|
||||||||||||||
Церковно-приходские школы второй половины XIX - начала XX вв.: историографический обзор. Е.И. КочетковаДан историографический анализ исследований второй половины XIX - начала XX вв. по теме «Церковно-приходские школы 1861-1904 гг.». Показана роль церковных школ в распространении народного просвещения, а также дана оценка исследований по рассматриваемому вопросу в историографической науке второй половины XIX - начала XX вв. В разные исторические периоды церковно-приходская школа занимала определенное место в жизни народа, неоднозначно относилось к ним и правительство. Однако само ее возникновение и дальнейшее развитие было всегда освещено историческим союзом православной церкви и государства. Поэтому в конце XIX - начале XX веков она вмещала в себе не только целую систему религиозно-просветительных и нравственно-образовательных мер в области начального образования, но и комплекс мероприятий по формированию национально-патриотических чувств. Их применение привело к возникновению различных взглядов на степень участия духовенства в просвещении народа, на характер влияния государства и общества в развитии церковно-приходской школы, на разработку политики государственных институтов власти по отношению к системе образования вообще. На сегодняшний день в изучении истории духовного образования в России остаются неисследованными материалы по возникновению, функционированию разных типов церковных школ: одноклассные и двухклассные церковно-приходские, школы грамотности, воскресные, второклассные и церковно-учительские. Между тем именно церковные школы составляли основу системы духовного образования и играли немаловажную роль в распространении как народного просвещения, так и основ православной нравственности. Обращаясь к рассмотрению исследований по начальному образованию, то есть церковно-приходским школам в советский период можно констатировать, что тема деятельности церковных школ не рассматривалась как самостоятельная, а лишь косвенно затрагивалась в работах по истории начального образования или по истории Русской Православной Церкви. В книге Е.Ф. Грекулова, посвященной участию церкви и духовенства в обучении различных учебных заведениях, отсутствует объективная оценка роли церковно-приходских школ в системе начального образования. Но в ней приводятся статистические данные о численности школ духовного ведомства, финансировании, количестве учащихся [1]. В работе И.М. Богданова представлен анализ статистических материалов о грамотности и образовании населения в дореволюционной России и СССР. В отношении начальных школ автор привел только сведения о темпах их развития. Церковная школа как особый тип им не рассматривался [2]. В коллективной работе «Русское православие: вехи истории» [3], освещающей широкий круг проблем, связанных с историей Русской Православной церкви, рассматривается вопрос о развитии духовного образования в данный период, который представляется в общих чертах. Итак, в центре внимания исследователей, в основном советских, оказывалось противопоставление церковной и светской школы, потому что они повторяли аргументы дореволюционных противников церковных школ. Лишь с начала 90-х годов тема «церковно-приходская школа» оформляется как самостоятельная. В этот период в России переиздаются и издаются ранее опубликованные за рубежом работы по истории Русской Православной церкви А.В. Карташева, митрополита Макария (Булгакова), И.К. Смолича. Последний в своем исследовании особое внимание уделяет развитию просветительской деятельности приходских школ, государственной политике в области начального, как духовного, так и светского, образования, определяя «положительную» роль церковной школьной системы в народном просвещении. Современные авторы непредвзято определяют место, функции школ духовного ведомства в системе начального образования в России в тот период. Д.И. Латышина, обстоятельно излагая содержание и особенности воспитания и образования в России с X до начала XX вв., дает сравнительный анализ различных типов (высших, средних, начальных) учебных заведений [4]. В отношении начальных школ духовного ведомства она приводит краткую характеристику организации и работы церковно-приходских школ и школ грамотности, отмечая активную деятельность обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева в их распространении и роль министерства в их поддержке. В.А. Федоров в исследовании по истории православной церкви синодального периода освещает в одной из глав вопрос о системе духовного образования с XVIII до начала XX вв.[5]. Он, как и вышеуказанные авторы, приводит сведения о положении церковноприходской школы в XIX - начале XX вв. и путях ее развития. Среди авторов данного периода необходимо упомянуть статью Т.Г. Леонтьевой [6], которая приходит к выводу, что возрождение церковноприходской школы в конце XIX века стало закономерным явлением в жизни русского общества, и они являлись «едва ли не единственным типом школ, удобным для крестьянства». Т.Г. Леонтьева полагает, что, несмотря на тесную связь с правительством, церковная школа руководствовалась интересами и нуждами народа, и, прежде всего, крестьянства, что позволяет считать ее народной. В числе авторов, придающих теме «церковно-приходская школа» нравственное и воспитательное значение особый интерес представляют работы А.Ю. Полунова [7]. Автор отмечает, что народная школа была основой всей широкомасштабной церковной программы К.П. Победоносцева, целью которой было нравственное перевоспитание общества, не затрагивающее существующих государственных учреждений. Церковная школа позволяла использовать все преимущества просвещения и избежать его разрушительных последствий. Различные аспекты развития начального духовного образования в целом по России или в отдельных губерниях частично отражены в ряде диссертаций, защищенных в 1998-2005 гг. Среди авторов, затрагивающих изучение данной проблемы, можно назвать Е.А. Кочеткову, Е.К. Сысоеву [8]. В работах P.P. Исхаковой, А.Е. Басалаева, О.В. Осипова [9], Е.С. Введенского [10], Т.А. Красницкой [11] исследовано развитие церковных школ на основе местных материалов, которые во многом отразили общероссийские тенденции. А.Е. Басалаев исследовал развитие церковно-приходских школ и школ грамотности Забайкальской области в 1884-1917 гг., которые имели особые черты, отличные от Центральной России. Автор рассматривал становление этих типов школ в системе начального образования, а не в системе духовного образования, что было бы более целесообразно. Д.В. Колыхалов [12], изучая историю школьного образования в первой половине XX века, приходит к выводу, что школьная политика самодержавия «шла от жизни», реагируя на ситуацию в обществе. Отрицает исследователь и реальное существование «тяжбы» между церковно-приходской и земской школой, полагая, что «эта проблема витала лишь в умах деятелей просвещения». Церковно-приходская школа, по мнению автора, выступала не как конкурент, а как «единственно возможный проводник знаний в экономически неразвитых районах». О.А. Паниной и Н.А. Арчебасовой на примере разных регионов - Среднего Поволжья и Царицынского уезда Саратовской губернии - были рассмотрены вопросы, связанные с развитием начального образования во второй половине XIX - начале XX вв. [13]. Предметом их исследования стали все типы начальных учебных заведений, в том числе и церковноприходские школы. В данных диссертациях приводятся сведения об устройстве, финансировании, содержании, учительском составе церковных школ, дается сравнительная характеристика церковных и светских школ. В работе С. А. Дань шиной на материалах Вятской губернии анализируется процесс совершенствования системы управления народным образованием во второй половине XIX в. [14]. Исследователь раскрывает Российскую систему управления образованием, характер взаимоотношений Казанского учебного округа и местных органов управления Вятской губернии, работу училищных советов и уездных отделений, а также общественную деятельность уездных органов и роль кадров в системе управления образованием. A.M. Торгашин рассматривает институт церкви в социально- государственной системе России, его особенности в Пензенской губернии в XIX - начале XX вв. Автор довольно поверхностно освещает развитие, финансирование, учебный процесс, подготовку учителей церковноприходских школ, частично воскресных школ. В своем диссертационном исследовании К.Г. Козлов [15] констатирует, что политика Русской Православной Церкви в области образования формировалась как адекватное реагирование на происходившие общественные процессы и являлась частью позиционирования Церкви относительно общества. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви может быть оценена как успешная, поскольку отвечала одновременно интересам Церкви, государства и значительной части российского общества. Большую роль системе церковно-приходских школ отводит и исследователь Е.В. Крутицкая [16]. Автор отмечает, что в конце XIX - начале XX вв. церковно-приходская школа вмещала в себе не только целую систему религиозно-просветительских и нравственно- образовательных мер в области начального образования, но и комплекс мероприятий по формированию национально-патриотических чувств. Т.Е. Житенев указывает на проблемы, появившиеся в связи с развитием церковно-приходских школ: «создание школ было инициировано государством, но легло на плечи духовенства и вызвало целый ряд проблем в церковной среде. В то же время без широкой поддержки со стороны духовенства, затея правительства оказалась бы бесплодной. Можно сказать, что церковные школы всегда находились под пристальным вниманием правительства, и отношение к ним складывалось в русле проводимых им преобразований» [17]. Особо следует выделить кандидатскую диссертацию корейского ученого И.К. Бана [18]. Автор исследует политику правительства в области начального образования с конца 50-х годов XIX века. Однако роль Победоносцева, особенно со второй половины 90-х годов, показана слабо. Недостаточно освещен вопрос и о создании церковно-школьного законодательства в этот период. «Оценка роли церковно-приходских школ, - по мнению И.К. Бана, - не может не быть противоречивой, потому что хотя какие-то начальные знания в ней давались, на самом деле основная сумма знаний, приобретавшихся учащимися, ставила своей целью превратить учащихся в ясно представляющих себе церковную жизнь прихожан, воспитывать их как детей церкви, в первую очередь. Церковноприходские школы содействовали просвещению народа скорее не благодаря устремлениям и политике Синода, а вопреки им». Таким образом, обзор историографии убеждает в том, что до настоящего времени проблема начального духовного образования по- прежнему недостаточно разработана. Отсутствует комплексное исследование становления, развития и функционирования церковных школ в XIX - начале XX вв. Но в то же время нельзя не отметить, что в современной исторической науке начато глубокое изучение проблемы существования церковных школ. Список литературы 1. Грекулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М., 1962. 2. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. М., 1964 // Церковь в истории России (IX - 1917 г.). Критические очерки. М., 1967. 3. Русское православие: вехи истории. - М., 1989. С 368. 4. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X - начало XX вв.). М., 1998. 5. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003. 6. Леонтьева Т.Г. Церковно-приходская школа в системе начального образования второй половины XIX в. // Неизвестные страницы истории Верхневолжья. - Тверь, 1994. С. 33-34. 7. Полунов А.Ю. К. П. Победоносцев в начале 1880-х годов: программа нравственного перевоспитания общества. В кн.: Россия и реформы 1861-1881. - М., 1991; Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. - М., 1996; Церковная школа для народа в конце XIX века. // Журнал Московской патриархии. 1993, № 6 и др. 8. Кочеткова Е.А. Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства, общественности России в 1874-1904 годы (по материалам Европейской части страны): автореф. дис. ... канд. истор. Наук. Оренбург, 1999; Сысоева Е.К. Народная школа. В кн.: Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. М., 2001. 9. Исхакова P.P. Создание церковно-приходских школ России в 1880-х гг.: политический курс и идейная борьба. Казань, 2002; Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области. 1884-1917: автореф. дис. ... канд. истор. Наук. Иркутск, 2000; Осипов О.В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864- 1917): автореф. дис. ... канд. истор. Наук. Челябинск, 2002. 10. Введенский Е.С. Деятельность русской Православной Церкви в области начального образования во второй половине XIX - начале XX вв. По материалам Ярославской и Костромкой губерний: автореф. дис. ... канд. истор. Наук. Ярославль, 2004. 11. Красницкая Т. А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX - начало XX в. (на материалах Владимирской и Костромской губерний): автореф. дис. ... канд. истор. Наук. Иваново, 2003. 12. Колыхалов Д.В. Развитие школьного образования в России в первой половине XX века.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1999. 13. Панина О.А. Начальное образование в Среднем Поволжье во второй половине XIX - начале XX вв: дис. .. канд. ист. наук. Самара, 2000; Арчебасова Н.А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861-1914 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2000. 14. Даныпина С.А. Совершенствование системы управления народным образованием Вятской губернии во второй половине XIX в: дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2001. 15. Козлов К.Г. Политика русской Православной Церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1894-1914гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Белгород, 2005. 16. Крутицкая Е.В. Церковно-приходские школы России в конце XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. истор. Наук. М., 2004. 17. Житенев Т.Е. Церковно-приходские школы в России. 1884-1918 гг.: дис. ... канд. истор. наук. М., 2004. 18. Бан И.К. К.П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 - 1904 году: дис. ... канд. истор. наук. СПб., 1999; Бан И.К. Церковно-приходские школы в период министерства Д.А. Толстого (1866-1880 гг.) // Клио, № 3 (9). 1999. С. 171-183. E.I. Kochetkova PARISH SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF XX- A T THE BEGINNING OF XXI CENTURIES: HISTORIOGRAPHIC REVIEW The article represents the historiographic analysis of the researches of the second half of XX - beginning of XXI centuries on the topic: «Parish schools in 1861-1904». The article reveals the role of church schools in spreading of public education and also the estimation of researches on the topic in point in historiography of the second half of XX- at the beginning of XXI centuries. Ключевые слова: отечественная историография, Русская Православная церковь, церковно-приходские школы, начальное образование.
Key words: native historiography, the Russian Orthodox Church, parish schools, primary education.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4926 |