|
||||||||||||||
Культурно-просветительская деятельность сельских православных церковных школ Алтая в XIX- начале XX ввВнеучебная деятельность и мероприятия, проводимые в духовных школах и игравшие важную роль в культурном развитии сел Алтая. Автор выделяет 8 основных видов которые способствовали активному развитию села используя при этом широкий спектр источников по развитию церковного просвещения в Сибири. Полагаем, что данная статья будет интересна всем кто интересуется делом народного просвещения в дореволюционной России и развитием села в Сибирском крае.
Процесс массовых открытий церковных школ на Алтае начался после издания правил о церковно-приходских школах 1884 г. До этого времени духовное образование практиковалось преимущественно в крупных административных центрах (Русское духовное училище при Томском Алексеевском монастыре) и в ведении Алтайской духовной миссии, в сельских приходах количество церковных школ было незначительным. Ситуация кардинально изменилась в конце XIX века, однако в Томской губернии, данный процесс на начальном этапе, затормозился на несколько лет, из-за пассивности в этом вопросе причта, а также из-за первоначального скептического отношения самих сельчан к такого рода нововведениям. По мере развития сети начальных сельских духовных школ они стали выполнять не только прямую образовательную функцию (духовно-нравственное воспитание и грамота), но и явились одними из главных культурных центров сельской жизни. Собственные церковно-школьные здания будучи, как правило, довольно вместительными помещениями часто являлись местами проведения различных культурно-массовых и организационных мероприятий, главными инициаторами которых зачастую были члены церковного причта и учителя. Внеучебная деятельность и мероприятия, проводимые в духовных школах и игравшие важную роль в культурном развитии сел Алтая дореволюционного периода можно подразделить на следующие виды: 1)Церковные школы как места проведения церковных служб и обрядов. В населенных пунктах где не существовало полноценных храмов духовные школы часто выполняли их культовые функции. Речь идет прежде всего о молитвенных домах-школах и так называемых «братских» школах, находящихся в ведении миссионерского братства имени Димитрия Ростовского, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. К примеру, в 1890 году при устройстве школы братством было постановило позаботиться о приобретении в деревне Солоновке современного Смоленского района Алтайского края, собственного дома, «…который бы мог быть и школой, и квартирой учителя и даже местом собрания православных в праздничные дни для молитвы и для собеседований.» [6, с. 3]. 2)Церковные школы как места проведения внебогослужебных религиозных мероприятий (чтений, бесед, катехизических собеседований, публичных полемических бесед православных миссионеров с раскольниками и т.д.) Важную культурно-просветительскую функцию духовные школы выполняли по средством проведения различных внебогослужбных религиозных мероприятий. С конца XIX века особое внимание с целью повышения духовно-нравственной составляющей общества духовные власти стали уделять проведению в сельской местности так называемых «внебогослужебных чтений и собеседований», а также «воскресных катехизических поучений». Большая вместительность и наличие такого элемента интерьера как парты в школах способствовали длительному и сосредоточенному участию сельской аудитории в интеллектуально-лекционных мероприятиях. Причем полезность данных мероприятий вне стен храмов, а в школах иногда была более эффективной. Дореволюционные периодические издания по этому поводу писали следующее: «…по отзыву священников часто бывает неудобно вести в церкви внебогослужебные собеседования. Сами прихожане, привыкшие слушать только богослужение, стесняются здесь говорить запросто с священником о своих различных недоумениях. Священники, ведущие собеседования, указывают и на другия неудобства вести их в храм противоположнаго с прежним свойства. Случается, что «крестьянин наш, облекая свои понятия в обыденную форму разговорной речи, выражается иногда довольно неблаговидно, от чего в слушателях возбуждается чувство несоответствующее благоговению и святости храма» [1, с. 8]. Также, по отзыву священника села Николаевка Змейногорского уезда (ныне Поспелихинский район Алтайского края): «На чтения в школу прихожане идут охотнее и несравненно в большем количестве, чем в молитвенный дом. В школе во время чтений, прихожане сидят на ученических скамьях и, вообще чувствуют себя здесь свободнее…» [9, с. 39-40]. Кроме этого, в селах с значительным населением старообрядцев церковные школы служили «ареной» догматических дискуссий и дебатов между старообрядческими начетниками и православными миссионерами и пользовались большой популярность в среде всех жителей села. 3) Церковные школы как места проведения светских досугово-развлекательных мероприятий (лекций, заседаний обществ, кружков по интересам, спектаклей и т.д.). Помимо мероприятий религиозно-нравственного характера помещения школ использовались и в светских просветительских целях для различных возрастных категорий. Наиболее частыми и востребованными были мероприятия: заседания приходских обществ трезвости, общественных концертов и детских новогодних елок. В 1915 - 1917 годах при Урско-Бедаревском обществе трезвости (территория современной Кемеровской области) помимо традиционных антиалкогольных занятий действовала Воскресная школа для детей и взрослых. Занятия велись в том же здании и обучалось 57 человек взрослых и 30 детей. Преподавателями были священник Виктор Примаков и учительница Иваницкая, а само преподавание велось по программе церковно-приходских школ [8, с. 244]. Также в духовных школах Алтая, особенно в 10-х годах XX века, часто проводились концерты и спектакли. Предновогодние дни 1914 года в деревне Куртуковой Кузнецкого уезда (современный Новокузнецкий район Кемеровской области) «…были днями разумнаго развлечениям крестьян дер. Куртуковой. В первый из указанных дней была устроена елка для учеников церковно-приходской школы. Елка прошла оживленно: пели русские народныя песни, декламировали стихотворения и басни – удачно прошли два № «Дядюшка Иаков» и «Два мужика». Сильное впечатления на крестьян произвели живыя картины. По окончании детям розданы подарки: по фунту конфеток и карандашу. Хорошее впечатление осталось у обывателей от елки, но 30-е сулило более лучшее: - Любителям драматическаго искусства города Кузнецка в этот день дан безплатный спектакль в помещении школы. Ставили: «Деньщик подвел; в 1 д. и «Тетка трещотка» в 1 д. …последняя пьеса привела в восторг мужиков…» [2, с. 12-13]. 4)Церковные школы как места проведения властно-административных собраний (волостных сходов, собраний кредитных товариществ и др.). В селах где школы духовного ведомства являлись единственным вместительными публичными сооружениями, часто проводились общественно-политические мероприятия и собрания светской власти, при непосредственным участии священнослужителей. Речь идет, в первую очередь о общественно-значимых собраниях сельской интеллигенции (заседания правлений волости, села, кредитных товариществ и т.д.). В частности, 11 февраля 1914 года в селе Зеркалы (современный Шипуновский район Алтайского края) в здании церковно-приходской школы по распоряжению крестьянского начальника Шавелина был собран волостной сход, где обсуждались насущные хозяйственные проблемы [10, с. 17]. Еще к примеру, 23 февраля 1914 года по случаю несостоявшегося общего собрания членов Ново-Шипуновскаго кредитного товарищества (ныне Краснощековский район Алтайского края), инспекцией было назначено второе общее собрание, и по случаю «малопоместительности товарищескаго дома, собрание было назначено в церковно-приходской школе…» [4, с. 15]. 5)Школы как места проведения научных исследований и наблюдений (музеи, метеорологические наблюдения). Школы с наиболее развитой инфраструктурой и инициативными священниками-заведующими проявляли в своей деятельности элементы научно-исследовательской деятельности. Примером может служить метеорологическая деятельность Тоуракской и Казандинской церковных школ (ныне на территории Алтайского района Алтайского края), для которых необходимое оборудование было выслано из Николаевской Главной Физической Обсерватории и Алтайского Главного Управления. Наблюдение производилось над температурой воздуха, атмосферными осадками, облачностью, грозой, снежным покровом и временем замерзания и вскрытия рек. Все наблюдения велись под руководством священника, а результаты наблюдений сообщались в Николаевскую обсерваторию и статистическое Отделение при Алтайском Главном Управлении [7, с. 24]. Также при Тоуракской школе находился музей где составлялись естественно-исторические коллекции [Там же]. 6) Церковные школы как хозяйственные центры (пасеки, ремесленные и книжные мастерские). По распоряжению Святейшаго Синода с начала 1890-1891 учебного года при главнейших церковно-приходских школах были открыты специальные ремесленные классы, при чем на первое время в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (к примеру, книжные переплетные мастерские) [3, с. 25]. К тому же в течении всей истории сельских духовных школ Алтая во многих из них культивировалось пчеловодство посредством школьных экспериментальных пасек. В частности, при Елбанской школе (современный Усть-Пристанский район Алтайского края) весной 1892 года в школьном саду диаконом Василием Павским положено начало обучению пчеловодству [5, с. 28]. 7) Церковные школы как места получения медицинской помощи. Во многих селах Алтая конца XIXвека храмы и церковные школы по средствам наличия аптечек являлись, по сути, единственными центрами оказания медицинской помощи. В 1899 году в здании новой Тоуракской школы находилось приходское попечительство в одной комнате с библиотекой, где находилась аптечка. В попечительском отчет пользование аптечкой описывается следующим образом: «…прихожане обращаются очень часто. Не проходит дня, чтобы кто-нибудь не спросил себе какого-нибудь лекарства. В аптечке имеются запасы необходимых медикаментов, приобретающихся на средства Попечительства и на специальныя пожертвования на этот предмет прихожан. Этим делом заведует священник.» [7, с. 22]. 8) Церковные школы как места продажи различных товаров. В некоторых сельских церковных учебных заведениях Алтая приходскими попечительствами была организована продажа различных необходимых товаров. В села Тоурак при школе организована продажа дешевых народных изданий, как религиозно-нравственного, так и общего содержания, которых «разошлось» среди прихожан на сумму около 10 рублей. Там же продавались крестьянам некоторые предметы сельско-хозяйственного обихода: литовки, серпы, наковальни, молотки, бруски и пр. Продано было за лето на 74 р. 30 к., из этой суммы в пользу школы поступило 9 руб. 67 коп. [7, с.22-23]. Таким образом, школы духовного ведомства Алтая в конце XIX началеXXвеков в сельской местности, помимо своих непосредственных функций (обучение) выполняли и важные культурно-просветительские и хозяйственные задачи. Они наряду с храмами, по средством проведения различных мероприятий, являлись, по сути, единственным центрами культурной жизни алтайского села.
Роман Юрьевич Волоснов, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул
Список литературы: 1. Городков Н. О внебогослужебных собеседованиях священника с своими прихожанами. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. – 1887. - № 4 (15 февр.) с. 8-20. 2. Дер. Куртукова, Кузнецкаго уезда. По Алтаю. (От собственных корреспондентов). Алтайский крестьянин № 6. (8 февр.) 1914. с. 12-13. 3. Известия и заметки. Отдел неофициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1890. - № 16 (15 авг.). с. 25. 4. Карачельский С. Ново-Шипуновское, Покровской волости. По Алтаю. (От собственных корреспондентов). // Алтайский крестьянин № 11. (15 марта) 1914. с. 15-16. 5. О двухклассных церковно-приходских школах и о занятиях в них ремеслами и ручным трудом. Отчет Томскаго Епархиальнаго училищнаго Совета за 1891/92. Отдел неофициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1893. - № 15. (1 авг.). с. 12-32. 6. Отчет Братства Томской епархии во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго, за 1889/90 г. Отдел неофициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1891. - № 2 (15 янв.). с. 1-29. 7. Покровское приходское попечительство в 1899 г. (Продолжение). Отдел неоффициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1900. - № 10. (15 мая.). с. 20-25. 8. Примаков В. Краткий отчет о деятельности Урско-Бедаревского Александра Невского Общества Трезвости за 1916 год. Из Церковно-Епархиальной хроники. Часть неоффициальная. // Томские епархиальные ведомости. - 1917. - № 10 (15 мая). с. 242-244. 9. Религиозно-нравственныя чтения в с. Николаевском, Змейногорскаго округа, благочиния № 26-го. Известия и Заметки. Отдел неоффициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1899. - № 8. (15 апр.). с. 39-40. 10. Чащихин М. В. С. Зеркальское, той же волости. По Алтаю. (От собственных корреспондентов). // Алтайский крестьянин № 8. (22 февр.) 1914. с. 17-18.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2342 |