|
||||||||||||||
Место Памяти – святой колодец ПоловинкаМногим жителям Новосибирска и области знаком святой ключ на станции Ложок Искитимского района. В нашей Новосибирской епархии немало подобных святых мест. Необычный колодец Половинка, особо почитаемый верующими, находится в Венгеровском районе Новосибирской области, недалеко от села Вознесенка. Вознесенка – одно из крупных поселений Венгеровского района, расположенное в 25 км от райцентра Венгерово. Оно раскинулось по Старому Московскому тракту на правом берегу реки Омь. Полное название – Вознесенское – дано в честь религиозного праздника Вознесения, в честь которого была освящена местная православная церковь. Старожилы этих мест с большой гордостью вспоминают о главной достопримечательности – деревянной церкви, к сожалению, сгоревшей в 1979 г. Название святой колодец Половинка получил из-за своего месторасположения. Находится он точно посередине между селами Вознесенка и Камышево (Усть-Таркский район Новосибирской области). По рассказам местных старожилов, когда-то на месте колодца плескалось озеро. Однажды к его берегу невесть откуда приплыла икона святой мученицы Параскевы Пятницы. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора Римской империи, в городе Иконий (Малая Азия), в годы царствования императора Диоклетиана. Уже в ранней юности она посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних – пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева у нынешних христиан – покровительница полей и скота. В день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица – целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.
Икона святой мученицы Параскевы
Так вот, прибившуюся к берегу сибирского озера икону перенесли в церковь села Вознесенка. На следующее утро иконы в храме не оказалось – она снова была в озере. Так продолжалось несколько раз. И тогда на берегу у озера крестьянами был выкопан колодец, а на возвышении построена часовня, в которую и поместили святой образ. Верующие стали молиться святой мученице Параскеве в день её явления (9-я пятница по Пасхе), а после освящения колодезной воды забирать святую воду с собой. Вот только следы той святой иконы, приплывшей в Половинку по озеру, так и затерялись на дорогах нелегкой российской истории. Может, объявилась в другом месте? Надкладезные часовни святой Параскевы строили во многих российских регионах. И обязательно – над ключом или колодцем. Причем повсюду рассказывают о чудесном явлении иконы рядом с источником воды. Бывало, рядом вырастал монастырь, как, например, сохранившийся до сих пор Параскево-Вознесенский женский монастырь в Рузаевском районе Республики Мордовия. Во времена коммунистических жестоких гонений на веру церковь в селе Вознесенка была сожжена, часовню у озера разобрали, а колодец Половинку засыпали. Но в народе сохранилась память об этом месте. Люди тайком приходили к озерцу со ссыльными священниками за святой водой. В годы «перестройки» к колодцу стали ходить, не таясь. В 1995 г. на остатках старого сруба состоялось воссоздание святого источника. А недавно над колодцем установили сень – крышу с куполом и крестом. Зимой из-за снежных заносов сюда добраться сложно, но с весны по осень жители Камышева и Вознесенки часто ходят за святой водицей. Верующие вместе со священниками приезжают сюда также из Татарска, Чанов, Чистоозерного, Венгерово. Летом 2005 г. на местный праздник приезжали настоятель прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы поселка Чистоозерное священник Серафим Бояринцев, настоятель Покровского храма районного поселка Чаны священник Николай Тукурееви настоятель прихода в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа села Венгерова иеромонах Димитрий (Ткаченко). Иеромонах Димитрий рассказал в «Новосибирском епархиальном вестнике» (2006 г., № 1) о том, как совершается паломничество к святому источнику в день памяти Параскевы Пятницы. Обычно приезжие паломники встречаются утром в селе Вознесенка. Здесь на месте сгоревшей церкви служится молебен. Затем к паломникам присоединяются местные жители, после чего все садятся в автобусы и едут на Половинку. Не доезжая одного километра, люди выходят и крестным ходом, с иконами и хоругвями, движутся к святому колодцу. Навстречу им идут те, кто приехал сюда раньше. После встречи крестным ходом все направляются к Половинке. У колодца служится молебен с водоосвящением и читается акафист святой мученице Параскеве. Освященная колодезная вода разливается всем присутствующим. Потом – общая трапеза на природе, а в хорошую погоду – и обливание свежей студеной водой, которая снимает усталость и дает новые силы. Настроение у всех в этот день бывает праздничным. Мне представляется, что для верующих людей Половинка – весьма значимое место памяти. Я взяла письменное интервью у некоторых знакомых мне жителей Новосибирской области, участвовавших в паломничестве к святому колодцу. Выясняется, что для нынешней молодежи этот колодец является символом любви и счастья в семейной жизни. Приведу некоторые комментарии моих информаторов. «Мы с женой у колодца были несколько раз и даже иногда подвозили паломников-автостопников. Верующие из Чанов ежегодно во главе со священником Николаем посещают святой колодец. Воду можно пить. Ею омывают тело. Для скептиков скажу одно: надо искренне верить в чудодейственную воду – тогда она непременно поможет излечить ваши болезни!» (Валерий М., 25.04.2011). «На Половинку езжу много лет. Вода и вправду необычная: у моей бабушки стоит в банке уже 3–4 года и не цветет, не затухает, не меняет своих вкусовых качеств. Работал в Татарском районе и брал с собой эту воду, так как в Татарском районе воду пить невозможно. Перед отъездом домой бабушки с полторашками атаковывали, чтобы остатки воды им отдавал, – они не видели колодца, но слышали о чудо-воде» (Владислав П., 5.05.2011).
Маргарита Евгеньевна Симонова,
студентка 3 курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ
Научный
руководитель: д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3866 |