Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 29.01.2017 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Протоиерей Игорь Затолокин: «Миссия священнослужителя связана с просвещением»


Протоиерей Игорь Затолокин — историк, руководитель информационно-издательского отдела Искитимской епархии, главный редактор журнала «Живоносный Источник» и сайта «Образование и Православие» рассуждает о необходимости знать и помнить свою историю. По материалам беседы на Радио "Логос".
 

 

- Батюшка расскажите, откуда Вы родом?

- Родился я в Новосибирске. На границе с Украиной, в Курской губернии, есть село Затолокино - именно оттуда родом мои предки. И многие донские казаки носят такую фамилию. Когда-то я много лет прожил в Курске, окончил историческое отделение педагогического института. Там же я стал священником. Это было 22 года назад.

- Стать педагогом, учителем истории было Вашей мечтой? Или Вы просто очень интересовались историей?

- Можно сказать, и то, и другое. С 1995 года у меня была педагогическая практика сначала в Курской семинарии, сейчас в Новосибирской, хотя по ряду обстоятельств, там преподаю уже не так часто. В Искитиме на богословских курсах веду лекции по общецерковной истории. Педагогические навыки пригождаются не только в практике образовательной, но и священнической.

Меня по-прежнему интересует история, я продолжаю вести исследовательскую работу в основном в области краеведения, теперь уже на более локальном пространстве. Много лет, начиная с 2000 года, я занимался историей Искитимского района, Искитимского штрафного лагеря и в целом церковным краеведением. К сожалению, в течение 70-ти лет деятельности советской власти краеведение вообще как таковое не было в почете, а уж церковная тематика и вовсе забыта.

- Можно ли в Вашей биографии увидеть, что к вере и священству Вы пришли, благодаря истории?

- Для меня путь к Богу был связан с историософией и даже больше - с русской философией. На выбор жизненного пути и профессии повлияло знакомство с такими замечательными философами, как Лосев, Бердяев,Флоренский... Сама идея стать пастырем, конечно, пришла для меня неожиданно. Это было похоже на некий призыв. Когда я переехал со своей супругой в Курск, то в первый же день нашего приезда мы встретили одного замечательного человека, священнослужителя. Протоиерей Анатолий Зайшлый, настоятель Введенского храма, собственно, сразу же предложил мне стать его помощником. Я согласился – сначала меня назначили алтарником, потом нес различные послушания, в том числе на клиросе, а уже потом был рукоположен во священники.

- Священничество - это важная сокровенная часть Вашей жизни. Но, как я понимаю, очень большое количество времени и сил Вы уделяете редакторской деятельности, связанной с просвещением – Вы являетесь редактором сайта "Образование и Православие", а также редактором всех изданий Искитимской епархии. Я права?

- Мне всегда казалось, что миссия священнослужителя связана с просвещением, которое, в свою очередь, тесно объединено с историей. К большому сожалению, советская эпоха, впрочем, как и дореволюционная, отличалась забвением многих исторических фактов, а иногда и целенаправленным замалчиванием. Возьмем, к примеру, историю о новомучениках, которые подвергались гонениям и приняли мученическую кончину после революции и трагических событий 1917 года. Мы много лет ничего не знали об этом, как будто не было этих репрессий и страшных страниц нашей истории. Когда мы обращались в разные органы власти за документальным подтверждением существования Искитимского штрафного лагеря, нам отвечали, что, мол, ничего не знаем, такого лагеря, может быть, и вовсе не было. Это лишь подталкивало нас к дальнейшим действиям, мы продолжали «стучаться» в архивы, искать документы. Но до сих пор эпоха гонений - одна из наиболее малоизученных страниц в нашей истории.

- Удалось ли все-таки найти доказательство существования такого лагеря?

- Этим вопросом занимаюсь не только я. Большую помощь оказывают мои коллеги из Института истории Сибирского отделения Российской Академии Наук (ИИ СО РАН), работники Искитимского музея, архивов. Конечно, есть и письменные источники, документально подтвержденные, что такой лагерь был. Единственное, что остается до сих пор самым сложным, - это поименные списки заключенных данного лагеря. К сожалению, здесь мы движемся по кругу. Действующие органы ФСБ готовы помочь и предоставить сведения о людях, но просят фамилии для поиска дел. Однако мы не знаем их поименно, поэтому не можем сделать запрос.

- В этом лагере, насколько мне известно, было большое количество неместных заключенных…

- Да, это правда. Специфика Искитимского лагеря заключалась том, что он был штрафным. В нем находились либо рецидивисты, либо те, кто много раз пытался бежать. И зачастую сюда отправляли, в основном тех, от кого в других лагерях избавлялись. Но, как и во всех лагерях ГУЛАГа, был и особый так называемый политический контингент. Работа и условия здесь были невыносимо тяжелыми, каторжными по сути, поэтому и смертность была очень высокая.

Надо сказать, ни Искитима, ни поселка (ныне городского микрорайона Ложок), конечно, в то время еще не было. Благодаря геологическим исследованиям в 30-е годы ХХ века, были найдены горные породы, из которых и сейчас добывают щебень, делают цемент, известь... Из нескольких деревень, существовавших на протяжении многих веков, стал образовываться промышленный центр. Во многом экономика была тоталитарная и принудительная, поэтому в Искитиме возникло одно из отделений СибЛАГа, Искитимский штрафной лагерь. Заключенные разрабатывали карьеры, добывали полезные ископаемые для страны. До революции существовали каторги для людей, которые приговаривались к смертной казни, либо заменяли этот приговор страшными, иногда пожизненными, работами. Но если тогда надежда на помилование была, то в советское время это стало исключительным случаем, из ряда вон выходящим. Многие, кто находился в лагере, обращались и в Правительство, и лично к Сталину. И был шанс на освобождение, но скорее несчастные погибали в этих лагерях, нежели выходили из них. Но были и такие сильные духом, которые, испытав все муки лагерного ада, оставался в живых, несмотря на все сложности. Например, в книге "Ложок. Из истории каторжного лагеря" ведется рассказ о людях, которым удалось выжить после нахождения в лагерях. Все-таки надо отдать должное здоровью наших предков.

- Все, что Вам удалось собрать, наверняка, нуждается в каком-то увековечении?

- В 2015 году произошло замечательное событие – на Святом источнике в Ложке освятили храм в честь Новомучеников и исповедников земли Русской. На цокольном этаже, полуподвальном помещении, будет создан музей,посвященный гонениям не только на Церковь, но и вообще репрессиям. Поскольку Искитимский лагерь был одним из самых строгих и жестоких, то, по сути говоря, это очень подходящее место для создания такого музея. Он будет напоминать людям о зверствах, совершавшихся здесь когда-то, а также о беспределе, происходящем со стороны государства в то время. Поэтому уже много лет мы собираем материалы как о священнослужителях, которые могли находиться в этом лагере, в том числе служивших в епархиях Новосибирской митрополии, так и о простых людях, безвинно пострадавших. Очень хочется, чтобы этот музей представлял собой все слои общества: и духовенство, и крестьянство, и дворянство, которые подверглись жесточайшему гонению, конечно же, интеллигенцию и т.д.

Изначально и сам храм, и территория вокруг Святого источниказадумывались как мемориальное место. Все объекты строительства, которые сейчас уже есть или еще будут, являются объектами памяти погибшим в эти страшные годы. Поэтому храм, музей, Поклонный крест, родник и прилегающая к нему территория будут представлять собой памятный парк. Надеюсь, он станет в нашей области уникальным памятным комплексом.

В течение многих лет приходом "Живоносный Источник" в Ложке подготавливались экспозиции, посвященные нашим репрессированным священнослужителям, новомученикам, которые представляли на различных выставках, - «Русь православная», "Православная осень" и другие. Кроме того, выставлялись для всеобщего обозрения некоторые документы, которые еще несколько лет назад были переданы Новосибирской епархии из архивов ФСБ, фотографии священнослужителей, их биография. Они станут основой будущего музея.

Всем известно, что в нашей митрополии как новосибирские угодники прославлены в лике святых два новомученика: протоиереи Николай Ермолов и Иннокентий Кикин. Многие знают о Волчанской трагедии, месте массового убиения священнослужителей в 20-е годы ХХ века в Доволенском районе Новосибирской области. Но на территории Новосибирской области мученической кончиной засвидетельствовали свою веру еще три новомученика Российских.

28 февраля Русская Православная Церковь чтит память священномучеников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова. Последним местом служения стало село Малокрасноярка — ныне входит в состав Кыштовского района Новосибирской области. 13-16 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были канонизированы в священномучеников по представлению Омской епархии.

Священномученик Илия Березовский был арестован в 1933 году в поселке Мошково Новосибирской области и выслан в Казахстан. 14 декабря 1937 года он снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. Священник Илия Березовский расстрелян 3 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

В те годы пострадали тысячи священноцерковнослужителей, просто верующих людей. Однако для подтверждения их подвига веры необходимы источники и письменные, и устные. И это самое сложное в настоящее время, поскольку на протяжении многих лет об этом пытались забыть, вычеркнуть из истории. И сейчас, буквально как в древности, по древним актам мучеников, которых подвергали гонениям, мы находим в архивах фамилии и имена пострадавших за веру. Потом уже начинаем искать их родственников, близких, людей хоть что-то знающих и помнящих. Или наоборот - какие-то родственники обращаются в наши епархии сами с просьбой помощи в поисках сведении о ближних. И эти сведения по крупицам собираются. Возможно, кто-то сможет рассказать нам о своем дедушке, прадедушке, отце, который находился в штрафном лагере в Искитиме, или просто священноцерковнослужителе, пострадавшем за веру или прошедшем горнила гонений. Не исключено, что у родных остались какие-то предметы, например, икона, принадлежащая тому или иному предку, или предмет быта, связанный с его жизнью. Письма, документы, фотографии… Мы были бы очень рады и благодарны, если бы люди обращались в Новосибирскую митрополию, в Искитимскую епархию и тем самым поспособствовали созданию музея. Надеюсь, что они откликнутся.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 31    
  Версия для печати        Просмотров: 4588

Ключевые слова: протоиерей Игорь Затолокин, Живоносный Источник №1 (11) 2016

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930