|
||||||||||||||
Библиотеки Русской Православной Церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881-1917 гг.Представляем Вашему вниманию автореферат диссертации Елизаровой Натальи Владимировны на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Защита состоялась 31 октября 2007 г.на заседании диссертационного совета Д 212.088.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история в Кемеровском государственном университете. Актуальность проблемы. Реформы, прошедшие в России в 90-х гг. XX в., коренным образом изменили не только социально-экономическую основу общества, но и идеологические ориентиры государства. Это в свою очередь привело к решительному изменению характера церковно-государственных отношений. При осмыслении причин возрождения Русской православной церкви возникла настоятельная потребность в изучении её истории. Свою историческую и культурную миссию Русская православная церковь видела, прежде всего, в духовно-просветительской деятельности. В своём просветительском служении церковь во многом опиралась на библиотеки. Этапы их зарождения и формирования стали органической частью истории и культуры. Однако характер деятельности православных библиотек до сих пор не имеет объективной оценки. Советские историки рассматривали библиотеки духовного ведомства с позиций воинствующего атеизма и единой коммунистической идеологии, в связи с этим в СССР культивировалось мнение об их негативном влиянии на мировоззрение народа и его просвещение. Однако в последнее время наметилась другая крайность – излишнее преувеличение и идеализация их роли под воздействием повышенного интереса к религии. Процессы демократизации российского общества создали для исторической науки новые возможности в изучении ранее запрещенных и «неактуальных» тем и дали возможность для сбалансированного подхода к изучению данной проблемы. Историография проблемы. Исследование темы можно подразделить на три основные группы: дореволюционные, советские и постсоветские. Первый период (50-е гг. XIX в. – 1917 г.) характеризуется пробуждением интереса к сибирским православным библиотекам. Первые сведения о православных библиотеках, расположенных на территории Тобольской губернии, появились в материалах А. И. Сулоцкого[1]. Наиболее подробно автором была освещена история библиотеки Тобольской духовной семинарии. К заслуге Сулоцкого относится систематизация фонда, которая сохранилась и к 1881 – 1917 гг. и потому была взята за основу в диссертационной работе. Несомненной ценностью трудов А. И. Сулоцкого является освещение не только положительных сторон деятельности семинарской библиотеки, но и то, что он не замалчивал проблемные и неблагополучные моменты: неподходящие условия размещения библиотек, трудности финансирования и т. п. Сведения о библиотеке Тобольской духовной семинарии содержатся также в работе Н. А. Бирюкова[2]. Но она во многом носит тенденциозный характер и показывает только положительные стороны библиотечной практики. Сведения о возникновении и функционировании православных библиотек в Западной Сибири можно встретить в работах А. Снежинского, Н. Юрьевского, С. Филиппова, М. Зверева, Г. Алтайского[3] и др. Они полезны прежде всего в силу наличия в них большого числа фактических сведений. Из вышеперечисленных публикаций стоит особо выделить материалы А. Снежинского, С. Филиппова, М. Зверева и Г. Алтайского, в которых предпринята попытка проанализировать причины неудач библиотечной практики в сибирских храмах и содержатся рекомендации о том, как её улучшить. Несомненную ценность представляют научные труды Н. М. Ядринцева и А. И. Дмитриева-Мамонтова[4]. Ядринцев коснулся истории православных библиотек опосредованно, при характеристике состояния просвещения в крае, и сделал вывод, что духовенство не сыграло большой роли в развитии образования в регионе. Дмитриев-Мамонтов обратил внимание на то, что формирование читательских интересов в Сибири проходило в условиях неразвитого книжного рынка, и зачастую у сибирского читателя не было возможности выбора иной литературы, кроме религиозной. В работах обоих авторов ярко просматривается антиклерикальная позиция. Отдельным блоком можно выделить материалы по вопросу обучения в начальных образовательных учреждениях духовного ведомства, в которых библиотеке отведена решающая роль как учреждению, являвшемуся источником духовного просвещения. Наиболее полно эта проблема раскрыта не в научных трудах, а прежде всего в публицистических статьях периодической печати, что указывает на то, что интерес к данному вопросу был достаточно высок, но сведения по нему только начинали накапливаться. Исследования в этом направлении проводили Н. Скосырев, С. Миропольский, Г. Маляревский, В. Лебедев, Н. Соколов, П. Орлов, И. Фудем, С. Рачинский, Н. Поспелов, В. Саблер[5] и др. Наиболее полно и тщательно проблему духовно-просветительской деятельности Русской православной церкви исследовал П. Н. Милюков[6]. Его труд представляет для нас интерес прежде всего потому, что в нём охарактеризованы основные типы читателей религиозной литературы. Определённый интерес представляют публицистические статьи в церковной периодической печати по вопросу социальной работы Русской православной церкви, написанные православными священнослужителями И. Литвинцевым, С. Аталыковым, А. А. Мисюревым, Д. Волосатовским, В. Окороковым, П. Комаровым, Н. Л. Короткевичем, М. Солнцевым[7] и др. Исследовав борьбу церкви с пьянством в Сибири, они сделали вывод, что самым действенным орудием в деле распространения трезвеннических идей в обществе являются духовная книга и публичные внебогослужебные чтения. Необходимо отметить работы Н. Городкова, Н. Грифиева, А. М. Курочкина, А. А. Дмитриевского[8] и др., рассматривающие деятельность религиозно-общественных организаций в Западной Сибири, в которых имеются сведения о библиотеках, открытых при содействии данных обществ. Рассматривая труды исследователей дореволюционного периода, можно сделать вывод, что в данный период происходило накопление сведений о православных библиотеках на территории исследуемого региона. Дореволюционный этап историографии отличается тем, что наиболее пристальное внимание данной проблеме уделяли, в основном, представители духовенства. Для второго периода историографии (1917 – 1989 гг.) характерно уже не только выявление новых источников, но и появление обобщающих трудов. В первые годы советской власти наблюдался спад исследовательской активности. В 20-е годы XX в. вышла монография М. Н. Куфаева[9], в которой прослеживается история зарождения библиотек в России. Этот труд носит обобщающий характер; особое внимание в нём уделяется вопросу изучения читательских групп в дореволюционной России. Отдельно стоит выделить работы, в которых анализ деятельности Русской православной церкви предпринят с жёстких атеистических, марксистско-ленинских позиций. К ним относятся труды Б. В. Титлинова, Н. Ростова, Г. Рыбкина, Р. Новицкого, Е. Ф. Грекулова[10] и др. Данные работы, несмотря на то, что они носят тенденциозный характер, интересны тем, что в них содержится большой подбор фактического материала по вопросу церковного просвещения. Однако оценка, данная православным библиотекам советскими учёными, крайне невысока – «рассадник невежества и мракобесия». Не менее спорны и противоречивы разработки советских исследователей по вопросу деятельности церкви в отношении народного образования. В первые годы советской власти вышел во многом тенденциозный труд Н. С. Юрцовского[11], который, рассмотрев проблему просвещения в церковно-приходских, миссионерских школах и духовных семинариях и затронув вопрос обеспеченности данных учебных заведений библиотеками, дал им определение «ведомственного анахронизма». Скромное упоминание о православных библиотеках также можно найти в трудах Ф. Ф. Шамахова, А. Д. Саблина[12] и др. Авторы вышеуказанных работ весьма низко оценили их влияние на учебный процесс в духовных учреждениях и на образовательный уровень учащихся и преподавателей. Характерной чертой вышеупомянутых исследований стала авторская ограниченность идеологическими штампами. Существенный вклад в изучение рассматриваемой нами проблемы внесли М. К. Азадовский, Р. С. Долгова, Б. В. Банк, А. Н. Копылов, И. Е. Баренбаум[13] и др., показав отношение российского населения к литературе религиозного содержания и православным библиотекам в дореволюционный период. С начала 70-х гг. происходит постепенный отход исследователей от сугубо атеистических установок. В 70-80-х гг. появился ряд исследований, в основном книговедческого характера, посвящённых развитию книгопечатания в Сибири, анализу чтения сибиряков и восприятия ими произведений печати, выявлению роли книги в социальной, экономической и культурной жизни региона[14]. Большая часть из таких работ была написана коллективом новосибирских учёных. В этих публикациях наряду с исследованиями светских изданий рассматривалась литература религиозного и богословского содержания. Однако большинство авторов, представленных в данных сборниках работ, в основном подходили к таким изданиям как к памятникам печатной культуры и не рассматривали влияние духовной литературы на местное общество (впоследствии в данном контексте это направление получило дальнейшее развитие в трудах Л. А. Ситникова, А. А. Гриненко[15] и др.). Исключение составляют работы Е. Н. Косых, В. Н. Волковой[16] и др., сделавших весомый вклад в изучение проблемы. Вышеупомянутые исследования опираются на значительную источниковую базу и отличаются объективным подходом к анализу проблемы. Отдельным блоком стоит рассмотреть исследования по вопросу изучения менталитета крестьянства, авторами которых являются Л. Г. Сухотина, М. М. Громыко, Л. В. Островская, Н. А. Миненко[17] и др. Данные разработки важны, поскольку помогают воссоздать общую картину формирования читательских интересов крестьянства, являвшегося основным потребителем религиозной литературы и посетителем библиотек духовного ведомства. Проблемой непосредственного изучения читательских предпочтений крестьянского населения занимались А. И. Рейтблат, В. А. Зверев, К. Е. Зверева[18] и др. Их труды содержат богатейший фактический материал по данному вопросу. Рассматривая труды исследователей советского периода, можно констатировать, что в основном они содержат отпечаток материалистического мировоззрения и атеистической пропаганды, что нередко приводило к необъективной, односторонней оценке исторических явлений. Однако исследования 70-х–80-х гг. отличаются принципиально новым подходом к рассматриваемой проблеме, свободным от идеологических штампов или носящим некий защитный характер с целью обхождения цензурных барьеров. Третий период историографии, начавшийся с начала 90-х годов XX в. и продолжающийся до настоящих дней, отличается кардинально новым подходом к изучению истории Русской православной церкви в целом и православных библиотек в частности. В связи с утверждением идей плюрализма и гласности и снятием цензурных ограничений появилась возможность пересмотра когда-то незыблемых концепций советской историографии. Характерной чертой этого периода стало появление региональных изданий религиозно-краеведческого характера, посвящённых истории Русской православной церкви. Данные мероприятия сопровождались выпуском научных статей и документальных материалов. С начала 90-х годов конференции по проблеме изучения истории церкви и религии начинают ежегодно проводиться практически во всех городах Западной Сибири. Учёные, занимающиеся изучением истории православной церкви, пытались определить влияние православия на население региона. Среди авторов, в работах которых содержится информация по интересующей нас проблеме, можно выделить С. Р. Дубинского, Н. С. Половинкина, А. В. Чернышова, В. А. Поплавную, Т. В. Захарову, С. В. Козлова, Н. В. Винокурову, Н. В. Воробьёву, В. Н. Великанова, Н. Г. Линчевскую, Н. А. Хвостова[19]. Их труды отличает привлечение обширного фактического материала и введение в научный оборот ранее неизвестных сведений о возникновении и условиях существования православных библиотек. Всё более динамичными становятся исследования по вопросу изучения чтения крестьянства; в этом направлении продолжили работу В. А. Зверев, К. Е. Зверева, А. И. Рейтблат, Г. В. Оглезнева[20]. В. А. Зверев и К. Е. Зверева провели сравнительный анализ религиозного репертуара чтения крестьян, принадлежащих к официальной церкви и крестьян-старообрядцев, определив гораздо большую начитанность последних. Г. В. Оглезнева отметила прерывистый, сезонный характер чтения сибирского крестьянства, связанный с выполнением сельскохозяйственных работ, и выявила основной мотив обращения крестьянина к религиозной книге – поиск нравственного утешения, укрепление в вере. Анализ деятельности религиозно-общественных организаций, их вклад в процесс создания и развития православных библиотек можно найти в работах Е. Н. Коноваловой, Н. С. Половинкина, В. В. Лебедева, В. И. Носик, Н. А. Старухина, Л. А. Дашкевич, Л. В. Ивановой, Н. К. Чернышовой, Л. Н. Харченко, О. П. Цысь[21]. Е. Н. Коновалова и Н. С. Половинкин проследили все направления издательской деятельности Тобольского епархиального Братства (создание печатных материалов, их издание и распространение) и указали на наличие печатной продукции Братства в составе фондов большинства сибирских библиотек. Н. К. Чернышова, рассмотрев духовно-просветительскую деятельность Императорского Православного Палестинского общества в Сибири, сделала вывод, что печатная продукция сибирских отделов общества активно участвовала в формировании круга чтения сибиряков, принадлежащих к разным социальным слоям, чему способствовала такая форма знакомства с книгой, как публичные чтения. О. П. Цысь показала ключевую роль религиозно-общественных организаций в создании православных библиотек на территории Тобольской епархии. Значительный вклад в изучение интересующей нас проблемы внесли Л. С. Лукьянова, П. П. Фонотов, Н. В. Огурцова, Л. Н. Харченко, К. И. Абрамов, И. Акифьева, С. С. Артамонова, М. Н. Глазков, С. П. Фунтикова, С. В. Бураева[22]. Среди вышеперечисленных исследований особенно важным являются труд С. П. Фунтиковой, в котором дано определение православным библиотекам (необходимо отметить, что до Фунтиковой не было выработано семантически точной формулировки: библиотеки духовного ведомства, не получив чёткого определения ни в дореволюционном, ни в советском, ни в современном российском законодательстве, именовались исследователями по разному – религиозные, церковные, духовные библиотеки и проч.), выявлены их основные типы, источники и способы пополнения. Л. С. Лукьянова, рассмотрев в своём диссертационном исследовании все библиотеки, существовавшие на территории края (религиозных и светских учебных заведений, научных и общественных организаций, публичные, ведомственные и т. д.), ввела в научный оборот значительное количество сведений, касающихся развития библиотек начальных и сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства в Западной Сибири. Л. Н. Харченко, проанализировав эволюцию распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья, сделала вывод, что данный регион не только не отставал в культурном отношении от провинциальных городов Европейской части, но иногда даже превосходил их. Нельзя не упомянуть коллективную монографию «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока»[23], в которой данная тема хоть и не получила отдельного рассмотрения, но фрагментарно была раскрыта во всех аспектах: издание, распространение, влияние на местное общество. Отдельным блоком можно рассмотреть исследования, касающиеся функционирования библиотек в сословно-профессиональных учебных заведениях, среди которых обращают на себя внимание работы Г. С. Епериной, В. А. Есиповой, О. П. Цысь[24]. Среди библиотек сословно-профессиональных учебных заведений наиболее изучены фонды и просветительская деятельность библиотеки Тобольской духовной семинарии. Характеризуя вышеназванные исследования, можно сказать, что большинство специалистов в данной области посвятили свои работы изучению более раннего периода – XVII, XVIII, первой половины XIX вв. Именно по этому периоду имеются фундаментальные, обобщающие труды. Исследования, рассматривающие 1881 – 1917 гг., в основном касаются узких проблем и носят очерковый, тезисный характер. Проанализировав все имеющиеся исследования по проблеме, можно утверждать, что более изученным оказался регион Восточной Сибири. Можно с уверенностью констатировать, что на третьем этапе развития историографии по исследуемой проблеме наметилась тенденция к переосмыслению ранее устоявшихся концепций. Анализ рассмотренной литературы показывает устойчивый и с каждым годом всё более возрастающий интерес историков к православным библиотекам. Наименее исследованными оказались, на наш взгляд, вопросы состава, структуры, функционирования библиотек Русской православной церкви и их влияния на распространение духовного просвещения, трезвеннических идей, православия среди населения, на что хотелось бы обратить внимание в данном исследовании. Таким образом, настоящая диссертация призвана заполнить образовавшуюся источниковедческую лакуну в изучении деятельности православных библиотек по распространению духовного просвещения среди населения Западной Сибири в 1881 – 1917 гг. Цель и задачи диссертационного исследования Диссертационная работа ставит своей целью комплексное изучение деятельности библиотек Русской православной церкви в исторической динамике, выявление направлений и специфики в деятельности православных библиотек в западносибирском регионе. С учётом поставленной цели в диссертации решались задачи: 1. Определить целевое назначение православных библиотек. 2. Выявить основные задачи библиотечной практики в церковно-административных округах Западной Сибири. 3. Раскрыть содержание работы и особенности функционирования православных библиотек. 4. Охарактеризовать читательскую аудиторию библиотек духовного ведомства в Западной Сибири. Методологическая основа исследования. Исследование осуществлялось с опорой наисторический и логический методы, являющиеся общими для всех общественных наук. Исторический метод позволил в изучении общественных явлений учитывать всю полноту конкретно-исторических условий, хронологическую последовательность их развития. Благодаря логическому методу проблема анализировалась в обобщённом виде. Данное исследование базировалось также на сравнительно-историческом методе, которыйпозволил сопоставить духовно-просветительскую деятельность библиотек Русской православной церкви среди населения Западной Сибири в 1881 – 1917 гг. с аналогичной деятельностью православных библиотек в целом по России. Использование метода статистического анализа обеспечило сбор, обработку и анализ количественных данных, дало возможность сгруппировать статистические сведения по определённому признаку, обобщить информацию в виде таблиц. Историко-типологический метод предоставил возможность классифицировать библиотеки, созданные Русской православной церковью и православными религиозно-общественными организациями. Использование синхронистического метода дало возможность исследовать работу православных библиотек различных типов в одном и том же временном отрезке. Структурно-системный метод позволил представить основные структурные элементы духовно-просветительской деятельности библиотек как единую систему и раскрыть понятие духовного просвещения в целом. Социально-психологический метод был востребован при изучении особенностей общественной психологии в периоды социальных конфликтов, связанных с событиями русско-японской войны 1904 – 1905 гг., первой русской революции 1905 – 1907 гг., первой мировой войны 1914 – 1918 гг., Февральской революции 1917 г., которые оказали значительное влияние на изменение читательских предпочтений населения Западной Сибири. Исследование также основано на принципах историзма, научности и объективности. С помощью принципа историзма проблема была изучена в свете действия совокупности объективных закономерностей её зарождения, формирования и функционирования. Принципы научности и объективности ориентировали на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, на критическое восприятие фактов, не отрывая их от исторической среды, на выявление достоверной и правдивой картины, а также противоречий и взаимовлияний на объект исследования. Всё это, в конечном счёте, было подчинено цели аргументированного и объективного решения исследовательских задач. Объектом исследования являются православные библиотеки в 1881 – 1917 гг. Определение православным библиотекам дала С. П. Фунтикова: «Православные библиотеки – тип негосударственных конфессиальных библиотек, учредителями которых являются учреждения Русской православной церкви (монастыри, храмы, учебные заведения, некоторые благотворительные организации и православные братства или частные лица)». В настоящей диссертации данное определение взято за основу. Предметом исследования является деятельность православных библиотек по распространению духовного просвещения в отношении населения Западной Сибири. Территориальные границы охватывают регион Западной Сибири, включавший в себя территорию Томской, Тобольской и Омской епархии. Последняя выделилась в 1895 г. из состава Тобольской епархии и закрепила за собой Акмолинскую, Семипалатинскую области, Тюкалинский уезд, части Ишимского и Тарского уездов Тобольской губернии, Каинского, Барнаульского и Змеиногорского уездов Томской губернии. В данном исследовании Семипалатинская область не рассматривалась, поскольку она в настоящее время принадлежит современному Казахстану. Хронологические рамкиохватывают период с 1881 г. до падения монархии в феврале 1917 г. Начальная дата исследования – 1881 г. – обусловлена контрреформами Александра III, в связи с чем был сделан курс на укрепление роли Русской православной церкви в жизни российского общества. Именно в этот период православные библиотеки начинают рассматриваться как главный источник распространения духовного просвещения. Конечная временная граница связана с периодом коренной ломки общественно-политической системы страны, которым стал февраль 1917 г. Источниковая база диссертации включает следующие виды источников: 1) законодательные и распорядительные (указы и манифесты императора, указы, циркуляры, распоряжения и определения Св. Синода). Данные документы дают представление о политике государственных и церковных органов власти в сфере духовного просвещения и культуры. Их изучение позволило воссоздать картину функционирования библиотек Русской православной церкви в Западной Сибири. Их содержание нашло отражение в «Полном своде законов Российской империи»; 2) делопроизводственные (внутриведомственная переписка, журналы духовных, епархиальных, миссионерских съездов, рапорты, ходатайства, дневники миссионеров), представленные в центральных (ГАРФ) и региональных архивах (ГАОО, ГАТО, ГАНО, ЦХАФ АК, ГУТО «ГА в. г. Тобольске»). В целом просмотрено 45 фондов и 438 дел; 3) статистические (клировые ведомости, отчёты, обзоры губерний, адрес-календари, справочные книги, путеводители, памятные книжки). Анализ информации, помещённой в данных изданиях, дал возможность выявить количественные изменения, происходившие в работе православных библиотек: состав фондов, количество читателей и т. д.; 4) периодическая печать. При написании настоящего диссертационного исследования был предпринят анализ как религиозных, так и светских дореволюционных периодических изданий: «Церковные ведомости», 1901, 1910 – 1916 гг., «Томские епархиальные ведомости», 1880 – 1917 гг., «Тобольские епархиальные ведомости», 1857 – 1919 гг., «Омские епархиальные ведомости», 1897 – 1914 гг., «Душеполезное чтение», 1902 г., «Тобольские губернские ведомости», 1902 г., «Сибирь», 1901 – 1903 гг., «Восточное обозрение», 1901 – 1903 гг. «Сибирская жизнь», 1901 - 1902 гг., «Степной край», 1904 г., «Сибирский листок», 1901 – 1902 гг., «Биржевые ведомости», 1899 г., «Воскресное чтение», 1873 г., «Живописная Россия», 1884 г., «Народное образование», 1897 – 1899 гг., «Православное обозрение», 1861 – 1891 гг., «Православный благовестник», 1893 г., «Руководство для сельских пастырей», 1909 г., «Новое время» 1898 г., «Русские ведомости», 1895 г. Наиболее информативными из вышеперечисленных изданий можно считать епархиальные ведомости, материалы которых во многих случаях насыщены аналитикой и статистикой, но зачастую грешат эмоциями и личностными переживаниями авторов статей, которыми, как правило, являлись представители духовенства. Необходимо также отметить, что объективности авторов статей препятствовала цензура; в конце XIX в. она ужесточается вследствие временных правил о печати 1882 г., и несколько смягчается в начале XX в. в ходе первой русской революции 1905 – 1907 гг.; 5) мемуарный (воспоминания, дневники). Среди источников мемуарного характера следует упомянуть о сборнике «Книга и читатель 1900 – 1917: Воспоминания и дневники современников», выпущенном Российской государственной библиотекой в 1999 г. В этом издании нашла отражение весьма ценная информация мемуарного характера, проливающая свет на отношение населения российской провинции к церковным библиотекам и религиозной литературе. Среди авторов данного сборника представляют интерес воспоминания священника А. А. Боброва и церковного публициста, историка, краеведа Н. П. Розанова. Бобров отмечал острый интерес крестьянства к духовно-нравственной литературе, Розанов, напротив, свидетельствовал о полной невостребованности данной литературы не только среди широких слоёв населения, но даже среди духовенства; 6) эпистолярный. Среди источников этого вида необходимо отметить фонд 40 ГУТО «ГА в. г. Тобольске» - «Сулоцкий А. И. (1812 – 1884)», отражающий богатейший опыт исследовательской и практической работы историка церкви, краеведа протоиерея А. И. Сулоцкого. Обобщение и критический анализ широкого круга исторических источников позволили нам создать комплексное исследование по проблеме духовно-просветительской деятельности православных библиотек в Западной Сибири в 1881 – 1917 гг. Научная новизна диссертациизаключается в реализации комплексного исследования духовно-просветительской деятельности библиотек Русской православной церкви в Западной Сибири в 1881 – 1917 гг., в результате чего:1)определён процесс использования религиозной печатной продукции местным населением; 2) установлено влияние духовной книги на представителей православного вероисповедания; 3) выявлены формы и методы работы духовных библиотек различных типов: храмовых, приходских, благочиннических, епархиальных, противоалкогольных, библиотек начальных образовательных учреждений и сословно-профессиональных учебных заведений; 4) раскрыт сложный и противоречивый характер библиотечно-приходской практики в административных округах Западной Сибири. Введено в научный оборот значительное число новых архивных материалов и сведений периодических изданий по истории просветительской деятельности православных библиотек в отношении населения Западной Сибири в 1881 – 1917 гг. Практическая значимость исследования.Материалы и сведения, представленные в диссертации, могут быть использованы в разработке концепции о роли современной церкви в духовно-нравственном просвещении населения, и особенно подрастающего поколения, для написания обобщающих трудов по истории православной церкви Западной Сибири, для составления спецкурсов и факультативных занятий по истории церкви и истории Сибири. Данные исследования могут так же использоваться краеведами, культурологами, религиоведами, библиотековедами, книговедами. Апробация результатов исследования.Основное содержание диссертационной работы отражено в 20 научных публикациях, 3 которых опубликованы в изданиях, рекомендованы ВАК. Все научные положения диссертации докладывались на 3 международных, 6 всероссийских и 2 региональных научных конференциях, прошедших в 2003–2007 гг. в Пензе, Новосибирске, Омске, Томске, Тюмени, Иркутске, и получили положительную оценку. Кроме того, содержание диссертационной работы и её результатов нашло отражение в сборнике научных статей «Социальная политика и профсоюзное движение: история и современность» (Москва, 2005). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка источников и литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введенииобосновывается актуальность темы, анализируется историография, определяются цели, задачи, объект, предмет, территориальные границы, хронологические рамки, источниковая база, методологическая основа, научная новизна и практическая значимость работы. Первая глава «Участие библиотек в образовательной деятельности церкви на территории Западной Сибири» состоит из двух параграфов. В первом параграфе анализируется роль библиотек сословно-профессиональных учебных заведений в подготовке священнослужителей к преподавательской и пастырской работе. К сословно-профессиональным учебным заведениям причислялись духовные семинарии, приходские и епархиальные училища. Создание библиотек в этих учреждениях рассматривалось как одна из важных предпосылок обеспечения сибирских территорий священнослужителями и учительскими кадрами, поскольку большее число выпускников духовных учебных заведений связывали свою жизнь с преподавательской деятельностью. Проанализировав порядок комплектования и функционирования библиотек сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства Западной Сибири в 1881 – 1917 гг., автор установил, что в целом они отвечали требованиям, которые предъявляло к ним духовенство, а именно: содействовали подготовке учащихся к преподавательской и пастырской работе. Об этом свидетельствует и то, что среди воспитанников духовной семинарии было очень много талантливых педагогов и священнослужителей, получивших известность далеко за пределами Западной Сибири. Среди библиотек сословно-профессиональных учебных заведений наиболее качественную подготовку учащихся обеспечивали библиотеки духовных семинарий. Они способствовали разносторонности интересов, формированию энциклопедических знаний, существенно расширяли кругозор, содействовали реализации способностей в научном и творческом направлении, формировали высокий культурный уровень своих воспитанников, о чём свидетельствует тот факт, что многие из них без труда поступали в высшие учебные заведения России. Анализ архивных источников и исследовательских документов позволяет установить непосредственную зависимость функционирования библиотек сословно-профессиональных учебных заведений от общественно-политической обстановки в России: в периоды различных социальных катаклизмов (первая русская революция 1905 – 1907 гг., первая мировая война, Февральская революция 1917 г.) ухудшалось комплектование библиотек, условия их содержания, менялись читательские предпочтения. Второй параграф рассматривает вклад библиотек начальных образовательных учреждений духовного ведомства в учебно-воспитательную деятельность. В рассматриваемый период в Западной Сибири сложилась система начальных образовательных учреждений духовного ведомства, созданных для осуществления сразу двух целей – образовательной и воспитательной. При чём акцент делался не на образование, а на воспитание. Воспитание было направлено на развитие в учащихся православной нравственности и гражданственности. Начальные образовательные учреждения имели конечную цель не в увеличении числа грамотных, а в увеличении количества верующих и верноподданных императорского престола. В соответствии с этим принципом при них были сформированы библиотеки, которые были призваны стать важнейшим средством духовного воздействия на читателей-учащихся и выполнять религиозно-воспитательную функцию. Их основная задача полностью совпадала с целью церковно-школьного образования, то есть воспитание христианина на разных возрастных этапах развития. В соответствии с этой целью были укомплектованы фонды практически всех церковных школ: приоритетное место в них занимала религиозная литература. Преимуществом библиотек начальных образовательных учреждений духовного ведомства была доступность библиотечных фондов для беднейших слоёв населения, поскольку пользование книгами осуществлялось бесплатно. Это способствовало привлечению к пользованию библиотеками помимо учащихся школ местных жителей. Однако проблемы, связанные с распространением и доставкой книг в школы, снижали эффективность учебно-воспитательного процесса. Итак, в 1881 – 1917 гг. в Западной Сибири действовала система православных образовательных учреждений, целью которых было: 1) воспитание в духе христианской морали (его осуществляли школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы); 2) подготовка кадров – преподавателей православных учебных заведений и служителей культа – для осуществления данной задачи (их формировали духовные семинарии, епархиальные и приходские училища). Библиотеки при данных учреждениях являлись фактором, формирующим мировоззрение в русле приверженности официальной церкви и духовным традициям христианства. Число библиотек росло в прямой зависимости от увеличения учебных заведений духовного ведомства. В целом, библиотеки православных образовательных учреждений (начальных и сословно-профессиональных) справлялись с возложенной на них задачей, а именно – обеспечивали воспитание христианина на различных возрастных этапах и способствовали подготовке священнослужителей к преподавательской и пастырской работе. Вторая глава «Воздействие библиотек на повышение религиозно-нравственного уровня населения Западной Сибири» включает два параграфа. Первый параграф посвящён исследованию деятельности библиотек в формировании православной культуры среди населения церковно-административных округов Западной Сибири. В 1881 – 1917 гг. в Западной Сибири усилиями православного духовенства была создана сеть библиотек, подразделявшихся в зависимости от деления церковно-административных территориальных единиц и соответствующих им ведомств на несколько типов: храмовые, приходские, благочиннические, епархиальные. Их функционирование определялось целями и задачами Русской православной церкви и выражалось в стремлении осуществить религиозно-культурную миссию – быть инструментом в деле духовного просвещения населения, что определялось как трансляция христианского вероучения и формирование духовного уровня бытия человека, в основу которого закладывались основы христианского поведения и морали. Автором установлено, что православные библиотеки ориентировались на читателей, принадлежащих духовному сословию и на низовую читательскую аудиторию, в основном на представителей крестьянства. Проанализировав структуру, порядок комплектования и функционирования православных библиотек, можно сделать вывод, что в их деятельности отмечался ряд негативных факторов, не позволивших библиотекам закрепить за собой роль духовно-нравственного регулятора в жизни населения края. Во-первых, большая часть сибирского населения не могла пользоваться библиотеками по причине собственной неграмотности. Во-вторых, православные библиотеки, которые церковь могла предоставить к услугам грамотного сибирского населения, не отвечали его нуждам. Литература, представленная книжными собраниями этих библиотек, как правило, ограничивалась рамками богословского, религиозно-нравственного и патриотического направления. А между тем сами священнослужители замечали устойчивый интерес, а иногда и настоятельную потребность сибиряков к литературе, несущей практическое знание (по сельскому хозяйству, естествознанию, технике и т. п.), а в начале XX в. – к изданиям общественно-политического содержания, чего фонды вышеуказанных библиотек удовлетворить не могли. Поскольку церковь оказалась не в состоянии обеспечить сибиряков информацией по интересующим отраслям и вопросам, она проникала в общество, минуя церковную среду, через светскую печать, светское образование и т. д. Духовенство пыталось оказывать влияние на читательские интересы сибиряков и ориентировать их в русло чтения духовной литературы. Однако сибиряки из года в год проявляли всё большую инициативу к самостоятельному выбору книг. В-третьих, популяризации религиозной литературы препятствовала необразованность многих сибирских пастырей. Во многих приходах Западной Сибири духовная книга оставляла равнодушными не только прихожан, но и самих священнослужителей. Церковь была не в состоянии способствовать продвижению духовных изданий не только среди сибирского населения, но даже в собственной среде. Не было консолидации усилий духовенства по направлению пропаганды книг православной тематики, значительная часть служителей церкви была инертна, а дело не могло держаться на небольшой кучке энтузиастов. В-четвёртых, отрицательным образом на развитие православных библиотек влияли трудности, связанные с их финансированием, распространением и доставкой литературы. В-пятых, к чтению книг из фондов православных библиотек прибегала в основном беднейшая часть населения, поскольку они выдавались бесплатно. Более состоятельные сибирские граждане осуществляли приобретение периодических изданий по подписке. В основном это были так называемые «толстые журналы» и иллюстрированные еженедельники. В-шестых, в деятельность православных библиотек вплетались элементы государственной идеологии, поэтому они были вынуждены сочетать свою работу по распространению христианского вероучения с пропагандой монархических идей, что, в конечном счёте, тормозило достижение основной задачи. К примеру, священнослужители при комплектовании фондов православных библиотек должны были выкраивать и без того скудные средства на приобретение литературы патриотического содержания в ущерб приобретению религиозных изданий. В-седьмых, скованная синодальной формой правления и оттого находящаяся в зависимости от царской власти Русская православная церковь не могла позволить себе занять критическую позицию по отношению к ней практически ни по одному вопросу, поэтому ей не оставалось нечего другого, как быть проводником верноподданнических настроений, а в условиях нарастающего недовольства населения действиями властей это не могло не наносить урон престижу самой церкви, что негативным образом сказывалось на многих проводимых церковью мероприятиях, в том числе и на отношении населения к библиотекам. В диссертации определено, что в 1881 – 1917 гг. литература религиозной направленности из фондов православных библиотек играла не последнюю роль в репертуаре чтения сибиряков, снискав особую симпатию у патриархального крестьянского населения. Её роль в народном творчестве можно, без сомнения, назвать позитивной и во многом определяющей. Кроме того, православные библиотеки во многих приходах Западной Сибири являлись основными и подчас единственными просветительными учреждениями и очагами культуры, и в этом аспекте своего развития они были необходимы и востребованы. Во втором параграфе рассматривается влияние противоалкогольных библиотек на распространение трезвеннических идей среди сибиряков. В диссертации установлено, что противоалкогольные библиотеки, созданные православными религиозно-общественными организациями, безусловно, позитивно влияли на повышение нравственного уровня населения Западной Сибири. Деятельность противоалкогольных библиотек являла собой попытку организации свободного времени сибиряков в позитивном русле, предоставив им вместо кабаков и трактиров культурно-просветительные мероприятия: знакомство с духовной и светской литературой, публичные чтения, участие в церковных торжествах, «клубное» общение и т. д. Попытка упорядочения времяпрепровождения сибиряков, предпринятая создателями противоалкогольных библиотек, являлась решительным шагом к устранению одной из важнейших причин пьянства, связанной с нерационально организованным досугом жителей Западной Сибири. Заслуга противоалкогольных библиотек велика также в деле ограждения здоровья подрастающего поколения от спиртного; созданные в стенах церковно-приходских школ, они с детства давали молодому человеку чёткую антиалкогольную установку. Немаловажным в работе противоалкогольных библиотек было то, что они оказывали влияние не только на бытовую, но и духовную сторону жизни сибиряков, а именно - активно участвовали в формировании их мировоззрения в духе православной веры. Существенный изъян работы противоалкогольных библиотек, созданных в целях содействия деятельности православных религиозных обществв борьбе с пьянством, заключалась в том, что духовенство сосредоточило своё внимание только в рамках одной социальной группы, подверженной пьянству, – крестьянства, но проблема не замыкалась на представителях лишь этого сословия. В диссертации делается вывод, что православные библиотеки оказывали определённое воздействие на повышение религиозно-нравственного уровня населения Западной Сибири, которое осуществлялось посредством приобщения сибиряков к религиозным источникам информации. Данная деятельность сочеталась с организацией публичных чтений, внебогослужебных собеседований, духовных концертов, проведением пастырских наставлений и проповедей и была направлена на решение следующих задач: 1) распространение православия на территории края; 2) укрепление прихожан в вере; 3) приобщение населения к христианским ценностям; 4) помощь священнослужителям в осуществлении пастырской деятельности; 5) распространение среди местных жителей полезных практических знаний (по сельскому хозяйству, медицине, гигиене и т. п.); 6) пропаганда идеи здорового (трезвого) образа жизни; 7) сбор и доведение до широких слоёв общественности информации о вкладе духовенства в культурное освоение региона. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы. Анализ тематического состава и структуры фондов, порядка комплектования и функционирования православных библиотек различных типов в Западной Сибири, сделанный на основе источников и научных исследований, позволил сделать заключение о направлении и специфике деятельности библиотек Русской православной церкви. Среди направлений преобладали такие, как: 1) воспитательное, 2) духовно-просветительское, 3) миссионерское, 4) патриотическое направления. Деятельность библиотек Русской православной церкви отличало наличие некоторых особенности в их деятельности: недостаток материальных ресурсов, наличие на территории Западной Сибири большого количества лиц, не разделявших канонов официальной церкви (иноверцев, старообрядцев, сектантов), способствовавших оттоку верующих из официальной православной церкви, низкий нравственный уровень большинства сибиряков из-за того, что регион длительное время являлся местом ссылки и каторги, непрофессионализм среди священнослужителей, неграмотность большей части населения, тормозившая усвоение православной религиозной информации, неблагоприятный природно-географический фактор, затруднявшую работу приходских священников. На защиту выносятся следующие положения: 1) Целевое назначение православных библиотек определялось идейными установками государства. Русская православная церковь, выполняя в России роль идеологического института, была призвана поддерживать стабильность в стране и служить нравственным ориентиром для населения, поэтому вся деятельность её библиотек являлась зеркальным отражением монархической системы и была направлена на формирование мировоззрения в духе приверженности императорскому престолу. Власти возлагали надежды на то, что христианские духовно-нравственные и культурные традиции, которые несла в своей основе Русская православная церковь, станут связующим, звеном, которое поддержит политическое равновесие в стране во время сложных социально-экономических потрясений, имевших место в рассматриваемый период (события русско-японской войны 1904 – 1905 гг., первой русской революции 1905 – 1907 гг., первой мировой войны 1914 – 1918 гг.). 2) Достижение вышеуказанной цели решалось выполнением ряда задач, которые определяли работу православных библиотек в целом: 1) распространение идеи христианства среди широких слоёв российского населения; 2) популяризация источников информации, разрешённых и одобренных для чтения Св. Синодом; 3) организация религиозно-просветительской деятельности с помощью проповедей, проведения внебогослужебных публичных чтений и собеседований; 4) улучшение подготовки священнослужителей к выполнению пастырского долга за счёт предоставления изданий для самообразования; 5) воспитание модели поведения личности в рамках христианского вероучения и морали на разных этапах развития; 6) создание идейной основы для наращивания духовно-культурного потенциала в противостоянии социалистическим идеям, нигилизму, атеистическим и антицерковным настроениям; 7) попытки достижения информационной и идеологической монополии, необходимой для установления контроля над умонастроениями народных масс: борьба с оппозиционными произведениями печати, пропаганда изданий религиозного содержания и т. д. Цель и задачи православных библиотек были типичными как для страны в целом, так и для западносибирского региона в частности. 3) Православные библиотеки ориентировались на читателей, принадлежащих духовному сословию и на низовую читательскую аудиторию, в основном, на представителей крестьянства. В приложении помещены документы, статистические данные, оформленные в виде таблиц, которые подтверждают основные положения исследования.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ
Научные публикации в изданиях, рекомендованных ВАК 1. Елизарова, Н. В. Система распространения религиозной литературы в духовных библиотеках различных типов (конец XIX – начало XX вв.) // Омский научный вестник. – 2006. – №3 (36). – С. 30-34. 2. Елизарова, Н. В. Деятельность православных миссионеров по распространению просвещения среди коренных сибирских народов // Омский научный вестник. – 2006. – №6 (41). – С. 13-18. 3. Елизарова, Н. В. Организация работы по распространению духовного просвещения как способ преодоления кризиса Русской православной церкви в конце XIX – начале XX вв. // Омский научный вестник. – 2006. – №9 (47). – С. 25-29. Другие публикации 4. Елизарова, Н. В. Роль религиозно-просветительных учреждений в развитии образования в Омском Прииртышье (конец XIX – начало XX века) // Омский научный вестник. – 2003. – №3. – С. 16-19. 5. Елизарова, Н. В. Роль миссионерских библиотек в распространении православия на территории Омского Прииртышья конца XIX – начала XX вв. // Омский научный вестник. – 2003. – №4. – С. 46 – 49. 6. Елизарова, Н. В. К вопросу о деятельности Русской православной церкви по борьбе с пьянством на территории Западной Сибири в конце XIX – начале XX веков // Омский научный вестник. – 2004. – №2. – С. 30-33. 7. Елизарова, Н. В. Проблема исследования книжных собраний монастырей // Омский научный вестник. – 2004. – №3. – С. 31-32. 8. Елизарова, Н. В. Библиотеки Русской православной церкви в борьбе с сектантством // Динамика систем, механизмов и машин: материалы Vмеждунар. науч. техн. конф. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – Кн. 4. – С. 139-142. 9. Елизарова, Н. В. Библиотеки сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.) // Омский научный вестник. – 2004. – №4. – С. 17-20. 10. Елизарова, Н. В. Русская православная церковь против пьянства (по материалам Омских, Томских и Тобольских епархиальных ведомостей) // Вестник Омского университета. – 2004. – №4. – С. 95-98. 11. Елизарова, Н. В. Влияние цензуры на распространение сектантской литературы в библиотеках и народных читальных в конце XIX века // Культура и власть: сб. статей II Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2004. – С. 93-95. 12. Елизарова, Н. В. Опыт патриотической и социальной работы библиотек Русской православной церкви в годы первой мировой войны // Молодёжь – наследница Победы: доклады Всерос. молодёжной науч.-прак. конф., посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 461-465. 13. Елизарова, Н. В. Опыт Русской православной церкви по борьбе с искоренением пьянства на территории Западной Сибири в конце XIX – начале XX веков // Социальная политика и профсоюзное движение. История и современность: сб. статей. – М.: ЛЕНАНД, 2005. – С. 114-117. 14. Елизарова, Н. В. Из истории развития библиотек духовного ведомства в годы первой русской революции // Первая российская революция и буржуазно-демократический этап развития Российской империи (1900 – 1917 гг.): материалы междунар. науч. конф. – Омск, 2005. – С. 24-29. 15. Елизарова, Н. В. О пьянстве сибиряков в конце XIX – начале XX века. (По материалам дореволюционных периодических изданий) // История Сибири, 1583-2006. Проблемы и перспективы: сб. материалов региональной науч. конф. / Ин-т истории СО РАН. – Новосибирск: ИД Сова, 2006. – С. 153-160. 16. Елизарова, Н. В. Читательские потребности сибиряков в условиях социальных конфликтов в начале XX века // Социальные конфликты в истории России: материалы второй Всерос. науч. конф. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – С. 255-262. 17. Елизарова, Н. В. Работа епархиальной библиотеки на страницах «Томских епархиальных ведомостей» // 150 лет периодической печати в Сибири: материалы региональной науч. конф., посвящённой 150-летию издания в Сибири «Губернских ведомостей». – Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. – С. 141-143. 18. Елизарова, Н. В. Сибирское духовенство и «зелёный змий» (к вопросу о пьянстве служителей церкви в XIX – начале XXвеков) // Историк и его эпоха: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящённой памяти профессора В. А. Данилова. – Тюмень: Печатник, 2007. – С. 268-271. 19. Елизарова, Н. В. Вклад религиозно-общественных организаций в культуру Сибири в конце XIX – начале XX вв. // Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: материалы Всерос. науч.-теорет. конф., посвящённой памяти профессора В. И. Дулова: в 2-х кн. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2007. – Кн. 2. – С. 206-210. 20. Елизарова, Н. В. Значение библиотек в образовании и воспитании учащихся воскресных школ (опыт Х. Д. Алчевской) // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей междунар. науч.- практ. конф. – Иркутск: Изд-во СИПЭУ, 2007. – Вып. III. – Т. II. – С. 279-280.
[1] Сулоцкий А. И. Сочинения в трёх томах. Т. 1: о церковных древностях Сибири. - Тюмень, 2000. [2] Бирюков Н. А. Очерки из истории Тобольской духовной семинарии // Тобол. епарх. ведомости. - 1903. - № 17. - С. 425-426; То же. - 1904. - № 1-2. - С. 12-16; То же. - № 3. - С. 30-37; То же. - № 12. - С. 218-255; То же. - № 14. - С. 259-271. [3] Снежинский А. Пастырские библиотеки // Том. епарх. ведомости. - 1913. - № 4. - С. 242-244; Юрьевский Н. Тобольское церковное древлехранилище // Тобол. епарх. ведомости. - 1902. - № 22. - С. 398-408; Филиппов С. Заметка о благочиннических библиотеках // Тобол. епарх. ведомости. - 1905. - № 19. - С. 368-372; Зверев М. По поводу заметки о благочиннических библиотеках // Тобол. епарх. ведомости. - 1905. - № 22. - С. 455-461; Алтайский Г. К оживлению церковной библиотеки // Ом. епарх. ведомости. - 1912. - № 16. - С. 39-41. [4] Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. - Новосибирск, 2003; Дмитриев-Мамонтов А. И. Материалы по истории народного просвещения в Западной Сибири // Тобол. епарх. ведомости. - 1884. - № 20-24. - С. 26-30; Он же. Начало печати в Сибири. - СПб., 1900. [5] Скосырев Н. Состояние духовных учебных заведений Тобольской епархии // Тобол. епарх. ведомости. - 1882. - № 3. - С. 35-46; Миропольский С. Очерк истории церковно-приходских школ от первого её возникновения на Руси до настоящего времени. - СПб., 1895. - Вып. 3; Маляревский Г. Церкви-школы и часовни-школы в Тобольской епархии // Тобол. епарх. ведомости. - 1896. - № 23. - С. 509-517; Лебедев В. К вопросу о постановке учебно-воспитательной части во второклассных церковно-приходских школах // Народное образование. - 1897. - № 1. - С. 20-41; Соколов Н. Из дневника уездного наблюдателя церковных школ // Народное образование. - 1897. - № 9. - С. 32-43; Орлов П. Школьные заметки // Народное образование. - 1897. - № 9. - С. 25-31; Фудем И. Народное образование и школа // Народное образование. - 1897. - № 9. - С. 44-46; Рачинский С. Учителя и учительницы // Народное образование. - 1898. - № 9. - С. 1-19; Поспелов Н. О мерах к лучшему устройству школ грамоты // Народное образование. - 1898. - № 10. - С. 2-49; Саблер В. К. Церковно-приходская школа // Ом. епарх. ведомости. - 1898. - № 15. - С. 7-12. [6] Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры в трёх томах. - М., 1994. [7] Литвинцев И. О съезжих крестьянских праздниках // Тобол. епарх. ведомости. - 1887. - № 17. - С. 357-359; Аталыков С. Воскресные и праздничные внебогослужебные чтения в селе Пыгановском // Тобол. епарх. ведомости. - 1896. - № 3. - С. 52-57; Мисюрев А. А. Краткий историко-статистический очерк Томской епархии. - Томск, 1897; Волосатовский Д. Какими способами распространить религиозно-нравственную литературу среди нашего простого населения // Ом. епарх. ведомости. - 1913. - № 3. - С. 18-31; Окороков В. Борьба с пьянством // Том. епарх. ведомости. - 1914. - № 12. - С. 798- 811; Комаров П. Борьба с народным пьянством в печати // Том. епарх. ведомости. - 1914. - № 19. - С. 1241-1244; Короткевич Н. Л. Боритесь с алкоголем // Том. епарх. ведомости. - 1915. - № 20. - С. 851-867; Солнцев М. Как стать трезвыми // Том. епарх. ведомости. - 1917. - № 2. - С. 70-78. [8] Городков Н. Императорское Православное Палестинское общество. - Тобольск, 1897; Грифиев Н. По вопросу об открытии складов книг и брошюр религиозно-нравственного содержания и распространения среди народа изданий при Тобольском Епархиальном Братстве Святого Великомученика Димитрия Солунского // Тобол. епарх. ведомости. - 1895. - № 5. - С. 98; Курочкин А. М. Деятельность Императорского Православного Палестинского общества в связи с современным положением православия, католичества и протестантизма в Святой Земле. - Томск, 1899; Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истёкшую четверть века (1882 – 1907). - СПб., 1907. -Вып. 1. [9] Куфаев М. Н. История русской книги в XIX веке. - Л., 1927. [10] Титлинов Б. В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. - Л., 1924; Ростов Н. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых. - М., 1930; Рыбкин Г. Православие на службе у самодержавия в России. - М., 1930; Новицкий Р. Роль церкви в империалистической войне. - М., 1939. Грекулов Е. Ф. Православная церковь – враг просвещения. - М., 1962. [11] Юрцовский Н. С. Очерки истории просвещения в Сибири: общий ход развития школьного дела в Сибири 1703 – 1917 гг. - Новониколаевск, 1923. [12] Шамахов Ф. Ф. Первые школы Западной Сибири // Учёные записки Том. гос. пед. ин-та. - Томск, 1949. - Т. VII. - С. 40-67; Саблин А. Д. Общее и педагогической женское образование дореволюционной Западной Сибири (XVIII - XIX вв.): автореф. дис. … канд. ист. наук. - М.-Горький, 1951. [13] Азадовский М. К. Очерки литературы и культуры Сибири. - Иркутск, 1947. - Вып. 1; Долгова С. Р. Библиотека Московской Синодальной типографии и её роль в истории русского просвещения // Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского Севера (К 450-летию преподобного Тихона, Вятского Чудотворца): материалы междунар. науч. конф. - Киров, 1966. - Т. 2. - С. 51-53; Банк Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.). - М., 1969; Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII – XIX вв. - Новосибирск, 1974; Баренбаум И. Е. Некоторые итоги изучения русского читателя // История русского читателя. - Л., 1892. - Вып. 10. - С. 3 - 21. [14] История русского читателя: сб. науч. тр. - Л., 1973 – 1982. - Вып. 1-4; Книга в Сибири XVII – начала XX вв. - Новосибирск, 1980; Древнерусская рукописная книга и её бытование в Сибири. - Новосибирск, 1982; Русские библиотеки и их читатели (из истории русской культуры эпохи феодализма). - Л., 1983; Русская книга в дореволюционной Сибири. Государственные и частные библиотеки: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1983; То же. Книгопечатная деятельность и круг чтения сибиряков: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1984; То же. Распространение и бытование: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1986; То же. Фонды редких книг и рукописных сибирских библиотек: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1988; Книга в Сибири (конец XIX – начало XX вв.). - Новосибирск, 1989; 200 лет книгопечатания в Сибири: очерки по истории книжного дела. - Новосибирск, 1989. [15] Ситников Л. А. Рукописи Тобольского краеведческого археологического музея заповедника // Сибирская археография и источниковедение. - Новосибирск, 1979; Книжные сокровища Сибири: век восемнадцатый: по следам старинных сибирских библиотек и их читателей. - Новосибирск, 1985; Гриненко А. А. Книги Тюмени и Тобольска на Среднем Урале XVIII – начала XX в. // 400 лет Тюмени: история и современность. - Тюмень, 1986. С. 10-11. [16] Косых Е. Н. Книжное дело в Сибири в период империализма // 200 лет книгопечатания в Сибири: очерки по истории книжного дела. - Новосибирск, 1989. - С. 102 – 122; Волкова В. Н. Сибирская книга второй половины XIX в. // Там же. - С. 58-87. [17] Сухотина Л. Г. Крестьянство Томской губернии в конце XIX – начале XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. - Томск, 1963; Громыко М. М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение. - Новосибирск, 1965; Она же. Из истории семьи и быта сибирского крестьянства в XVII – XX вв.: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1975; Она же. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян в XIX в. - М., 1986; Она же. Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989; Островская Л. В. Прошения в консисторию и Синод как источники для изучения социальной психологии крестьянства в пореформенной Сибири // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. - Новосибирск, 1982; Миненко Н. А. История культуры русского крестьянства в Сибири в период феодализма. - Новосибирск, 1986. [18] Рейтблат А. И. Предыстория массового чтения в России (конец XIX – начало XX вв.) // Чтение: проблемы и разработки. - М., 1985. - С. 85-112; Зверев В. А., Зверева К. Е. Школьные библиотеки в сибирской деревне конца XIX – начала XX вв. // Книга в Сибири (конец XIX – начало XX вв.). - Новосибирск, 1989. - С. 110-123. [19] Дубинский С. Р. Тобольское церковное древлехранилище // Религия и церковь в Сибири: тез. и материалы науч. конф. - Тюмень, 1990. - Вып. 1. - С. 71-22; Половинкин Н. С., Чернышов А. В. Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения в крае XVIII – XX вв. // Там же. - Тюмень, 1991. - Вып. 2. - С. 14-21; Поплавная В. А. Книги из коллекции Тобольского церковного древлехранилища в научной библиотеке Томского университета // Вторые Макушинские чтения. - Томск, 1991. - С. 124-125; Захарова Т. В. Библиотеки Русской православной церкви в Якутии (XIX век – 1920-е годы) // Пятые Макушинские чтения. - Новосибирск, 1998. - С. 117-120; Она же. Описи книгохранилищ якутских монастырей как исторический источник // Там же. - С. 120-122; Козлов С. В. Роль библиотек в развитии духовной культуры Сибири в начале XX века // Шестые Макушинские чтения. - Новосибирск, 2003. - С. 172-175; Винокурова Н. В. Частные библиотеки тоболяков XVIII – начала XIX века // Там же. С. 90 – 93; Воробьёва Н. В. Бесплатная духовно-нравственная библиотека Барнаула в конце XIX – начале XX века // Седьмые Макушинские чтения. - Новосибирск, 2006. - С. 89-92; Великанов В. Н. Библиотеки и круг чтения русского населения Омска в XVIII – первой четверти XIX в. // Научная конференция памяти Н. М. Ядринцева. 29-30 октября 1992 г. Секция: история культуры Сибири – опыт, традиции, проблемы развития. - Омск, 1992. - С. 32-34; Линчевская Н. Г. О судьбе Тобольского древлехранилища Епархиального Братства Св. Димитрия Солунского // Русское православие в Сибири: история и современность: материалы междунар. науч. конф. «Русское православие: 4 века в Сибири: к 100-летию Омско-Тарской епархии». - Омск, 1995. - С. 94-98; Хвостов Н. А. Библиотеки и круг чтения (богословский) омичей в XVIII – начале XIX вв. // Там же. - С. 159-162. [20] Зверев В. А., Зверева К. Е. Круг чтения крестьянства Сибири в период капитализма (80-е гг. XIX в. – 1917 г.) // Распространение книги в Сибири (конец XVIII – начало XX вв.). - Новосибирск, 1990. - С. 78-96; Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. - М., 1991; Оглезнева Г. В. Круг чтения и читательские интересы крестьян в Восточной Сибири в конце XIX в. // Издание и распространение книги в Сибири и на Дальнем Востоке: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1993. - С. 67-82. [21] Коновалова Е. Н., Половинкин Н. С. Издательская деятельность Тобольского епархиального Братства второй половины XIX – начала XX вв. // Религия и церковь в Сибири: тез. и материалы науч. конф. - Тюмень, 1995. - Вып. 8. - С. 66-93; Лебедев В. В. Омское епархиальное Братство // Русское православие в Сибири: История и современность: материалы междунар. науч. конф. «Русское православие: 4 века в Сибири: к 100-летию Омско-Тарской епархии». - Омск, 1995. С. 81-83; Носик В. И. К истории деятельности православных братств // Балканские исследования. - М., 1997. - Вып. 17. - С. 234-224; Старухин Н. А. Организация и деятельность противораскольнического Братства Святителя Димитрия Ростовского (1884 – 1885) // Алтайский. сб. - Барнаул, 1997. - Вып. 18. - С. 58-64; Дашкевич Л. А. Книжная деятельность церковно-приходских братств на Урале в конце XIX – начале XX вв. // Библиотека в контексте истории: тез. докл. и сообщений третьей науч. конф. - М., 1999. - Ч. 1. - С. 121-124; Иванова Л. В. Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви: автореф. дис. … канд. ист. наук. - М., 2000; Чернышова Н. К. Императорское Православное Палестинское общество: издательская и культурно-просветительская деятельность сибирских отделов // Традиции и современность: научн. православ. журн. 2002. - №1. - С. 77-85; Харченко Л. Н. Роль православных обществ в популяризации духовной литературы в Восточной Сибири // Шестые Макушинские чтения. - Новосибирск, 2003. - С. 138-141; Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2003. [22] Лукьянова Л. С. Роль библиотек епархии в системе образования и просвещения населения Западной Сибири, XVIII – XIX вв. // Третьи Макушинские чтения. - Новосибирск, 1994. - С. 125-128; Она же. Книжная культура Западной Сибири во второй половине XIX в. (Библиотека и читатель): дис… канд. ист. наук. - Новосибирск, 1997; Она же. Библиотеки учебных заведений Западной Сибири второй половины XIX в. как фактор формирования книжной культуры // Книга и мировая цивилизация: материалы одиннадцатой междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. - М., 2004. - Т. 3. - С. 65-75; Фонотов П. П. Библиотеки и религия: прил. к журн. «Б-ка»: сб. из 10 ч. - М.: Либерия, 1995. - Ч. 4; Огурцова Н. В. Организация религиозно-просветительской деятельности и народных чтений в Омской епархии в конце XIX – начале XX веков (по материалам Омских епархиальных ведомостей) // Досуг. Творчество. Культура: сб. статей и материалов. - Омск, 1998. - С. 161-163; Она же. Система православной религиозной информации на территории Омского Прииртышья в конце XIX – начале XX веков // Вестник ОмГУ. - 1999. - №3. - С. 102-106; Она же. Библиотеки духовного ведомства в Омске в конце XIX – начале XX вв. // Русский вопрос: история и современность: IV фестиваль русской культуры «Душа России». - Омск, 2000. - С. 92-94; Харченко Л. Н. История распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья в XVII – начале XX вв.: дис… канд. ист. наук. - Иркутск, 1999; Абрамов К. И. Библиотечная деятельность церкви в России (XIX в.) // Библиотечное дело и информатизация общества: тез. докл. междунар. науч. конф. - М., 1999. - Ч. 2. - С. 172-174; Акифьева И. Духовная библиотека на страницах дореволюционной провинциальной периодической печати // Библиотека в контексте истории: тез. докл. и сообщений третьей науч. конф. - М., 1999. - Ч. 1. - С. 91-94; Артамонова С. С. Религиозные библиотеки Урала (XVI – XIX вв.): Становление и развитие. - Там же. - С. 103-107; Глазков М. Н. Отечественные библиотеки в контексте истории церкви // Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование: междунар. науч. конф.: тез докл. - Краснодар, 2000. - С. 317-319; Фунтикова С. П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. - М., 2002; Бураева С. В. Книга в начальном православном образовании: репертуар учебников и пособий в Забайкалье конец XVIII - начало XX вв. // Ефремовские чтения. - Улан-Удэ, 2004. - С. 143-150. [23] Очерки книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1: конец XVIII – середина 90-х годов XIX века. - Новосибирск, 2000; Очерки книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: конец XIX – начало XX в. - Новосибирск, 2001. [24] Еперина, Г. С. Из истории Омского епархиального женского училища // Известия ОГИКМ. - Омск, 1997. - № 5. - С. 35-41; Есипова, В. А. «Раскольничья» библиотека Томской духовной семинарии // Из истории книжных фондов библиотеки Томского университета. - Томск, 1998. - Т. 3. - С. 17-25; Цысь О. П. Общественная и научная деятельность воспитанников Тобольской духовной семинарии второй половины XIX – начала XX вв. // Проблемы истории Сибири XVI - XX вв. - Нижневартовск, 2004. - Вып. 1. - С. 72-82.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5163 |