских тюрем.
День сегодняшний
Сегодня семейная работа Мацаковых по изучению истории жизни и подвига священномученика Павла Малиновского завершена. Надежда Мацакова в настоящее время является аспиранткой Санкт-Петербургского вуза. В рамках работы над своей кандидатской диссертацией по теме «Сотрудничество России и Интерпола в борьбе с международной преступностью» была направлена в Австрию для сбора материалов, где сегодня и проживает, занимаясь научной деятельностью. Так обычное школьное исследование, посвященное угоднику Божиему, невероятным образом изменило жизнь сельской школьницы из глубинки Коми.