|
||||||||||||||
Каинск в середине XIX векаДанная статья основана на одном документе — «Краткое статистическое описание Томской губернии города Каинска», составленное штатным смотрителем Каинского уездного училища коллежским асессором А. Якимовским за 1842 г. «Местоположение города Каинска хотя нельзя назвать живописным, но за всем тем Барабинская степь с малыми возвышенными гривами или увалами, простирающаяся в окружности же на большое расстояние, обтянувшись полуциркулен мелкорастущим березняком, образующая с правой стороны рекою Омью и с левой — речкой Каинкой, представляет вид довольно приятный, особенно в половодье…» А реку Омь А. Якимовский характеризует так: «Река Омь от 5 до 9 аршин глубиною, при скромном своем течении стоит в берегах на 27 сажень; при разлитии же бывает в ширину до 50 и 70 саж., через которую ходит по канату, выстроенный от Ратуши, паром, стоящий до 1000 руб. ассиг. и могущий существовать до 7 лет...»
По свидетельству А. Якимовского жителей в окружном г. Каинске «...в сем же 1842 году имеется на лицо: мужского пола — 1456, женского — 1268, а духовного звания муж. — 9, гражданских служащих чиновников с нижними чинами — 24, отставных чиновников — 5, разночинцев — 137, купцов второй и третьей гильдии русских с евреями — 20, мещан и цеховых русских с евреями — 633, крестьян, водворившихся в город — 21, осевших — 32, городовых рабочих — 9, дворовых людей — 7 душ». В «Кратком ...» упоминаются цыгане. «Цыгане, из нескольких семей состоящие, по неимению постоянной оседлости живут за рекою Омь, в деревне Мошнино, которые зимой все помещаются в одной избушке, а по наступлению весны, подобно муравьям, рассыпаясь по окрестности, кочуют по тальникам в своих кибитках. Несмотря на свою наготу, они без зазрения бродят по городу с малютками за спиной, снискивая пропитание воровством и пляской. (за) две-три ефимки, подойдя к окну какого-либо дома, начинают, при странных телодвижениях своих, петь песни и кружиться. Не любители пляски их хотя отгоняют прочь от окна своего, но они без околичности подходят к другому. И таким образом, кружась с утра до вечера, каждая получает до 50 коп., а с вещами еще более…».
Население города было различного вероисповедания. «В числе означенных жителей: православного вероисповедания — 2420, лютеранского — 6, иудейского — 298 душ обоего пола». А. Якимовский упоминает раскольников (или старообрядцев): «... в городе Каинске находится очень малое число…»
К середине XIX века в Каинске насчитывалось 360 деревянных обывательских домов. «…из них две трети довольно порядочные, а одна треть — ветхие, полуразвалившиеся, покрыты берестой и дерном, некоторые даже без кровель, обросшие травой, представляют вид сильно безобразный и для зрения неприятный». На фоне этого выделялись Спасский Собор и четыре «примечательнейших» здания: «...каменная кладовая для хранения государственной суммы, находящаяся в недальнем расстоянии от города; деревянный дом Уездного училища, оштукатуренный и выбеленный снаружи; два дома деревянные двухэтажные с флигелями: первый для Питейной конторы и второй — Окружного почтмейстера — довольно хорошей архитектуры, служат украшением города».
Улиц в городе 8, а переулков 9, «...все расположены довольно правильно, шириною каждая от 8 до 10 сажень, некоторые ... с тротуарами». В обозначенный период улицы назывались: Московская, Полицейская, Спасская малая, Миллионная, Моховая, Секретарская, а прочие неизвестны. Освещение города, по свидетельству А. Якимовского, находилось не в лучшем состоянии. «Город, хотя довольно наполнен как служащими, так и отставными чиновниками, а равно и другими гражданами с хорошим состоянием, но, к удивлению, ни один житель не имеет у ворот своего дома фонаря. Почему в праздничные дни и торжественные дни не увидеть к вечеру, кроме мрака находящегося повсюду, никакого освещения, разве у редкого служащего свечку на окне».
К 1842 г. в Каинске действовало 8 заводов: 2 кожевенных, 1 мыловаренный, 1 свечно-сальный, 1 салотопный и 3 кирпичных. «...из всех означенных заводов преимущественнее два кожевенных, находящиеся: один при речке Каинке, а другой на реке Оми, принадлежащие купцу второй гильдии Д. Поздышеву, управляемые четырьмя сыновьями его. На коих выделывается до 12 тыс. черных и красных кож на сумму средним числом до 60 тыс. руб. ассиг…». На салотопном заводе, принадлежащем тому же купцу Поздышеву, вытапливается сала до 1500 пудов и почти все это количество отправляется на Ирбитскую ярмарку и продается от 9 до 10 руб. ассиг. пуд.
«На ... мыловаренном заводе, принадлежащем мещанину Любомирскому, вываривается в год полубелого мыла до 400 пудов, которое, несмотря на средственную его доброту, продается от 10 до 12 руб. пуд. Большое количество оного развозится по Каинскому округу, некоторые торгующие привозят даже в Красноярск и продают до 20 руб. пуд. На свечносальном заводе (Любомирского) вымакивается свеч до 250 пудов ... Выручается от продажи на 3700 руб. ассиг. ...». «А из жителей бедного сословия большая половина занимается маканьем свеч у себя дома». «Хотя в городе Каинске имеется три кирпичных завода, но по бедности их содержателей и худому свойству глины, вырабатывается кирпича не более 54 тыс...»
Жители г. Каинска занимались промыслами: рыбный — «...промышленники, большею частью из мещан... за скудностью реки Оми рыбою (в которой ловятся в малом количестве щуки, окуни, чебаки и пескари) занимаются в зимнее время ловлей оной на озерах Чанах и Сартлан, откуда в большом количестве привозят щук, карасей и окуней, продают в городе, уезде и некоторую часть отправляют в Екатеринбург. Так последние бывают крупны, что входят в пуд 6 и даже 5 рыб. Несмотря на таковую величину, вкусом намного уступает российской: вероятно, по причине иловатости воды»; лесной — «...некоторые из мещан и крестьян ежегодно отправляются до вскрытия Оми вверх за 300 верст от г. Каинска в Урманские леса для сплава строевого кедрового и елового леса с дровами». (А. Якимовский заметил: «…что удивительно, ведь жители города и окрестных деревень не платят пошлины за вырубку леса, что составило бы большую выгоду для казны».) «Лесу строевого и мелкого почти ежегодно сплавляется до 4 тыс. лесин и более, дров березовых сплавлено (по наст время) до 2570 сажень». В «Кратком...» дано перечисление ремесел, которыми занимались в основном мещане и поселенцы — кузнечное, медничное, столярное, каретное, портняжное, башмачное, скорняжное и др. «Всех мастеровых считается до 22 человек, а кузниц 6». Притрактовое положение Каинска объясняет большую роль извоза: «...некоторые из купцов и мещан содержат до 250 лошадей для перевоза разных кладей идущих из Нижнегородской и Ирбитской ярмарок до Иркутска и обратно. Доставляя прямо на место, полагают с пуда от 6 до 12 руб. ассиг.».
К середине XIX века Каинск был небольшим городом, но, тем не менее, торговля играла заметную роль в его развитии. «В городе Каинске хотя и положена ярмарка под названием Михайловская (ноября 8 ч.), но съезду на оную никогда не бывает». Но далее Якимовский замечает: «Впрочем, в воскресные и праздничные дни съезжается с припасами на базары с разных окольных деревень в весьма довольном количестве поселян, примерно до 360 человек — коими привезено было в течение года: ржаной муки — 125 тыс. пудов, пшеничной — 60 тыс. пудов, овса — 15 тыс. пудов, ячменя — 900 тыс. пудов, круп разных — 1 тыс. пудов. примерно на сумму 197563 руб. ассиг. Кроме того распродано жителями города и крестьянами из деревень: говядины свежей — 6 тыс. пудов, телятины — 600 пудов, баранины — 3 тыс. пудов. Всего вообще распродано было 211500 пудов на сумму 36563 руб., исключая даже сухих однополенных березовых дров, привозимых гужом из деревень, до 9 тыс. возов, что составляет 2571 сажень на сумму 7713 руб.». «Каинские купцы, русские и евреи, мещане и вязниковцы (от названия населенного пункта Вязники Владимирской губернии, известного благодаря активной торговопредпринимательской деятельности; под этим именем в Сибири XIX в. известны торговцы — выходцы из центральных губерний России, занятые преимущественно развозно-разносной торговлей.) ...занимаются распродажею по уезду и на ярмарках, установленных в 130 верстах от города Каинска в селе Вознесенском в 9-ю пятницу по Пасхе ... и на Ирбитской. На первой производится торговля шелковая, бумажная и крестьянскими изделиями, а на последнюю купеческими детьми Поздышевыми и прочими мещанами отправляется: топленого сала до 1 тыс. пудов суммою на 9 тыс. руб. и скоромного масла до 500 пудов примерно на 6 тыс. рублей; последний, по большей части, сбывается с убытком. Кроме сего, те же Поздышевы производят отличную торговлю с иркутскими купцами, коим также доставляют до 1800 пудов скоромного масла на 21 тыс. руб. и выделанных кож черных и красных до 11500 штук суммою на 97 тыс. руб. ...Общий торг капиталов ежегодной торговли Каинска хотя невозможно определить в совершенной точности, впрочем, по числу всех торгующих товаров привозится с Ирбитской и Нижегородской ярмарок — шерстяных, шелковых, бумажных, колониальных, крестьянских изделий, некоторая часть мехов и большое количество сахару, кофию и проч. — примерно на сумму до 400 тыс. руб. ассиг.».
Торговля шла и через магазины. «Все вообще магазины, как то: Соляный, Провиантский (для продовольствия Каинской гарнизонной роты и разных воинских команд). Провиантские запасы для продовольствия городских жителей и для Пороховой продажи помещаются в деревянных общественных строениях». В 1842г. «гостиный двор один... в нем 23 лавки и все заняты торгующими, к ним же принадлежит 8 балаганов и 1 харчевня...». Притрактовое положение определяло и специфику социальной жизни города. «Погребов с виноградными винами имеется пять. Торговлей этой занимаются Поздышевы, вязниковцы и евреи. Все вина привозимы с Ирбитской и Нижегородской ярмарок в весьма довольном количестве, как то: ром, водка, шампанское, судак, горькое и прочие хорошие вина. Судя по дальнему расстоянию места продаются довольно по сходной цене, например, бутылка шампанского — 15 руб., бутылка горького — 5 руб., судак — 7 руб., столового вина ведро — 15 руб. ...». В городе были и Питейные дома. «...имеется Питейных домов три, в том числе и ведерная при доме Питейной конторы, которые при ежедневной продаже вина имеют довольно хорошую выручку, ибо большая часть из жителей города, а паче всего ссыльные, за неимением у себя наличных денег, закладывают целовальнику за сущую безделицу свои или краденые вещи. Для таковых удальцов привезено было в сем 1842 г. с Богатольского и Сухореченского заводов хлебного вина — 30 тыс. ведер, спирту — 25 тыс. ведер...».
Из «богоугодных» заведений в городе было две больницы «... из коих одна городская для арестантов, которая до сего помещалась в ветхом доме, пожертвованном в 1812 г. на сей предмет бывшим Каинским мещанином Заварзиным». Позже, «по случаю большого неудобства, Правительство, с Высочайшего соизволения, выстроило на северо-востоке от города почти в двухверстном расстоянии огромный деревянный корпус на каменном фундаменте с двумя флигелями и службами, обнесенный высоким заплотом. ...Хотя оная больница устроена только на 75 кроватей, но в течение года больницей пользовалось до 482 человека. ... Другая больница каменная для военного ведомства, устроена на 14 кроватей, в ней находилось больных (1842 г.) 20 человек...». Была и богадельня в Каинске. «Богадельня помещается в ветхом наемном от евреев деревянном доме с платою по 100 руб. ассиг. в год, в которой и помещаются одни только евреи».
Такова история г. Каинска середины XIX века. В какой-то степени это типичная история сибирского поселения того периода, а в какой-то степени она уникальная.
Ирина Николаевна Гайер,
начальник научно-методического отдела муниципального казенного
учреждения культуры города Куйбышева Куйбышевского района
Новосибирской области «Музейный комплекс» Материалы межрегиональной научно-практической конференции,
посвященной 300-летию Чаусского острога «Освоение и развитие Западной Сибири в XVI – XХ вв.»
г. Новосибирск, 2013
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2351 |