Царица Промыслом Божиим
Книга архимандрита Макария (Веретенникова) «Первая русская царица» стала лауреатом конкурса «Просвещение через книгу»
Имя архимандрита Макария (Веретенникова) очень хорошо известно. Во
внушительном списке его исследований присутствуют достаточно разные по
характеру работы: от жизнеописаний и житий святых до книг и статей по
каноническому праву, литургике или филологии. Однако прежде всего,
думается, архимандрит Макарий известен как историк Русской Церкви.
Книга «Первая русская царица» написана как раз в русле одновременно и
церковной, и светской истории. Потому что, с одной стороны, мы имеем
дело со светским человеком, супругой царя, с другой — вся деятельность
царицы, как показывает сама книга, была напрямую связана с Церковью. И
хотя «первая русская царица канонизована не была, но память о ней не
умирала, и заупокойная молитва о ней творилась в храмах и обителях».
Таким образом, церковной истории здесь не меньше, чем светской.
Профессиональные историки знают, что писать увлекательно, не погрешая
при этом против исторической точности, есть дар особый. Увлекательность
повествования чаще всего сопряжена с большим количеством допущений,
гипотез, даже своего рода домыслов, которые и призваны восстановить
целостную картину. Но историк — если перед ним стоит задача не создать
интересный исторический нарратив, а определить исключительно факты —
сталкивается с тем, что «общей картины», целостной и непротиворечивой,
как правило, не получается. Так, например, можно написать интереснейшее
исследование о том, что «Конька-горбунка» написал на самом деле А. С.
Пушкин, а не П. П. Ершов. Однако это исследование будет лишено главного
своего доказательства — черновиков сказки, написанных рукой Пушкина.
Цельным такое исследование назвать вряд ли получится.
В этом смысле книга архимандрита Макария — это, безусловно, книга
строго фактическая. Почти каждое утверждение, которое делается в ней,
подтверждено ссылкой на источник, документ, исследование. Из-за этого на
некоторых страницах книги текст примечаний по объему превышает текст
собственно повествования. Если вам, как читателю, нужен фактический
материал о первой русской царице — смело обращайтесь к труду
архимандрита Макария. Это именно, я бы сказал, с педантичной точностью
выверенное исследование, в котором нет ничего «от себя». Иными словами,
строгий научный труд.
Но, конечно, подобный подход имеет и обратную сторону — чтение нельзя
назвать увлекательным. Это достаточно сухой текст, без сенсаций, гипотез
и домыслов. Даже о смерти царицы сказано только: «Тем не менее,
современные исследования показывают, что царица Анастасия почила, будучи
"отравлена сулемой — солями ртути”». У читателя, естественно, могут
возникнуть вопросы: кто отравил? за что? кому это было выгодно? что в
ответ на это отравление предпринял Иван Грозный? На эти вопросы автор не
только не отвечает, он даже не ставит их. Видимо, они не вписываются ни
в концепцию самой книги и не являются (для современной исторической
науки) настолько разрешенными (в смысле — имеющими однозначные ответы),
чтобы о них писать.
Книга состоит из четырех глав, трех приложений и списка источников и литературы.
Первая, самая большая по объему глава говорит о жизненном пути
Анастасии Романовны, происходившей из рода Захарьиных-Юрьевых,
впоследствии прозывавшихся Романовыми (кстати, именно эта родственная
связь позволила почти веком позже Романовым занять русский престол —
ведь они были родственниками с прекратившейся династией Рюриковичей).
Отмечается, что «в доме бояр Романовых бывали подвижники того времени, в
их числе и преподобный Геннадий Любимоградский, предсказавший, что юная
Анастасия станет русской царицей». Тем самым подчеркивается не только
христианский уклад жизни Романовых, но и Промысел Божий о них.
Довольно большое место в книге уделяется описанию свадебных торжеств
1547 года, когда «митрополит Макарий венчал Анастасию Романовну с
Иоанном Грозным в Успенском соборе». Интерес представляют не только сами
торжества, но и то, что архиерей «обратился к новобрачным со словами
приветствия и назидания». Как пишет автор, «это было первое в истории
Руси поучение царю при его вступлении в брак».
Позже документальные свидетельства, на которых основана книга, отмечают
в первую очередь паломничества царя и царицы в монастыри. Автор пишет,
что «паломничества-поклонения к прп. Сергию были, несомненно, подвигом
молитвы царской семьи о чадородии». Во время этих поездок по святым
местам монастырям раздавались щедрые подарки, а сами монахи должны были
неустанно молиться «о здравии венценосной супружеской пары, "чтобы им
Господь Бог даровал плод чрева, благородная чада”». С современной точки
зрения подобные паломничества — пусть даже и венценосных особ —
представляют собой их сугубо личное дело. Но не будем забывать, что речь
идет о XVI веке, и чадородие царицы — это дело государственной
важности! Ведь именно на царице лежит обязанность продолжения рода,
династии. Чему, кстати, во многом посвящено дальнейшее повествование.
На протяжении многих страниц речь идет о рождении первых царских детей:
царевны Анны, царевны Марии. К сожалению, царские первенцы прожили
очень недолгую жизнь и скончались в младенчестве.
Наконец, в 1551 году, осенью, после того, как Иван Грозный взял Казань,
«у царицы его, родися ему сын царевич Дмитрей». Весть о рождении
Дмитрия Ивановича прослеживается в книге и по летописям, и по другим
источникам. Однако и Дмитрию суждена была очень недолгая жизнь.
И только в 1554 году у венценосной четы родился царевич Иоанн, которому
суждено было дожить до совершеннолетия. Это тот самый сын Грозного, чья
смерть в 1581 году последовала, по самой распространенной и
удержавшейся в истории версии, от руки отца (вспомним хотя бы знаменитую
картину И. Е. Репина).
Еще одна дочь Анастасии Романовны, Евдокия, также умерла во
младенчестве, а вот последний ее сын, Федор, пережил и мать, и отца, и
даже стал русским царем Федором Иоанновичем, последним из династии
Рюриковичей.
Вторая глава книги посвящена «царицыной светлице», или, иначе говоря,
мастерской, где под руководством царицы «мастерицы занимались шитьем,
создавая памятники "умозрения в шитье”». Расшитые рукодельницами вещи
передавались в дар монастырям, храмам. Так, например, «в 1549-1552 годах
для Успенского собора был изготовлен покров на раку святителя Ионы с
его изображением». Также «в 1549 г. царь пожаловал "в Дом Пречистыя
Богородицы и великим чюдотворцем Петру, Алексию, Ионе” саккос,
изготовленный для митрополита Макария "в седмое лето святительства его,
на славу и хвалу Богу, и на честь во многолетное здравие своему царству и
благородству”». Дары были сделаны в Троице-Сергиеву Лавру,
Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Покровский (Суздальский)
монастыри. И даже в сербский Хиландарский монастырь на Афоне была
пожалована катапетасма, вышитая все в той же «царицыной светлице».
Помимо изделий для храмов, в светлице изготавливались вещи и «для
повседневного обихода».
Третья глава посвящена кончине и посмертному почитанию царицы. Здесь
упоминаются разные версии этой во всех смыслах преждевременной кончины,
однако автор, как мы уже указывали выше, не останавливается на самой
главной из версий — отравлении. Эта тема никак не раскрывается.
Зато есть другой любопытный момент. Автор цитирует англичанина Джерома
Горсея (бывшего в Москве при жизни Ивана Грозного). Горсей пишет: «Он
[Иван Васильевич] был молод и вспыльчив, но она [царица Анастасия]
управляла им с удивительной кротостью и умом». Согласитесь, необычно
читать о том, как Иваном Грозным управляла женщина, пусть и первая жена.
Кстати, именно после ее смерти (скорее всего, повторим, насильственной)
у Ивана IV совсем разладились отношения с окружающими. Собственно,
эпоха тирании Грозного царя и начинается после 1560 года.
Четвертая глава называется «Царь Иоанн Грозный после кончины первой
супруги», но посвящена она, конечно, не всей его последующей жизни, а в
основном поминовению Анастасии Романовны, памяти о ней, а также ее
значению в русской истории.
Приложения к книге тоже по-своему любопытны, однако мы не будем на них останавливаться в силу их специфичности.
Отметим, что книга замечательно проиллюстрирована. Текст перемежается
фотографиями храмов, листов летописного свода, изделий «царицыной
светлицы». Поэтому не только содержание книги, но и ее оформление
заслуживают самой высокой оценки.
НИКОЛАЙ ДЕГТЕРЕВ
Источник: журнал «Православное книжное обозрение»
ПЕРВАЯ РУССКАЯ
ЦАРИЦА
Архимандрит
Макарий
(Веретенников).
Сергиев Посад: Издательство МДА, 2022.
— 124 с.
ИС Р22-218-3253
ISBN
978-5-907449-05-3
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|