Фундамент освоения этих пространств в русской прозе заложен романами Вячеслава Шишкова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, а также удивительным поэтом Павлом Васильевым, погибшим в 1938 году от НКВД. Однако своего Ермака русской литературе еще предстоит дождаться.
В 1916 году Константин Бальмонт побывал в Новониколаевске, где дал платный поэтический концерт, собравший великое множество новониколаевцев. Предпоследняя прижизненная книга поэта «Голубая подкова» была закончена во Франции и опубликована в Америке в 1935 году. В ее основу легли впечатления от транссибирского путешествия 1916 года в Японию и обратно.
Марина Цветаева напротив — в Сибири вовсе не бывала и свою историческую поэму «Сибирь» писала в Париже. Опубликованный в 1931 году как отдельное произведение, текст, по всей видимости, написан как глава большой «Поэмы о Царской Семье», до сих пор не найденной. Историческая панорама, которую в этой интермедии охватывает взгляд поэта, оказывается фрагментарной проекцией четырех веков российской истории.
Неудивительно, что пять страниц поэтического оригинала требуют впятеро большего комментария. Его составила новосибирский доктор филологических наук Светлана Корниенко.
Обилие научных примечаний — еще одна особенность книги. Со стороны Бальмонта их выполнил куратор издательских проектов «Открытой кафедры» Максим Праско.
Книга великолепно издана, это касается и бумаги, и печати, и редкого квадратного формата. Помимо всего прочего, как уже было отмечено, это издание — клепсидра, иными словами у него две лицевые обложки: одна для Бальмонта, другая для Цветаевой.
Иллюстрации создали новосибирские художники Вячеслав Чимитов и Виталия Ямная. Впрочем, их трудно назвать иллюстраторами, ибо созданное ими красочное сопровождение следует не столько букве, сколько духу текста.
В приложении представлено открытое письмо Константина Бальмонта в редакцию газеты «Алтайское дело», опубликованное 19 марта 1916 года, в котором поэт после нескольких вдохновенных пассажей о земле и людях Сибири выражает горькое изумление предписанием директрисы Новониколаевской женской гимназии, не допустившей своих воспитанниц на выступления поэта.
В итоге получился превосходный подарочный альбом, убедительно сочетающий в себе поэтическую, научную и художественную составляющие.
Александр Чех
Иллюстрации Виталии Ямной