|
||||||||||||||
Раскол русской Церкви в середине XVII века. Причины, начало и последствия. СПб: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2021.Раскол русской Церкви в середине XVII века. Причины, начало и последствия. СПб: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2021. По одному из самых трагических поворотов истории Руси — расколу Русской Церкви при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне — до настоящего времени ведётся горячая полемика. На эту тему написано немало научной, научно-популярной, художественной и документальной литературы, отснято множество документальных и художественных фильмов. Однако несмотря на столь обширный материал, мало где проводится серьёзный анализ последствий этого трагического для российской истории события. Тем не менее, влияние этих последствий на ход русской истории и на современную русскую жизнь весьма значительно. Их исследование — одна из основных тем монографии «Раскол русской Церкви в середине XVII века. Причины, начало и последствия», написанной Александром Владимировичем Крамером, особенно хорошо известным жителям Петербурга по циклу радиопередач на церковные темы: «Римские катакомбы», «Иконоборчество и иконопочитание», «Храмы Петрограда в 1917 г.». Эта книга — наверное, единственная в своём роде попытка сделать основательный и всесторонний анализ последствий старообрядческого раскола, отягощающих Россию даже в XXI в. В книге рассматриваются три большие проблемы:
Монография начинается с повествования о периоде правления патриарха Иосифа. Повествует и о греческих иерархах, которые при царе Алексее Михайловиче часто приезжали «за милостыней» в Россию. Преследуя преимущественно свои личные цели и плохо разбираясь в реалиях российской жизни, эти иерархи всячески потакали амбициям молодого царя, убеждая его в необходимости унификации церковных книг и обрядов, понуждая принять за эталон книги и обряды современной им греческой Церкви, ошибочно утверждая их каноническую непогрешимость. В книге подробно повествуется о внешнеполитической программе Алексея Михайловича, который, мечтая создать на основе Московского царства многонациональную православную империю, вместе с патриархом Никоном решил подготовить к этому всю страну, «исправив» её церковную жизнь по образцу тогдашней греческой Церкви. Унификацией церковных книг и обрядов восточноевропейского христианства они преследовали цель сплотить православные народы и содействовать возрождению освободительных идей в славянских землях. Это давало возможность Москве и её боярской элите возглавить борьбу с Османской империей для достижения далеко идущей цели — возрождения под скипетром православного московского царя Византийской империи. Автор указывает, что инициаторы реформы руководствовались в первую очередь политическими соображениями и преследовали главным образом политические цели. Именно такой подход в конце концов привёл Церковь к расколу. «Как уродовала и старообрядцев, и государство, и государственную Церковь, и её каноны эта безумная сама по себе и безумно вторгшаяся в Церковь политика!» — восклицает А. В. Крамер, который в очерке-исследовании со всей очевидностью доказывает, что цель реформы была прежде всего политической. В книге детально описывается время начала реформ. Автор рассказывает о путешествии русских клириков на грекоязычный Восток и об их негативных впечатлениях о греческой Церкви. В 1654 г. на Афон и в Палестину для приобретения старых греческих книг был послан учёный монах Арсений Суханов. Инок дал резко отрицательный отзыв о современном ему греческом православии, призвав не следовать советам греков в делах церковной реформы. Однако в силу политических соображений к его мнению никто не прислушался. Много внимания в своём труде автор уделяет личности непосредственного организатора церковной реформы — патриарха Никона, который описан максимально всесторонне. Патриарх Никон не был инициатором и убеждённым сторонником реформы, о чём он сам неоднократно заявлял после своего отстранения от власти. Бывший сельский священник Никита, в монашестве Никон, к сожалению, не получив систематического образования, плохо представлял себе «книжную справу», не мог должным образом возглавить сложную текстологическую и исследовательскую работу и уж тем более не смог предвидеть и трагических последствий предпринятых им реформ. Но будучи хорошим администратором, твёрдым в принятии решений, выполняя заказ царя, он торопил реформаторов, а возражающих преследовал. Для этого у него также были и личные причины, ввиду близко ожидаемого воссоединения с Киевской митрополией, уже давно принявшей новогреческие обряды. Подробно рассказывая о том, как происходили исправления книг и обрядов, автор объясняет и различия старых и новых богослужебных обрядов. На страницах монографии мы можем найти рассказ о том, в какой драматической обстановке были наложены проклятия на старые книги и обряды. Подробно рассказывается об изменениях, которые реформаторы внесли в богослужебные тексты. Автор в деталях описывает все события, повлёкшие за собой возникновение раскола, в том числе и созванные по этому вопросу Соборы в 1666–1667 гг. Отдельного внимания заслуживает описание всех трагических событий, связанных с историей жестокого подавления Соловецкого бунта. Подробно описываются трагические судьбы первых вождей старообрядчества: Аввакума, Фёдора и других. Обращение к личности и царствованию Петра I на первый взгляд может показаться слишком обширным отступлением от основной темы, заявленной в книге, но автор уверен, что Пётр не царствовал бы, если бы не Никоновы реформы и раскол. Таким образом, собственно царствование Петра I и есть, по мнению автора, одно из главных последствий раскола. А. В. Крамер затрагивает также и тему вероучительных разделений в раннем старообрядчестве. Анализируя политику реформаторов, он старается описать общий характер реформ Никона, а также затрагивает тему старообрядческой книжности. Автор не боится ставить трудные вопросы и пытается дать на них честные ответы. Анализируя историю раскола, он пытается найти исторические параллели с этим событием в истории России. В завершение монографии он рассматривает изменение перстосложения в России как своего рода знак смены эпох. Книга снабжена иллюстрациями. ОГЛАВЛЕНИЕ Г. М. Прохоров. Об исследовании А. В. Крамера о расколе Русской Церкви и его последствиях. Я. Ю. Бубнов. Церковная реформа и раскол Русской Церкви. От автора. К 5-му изданию. Патриаршество Иосифа. Греческие иерархи — учители и милостынесбиратели. Царь Алексей Михайлович и его внешнеполитическая программа. Начало реформы. Путешествия русских клириков на грекоязычный Восток и их впечатления о греческой Церкви. Патриарх Никон. Начало «исправления» книг и обрядов. Различия старых и новых богослужебных обрядов. Проклятия на старые книги и обряды. Изменения в богослужебных текстах. Возникновение раскола. Собор 1666 г. Собор 1666–1667 гг. Соловецкий «бунт». Судьбы первых вождей старообрядчества. Император Пётр I. Вероучительные разделения в раннем старообрядчестве. Общий характер «Никоновых» реформ. Старообрядческие книги и старообрядческая книжность. Исторические параллели. Последствия реформ. Трудный вопрос и ответ на него. Заключение. Изменение перстосложения в России как знак смены эпох. Указатель имён. Список цитированной литературы. Составитель обзора: М. В. Стручков
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 392 |