|
||||||||||||||
Очерки по истории Русской Православной Церкви XX века. Церковь в гонении. Церковь в пленении. М.: Практика, 2021. 528 с.Очерки по истории Русской Православной Церкви XX века. Церковь в гонении. Церковь в пленении. М.: Практика, 2021. 528 с. За последние тридцать лет история Русской Православной Церкви проделала путь от своеобразного terra incognita до одного из самых серьёзно изученных исторических направлений. Предлагаемая читателям книга «Очерки по истории Русской Православной Церкви XX века. Церковь в гонении. Церковь в пленении» представляет собой отредактированный для печати курс лекций, который его автор, протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, читал на протяжении более чем тридцати лет. Автор стоял у самых истоков новейшей истории Русской Православной Церкви. «Очерки» особенно ценны тем, что это не столько учебник или учебное пособие, сколько «живой» курс лекций, читавшийся в семинарской аудитории, а потому и развивавшийся вместе с русской церковно-исторической наукой последних десятилетий. А их автор, кандидат философских наук, смог вдумчиво и глубоко проникнуть в настоящее и прошлое и донести свою мысль до читателя, дал новое, более глубокое осмысление исторических событий, составляющих историю Русской Церкви в ХХ веке, что не может не вызвать интерес у вдумчивого читателя, глубокого интересующегося отечественной историей. Курс лекций разделён автором на две части, охватывающие два следующих друг за другом периода в истории Русской Православной Церкви XX века: с 1917 по 1927 годы и с 1927 по 1958 годы. Такое деление связано с убеждением автора в том, что именно события 1927 года стали причиной глубокой качественной перемены в истории Русской Церкви, которая последовательно проявляла себя и дальше во всех сторонах церковной жизни. Первая часть книги «Церковь в гонении» начинается с описания взаимоотношений Церкви с временным правительством в период между Февральской революцией и октябрём 1917 года. Это время глубочайшего кризиса и развала русской церковной и государственной жизни. Однако именно тогда случилось церковное возрождение, начавшееся в контексте Поместного Собора 1917–1918 годов в Москве. Автор подробно рассказывает о Соборе, на котором впервые в истории Русской Православной Церкви принципы соборного управления были реально положены в основу развития всех основных сторон церковной жизни и выдвинулись представители церковной иерархии, готовые осуществлять свою деятельность на их основе. Одним из таких иерархов стал будущий патриарх свт. Тихон (Беллавин). Автор подробно рассказывает о жизни и трудах святителя до его вступления на патриарший престол. Во время проведения Поместного Собора даже среди церковных иерархов наметилась тенденция к отказу от многовековой традиции государственного сервилизма, парализовавшей церковную жизнь в самых разнообразных исторических обстоятельствах, в которых оказывалась Православная Церковь со времён Византии. Достаточно места в книге отведено описанию взаимоотношений Церкви и большевистского режима с его антирелигиозной политикой на рубеже 1917–1918 годов. Также подробно освещается нелёгкая жизнь Русской Православной Церкви в условиях Гражданской войны 1918–1922 годов. К сожалению, эпоха новых гонений на Церковь со стороны большевистского государства в 1918–1927 годы сделала невозможным реализацию в полной мере судьбоносных определений Поместного Собора. Автор, подробно описывая деятельность свт. Тихона в непростых условиях антирелигиозной кампании по изъятию церковных ценностей и его борьбу с обновленческим расколом в 1922–1923 годах, повествует также и о жизни и трудах его сподвижников: священноисповеднике митрополите Ярославском Агафангеле (Преображенском), а также о священномученике Местоблюстителе Патриаршего Престола митрополите Крутицком Петре (Полянском) до его заключения в узы в 1925 году. Завершается повествование о свт. Тихоне описанием последних лет его жизни (1923–1925 годы). К этому времени, по мнению автора, среди представителей русской церковной иерархии постепенно сформировались две различные тенденции понимания перспектив церковной жизни в Советской России вообще и развития церковно-государственных отношений в особенности, которые нашли своё первоначальное выражение в Послании соловецких епископов 1926 года и Декларации митрополита Сергия (Страгородского), которую заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополит Нижегородский опубликовал в 1927 году. Прот. Георгий описывает жизнь и труды митрополита Сергия (Страгородского) до его вступления в должность заместителя местоблюстителя. Установление в Русской Православной Церкви единоличного правления заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) автор книги рассматривает как веху окончательного отказа поддерживавших митрополита Сергия представителей епископской иерархии от принципов церковного устройства, которые были провозглашены на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Дальнейшее положение Русской Православной Церкви в 1927–1932 годах автор подробно рассматривает в контексте деятельности заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и его борьбы с церковной оппозицией. В условиях беспрецедентных в русской истории антицерковных репрессий митрополит Сергий (Страгородский) шёл на любые компромиссы с представителями богоборческих властей, пытаясь сохранить систему высшего церковного управления, пусть даже ценой отторжения от церковной жизни всех несогласных с его политикой представителей духовенства. Ситуация, сложившаяся на тот момент в Русской Церкви, определяется автором как победа в высшем церковном руководстве «обновленчества без обновленцев». Именно таким способом антицерковные гонения в 1930-х годах привели к практически полному уничтожению внутри русского духовенства представителей «непоминающих» и сделали возможными расправы по политическим мотивам над русским православным духовенством не только карательными органами государства, но и постановлениями высшей церковной власти. При этом значительная и наиболее влиятельная часть новомучеников из числа епископата, в том числе и все три архиерея, упомянутых патриархом Тихоном в качестве кандидатов на место патриаршего местоблюстителя, отвергли политику митрополита Сергия по существу и тем самым явили своей мученической кровью образ Православной Церкви в СССР как Церкви не только пленённой, но и свободной и отнюдь не исключительно «сергианской». В контексте этих событий в книге подробно описывается деятельность митрополита Иосифа (Петровых) и священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) в этот тяжёлый для Русской церкви период. На страницах книги нашло отражение сложное и противоречивое положение Русской Православной Церкви в начале Второй мировой войны. Широко затрагивая тему взаимоотношений Церкви и советских военнопленных в годы войны, автор повествует о Русской Православной Церкви на оккупированной территории. О жизни Церкви на территории СССР, не подвергавшейся немецко-фашистской оккупации в 1941–1943 годах, автор рассказывает отдельно, но при этом убедительно доказывает, что являвшаяся одинаково построенной на компромиссах с действующей властью политика митрополита Сергия (Страгородского) в Москве и политика митрополита Сергия (Воскресенского) на оккупированной территории позволила последнему достичь значительно больших успехов в возрождении церковной жизни в годы войны. Также на страницах книги подробно описано эпохальное для Русской Церкви событие — Архиерейский Собор 1943 года. Рассматривая историю взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства после 1943 года, автор останавливает свой взор на Поместном Соборе 1945 года, заостряя внимание на личности патриарха Алексия I, рассматривает его жизнь и труды как до вступления на патриарший престол, так и в 1945–1948 годах. Вслед за пятилетним периодом политического и пропагандистского использования Церкви Сталиным наступил такой же пятилетний, названный автором «позднесталинский» период церковных гонений 1948–1953 годов, на основании чего автор делает вывод о присущей коммунистической идеологии и коммунистической системе ненависти в целом к христианству. В книге также говорится о «церковной оттепели» 1954–1957 годов. Вторая часть книги заканчивается описанием положения церкви накануне хрущёвских гонений в 1957–1958 годах. Особого внимания заслуживает лаконичный и содержательный очерк истории Православной Церкви в русском зарубежье в 1920–1950-х годах, помещённый в первой части книги «Церковь в гонении». Повествуется о Соборе 1921 года в городе Сремски Карловцы, а также о роли митрополита Евлогия (Георгиевсого) в жизни Зарубежной Церкви в 1926–1927 годах. Автор подробно говорит об образовании Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата и вообще о церковной жизни русского зарубежья до 40-х годов ХХ столетия. Подводя итог, следует отметить, что в книге много личных оценок автора. Некоторые из этих оценок кажутся порой слишком категоричными, побуждают вступить с автором в полемику. Сам автор отличается эмоциональным, полемически заострённым, иногда публицистически резким стилем подачи материала. Именно такой стиль, рассчитанный на «слушание», объясняет и многочисленные пространные цитаты из документов, которые большинство студентов не будет читать за стенами аудитории, а также «облегчённый» справочный аппарат, ограниченный лишь ссылками на источники цитат. Личностный подход автора как историка и философа оправдывает и его оценочно-осмысленный подход к изучаемой им дисциплине, а полемический стиль изложения не может оставить читателя равнодушным, призывая его к размышлению над авторскими характеристиками и выводами. Ведь куда интереснее и познавательнее читать книгу, в которой авторское начало выражено максимально личностно. Тогда и оценки приобретают иной вес и качество, вызывая мысли и интерес, заставляя задуматься над тем, что хорошо изучено, но ещё так мало осмыслено, — перипетиями истории Русской Православной Церкви в XX веке.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 632 |