|
||||||||||||||
Проводники Святой ЗемлиВ XIX – начале XX века черногорцы на службе проводниками у Императорского православного палестинского общества были гидами, стражами-телохранителями и друзьями русских паломников в Святой Земле. Они охраняли паломнические караваны от набегов бедуинов, помогали в пути, рассказывали о местных обычаях и святых местах. В книге секретаря Императорского православного палестинского общества профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского «Праздник Св. Троицы на Сионской горе у Дуба Мамврийского в Хевроне» есть такие строки:
«Рано утром, по холодку, желающие участвовать в троицком караване паломники собираются близ перечного дерева у Елисаветинского подворья и затем, помолившись Богу на собор, с пением тропаря праздника покидают русские постройки. Впереди каравана идут обычно пешие паломники и по преимуществу молодые, за ними плетутся старики и старушки, и в хвосте каравана на осликах и лошадях верхом едут состоятельные паломники. Кавас на коне замыкает это шествие».
Непосвященному человеку, наверное, сразу и не понять, о чем идет речь в этих трех предложениях, написанных в 1911 году. А в них спрессована далекая история из жизни наших предков.
Речь идет о жизни Русского Иерусалима, где во второй половине XIX века были построены рядом друг с другом Троицкий собор для Русской Духовной Миссии, два подворья для паломников – мужское и женское, названные Елисаветинским и Мариинским, и Русская больница. Все это называется до сих пор «Русские постройки». В 1889 году подворья и больница были переданы в ведение Императорского православного палестинского общества, которое в тот же год закончило строительство своего первого подворья – Нового, именно так оно сначала называлось, а позднее получило название Сергиевского.
Императорское православное палестинское общество занималось организацией русского паломничества на Афон, в Святую Землю, позднее в Бари. Проезд паломников на поездах и пароходах, доставка паломников из порта Яффы в Иерусалим, размещение их на своих подворьях, сопровождение по святым местам – все это находилось в ведении Общества.
По святым местам обычно ходили караванами. На подворьях вешали объявление, что такого-то числа собирается караван туда-то, записываться там-то. Вот такой троицкий караван, то есть собранный для празднования праздника Святой Троицы под тем самым священным дряхлеющим дубом, сохранившимся на месте дубовой рощи Мамре в Хевроне, где Авраам встретил трех ангелов в виде странников, символизирующих ветхозаветную Троицу, и описан у Дмитриевского.
Фотографии из так называемой палестинской коллекции, которые хранятся сейчас в Государственном музее истории религии (а это около 7 тысяч фотоснимков, принадлежавших до революции Императорскому православному палестинскому обществу) сохранили для нас и образ караванов, и лица паломников, и даже то самое перечное дерево, у которого служили молебны перед отправкой каравана и на месте которого сейчас лежит асфальт. На молебне мы видим слева двух мужчин в необычных костюмах с белыми платками на шее. Это и есть кавасы, о которых пишет Дмитриевский.
«Кавас» – слово восточное и имеет несколько смыслов, начиная от вооруженного охранника до почетной стражи для торжественных случаев. Например, в храме Гроба Господня с давних пор традиционно служат кавасами мусульмане, одетые в турецкие костюмы. Служащие же у Императорского православного палестинского общества охранники назывались проводниками, но по местной традиции их тоже нередко называли кавасами. Они охраняли паломников от набегов бедуинов, помогали в пути, рассказывали о местных обычаях и святых местах.
Неискушенные, не знающие восточных традиций и языков, порой просто неграмотные, русские мужички и бабы из российской глубинки легко могли стать жертвами мошенников и грабителей, заблудиться или остаться без денег. Опытный сопровождающий был им очень необходим. Палестинское общество обеспечивало такими сопровождающими русских паломников, начиная с пристани в Яффе, куда приходил пароход с паломниками из Одессы, в течение всего периода пребывания на Святой Земле и до посадки на пароход в Яффе при возвращении домой.
Самым знаменитым из них был старший проводник Марко Джурич. Исторические паломнические заметки сохранили о нем некоторые свидетельства.
Вот, например, как пишет о нем известный в свое время журналист Иван Павлович Ювачев в своих воспоминаниях «Паломничество в Святую Землю», опубликованных в 1904 году:
Из статьи Елены Романовны Стрельниковой «Паломничество на Восток священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского, с группой Московской духовной академии в 1900 году» узнаем детали паломнической поездки профессоров и студентов Московской духовной академии под руководством ректора академии архимандрита Арсения (Стадницкого). И владыка Арсений, и приглашенный им в поездку новгородский проповедник, будущий новомученик Варсонофий были членами Императорского православного палестинского общества и совершали паломничество при его содействии.
Приведем несколько цитат из статьи, где упоминаются кавасы ИППО:
«В четыре часа дня, когда тропическая жара спала, путешественники отправились на Елеонскую гору. У подъезда подворья стояли шесть троек, запряженных в громадные экипажи. На козлах сидели черные, загоревшие от южного солнца, арабы. Рядом с ними уселись кавасы Палестинского общества в своих красивых костюмах. Марко Джудич, отвечавший за поездку, дал знак. Захлопали бичи, и вся кавалькада тронулась в путь, привлекая всеобщее внимание...»
Впереди на арабском скакуне ехал турецкий жандарм с ружьем за плечами, готовый в любую минуту отражать нападения кочующих бедуинов. За ним изящно гарцевал на своей белой лошади черногорец Марко Джудич. Далее, восседая на ослике, двигался Преосвященный Арсений, сменивший клобук на дорожную шляпу с широкими полями. За ним следовал профессор В.Н. Мышцын, державший в руках карту Палестины и сосредоточенно рассматривавший ее, следом ехали новгородский миссионер Варсонофий и три студента. Заключали кавалькаду буфетчик и араб-погонщик ослов».
Из этих описаний мы узнаем, что Марко Джурич был черногорцем, а в написании фамилии есть расхождения: Джурич или Джудич.
Уточнить фамилию помогли архивы Императорского православного палестинского общества, частично уцелевшие на Сергиевском подворье в Иерусалиме. Например, сохранились трудовые книжки служащих Общества, среди которых – и трудовая книжка Марко Джурича.
В конторской книге подворья есть запись от 1 сентября 1894 года, в которой перечислены служащие Императорского православного палестинского общества, приписанные к Новому (Сергиевскому) подворью в Иерусалиме, в том числе имена проводников: Марко Джурич, Никола Байкович, Никола Перанович, Лазарь Бан, Христов Даляница.
В списке должностных лиц Общества на 1 января 1900 года Марко Джурич числится уже старшим проводником, начавшим работу в ИППО с 1 января 1890 года. Среди проводников упомянуты почти те же фамилии, с немного другой транскрипцией – Николай Радобайкович (20 марта 1890 г.), Николай Перанович (9 марта 1898 г.), Кристо Даляница (26 марта 1894 г.), Перо Джурич (1 декабря 1898 г.). Вместо Лазаря Бана числится Перо Джурич. Видимо, это сын Марко Джурича, потому что его иногда называли Марко II.
По косвенным данным можно прийти к выводу, что наниматься на работу черногорцы ходили и в английское консульство, и в австрийское. Но работа у единоверцев, конечно, была предпочтительнее. Императорское православное палестинское общество было заметной организацией и православной, вот и устраивались туда к взаимному удовольствию.
Архивы подворья поведали, что жалованье у Марко Джурича было 150 франков в месяц, и на форму проводникам отпускалось по 150 франков ежегодно. В приведенных описаниях не раз отмечалось, что форма была красивая – очевидно, национальная одежда или украшенная по национальным мотивам.
Давайте посмотрим на фотографию Марко внимательнее. Головной убор, по-черногорски «капа» или «завратка», украшен двуглавым царским орлом Российской империи. На белый кафтан одет верхний расшитый жилет «елек». На рубаху под кафтан надевался жилет «джамадан». Седельные пистолеты «леденицы» тоже были принадлежностью национального костюма, но у Марко оружие – не украшение, а всегда готово к бою, по краям верхнего жилета устроены гнезда для патронов. Подпоясан Марко цветным широким поясом, называемым по-черногорски «силав». Вот такая колоритная фигура, гарцуя на белом коне, зорко охраняла безопасность паломнических караванов Палестинского общества. Кстати, фотография сделана в Иерусалиме в фотоателье Гарабеда Крикорьяна, фотографа Армянского квартала, который в свое время обучался у самого Исайя Гаребедьяна, Армянского патриарха в Иерусалиме, основавшего в 60-е годы XIX века в Старом городе первую фотошколу.
Прервалась масштабная работа Палестинского общества по организации паломничества с началом Первой мировой войны. Когда в нее вступила Османская империя на стороне Германии против России, все мужчины, не имеющие турецкого подданства, должны были покинуть Палестину, в противном случае были интернированы или арестованы.
Доподлинно судьбу проводников-черногорцев ИППО мы не знаем. Есть короткое свидетельство управляющего подворьями ИППО Николая Романовича Селезнева, который приехал в Иерусалим в 1919 году после окончания Первой мировой войны. В своем докладе в управление иностранных дел Белой армии в Крыму он написал: «Старший кавас Марко Джурич умер в 1918 г., Христо перешел на службу к англичанам, Марко II еще в 1914 г. вернулся в Сербию и ныне израненный проживает в Катарро, Георгий Буздаван уволен Петропуло (исполнял обязанности бухгалтера ИППО, как турецкий подданный был назначен присматривать за подворьями ИППО во время войны – прим. авт.) в 1915 г. от службы за пьянство и бедствует в Иерусалиме».
Можно сказать, наше повествование на этом заканчивается, все уже забыли о страницах истории двух братских государств, пересекшихся на Святой Земле на подворьях ИППО. Тем не менее, это не совсем так. В 2010 году в Иерусалимское отделение Императорского православного палестинского общества обратился сотрудник паломнической службы «Одигитрия» (Сербская Православная Церковь) Славко Крстаич, который работал над докторской диссертацией на тему паломничества черногорцев в Святую Землю и заинтересовался сведениями о проводниках из Черногории, чьи потомки и по сей день живут на родине. Опубликованные сведения из архива Сергиевского подворья помогли ему узнать новые сведения.
К этому можно добавить, что король Черногории Николай (две дочери которого были замужем за великими князьями из династии Романовых) и наследный принц Даниил были почетными членами Императорского православного палестинского общества. Славко Крстаич сообщил, что со Святой Земли от Иерусалимского патриарха Герасима ему были пожалованы ордена с частицами Честного Креста Господня, а также для его супруги королевы Милены и престолонаследника Даниила.
В настоящее время связи Императорского православного палестинского общества с братским народом Черногории будут продолжаться в новом качестве. На Совете ИППО 13 мая 2014 года принято решение о создании в Черногории зарубежного отделения Общества.
Лариса БЛИНОВАСтатья подготовлена на основе доклада, прочитанного на конференции
«Православная духовность как скрепа кириллической цивилизации»,
в рамках VIII межрегиональной выставки-ярмарки «Православная Русь»
в Ростове-на-Дону 23 мая 2014 г.
Цитируется по публикации Иерусалимского отделения ИППО
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2007 |