Опубликовано 02.02.2016 в рубрике  Православное краеведение
 

Археографические экспедиции в старообрядческие скиты (Рудный Алтай, р. Уба, 1970-71г.)


"Рудный Алтай", это сейчас часть Алтая, которая находится в Восточном Казахстане. Места горные и шибко красивые, кто хоть раз побывал, забывают про всякие Альпы... когда то и мои предки жили тут не далеко в селе Тургусун, ближе к реке Бахтурма.


 
Хочу поделиться фотоальбомом новосибирских археографов, вот их комментарий:

"Старообрядческие скиты поморского согласия, которые посещали в 1960-х гг. новосибирские археографы, являлись преемниками женского Покровского монастыря, построенного здесь в самом начале XX века при финансовой поддержке известного текстильного фабриканта из староверов-поморян Саввы Морозова. (В те же годы он снабжал деньгами и подпольные организации большевиков-ленинцев) (моё прим.*** тут вкралась ошибка, Савва Морозов- был поповцем Белокриницкой Иерархии и не мог быть покровителем поморского монастыря***). Сохранились старые фотографии монахинь этого монастыря.
Этот поморский монастырь по традиции находился в тесной духовной и экономической связи с крестьянской округой, богатыми фермерскими семьями староверов Алтая. Зажиточное алтайское крестьянство оказало в начале 1920-х и начале 1930-х годов упорное сопротивление (в том числе вооруженное) советской власти – политике "военного коммунизма" и коллективизации. Жестокое подавление этого сопротивления сказалось и на алтайских старообрядческих общинах, и на их книжных собраниях. Так, на северных склонах Алтая, в Уймонской долине и на реке Кокса, где были разгромлены богатейшие фермерские хозяйства староверов-скотоводов, было уничтожено и крупное собрание рукописей и старопечатных книг. Несколько чудом уцелевших фолиантов XVI века – среди самых ценных находок экспедиций СО РАН.
Когда в конце 1960-х – в 1970-х годах новосибирские археографы стали приезжать к алтайским староверам, до былой зажиточности было уже далеко, а иные процветавшие до 1917 г. долины стали почти безлюдными и вполне подходили для тайных поселений пустынниц, многие из коих были ранее инокинями Покровского монастыря, а другие приехали из самых разных мест страны. Например – с Кубани, с поморянами которой шла интенсивная переписка.
В быту поморяне Рудного Алтая держались менее замкнуто, чем, например, часовенные Тувы. Многие скитожительницы очень охотно фотографировались, а сделанная нами фотография настоятельницы главного скита матушки Афанасии даже была помещена после ее кончины рядом с иконами в моленной."




Для понимания- кто на фото, иноки в староверии, носят поверх однорядки- полумантию, которая оторочена по краям- бордовой полоской. В руках держат- лестовки (специальные кожаные четки с лопостками и ступеньками для счета). После раскола в 1666 году, никонианские монахи- стали носить на тогдашнею греческую моду, которую греки переняли у турок, после падения Константинополя, с турецкого кафтана с широкими рукавами. А головной убор- "клобук" и "скуфью" сменили на шапочку в виде "ведерка" на манер турецкой "фески". Лестовку же поменяли на католические четки.





Матушка Анатолия.






Матушка Афанасия и студентка НГУ Е.З. Журавлева


инокиня Мелания с лестовками. (у поморцев- шибко красиво вышиваются лопастки)


Матушка Мелания у проросшего гладиолоса, подарок с Кубани.




огород.


кажись клубника? )))


ин.Мелания и Н.Н. Покровский (профессор (1977),член-корреспондент АН СССР (1987),академик РАН (1992).






Матушка Манефа.


В ведрах не вода, а мед с пасеки.










Матушка Мастрадея.




Завтра выложу фото трех моленных и фото близ живущих староверов поморцев на заимках.

 

Археографические экспедиции в старообрядческие скиты (Рудный Алтай, р. Уба, 1970-71г.) 2 часть.

По реке Уба (Алтай, Восточный Казахстан), помимо старообрядческих скитов, на заимках жили староверцы миряне. Поморское согласие хоть и безпоповцы, но приемлят брак. В полном смысле слова венчания нет как таинства, на брак благословляет- наставник общины.
(про безпоповские и Поморское согласие- http://mu-pankratov.livejournal.com/245215.html)

Заимка Перфила.




Поморец с р.Уба


Заимка на реке.


Евтихий, живет на заимке у скита м. Манефы.


Иван Тарасьевич за переплетным станком для книг. Хозяин огромной библиотеки старинных книг.


Жена Ивана Тарасьевича, за плетением на плашках пояса.


Наставник поморской общины поселка Серебрянка.




Скит матушки Афанасии, вид со стороны р.Уба


Моленная в скиту м.Афанасии.


Скит матушки Манефы, вид с перевала.


Моленная в скиту м.Манефы.


Моленная в скиту матушки Мастрадеи.


Матушка Мастрадея (Гладкова) в юности.


Она же в 1970 году.


Две фотографии 1910 года, монахини старообрядческого поморского Покровского монастыря на Убе. (ныне разорен)




Монахини женского поморского монастыря на Убе (имена неизвестны). Риддер, 1920-е гг. ВКЭМЗ


В 20-х годах, в монастыре находилось- 60 монахинь.
1928 год, ознаменовавшийся началом коллективизации и борьбы с кулачеством в крае, стал переломным в жизни монастыря и его обитателей, да и всего старообрядчества на Убе. С 1929 г. происходит массовое закрытие сельских церквей в крае, передача зданий в ведение сельсоветов для использования их под культурно-просветительные учреждения, начинаются репрессии против крестьянства. Это вызвало большую миграционную волну среди населения. Боясь раскулачивания, люди бросали обустроенные заимки и уезжали в Сибирь, в Красноярский край, в частности на золотые прииски в п. Ольховка, в город Минусинск, где находили временный приют в женском монастыре, основанном в 1914-1915 гг. В.И.Егоровым. Не избежали этого и монахини, жившие в монастыре. Многие из них были посажены в тюрьмы. По рассказам старожилов во время разорения края монахини прятали в каменных россыпях по Убе самое ценное, что у них было: иконы, книги и др. Отдельные культовые предметы раздавали людям, имеющим отношение к монастырю. В статье А.Безгодова сообщается о том, что «игуменья Ирина отдала всем насельницам по иконе и скитскому покаянию, чтобы они, разойдясь по домам, не оставляли молитвы. Старицы все горько плакали, не хотели покидать обитель. В монастыре заранее были вырыты ямы, в которых схоронили имущество: зерно, воск, книги, иконы».

То что не уничтожила советская власть, сохранилось в дальних скитах и заимках. В 60-70-е годы, ученые из Москвы и Новосибирска, начали охоту за древними книгами. Преуспел в этом - Н.Н. Покровский (профессор (1977),член-корреспондент АН СССР (1987),академик РАН (1992).

Вот он с м.Меланией.


А вот тут, уже в годах, показывает трофеи.
Старейшей среди книг является Торжественник середины XV века. В этой рукописи кроме многих текстов знаменитых византийских отцов церкви есть целая подборка сочинений русского писателя XII века епископа Кирилла Туровского. Здесь же сочинения ученика Мефодия, одного из изобретателей славянской азбуки, Климента Охридского. Другой сборник относится к концу XVI – началу XVII вв и содержит житие Василия Блаженного, а также рассказ о знаменитом московском пожаре 1547 г. Это классический Московский сборник, хотя и «добытый» в Сибири. Как удается заполучить такие древности?
-«На этот вопрос мы не отвечаем, – говорит Николай Покровский и, смеясь, добавляет: – Ничего незаконного, все по доброму согласию. Каждый археографический центр имеет свой обменный фонд – это один из главных путей. И потом у тех староверов, что веками хранили книги с опасностью для жизни, подчас бывали потомки совсем иного склада…»

Подробнее: http://academ.info/node/14245



Хорошо если книги попадали в руки ученых... а то зачастую, у бабушек, выменивали книги 16-17 века за пачку вермишели или печенья. Потом всё уходило на черный рынок.


Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 5062


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930