|
||||||||||||||
Обновленческое движение в СибириДанной статьёй начинается цикл статей, посвящённых деятелям обновленческого движения в Сибири. В первую очередь – в Новосибирской области. Цель настоящих статей чисто практическая – дать всем желающим, насколько то позволили мои силы, точное и подробное описание биографий священнослужителей и мирян, состоявших в обновленческом расколе. Дать целостное описание я не мог; не мог потому, что не имел возможности в достаточной полноте собрать для этого весь необходимый материал. Обновленческая церковь была образована при слиянии различных обновленческих групп, массово возникших в 1922 году. Ими был создан общий орган руководства Церковью - "Высшее церковное управление" (ВЦУ), призванное заменить патриарха. 16 июня 1922 три правящих архиерея (Сергий Старгородский, Евдоким Мещерский и Серафим Мещеряков) признали ВЦУ, к августу 1922 года ВЦУ признало 37 из 73 правящих архиереев РПЦ. 4 июня 1922 был рукоположен первый обновленческий епископ (к маю 1923 совершено 53 хиротонии). В июне 1923 из 123 храмов Санкт-Петербурга 118 были обновленческими. Каждая группа разработала программу церковных преобразований, рассчитанную на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Эти программы были обсуждены на созванном обновленцами поместном соборе 1923 г., который высказался в поддержку советской власти и объявил о низложении патриарха Тихона, но санкционировал лишь частичные преобразования церковной жизни, отложив проведение основных реформ на более поздний срок (однако было принято решение перейти на григорианский календарь). Сам собор походил на партийное собрание, внутри его существовали официальные фракции (Живой церкви - ок. 200 делегатов, СВЦ, СОДАЦ - 116 делегатов). ВЦУ было преобразовано в Высший церковный совет (ВЦС), который впоследствии был преобразован в Синод. Синод обновленцев был распущен в 1935 году. Патриарх Тихон всех обновленцев анафематствовал. Обновленческая церковь пользовалась активной поддержкой советской власти до 1937 года, когда ей передавались храмы, священники не обновленческой ориентации преследовались. В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую Церковь, которую вскоре стали называть православной. "Живая Церковь" этому решению не подчинилась и продолжала функционировать самостоятельно. На смену ВЦС пришел обновленческий синод с митрополитом во главе. В 1925 г. обновленцы созвали второй поместный собор, который официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни. Однако часть реформ - женатый епископат, второбрачное священство, перевод богослужения на русский язык и переход на григорианский календарь - была принята еще на первом соборе. После потери поддержки государства, так и не обретя поддержки народной, обновленческое движение с 1937 года (на них также обрушились репрессии) стало стремительно исчезать, с 1943 начинается массовый переход обновленческих клириков и приходов в РПЦ. В 1945-46 годы последние обновленческие приходы переходят в ведение Московской Патриархии. Через пару месяцев после смерти «митрополита-благовестника» Александра Введенского, 9 октября 1946 у обновленцев был забран их последний храм (Пименовский в Москве), единственный не присоединившийся епископ Яценко скончался через три года. В Новосибирске обновленцам принадлежали практически все храмы: собор Александра Невского, Богородице-Казанская церковь, Пророко-Данииловская церковь, часовня святителя Николая. Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресенская (кладбищенская) церковь использовались на паритетных началах, т.е. при данных храмах параллельно существовали две общины: «тихоновцев» (т.е. последователей Патриаршей Церкви) и обновленцев. В Новосибирской области обновленцам принадлежало также значительное число храмов. Первым Новониколаевским обновленческим архиереем стал женатый священник Александр Авдентов. Его биография приводится ниже. ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ ЕПИСКОП НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР (АВДЕНТОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ) Родился в 1891 году. В 1915 г. окончил Томскую духовную семинарию. Вскоре вступил в брак и был рукоположен во священника. Был настоятелем Петропавловской церкви на спичечной фабрике Торгового дома «Евграф Кухтерин и сыновья» около Томска и благочинным томских городских храмов. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 28 октября 1922 г. будучи женатым, был рукоположен в обновленческого епископа Новониколаевского. 14 марта 1923 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Красноярским. 11 августа 1923 г. назначен архиепископом Верхнеудинским. 31 августа 1923 г. вновь назначен архиепископом Красноярским. С 3 октября 1923 г. – архиепископ Томский. С 28 ноября 1923 г. – архиепископ Бийский. Таким образом, в течение нескольких месяцев 1923 г. получил четыре назначения. 23 июня 1925 г. в третий раз прибыл на Красноярскую кафедру. С 1927 г. – викарий обновленческой Новосибирской митрополии и настоятель Пророко-Данииловской церкви Новосибирска. С ноября 1927 г. – архиепископ Читинский. С 1934 г. – настоятель собора г. Тары, Западно-Сибирского края. С октября 1934 г. в четвертый раз назначен архиепископом Красноярским. С 1935 г. – настоятель собора г. Кимры. С мая 1935 г. – архиепископ Моршанский. С сентября 1935 г. – архиепископ Владимирский. 22 апреля 1936 г. был назначен обновленческим митрополитом Ивановским. 31 августа 1937 г. уволен за штат. В 1937 г. арестован в г. Иваново, приговорен к десяти годам заключения в ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна.
Образование и Православие / Е.А. Шабунин, референт Издательского совета Новосибирской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4872 |