Опубликовано 10.09.2015 в рубрике  Православное краеведение
 

Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского


7-11 июля 2015 группа разведчиков дружины «Мангазея» совместно с руководителем миссионерского отдела Красноярской Епархии иереем Андреем Дороговым и руководителем отдела образования и катехизации Абаканской епархии, директором ЧОУ "Православная гимназия Свт. Иннокентия Московского" протоиереем Александром Горбатовым с паствой совершили поисково-паломническую экспедицию по местам пребывания смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского в период с 1922г. и до его ареста в апреле 1931г.


 

Поселок Матур.

По прибытию в п.Матур Таштыпского р-на респ. Хакасия группа из Красноярска остановилась в здании бывшего храма в честь Пресвятой Троицы. Власть коммунистов превратила этот храм в сельский клуб-кинотеатр - в алтаре традиционно устроили сцену, в притворе кинобудку. К слову сказать, притвор расширили и над могилами захороненных возле притвора храма священнослужителей возвели пристройку, даже не потрудившись перезахоронить тела. Просто отодвинули внутрь гроб, который мешал заливать фундамент для «культурного» учреждения новых властей. Колокола сняли и повезли на переплавку. Пока их доставляли на плотах по реке Абакан, один из плотов качнулся и с него упал колокол. Этот колокол до настоящего времени находится на дне реки. 

Спустя некоторое время в театральной сценке, направленной на антирелигиозную пропаганду, один из местных жителей изображал беса, танцуя и дурачась на сцене (алтаре храма). В этом не было бы ничего из ряда вон выходящего для тех времен, но… Работая сплавщиком леса, этот местный житель плыл на плоту и на том месте, где затонул колокол Троицкого храма, из-под воды внезапно вынырнуло бревно и ударило по ноге этому горе-артисту. Как итог удара - вначале безобидный чирий, потом гангрена, сепсис и скоропостижная смерть. Господь поругаем не бывает. 

В настоящее время здание бывшего сельского клуба (храма Пресвятой Троицы) передано Абаканской епархии, планируется восстановление храма. Вполне возможно, что этот храм посещал священномученик Амфилохий, в период, когда он отказался присоединиться к обновленцам в Красноярске и в ноябре 1922 г. удалился в женский монастырь на р. Матур, где находился около полугода.

Поселок Анчул, первая поездка.

Не откладывая дела в «долгий ящик», Красноярско-Абаканская поисково-паломническая группа во главе с о.Александром в первый же день, выгрузив из автомобиля вещи в здании бывшего храма, отправилась в поселок Анчул.

В июле 1928 г. епископ Амфилохий прибыл в с. Анчул Таштыпского р-на Хакасии, где в то время проживали многие насельницы Матурского женского монастыря, закрытого в 1926г. Хорошо знавший монахинь еще по служению в Сибири, епископ Амфилохий организовал и возглавил в с. Анчул монастырь из 10 чел. В селе был храм, где служил 70-летний иером. Серафим (Берестов). Сам епископ Амфилохий служил в домашней церкви, которую устроил из собственной кельи, монахини пели на клиросе в храме и в домашней церкви. Жизнь сестер была устроена по строгому монастырскому уставу. 

Опрашивая местных жителей, поисковой группой было установлено место, где стоял дом, в котором жили монахини. Для этого пришлось вброд преодолевать р.Таштып. 

При обходе деревенского кладбища поисковики, к сожалению, не нашли могил монахинь. Про себя решили, что советская власть сравняла их с землей. Однако после ухода с кладбища в разговоре с одним местным жителем вдруг выяснилось, что одной из монахинь была его родная тетка. Сергей (местный житель, племянник монахини) рассказал, что, когда он был лет десяти, то хорошо помнит, как его тетушка-монахиня, будучи в преклонных годах, спрашивала, сокрушаясь – когда же придет к нам наш батюшка (имея ввиду епископа Амфилохия). Из этого можно смело сделать вывод, что монахини до последних дней не знали о судьбе своего духовного отца, о том, что он был расстрелян в лагере под поселком Яя в 1937г. 

Сергей рассказал, что его тетя похоронена с тремя другими монахинями не на кладбище, а за кладбищем, на горе. Как говорили местные – на своем христианском кладбище. Это показалось странным, т.к. и на «нехристианском» кладбище повсюду на могилах кресты.

Поднявшись на гору по узкой тропе, в указанном месте поисковики нашли относительно ухоженные и огороженные забором, но заросшие, могилы четырех монахинь Матурского монастыря. Надписи, вырезанные на могильных крестах, открыли имена четырех монахинь: Евстолия (Тюмерекова), Вриена (Амзаракова), Варсанофия, Фарфоломея (Варвара Амзаракова). Прочитав литию у могил усопших, группа двинулась в обратный путь.

На обратном пути зашли в сельский магазин, где в разговоре с местными жителями выяснилось, что где-то в лесу, на горе за поселком стоит крест. Рассказы местных разнились и было неясно - то ли там был храм и крест стоит на том месте, то ли крест поставили, чтобы обозначить место будущего храма; но зачем строить храм в лесу, в отдалении от поселка, было непонятно. Было также сказано – «там их поп жил еще». Решено было вернуться через день в п.Анчул и попытаться разгадать эту загадку с крестом в лесу.

Матурский женский монастырь.

Во второй день пребывания в п.Матур к группе из Красноярска присоединились их новые друзья из Абакана, ученики абаканской православной гимназии свт.Иннокентия Московского и прихожане храма прп.Серафима Саровского (Абакан).

В этот день планировалось выдвинуться пешком (автомобильной дороги нет) на то место, где предположительно находился Матурский Женский монастырь. Место указано местными жителями в Монастырском логу на реке Томалык. По некоторым сведениям, монастырь находился на р.Матур, но местные жители указывают на р.Томалык (она впадает в р.Матур).

Прибыв на место указанное местными жителями, обнаружили остатки деревянных строений (столбы без стен) и мостик через ручей, который был обозначен как монастырские ворота. В прошлом, 2014году, сюда уже приходили ребята, которые присоединились к группе из Красноярска. Они и были проводниками. Проезжавший мимо пастух указал место сельского кладбища на горе, которое не смогли найти в прошлом году. Поселка, который был рядом с монастырем, давно нет, как и самого монастыря. Никаких артефактов, прямо указывающих на то, что именно здесь был монастырь, тоже обнаружено не было. Только рассказы местных жителей. 

Сделали вывод, что лучше всего приезжать на это место ранней весной, пока нет травы, и заниматься исследованием местности. Если Бог даст, то так и будет сделано в дальнейшем.

Отслужили литию на заброшенном кладбище и двинулись в обратный путь.

Поселок Анчул, вторая поездка.

Утром третьего дня пребывания в п.Матур приехал о.Александр Горбатов и поисковая группа разведчиков дружины «Мангазея», собрав свои вещи, попрощалась с приютившим их бывшим и одновременно будущим храмом в п.Матур. В п.Матур больше не заезжали, т.к. возвращались из п.Анчул по другой дороге. 

Как и планировали, с утра отправились в п.Анчул разгадывать загадку с крестом, стоящим в лесу на горе за поселком.

Прибыв в поселок, искатели обратились в буквальном смысле к первому встречному местному жителю. Этот житель тут же вызвался сопроводить и показать примерное место расположения креста.

Стоит отметить, что местные жители, узнавая о цели поисков, с охотой и отзывчивостью помогали кто чем мог - кто рассказами, кто адресами родственников, у которых могли храниться памятные вещи от монахинь Матурского монастыря, а кто просто шел и показывал места вокруг поселка.

10 минут легкого бездорожья, 3 километра пешком в гору по немного заросшей, но различимой тропе, и разведчики оказались на примерном месте. Сам Вячеслав (так звали проводника) сказал, что не был тут уже лет десять, и креста никогда не видел, но говорят, что он где-то здесь.

Искали в лесу чуть больше часа и когда уже решили, что ничего не нашли, издали послышался крик о.Андрея Дорогова – нашел!!! Все пошли к нему, и он провел на то место, где увидел крест.

Это был крест, сделанный из цельного куска лиственницы, высотой около двух с половиной метров и вырезанным с двух сторон распятием (с восточной и западной стороны) и сориентированный правильно по сторонам света. Метрах в двадцати на восток проводник группы обнаружил остатки фундамента какого-то строения размером 4х3 метра, так же сориентированного по сторонам света, и остатки погребов или землянок.

Вот тут все стало понятно про храм в лесу. Найдены следы кельи смч. Амфилохия епископа Красноярского и Енисейского, в которой он и устраивал свой домовой храм, о котором было сказано выше.

Все логично: Владыка - тот самый поп, который жил в уединении в лесу на горе, творя свой монашеский подвиг, и его ждала последняя оставшаяся в живых монахиня. К нему приходили его духовные дочери из импровизированного монастыря, устроенного в поселке Анчул. От этого места в лесу, до дома, в котором жили монахини Матурского монастыря, примерно четыре с половиной километра пешком. 

Обнаруженный нами крест был сделан, скорее всего, руками Владыки Амфилохия. Если брать в расчет нравы того времени, то никому, кроме святого жителя этого леса и в голову бы не пришло - вытачивать из цельного куска лиственницы и вкапывать в землю крест. Сейчас этот крест отгнил от вкопанной части, но стоит непоколебимо, опершись на выросшие рядом сосны.

Отметив GPS-точки креста и бывшей кельи (все значимые места, обнаруженные в процессе поисков, зафиксированы в GPS-координатах), поисковая группа, исполненная ощущением присутствующей на этом месте Божией благодати, отправилась в обратный путь через п.Таштып. 

Поселок Таштып, путь домой.

На предыдущем абзаце можно было бы и закончить рассказ, если бы не одно интересное обстоятельство. В храме Рождества Христова поселка Таштып хранится странная на вид икона Святой Троицы. На лицевой доске иконы нацарапана надпись со множеством орфографических ошибок. Если ее перевести на нормальную орфографию, то можно прочитать – Инородец строит монастырь, иеромонах Шулбаев.

К слову сказать, место, где должен быть построен Матурский женский монастырь, указал монах по фамилии Шулбаев. При поисках места расположения разрушенного Матурского монастыря в 2014 году предполагаемое место указал местный житель по фамилии Шулбаев.

Проводником на то место, где поисково-паломнической группой 10 июля 2015 года был найден крест и остатки кельи смч.Амфилохия, был Вячеслав Шулбаев.

Понятно, что в тех местах фамилия распространенная, но есть все же и другие распространенные фамилии. Вот такая интересная случайность, выводы здесь делать не станем.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж

Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского Экспедиция по следам смч. Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 3260


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Галина (10 апреля 2020 15:34)
 
Здравствуйте! Я в детстве часто ходила в гости к монахиням, они жили некоторое время в Верх-Таштыпе. Иногда ночью на Великие праздники оставалась на службу. Отец мой им часто помогал, они жили со своей племянницей (тетя Ириша так мы к ней обращались). Монахиня Варсанофия жила в Абакане по ул. Хлебной, она часто приезжала к монахиням.Только хорошие воспоминания остались у меня в памяти. После Великого поста у них был такой стол!!! Вкуснятки. Они сами стряпали. А осенью я помню они заготовки делали на чай, мелко крошили морковь и сушили.

Здравствуйте! Я в детстве часто ходила в гости к монахиням, они жили некоторое время в Верх-Таштыпе. Иногда ночью на Великие праздники оставалась на службу. Отец мой им часто помогал, они жили со своей племянницей (тетя Ириша так мы к ней обращались). Монахиня Варсанофия жила в Абакане по ул. Хлебной, она часто приезжала к монахиням.Только хорошие воспоминания остались у меня в памяти. После Великого поста у них был такой стол!!! Вкуснятки. Они сами стряпали. А осенью я помню они заготовки делали на чай, мелко крошили морковь и сушили.

Здравствуйте! Я в детстве часто ходила в гости к монахиням, они жили некоторое время в Верх-Таштыпе. Иногда ночью на Великие праздники оставалась на службу. Отец мой им часто помогал, они жили со своей племянницей (тетя Ириша так мы к ней обращались). Монахиня Варсанофия жила в Абакане по ул. Хлебной, она часто приезжала к монахиням.Только хорошие воспоминания остались у меня в памяти. После Великого поста у них был такой стол!!! Вкуснятки. Они сами стряпали. А осенью я помню они заготовки делали на чай, мелко крошили морковь и сушили.

Здравствуйте! Я в детстве часто ходила в гости к монахиням, они жили некоторое время в Верх-Таштыпе. Иногда ночью на Великие праздники оставалась на службу. Отец мой им часто помогал, они жили со своей племянницей (тетя Ириша так мы к ней обращались). Монахиня Варсанофия жила в Абакане по ул. Хлебной, она часто приезжала к монахиням.Только хорошие воспоминания остались у меня в памяти. После Великого поста у них был такой стол!!! Вкуснятки. Они сами стряпали. А осенью я помню они заготовки делали на чай, мелко крошили морковь и сушили.
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031