|
||||||||||||||
Новониколаевское Реальное училище имени Дома РомановыхБыстро растущему торгово-промышленному городу Ново-Николаевску нужны были собственные кадры образованной молодежи. Частное мужское училище, существовавшее в городе с 1906 года, уже не удовлетворяло растущим запросам. Это училище было преобразовано в городское в 1910 году, но и это не решало проблему развития среднего образования, так как отсутствовала необходимая материальная база – собственное здание для училища. Для учебных занятий приходилось арендовать абсолютно не приспособленный частный дом. Здесь не хватало помещений для химической и физической лабораторий, отсутствовал спортивный зал. Невозможность достойно продолжать среднее образование в городе вызывало отток части населения в другие города Сибири. Это не могло не беспокоить управление растущего торгово-промышленного города. Проект здания Реального училища был заказан архитектору Андрею Дмитриевичу Крячкову. Для строительства отвели участок на Николаевском проспекте, недалеко от собора св. Александра Невского, на ниспадающем рельефе в сторону р. Обь. По проекту предполагалось восемь классных помещений, выходивших в широкий коридор-рекреацию. В крыльях здания, уходящих в глубину квартала, должны были разместиться библиотека, учительская комната, кабинет врача, актовый и гимнастический залы, душевые помещения, физический и естественно-исторический кабинеты, рисовальный и чертежный классы, обсерватория и столовая с буфетом. К южному крылу здания примыкал трехэтажный жилой корпус с полуподвалом. Строительство здания училища было закончено в 1912 году. Занятия начались 23 октября, и сразу, - как свидетельствуют документы того времени, - всем бросились в глаза простор, обилие воздуха и света, благодаря чему перестала замечаться обычная утомляемость детей после пяти уроков. Ученики, не привыкшие к просторным помещениям, сразу оценили достоинства нового здания и старались приходить в училище пораньше. Многие из них и уходили позднее, чем кончались занятия, так как оставались в училище готовить уроки. Во дворе училища была предусмотрена «площадка для игр и гимнастики», для которой был устроен специальный выход из здания через крытый тамбур. В здании училища располагалась церковь во имя святителя Николая Мирликийского, в 1913 году создана оранжерея. Кроме того, здание имело автономные водопровод и канализацию, и было полностью электрифицировано. Зоологическо-краеведческий кабинет имел такое изобилие наглядных пособий и роскошных чучел, которым позавидовал бы и современный музей. Реальное училище было самым большим учебным заведением в дореволюционном городе и крупнейшим каменным зданием на Николаевском проспекте. В 1913 году во всех семи его классах обучалось 240 человек, а к 1916 году число воспитанников училища превышало 280 человек. Устав гласил, что реальное училище имеет целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Курс обучения длился семь лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины: механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы. В Реальное училище принимались дети среднего сословия. Обучение было платным, но по решению Попечительского совета дети из малообеспеченных семей освобождались от оплаты за обучение. Выпускники училища могли поступать в любые учебные заведения России. Урок продолжался 50 минут. Между классными занятиями - малые перемены по 10 минут, а после второго и третьего уроков - 2 перемены по 30 минут. По решению Педагогического Совета во внеурочное время учащиеся должны были быть заняты «разумными развлечениями», преподаватели строго следили, чтобы каждый, даже на перемене, нашел себе дело. Например, после завтрака или обеда ребята могли заниматься лепкой, несложными физическими упражнениями. Ученики могли декламировать, рассказывать, исполнять что-нибудь на музыкальных инструментах, петь хором, соло и т. д. Полезными в воспитательном смысле были также признаны литературно-вокальные вечера, концерты и спектакли, которые, по мнению преподавательского состава, развивали в детях и подростках общительность и эстетическое чувство. Иногда приглашали родителей, устраивая так называемые «камерные представления», которые создавали обстановку семейности, способствуя сближению ребят друг с другом, с учителями и руководителями кружков. В училище был организован хор из 100 певчих, который пел в церкви, на вечерах и праздниках училища. Для более профессионального исполнения были приобретены музыкальные инструменты, сформирован полный ученический оркестр. Его организацией, подготовкой и обучением участников занимался приглашенный военный капельмейстер. Для лучшей постановки подобных дел и мероприятий Педагогический Совет выделял двух распорядителей, которые разрабатывали специальные программы, учитывая интересы и пожелания учащихся. Помимо мини-представлений, каждый месяц проходили крупные творческие события. В 1908/1909 учебном году были проведены спектакли «Пушкинское утро» и «Гоголевский вечер», устроены ученические вечера на Масленицу и на Рождество. В программы вечеров часто включались постановки произведений классиков: «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Тяжёлые дни» и «Утро молодого человека» А.Н.Островского и другие. Иногда ребята устраивали постановки и концерты с благотворительной целью. В 1915 году они обратились к директору, а тот, в свою очередь, — к попечителю Западно-Сибирского учебного округа с уведомлением о том, что учениками 7-го класса готовится к постановке комедия А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В своем обращении они просили разрешить произвести сбор «на нужды намеченного к сооружению в Новониколаевске Дома инвалидов, на нужды детей беженцев и на подарки русским воинам, томящимся в австро-германском плену». Естественно, такие благие намерения всегда находили поддержку. С подобной благотворительной целью устраивались платные вечера военно-сокольской гимнастики в зале училища и в зале Городской управы. Участие ребят в таких мероприятиях не могло оставить их равнодушными к судьбе своей семьи, города, родины, пробуждало в них гражданскую и социальную активность. В летнее время для реалистов также организовывали разумный досуг. Летняя школьная трудовая колония, учрежденная Педагогическим Советом Реального училища в 1916 году, приучала гимназистов к планомерному сельскохозяйственному труду. Идея создания колонии получила признание Новониколаевского общества. От некоторых лиц и фирм в фонд сельскохозяйственной трудовой колонии поступило 7339 рублей 71 копейка. Благодарность «спонсорам» печаталась в местных газетах. Признательностью были отмечены пожертвования от Н. А. Туркина (1 тысяча рублей), Н. М. Кетова (1 тысяча рублей), К. И. Богатова (500 рублей) и других. Для создания колонии был найден участок около 200 десятин земли, удобной для организации образцового хозяйства: ведения правильной запашки и посевов, устройства огородов, разведения сада и пчельника. В первое время колония была устроена на 60 учащихся. Кроме знакомства с сельскохозяйственной жизнью, реалисты приобретали ценные знания из области предметов естественного цикла и краеведения, имели возможность применить их на практике. Через два года своего существования колония Реального училища начала оправдывать средства, вложенные в ее создание. В 1919 году колония стала «источником средств» для открытия Астрономической обсерватории и метеорологической станции при училище. У ребят закладывались основы уважительного отношения к труду, они сами зарабатывали средства для улучшения материально-технического обеспечения своего училища. Для расширения внеурочной деятельности организовывались и проводились «образовательные экскурсии». Попечитель Западно-Сибирского учебного округа всегда способствовал начинаниям в развитии экскурсионной деятельности, как в городе, так и за его пределами. Следует отметить обширную географию маршрутов. Направления, возраст участников экскурсий, количество человек в группах — самые разные, и содержание деятельности тоже. Об этом свидетельствуют многочисленные планы, разработанные маршруты, сметы, отчеты преподавателей об экскурсиях. Инициаторами таких поездок всегда были учителя-предметники. Экскурсии проводились в течение учебного года и во время каникул. В группы экскурсантов принимались не только учащиеся Реального училища, но и ребята из других учебных заведений. Примером может служить деятельность преподавателя естественной истории и географии А.Г.Лушина, разрабатывавшего научно-образовательные экскурсии по России в летнее время. Маршрут одной экскурсии предполагался следующий:
Экскурсии были призваны дать учащихся дополнительные знания и усилить интерес к изучаемой дисциплине. Более того, экскурсионная деятельность считалась одним из важнейших мероприятий по улучшению физического воспитания учащихся, сохранению и улучшению их состояния здоровья. Также, по мнению Педагогического Совета, такие экскурсии были нужны для содействия «высоко патриотическому делу ознакомления нового поколения граждан с обширной родиной, ее пестрой экономической и культурной жизнью и разнохарактерными ландшафтами, углубления любви к Отечеству». Финансирование дорогостоящих поездок осуществляли совместно учебное заведение, содействующие общества и родители. Но, как правило, самые большие затраты ложились на плечи семьи учащегося, так как в Ново-Николаевске в то время было еще очень мало состоятельных учреждений и общественных организаций, способных оказать действенную помощь юным экскурсантам. Сами ученики тоже проявляли активность в поиске денежных средств для обеспечения себе интересных каникул. Они организовывали платные концерты и устраивали театрализованные постановки, выставки-продажи работ, изготовленных своими руками, а вырученные деньги шли на оплату расходов во время путешествия. Учащиеся, которые не попадали в число колонистов и не ехали на продолжительные экскурсии, также не оставались без внимания педагогов. 19 августа 1916 года на заседании Педагогического Совета директор Г.А.Бутович вновь поднял вопрос о том, что большинство учеников проводят летние каникулы в городе и два с половиной месяца ничем не были заняты. «Это безделье, бестолковое времяпрепровождение плохо влияет, утверждал он, - на их нравственный облик, отрицательно сказывается на дальнейших классных занятиях в начале учебного года». Для решения этой проблемы он предложил устройство летних работ вне города, в форме трудовых дружин. Педагогический Совет одобрил это предложение и уже в том же году были организованы первые трудовые дружины. Учащиеся Реального училища отправлялись, например, в село Прокудское, Мошково и другие на полевые работы, особенно в хозяйства крестьян, призванных на войну. По вечерам у костра устраивались праздники с песнями, танцами, чтением, на них приглашались жители деревни. После окончания полевых работ дружинники готовили доклады о своей деятельности. Для ребят участие в работе сельскохозяйственных дружин было интересным и почетным делом. Был даже разработан специальный нагрудный знак за участие в ученических дружинах, который представлял собой медаль с изображением вензеля Её Императорского Величества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны на зеленом эмалевом фоне. Медалью награждались лучшие ребята, проявившие себя наиболее активно во время работ и организации свободного времени дружины. Город остро нуждался в «реалистах» - будущих инженерах и коммерсантах. Реальное училище было самым современным учебным заведением того времени. Питомцы Реального училища явно ощущали себя элитой. В тогдашнем низкорослом Ново-Николаевске здание с арочными окнами, обсерваторией и домовой церковью казалось настоящим сказочным дворцом, учиться в котором хотелось каждому городскому мальчишке. Особенное впечатление производит парадная фотография преподавателей училища - господа в золотых очках, с ухоженными усами и бакенбардами. Все они имели блестящее образование. Это были выпускники Московского, Петербургского, Казанского, Томского и Новороссийского университетов, Петроградских высших женских курсов. Бессменным директором училища со дня его основания был коллежский советник Григорий Антонович Бутович, а преподавателями состояли: протоиерей Петр Яковлевич Васильков – Закон Божий, Зинаида Ивановна Бутович - начальница подготовительного отделения училища, Алексей Григорьевич Лукин – естественная история, выпускник Хормейстерских курсов Императорской придворной капеллы Николай Степанович Петров – помощник наставников и преподаватель пения во всех классах, Петр Петрович Ильин – математика, Петр Иванович Свинцов – физика и математика, Генрих Мартинович Ассафрей – немецкий язык, Нина Никандровна Копаневич – французский язык, Ф.И. Покорный – гимнастика, П.Н. Кузнецов – музыка, Евгений Евгеньевич Ранг – история, Алексей Егорович Степанов – рисование, черчение и чистописание. Врачом училища состоял надворный советник Константин Иванович Сасыкин. 4 февраля 1913 года, в связи с празднованием трехсотлетия царствования Дома Романовых, учебному заведению было присвоено наименование «Новониколаевское Реальное училище имени Дома Романовых». В том же году в честь праздника 21 февраля силами учителей и учащихся была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Деятельность педагогов и социально значимые акции, безусловно, способствовали развитию личности каждого реалиста и всего коллектива училища. Это учебное заведение являлось в Ново-Николаевске примером в области школьного образования и развитии внешкольных видов деятельности в целом. Предприниматели города также высоко оценивали и активно поддерживали разностороннюю деятельность педагогического коллектива Реального училища. «… после долгих лет отсутствия, я увидел, что этот светоч, будучи все время под руководством и попечением Вашим, как директора, расцвел и стал красой Ново-Николаевска. Я, сказал директора, но я Вас вижу и чувствую не директором этого рассадника света, а ОТЦОМ СВОЕГО ЛЮБИМОГО ДЕТИЩА, для которого этот отец отдаст все свое здоровье включительно до жизни своей. Я не могу выразить Вам словами той искренно глубокой моей радости видеть это детище таким процветающим и той глубокой моей Вам благодарности, которая бурлит в моем сердце. Вы, Глубокоуважаемый Григорий Антонович, все сделали для Нашего Реального училища, но прошу Вас позволить и мне хоть что-нибудь сделать, чтобы осталась память и моей толики участия в создании этого рассадника света для народа. Вы мне передали желание иметь в училище обсерваторию; позвольте мне принять львиную часть расходов по осуществлению этого Вашего желания. Пока при сем прилагаю десять тысяч рублей», писал Василий Адамович Врабий. Первая мировая война изменила жизнь училища - часть его занял госпиталь. Учащиеся и учителя ухаживали за ранеными, собирали теплые вещи для фронта. В 1921 году училище из здания «попросили». Первоначально здесь размещались Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревком, с 1924 года - Сибкрайком. Когда рядом построили здание Сибревкома, снова начался больничный период – сюда переехала Областная клиническая больница. В настоящее время в здании располагается Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи. Здание по Красному проспекту, 3 так и вросло в жизнь города в больничном образе. Лишившись домовой церкви и астрономической обсерватории, комплекс бывшего Реального училища в 1930-е годы подрос на два этажа. Несмотря на происшедшие значительные изменения, здание и сейчас продолжает сохранять обаятельную «старорежимность».
Справка. Здание реального училища построено в 1912 году. Архитектор А.Д. Крячков. Реконструировано в 1929 г. Архитекторы М. А. Бурлаков, К. Е. Осипов, А. И. Бобров. В 1960 году здание «Реального училища имени Дома Романовых» признано памятником истории регионального значения.
Статья подготовлена на основе документов Государственного архива Новосибирской области, материалов Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н.Баландина и Музея города Новосибирска.
Е.М. Щукина, "Альманах Новосибирского дворянского собрания" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4855 |