|
||||||||||||||
Церковь с. Легостаево Новосибирской области. Хроника событийНовое обращение к истории Михайло-Архангельского храма в селе Легостаево Искитимского района Новосибирской области обусловлено недавними архивными находками, меняющими статус этого памятника сибирской архитектуры периода классицизма, находящегося в бедственном состоянии. Введение
Храм был построен по проекту первого в Западной Сибири архитектора Андрея Ивановича Молчанова, обучавшегося «...гражданской архитектуре в Санкт-Петербурге» [3]. За четыре года учебы 1786–1790 гг. [8, с.198] сын солдата Колывано-Воскресенских заводов, маркшейдерский ученик А.И. Молчанов, ознакомился с приемами архитектуры классицизма на стройках, возглавлявшихся его учителем, архитектором Кабинета Его Императорского Величества Антонио Порта[3] и вернулся в Сибирь убежденным классицистом.
По возвращении он вступил в должность архитектора Колывано-Воскресенских заводов, то есть заведовал всем заводским строительством [10, с. 87]. По его проектам создавались здания фабрик, лабораторий, аптек, заводских контор и жилых домов. Все они построены по законам классицизма. По проектам Андрея Ивановича также возведены церковь Михаила Архангела с. Тогульского (в 1802 году) и церковь с. Касмалинского (в 1810 году). В 1803–1816 гг. он занимался достройкой церкви Преображения Господня в Змеиногорском руднике [10, с. 88, 140].
Первоначальный замысел А.И. Молчанова
В феврале 1799 года А.И. Молчанов отправился в Малышевскую волость «для выбора места под возведение церкви»[там же]. В первых десятилетиях XIX века в Малышевской волости были построены два храма в селах Малышевском и Легостаевском. Однопрестольная Христорождественская церковь села Малышевского Малышевской волости сооружена в 1823 году [23] из дерева с имитацией каменных форм. Судя по сохранившемуся непрофессиональному чертежу, она выполнена в стиле классицизм без применения ордера. Автором проекта Малышевской церкви мог быть тоже Молчанов, служивший в должности архитектора Колывано-Воскресенских заводов до 1824 года.
А в 1799 году место под возведение церкви необходимо было выбрать в селе Легостаевском, где прежняя деревянная церковь, стоявшая в пойме р. Берди и ежегодно подвергавшаяся затоплению в половодье, сгорела. Жители решили ее не восстанавливать, а строить новую каменную на новом месте [5, с. 19 ].
Проектируя Михайло-Архангельский храм в Легостаево по трапезному типу, Молчанов сделал трапезную самой широкой частью здания, в связи с размещением в ней придела с престолом, освященным в честь пророка Божия Илии. Она выполняла функцию зимнего, отапливаемого печью храма. Основной храм был летним — неотапливаемым.
По замыслу Молчанова, фасады украшают разнообразные проемы: рядовые окна боковых фасадов — прямоугольные; арочную форму имеют входные проемы, окна алтаря и колокольни; в боковых частях барабана и втором ярусе колокольни — полуциркульные окна, и овальное окно в треугольнике фронтона портика (рис. 1).
Дополнением к восприятию целостности композиции фасада послужил крупный руст (2х3 кирпича), покрывавший стены алтаря, колокольни, центральной части стен храма и визуально объединявший их. Этот прием, характерный для зданий раннего классицизма, использован Молчановым во всех проектах построенных им церквей [10, с. 117, 119].
Легостаевская церковь строилась без авторского надзора, поскольку А.И. Молчанов с 1801 по 1804 гг. находился в отставке по состоянию здоровья [22].
100 лет спустя
Все деревянные конструкции храма в Легостаево, построенного в 1804 году: балки перекрытия, плахи пола, оконные и дверные рамы, — спустя 100 лет, пришли в негодность, и настоятель храма отец Андрей Дмитриев обратился в Томскую Духовную Консисторию с прошением о ремонте здания. Далее, 7 сентября 1905 года последовало письмо епископа Томского и Барнаульского Макария Томскому Губернатору [16]. Дело было препровождено в Строительную комиссию Губернского управления, где дано поручение работавшему в ней с 1902 года, после окончания Института Гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, [1, с. 9] младшему инженеру А.Д. Крячкову обследовать состояние храма и составить акт его освидетельствования [18].
А.Д. Крячков прибыл в Легостаево 13 сентября 1905 года и в присутствии настоятеля, диакона и церковного старосты составил акт «освидетельствования церкви на предмет ремонта и некоторых переделок в ней». По наблюдениям А.Д. Крячкова, оказалось: «Церковь построена в начале XIX столетия, состоит из двух помещений для молящихся, алтарной абсиды и колокольни. Одно из помещений для молящихся перекрыто сомкнутым сводом,остальные — деревянными перекрытиями. Постройка велась, очевидно, без всякого технического надзора. Все проемы, достигающие доверху, перекрыты без арок и перемычек по брусьям, которые частично прогнулись. По стенам заметны несколько значительных трещин, образовавшихся, по словам местных жителей, после землетрясения, бывшего здесь несколько лет тому назад. В настоящее время трещины не представляют опасности, но при переделках необходимо с ними считаться. Деревянные потолки оказались сильно пропревшими. Концы наката в большинстве гнилы и требуют замены в ближайшем будущем.
Увеличение проема, соединяющего зимнюю и летнюю церкви, оказалось невозможно ввиду слабости стены над ним, на которую опираются распалубки сомкнутого свода. Поэтому, а также в целях увеличения помещений церкви, необходимо разобрать тяжелый сомкнутый свод и раздвинуть боковые стены летней церкви до размеров, необходимых для помещения в сей церкви 800–850 человек, перекрыв затем получившееся помещение деревянным куполом.
При переделке сгнивших и грозящих падением потолков над зимней церковью необходимо поднять среднюю часть ее в виде фонаря, устроив бревенчатый сруб, перекрытый тесовой крышей и лежащий на деревянных подставках. Существующий в настоящее время в зимней церкви алтарь перенести в одну из пристраиваемых абсид по сторонам главного алтаря, а промежуточную стену открыть во всю ширину большим проемом...». Кроме А.Д. Крячкова акт подписан священником храма Андреем Дмитриевым, диаконом Петром Хвалынским, Алексеем Шуляковым и за неграмотностью старосты Прокопия Васильева приложена его печать [18].
Проектные предложения А.Д. Крячкова
Денег на радикальные изменения церкви, с увеличением ее площади до размещения 850-ти человек, вероятно, не нашлось, поэтому А.Д. Крячковым выполнен «Проект на капитальный ремонт Михайло-Архангельской церкви в с. Легостаевском Барнаульского уезда Томской губернии». Он рассмотрен и одобрен Строительным Отделением Томского Губернского Управления по протоколу от 10 июля 1908 г. за №86 [21] и содержит: фасад (рис. 2), план (рис. 3), продольный (рис. 4) и поперечный разрезы (рис. 5).
Сомкнутый свод, находившийся над трапезной (зимней церковью) убран и заменен световым фонарем, выполненным в виде сруба, перекрытого двускатной кровлей (рис. 5). На продольном разрезе хорошо видны шесть окон, устроенные в стенах сруба, позволившие осветить, прежде всего, темную трапезную (рис. 4). Все прямоугольные окна трапезной и центральной части храма были растесаны и получили арочные завершения (рис. 2). На северном и южном фасадах трапезной треугольники фронтонов заменены скатными кровлями (рис. 2).
По проекту А.Д. Крячкова в плане трапезной отсутствует изображение алтаря придела, хотя он существовал. Пространство трапезной выглядит просторным, у западной стены устроены пара голландских круглых печей (рис. 3). Площадь здания немного увеличена за счет превращения прежде открытой западной паперти, примыкающей к притвору под колокольней, в дополнительный объем, доходящий до уровня второго яруса колокольни.
Все деревянные конструкции перестроенного по проекту Крячкова храма были уничтожены пожаром в 1948 году. И не нашлось бы никакой возможности установить — были ли исполнены те проектные предложения, которые составил техник Крячков, если бы не две страховые оценочные ведомости, относящиеся к 1910 [19] и 1911 гг. [20]. Освидетельствование церковных построек проводилось исполняющим должность благочинного 44 округа священником Евгением Смирновым в сопровождении священников: Дмитрия Смирнова и Иоанна Добросердова, настоятеля храма Михаила Архангела, Андрея Дмитриева, диаконов Иоанна Ломова и Михаила Нивиных, церковного старосты Мирона Загоскина. В документе 1910 года отмечено, что «...здание храма каменное, на таковом же фундаменте ремонтируется, и в нем невозможно произвести оценку, в связи с тем, что убраны пол, потолок, крыша, окна. Стоят только одни стены. Ремонт должен кончиться к зиме 1910 года» [19].
Год спустя, 30 октября 1911 года для составления оценочной ведомости отремонтированного храма вновь была собрана комиссия. В ее составе, кроме благочинного и настоятеля, участвовали священники Иоанн Добросердов, Сергий Краснов, Дмитрий Смирнов, Симеон Бриллиантов и диакон Иоанн Бальва, староста Иоанн Захаров, старшина Легостаевской волости Кондратий Лямкин, Легостаевский староста Михаил Лямкин [20]. На сей раз, ведомость выполнена с подробным перечислением деталей, которое дает основания утверждать, что проект Крячкова был осуществлен.
Комиссия констатировала: «Михайло-Архангельская церковь каменная снаружи оштукатурена и выбелена известкой; внутри оштукатурена и выкрашена масляной краской; покрыта железом, окрашенным масляной краской зеленого цвета. Длина церкви, считая и колокольню 36 аршин, наибольшая ширина 16 аршин, имеется одна большая глава (на куполе — И.Р.) и две малых (над главным алтарем и алтарем придела Илии Пророка — И.Р.). Больших окон шестнадцать; малых верхних восемь — окна все двойные. Дверей, выходных (3) тройных; внутренних дверей фонарного устройства, но стеклянных три. Иконостас длинною 8¾ аршин, высотою 9 аршин, оценен в 500 рублей. Церковь отапливается четырьмя печами, колокольня в два яруса общей высотою до верха карниза пятнадцать аршин. «…» Церковь капитально отремонтирована с внутренней отделкой в 1911 году. Оценка вместе с иконостасом и колокольней — двадцать пять тысяч» [20].
В советское время
По официальным документам церковь закрыта в 1940 году, фактически в 1932–33 гг. были сняты колокола, а после расстрела в день Успения Пресвятой Богородицы 1937 года последнего священника храма отца Якова Мазаева, богослужения в храме не проводились [11]. Здание было арендовано общиной верующих, которые не смогли оплатить аренду в 1939 году и вынуждены были отдать церковь: «Легостаевскому сельсовету для оборудования под культурное учреждение» [13]. В 1940 году о здании церкви в с. Легостаево отчитались: «кирпичное, купол, колокола, кресты сняты, <...> в нем располагался глубинный пункт заготзерна» [12]. В трапезной бывшего храма разместили дизельную станцию, в алтаре устроили мельницу. После случившегося летом 1948 года пожара восстанавливать здание не стали. Некоторое время крепкие стены храма не давали покоя. Возникла идея использовать их для создания кинотеатра.
«Решение №118 Исполнительного комитета Легостаевского районного Совета депутатов трудящихся с.Легостаево. 11 апреля 1950 г.
О передаче церковного здания областному управлению кинофикации.
В связи с тем, что церковное здание в 1948 г. горело и в настоящее время остались одни кирпичные стены, здание не используется, в то же время район не имеет стационарного кинотеатра. Оставшиеся стены от церковного здания по его площади, позволяют оборудовать кинотеатр вместимостью 260 человек. На основании вышеизложенного исполнительный комитет районного Совета депутатов трудящихся решил:
1. Передать оставшиеся стены от пожара Областному управлению кинофикации для оборудования под стационарный кинотеатр.
2. Просить Облисполком утвердить решение о передаче церковного здания областному управлению кинофикации.
3. Просить Облисполком отпустить средства 150 тыс. руб. для переоборудования и строительства кинотеатра.
Председатель исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся подпись (Печеркин)
Секретарь исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся подпись (Арсентьев)
[14 , Л. 13 ]
Исполнительный комитет Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся, решением 498 от 12 мая 1950 года, постановил: «разрешить исполкому Легостаевского райсовета депутатов трудящихся и областному управлению кинофикации оставшиеся после пожара церковного здания в селе Легостаево кирпичные стены использовать для строительства и оборудования стационарного кинотеатра» [14, Л.14].
Спустя еще год, обнаруживается невозможность использования стен сгоревшего церковного здания и принимается новое решение №626 от 21 июля 1951 г. — разобрать их «...кирпич реализовать и деньги полученные от его реализации сдать в доход государства» [15 ]. Но и этой идее не суждено было осуществиться, поскольку раствор был настолько крепок, что кирпичи ломались, и разобрать здание не удалось. Уцелевшая трапезная была накрыта крышей и некоторое время служила складом цемента. Многие годы остатки храма стоят незащищенными и продолжают разрушаться.
Выводы
Легостаевский храм был уникальным для Сибири памятником архитектуры раннего классицизма, авторской работой первого профессионального архитектора Колывано-Воскресенских заводов А.И. Молчанова. В его архитектуре проявились типичные черты и стиль храмовых зданий того времени. В дальнейшей судьбе церкви, столетие спустя, принял участие архитектор А.Д. Крячков. После перестроек, сделанным по проекту А.Д. Крячкова, церковное здание простояла еще 29 лет до эпохи социальных перемен, приведших к закрытию церкви, поруганию святынь, разрушению колокольни, а после пожара 1948 года и окончательному забвению. За годы советской власти здание приобрело статус памятника истории Русской Православной Церкви в XX столетии..
Литература и источники
1. Баландин С.Н. Сибирский архитектор. Новосибирское кн. Изд-во, 1991 г. — 160 с.
2. Герасимов А.П. Неизвестные страницы из творческой биографии гражданского инженера А.Д. Крячкова // Баландинские чтения: сборник статей IX научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 16–18 апреля 2014г. //сост. Д.Д. Бушма; Новосиб. Гос. Архит. Худ. Акад.; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. — Т. IX. — Ч. 1. — 256 с.
3. Ермакова Л.И. Архитектор Андрей Молчанов: архивные находки /Л. И. Ермакова // Научные чтения памяти Ю.С. Булыгина (3; 2004; Барнаул). -Барнаул, 2005. — С.190–196
4. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начала XX века). — Томск, 2000
5. Ирина Ростовцева. История храма Михаила Архангела по воспоминаниям жителей с. Легостаево. // Живоносный источник, №1(7) 2013/ — C. 9–20.
6. Ростовцева И.Л. Церковно-историческая экспедиция в село Легостаево. Михайло-Архангельский храм и его архитектор.// Живоносный источник, №2 (3) 2010/ — C. 9–20.
7. Савчук Алина Андреевна, Иванова Елизавета Сергеевна, Садномова Любовь Вячеславовна, Зусик Валентина. Возрождение святынь отечества: Обмеры храма Архангела Михаила в с. Легостаево НСО. // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : материалы межвузовской научно-студенческой конференции 2011. «Интеллектуальный потенциал Сибири», Новосибирск 2010.
8. Савчук Алина Андреевна, Борисова Анна Андреевна, (ст-ки 413 гр.) Сравнительный анализ храма Михаила Архангела с. Легостаево с храмами раннего классицизма в Петербурге и Сибири.// Баландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 18–20 апреля 2013 г./ сост Д.Д. Бушма; Новосиб. Гос. Архит. Худ. Акад.; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. — Новосибирск, 2014 — 560 с., С. 198–205.
9. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII — начала XX веков. Барнаул: Изд-во А.Р.Т., 2006. — 300 с.
10. Степанская Т.М. Архитектура городов — заводов Сибири XVIII — первой половины XIX столетия: [учеб. Пособие] //Т.М. Степанская; Алт. Гос. Ун-т, Барнаул. 2004. — 159 с.
11. ГАНО, Ф. Р — 409, оп. 1, Ед. хр . 615, Лл.1–5.
12. ГАНО, Ф. Р — 1418, Оп.1, Ед. хр. 3, Л.18 об. -19.
13. ГАНО, Ф. Р — 1418, оп. 1, Ед. хр. 6, Лл. 101, 108.
14. ГАНО, Ф. Р — 1418, Оп. 1, Ед. хр. 37, Л. 13
15. ГАНО, Ф. Р — 1418, Оп. 1, Ед. хр. 41, Л. 28
16. ГАТО, Ф. 3, оп. 41, Д. 946, Л. 128.
17. ГАТО, Ф. Р — 26, оп.1, Д. 50, Лл. 7–10.
18. ГАТО, Ф. 3, оп 41, Ед. хр. 946, Л. 129–130.
19. РГИА, ф.799, Оп. 33, Д. 2139, Л. 53–53 об.
20. РГИА, Ф.799, Оп. 33, Д. 2139, Л. 58–59.
21. ЦХАФ АК, ф. 31, оп.1, д. 510, Лл. 1–6
22. ЦХАФ АК, Ф.1, Оп. 2, Д.1895, Л. 43–44.
23. Шабунин Е.А. Юго-Восточное благочиние Новосибирской епархии. Часть 3. Христорождественская церковь, с. Малышево http://www.orthedu.ru/kraeved/56-yugo-vostochnoeblagochinie-novosibirskoj-eparxii.html (Дата обращения 29.05.2015.)
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5228 |