|
||||||||||||||
"Спасский собор города Каинска. История создания, разрушения и восстановления"«Спасский собор города Каинска». Доклад епископа Феодосия на "Круглом столе" «Государство, Общество и Церковь».
История строительства собораПоложение Каинска – обширная, низменная равнина. Взорам путешественника, особенно едущего из глубины Сибири, с высоты холма, покрытого лесом (Савкина грива), открывается незатейливая панорама Каинска. Золоченый крест белой каменной церкви возвышается почти посреди города, вдали на лево виднеется группа деревьев, а между ними мелькают белые стены небольшой деревянной церкви – это Каинское кладбище, вправо – желтое здание городской больницы – вот издали наружность Каинска. Так в 1874 году в историческом описании «Каинская бараба» описывает наш город его составитель князь Н. Костров. [1] История Спасского собора неразрывно связана с жизнью Каинского Барабинского острога, сооруженного в 1722 г. (свое название острог получил от реки Каинки, что в переводе с татарского означает: «белое дерево, береза»). Возможно, что самая первая церковь была возведена вместе с острогом. На сегодняшний день историки-краеведы заняты поиском доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Удивительно быстро развивался отдаленный сибирский город; уже в 1743 г. по разрешению митрополита Тобольского и Сибирского Антония была построена небольшая деревянная церковь, а через восемь лет, в 1751 г., по благословению другого митрополита Тобольского — Сильвестра состоялось освящение храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1755 г. Томская Воеводская канцелярия на основании указа императрицы Елизаветы Петровны и в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта предписала командиру Петру Шелудякову перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на правый берег реки Каинки. На прежнем месте, где находилась церковь, был поставлен деревянный крест. Через 15 лет после этого появилась необходимость в реставрации обветшавшего храма. Благословил строительство епископ Тобольский Варлаам. Торжественное освящение состоялось в 1773 г. В связи с ростом города и увеличением числа жителей власти Каинска решили выстроить каменный храм. Однако из-за недостатка денежных средств строительство растянулось с 1787 до 1828 гг. Первое богослужение в одном из пределов храма начало совершаться ы 1804 года. И только усилиями мещанина Куишловского, крестьянина Кожевникова и псаломщика Димитрия Лашкова Каинск обрел свою красу – новый величественный каменный храм. Собор был освящен с благословения Архиепископа Евгения Тобольского и Сибирского в 1829 году. Новый храм стал трехпрестольным: главный престол освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, в приделах: в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 29 февраля 1804 г.) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 30 сентября 1836 г.). В состав прихода входили г. Каинск и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора велся учет количеству прихожан; в 1890 г. их число составило 4321 человек, в 1909 г. – 3572 человека, в 1911 г. — 2733 человек, а в 1914 г. — 3362 человек. Службы в Спасском соборе вели: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика. Город был зажиточным, и некоторые священники просили правящего архиерея о переводе для службы в г. Каинск. На это прошение в 1888 году последовала резолюция Исаакия епископа Томского: «Спросить причт и прихожан г. Каинска имеют ли они нужду в третьем священнике и, если имеют, то какое могут положить ему обеспечение в соображении». [5] И в последствии из-за необеспеченности содержания священнику было отказано в переводе. В ходе архивных исследований удалось установить имена некоторых священнослужителей Спасского собора. Это: протоиереи: Николай Митропольский (с 1859 г.), Николай Вавилов (1894-1927гг.), священники: Константин Зудилов, Иоанн Лашков, Симон Воскресенский, Александр Карпов, Сергий Соколов (1889-1898 гг.), Сергий Белорусов (1898-1900 гг.), Василий Орлов (1900-1904 гг.), Алексий Соколов (с 1902? г.), Трифон Савицкий (1905-1906 гг.), Иоанн Рукин (1907-1909 гг.), Леонтий Голубович (1908-1911 гг.), Василий Бобриков (1910-1927 гг.), Михаил Румянцев (с 1912 г.), Максим Свитич[5] (1932-1935 гг.), диакона: Александр Солнцев (1897?-1900 гг.; с 1900 по 1901 гг. священник при этой же церкви), Адриан Викторов (по 1905 г.; с1905 по1906 гг. священник при этой же церкви), Симеон Орлов (с1860 г.), Иоанн Златомрежев (1900-1906), Петр Веселов (1906-1909 гг.), Всеволод Фирсов (1909-1911гг.), Сергий Переводчиков (1903-1918 гг.), Георгий Стрижекозин (октябрь-декабрь 1918 г.) псаломщики: Иоанн Кайдалов, Георгий Тетюцкий, Николай Никольский, Феодор Чиннов (до 1859 г.), Алексий Скопин (1897?-1902 гг.; с 1902 по 1904 гг. диакон этой же церкви), Константин Волков (1900-1902 гг.), Алексий Костров (1859-1903 гг.), Михаил Мраморнов (1904-1905 гг.), Михаил Голиков (1905-1906 гг.), Иаков Кондратьев (1906-1909 гг.), Никон Подскребаев (1909-1912 гг.), Николай Смеловский (1912-1913 гг.; с 1913 по 1914 гг. диакон этой же церкви), Филипп Денисов (1914-1918 гг.; с 1918 по 1925 гг. диакон этой же церкви). К Спасскому собору были приписаны: кладбищенская Духовская церковь и Никольская церковь при женской прогимназии; оба храма находились в г. Каинске. Так же город был центром двух благочиний Томской епархии, в одном числилось 24 храма, а во втором 11 храмов. В селах, расположенных по Московскому тракту существовали свои благочестивые обычаи. Так в 1855 году Священным Синодом был учреждён крестный ход из села Осинвые Колки (ныне с. Осиново) в город Каинск с местночтимой иконой Святителя и Чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского. Крестный ход проходил с 30 июля по 18 августа. В 1889 году время и маршрут этого крестного хода был немного изменен для удобства богомольцев. [5] Из учебных заведений в приходе размещались: церковно-приходская школа в г. Каинске, церковные школы грамоты в деревнях Абрамовой и Малининой. Также на территории прихода находилось три училища Министерства народного просвещения. Первое приходское училище было открыто в середине 70-х гг. XIX в. В 1875 г. в нем работало два учителя и обучались 74 мальчика. На его содержание из городского бюджета ежегодно отчисляли 330 руб. В 1885 г. городская управа построила для приходского училища новый дом. В это время в нем работало два учителя и законоучитель. Училище действовало до 1917 г. [2] Спасский собор и Соборная площадь были для Каинска как архитектурным, так и духовным центром города. Являясь его украшением и важнейшей композиционной доминантой в спокойном силуэте купеческого города. Колокольный звон, по воспоминаниям старожилов, был слышен за 30 верст в Гжатске. С развитием города появилось еще несколько храмов, но история, переворачивая свои страницы не оставляет в стороне не людей, ни тем более здания. История разрушения собораРеволюционные годы прошлого века не обошли стороной судьбу Спасского собора, как и многих других церквей и соборов нашего отечества. И если в первые годы советской власти храм оставался на своем месте, то с очередным витком антирелигиозной пропаганды внимание властей города Каинска дошло и до самого высокого и красивого здания города. Не смотря на изменение отношения государства к Церкви, Спасский собор оставался центром города и возле него, вместе со священниками уже в советские годы был похоронен красный командир Добровицкий, погибший при освобождении Каинска от белогвардейцев 1 декабря 1919 года. [4] Конец 1920-х гг. ознаменовался передачей Спасского собора в ведение обновленцев; в нем стал часто служить обновленческий архиепископ Максим Свитич. Безусловно, что среди прихожан были и те, кто не признал обновленчество, но большинство верующих не знало различий между «старой» и «новой» Церковью. 4 июля 1937 года. На территорию Спасского собора прибыла комиссия из шести человек. Это были члены комиссии Куйбышевского РИК Кощеев, Жариков, Барубец, Дюрдин, Мельников и Харитонов. Результатом визита явился абсолютно безграмотный акт, по сути дела, смертный приговор храму. Вот что было в нем написано: «…здание находится в самом бесхозяйственном состоянии, со стороны церковного совета превращено в лесной склад и мусорную яму, весь церковный инвентарь находится в антисанитарном состоянии…, возможно распространение эпидемии. Имеются места с провалами потолка. Железные печи оказались в противопожарном состоянии, а вода с крыши течет прямо по стенам. У купола есть отклонение на сторону улиц Советской и Краскома, примерно на 15-20 градусов, а вокруг большое уличное движение и купол грозит обвалом». Визит комиссии был, конечно, не случайным. Ещё 30 декабря 1936 года ВЦИК СССР принял постановление о закрытии собора в Куйбышеве. Однако нажим властей встретил сильное сопротивление верующих. Староста церковного совета И. А. Вавилова отказалась подписывать вышеупомянутый акт. Незамедлительно её и председателя церковного совета 75-летнего Милохина вызвали в горсовет. Там Кощеев «кричал, стращал судом, срамил последними словами». Позже старика Милохина арестовали и судили как врага народа. Вавилова, страшась таких же последствий, отказалась от должности церковного старосты. Её страх был оправдан. В ночь с 3 на 4 июля 1937 года были произведены аресты верующих, выступавших за сохранение храма. Атака на собор велась по всему городу. В трудовых коллективах, на сходках граждан, в школах принимались штампованные решения о том, что «собор не пригоден к эксплуатации, никакой пользы не приносит, туманит людям мозги…, надо передать собор под клуб». «Требовали» закрыть церковь коллективы артели «Металлист», студенты зооветтехникума, работники торга, 15-й семенной лаборатории, участники схода улиц и т.д. 1 февраля 1936 года собор был закрыт окончательно. Его продали тюрьме за 18 тысяч рублей. В конце концов, было принято решение снести храм силами заключенных. В ходе работ двое из них погибли. Для уничтожения храма применялась взрывчатка. Стройматериалы, образовавшиеся при разгроме собора, использовали при строительстве винного завода, тюремной казармы и здания педагогического училища. Однако местная власть перегнула палку. Разрушение храма вызвало возмущение не только верующих, но и широкой общественности. «Разрушают храмы, а строят тюрьмы и винзаводы», — говорили граждане. В Москву было отправлено письмо, в котором подробно рассказывалось о случившемся. Из столицы незамедлительно последовали оргвыводы. Председателя Куйбышевского РИКа Лексина и председателя горсовета Вылинок сняли с должностей. [3] Но дело было сделано и старинный город Кинск, ныне Куйбышев, лишился своего украшения – Спасского собора. Собор остался на фотографиях и в воспоминаниях старожилов. На месте храма разбили сквер. 6 ноября 1943 года на место сквера был перенесен памятник В. В. Куйбышеву, ранее он находился возле дома по ул. Ленина, 2, где В. В. Куйбышев проживал в 1912-1913 годах будучи в ссылке. [4] История восстановления собора.Вопрос о восстановлении Спасского собора в г. Куйбышеве неоднократно поднимался в нынешнее время. К сожалению, его использовали в ходе различных выборов и отношение к нему городской власти не всегда было положительным. Поддержку данного начинания оказывали жители города – в 2014 году было собрано 4635 подписей под обращение о восстановлении собора. Так же с подобными обращениями выступали депутаты городского и районного советов депутатов. Руководство Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области так же поддерживало это начинание и оказывало содействие в решении данного вопроса. В 2015 году ситуация изменилась и 13 марта состоялось первое рабочее совещание комиссии, созданной администрацией города Куйбышева по рассмотрению вопроса о возможности восстановления Спасского собора. 19 марта 2015 г. На Градостроительном Совете города Куйбышева были рассмотрены возможные места для переноса памятника В. В. Куйбышеву. 24 апреля 2015 г. в большом зале ДК им. Куйбышева по инициативе администрации состоялось общественное обсуждение вопроса восстановления Спасского собора, на котором присутствовало около 250 человек. «За» перенос памятника и восстановление собора было подано 143 голоса при 70 «против». После собрания пакет документов о переносе памятника В. В. Куйбышеву был отправлен в Министерство Культуры РФ, которое, в соответствии с законодательством, принимает решение о переносе памятников культуры. Надо сказать, что для всей нашей огромной страны было не долее 10 прецедентов принятия таких решений. Министерство Культуры рассудило, что для принятия взвешенного решения требуется рассмотреть проект переноса памятника. В 2016 году было получено задание №8 на проведение проектных работ по переносу памятника. Благодаря поддержке сенатора от Новосибирской области Лаптева В. В. известной проектной организацией из Томска АО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация», главный инженер проекта Жибайло П. П., был выполнен проект. 20 апреля 2017 года на заседании экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия работа томских архитекторов была одобрена и в данное время проект проходит соответствующие согласования для отправки его в Москву. Литература
Образование и Православие / kainsk-eparhia.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3762 |