|
||||||||||||||
О маленьких для больших — рассказы вековой давности«О маленьких — для больших» — книга Аркадия Аверченко, вышедшая в Петрограде в 1916 году. Аверченко был к тому времени признанным «королём смеха» — главным редактором «Нового Сатирикона», автором нескольких сборников рассказов, любимцем той части читающей публики, что имела здоровое и, по правде говоря, непритязательное чувство юмора. А разве может юморист не затронуть детскую тему? Один из рассказов вышеназванной книги так и озаглавлен — «О детях (Материалы для психологии)». «У детей, — не слишком оригинально утверждает здесь Аверченко, — всегда бывает странный, часто недоступный пониманию взрослых уклон мыслей. Мысли их идут по какому-то своему пути; от образов, которые складываются в их мозгу, веет прекрасной дикой свежестью».
Что говорить, не глубокомысленные умозаключения сильная сторона творчества Аверченко. Зато он отлично подмечает и описывает этот детский «уклон мыслей» — склад речи, поведение, и общее у всех детей, и особенное, какого-нибудь одного ребёнка. В рассказах о детях, именно в тех, которые «для больших», проявляется душевная тонкость, зачастую несвойственная другим произведениям смехача Аверченко. Он даже касается материй, трудно определяемых словами.
Такая вот сценка:
Есть у Аверченко рассказы, сюжеты которых могли бы послужить сентиментальным писателям для сочинения кисло-сладкой журнальной стряпни как раз в духе того времени. «Нянька», например: вор забрался на дачу, где осталась без присмотра крохотная доверчивая девочка, и вот она предлагает ему играть в разбойников… Или «Зайчик на стене»: девочка, спасаясь от пьяного отца, оказывается на тёмной лестнице, на пороге чужой комнаты, но здешний хозяин тоже человек потерянный…
Однако Аверченко всё устраивает так, чтобы читателю было и смешно, и грустно сразу. Критики неоднократно и справедливо указывали на «американизм» юмора Аверченко. Нетрудно заметить, что Марк Твен и О.Генри — родственные ему авторы. Вместе с тем Аверченко так крепко связан с российской жизнью, так много и не понаслышке, будучи выходцем из небогатого купечества, знает о провинциальной и столичной повседневности, о мелочах быта, нравах обывателей и их характерных словечках, что сегодня мы читаем его рассказы ещё и как свидетельства ушедшей эпохи.
Детям разного школьного возраста здесь, конечно, тоже есть что почитать. Хотя бы весёлые истории о гимназистах: «Серёжкин рубль», «Преступление Голубого Шакала», «Индейская хитрость». Сборник Аркадия Аверченко, выпущенный для детского (подросткового) чтения в 1915 году, назывался «Шалуны и ротозеи». В 1992 году в издательстве «Детская литература» вышла толково составленная и интересно оформленная книга «Молодняк», в которую включены рассказы из разных циклов. Книга Издательского Дома Мещерякова всё-таки больше имеет в виду читателя взрослого.
Сам Аверченко в показательном «Рассказе для "Лягушонка”» говорит от лица писателя, попытавшегося работать в детском журнале: «Мне случалось встречать восьмилетних детей, которые при угрозе отдать их бабе-Яге моментально затихали, замирая от ужаса, и я знавал тринадцатилетних детишек, которые пользовались всяким случаем, чтобы стянуть из буфета бутылку водки…»; так что писать «для среднего типа ребёнка» от восьми до тринадцати лет — задача неразумная и невыполнимая.
Однако среди читающих детей означенного возраста немало таких, кому приходятся впору и юмор, и лирические настроения Аркадия Аверченко.
Светлана МалаяБиблиография:
Образование и Православие / Библиогид |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1570 |