Опубликовано 21.10.2015 в рубрике  Книжное обозрение
 

Между Церковью и Львом - повесть "Отец Сергий"


Евгения Новосельцева представляет не самое известное произведения Льва Толстого о разрушительной силе стремления к совершенству.
 
Между Церковью и Львом - повесть  "Отец Сергий"Повесть Льва Толстого «Отец Сергий» стала для меня большим открытием и много лет является одной из любимых книг. Меня поразило, насколько писатель был тонким знатоком души человеческой и духовных законов, по которым она развивается. Это особенно удивляет в свете всем известного противоборства классика Евангелию и Церкви. Тем не менее, он говорит о вещах, о которых писали святые отцы.

Христианам хорошо известно, что все страсти имеют корнем гордыню. Но уже давно было замечена особая связь гордости и блудных грехов. В этом смысле, наверное, можно прочитать фразу из книги Притчей Соломоновых: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Потом эту мысль в своих трудах повторяет великий аскет древности преподобный Иоанн Лествичник и многие другие отцы.

Вот, например, что писали об этом оптинские старцы: «Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу», (прп.Анатолий Зерцалов), «Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою» (прп.Макарий); «После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения» (прп. Амвросий).

Интересно, откуда это было известно Льву Толстому, герой повести которого боролся с сомнениями (гордость ума) и похотью? Вряд ли писатель глубоко знакомился со святоотеческим преданием. Думается мне, что он знал эту взаимосвязь из личного опыта. В принципе, существование его внебрачных связей – известный факт.

Отец Сергий, в миру – Степан Касатский, наполняет свою жизнь стремлением к совершенству. Но, пожалуй, к довольно-таки абстрактному идеалу (во многом это объяснимо тем, что у самого Толстого не было этого образца, поэтому и его движение не имело конкретной цели). Скорее всего, толстовский монах сам не понимает, куда идет. Не ко Христу, а просто к самовершенствованию.

Духовная жизнь героя сосредоточена не на Боге, а на себе. В этом его гордость, и эгоизм, замкнутость на самом себе. Интересно, что этимология слова «гордость» связана с такими словами, как город, городить, огород, то есть гордый человек сам возводит вокруг себя стены, перегородки, отделяющие его от людей.

Герой был до монастыря горделивым, в мирской жизни его наполняло желание возвыситься над другими, и в ангельском чине Касатский не изменился. Тщеславие неразрывно связано с гордыней как брат с сестрой. Страшны их силы, которые могут перевернуть все верх ногами:

«Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет спицами кверху» (прп.Иоанн Лествичник).

Тем не менее, в монастырь его привела не только гордыня, но и искренняя детская вера. Кажется, что слишком легко все ему удавалось на первых порах в монастыре. Создается ощущение, что упивался своим «смирением». И поражает тот факт, что в определенный момент, он почувствовал, что всего достиг и всему научился. Но ведь «Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик, и до самого гроба ученик» (Н.В.Гоголь).

Где-то прочитала мысль, что покаяние – это шнур, натянутый между двух столбов: плачем о своих грехах и надеждой на милость Божью. Иначе покаяние становится Иудиным, будет приносить мрак, а не утешение. У Касатского часто было подобное раскаяние: он называл себя гадиной, не мог принять себя таким, какой он есть (а это тоже дело смирения), ругал себя за желание стать святым. Что же плохого в подобном стремлении?..

При этом интересно, что для других отец Сергий мог выпросить у Бога все, что угодно, он стал чудотворцем. А у самого не получалось избавиться от своего маловерия и блудной страсти. «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8) и даже через Своего немощного служителя Господь действовал и преображал мир, отец Сергий был в данном случае лишь орудием.

Поражает, как отец Сергий смирился после своего падения. Конечно, его первые мысли были отчаянные, маловерные. Но он нашел в себе силы идти дальше. Герой перестал думать о себе, что он «нечто немаловажное» (свт.Феофан Затворник). «И понемногу Бог стал проявляться в нем».

После прочтения повести для меня стало очевидным: если человек искренне ищет Бога, даже при ошибках и падениях Господь Сам выходит навстречу этому человеку. Как известно, Он и намерения целует и благословляет даже наши невоплощенные добрые желания. Бог покрывает немощи и ошибки и находит способы, которые привели бы человека к смирению и покаянию.

Повесть ярко показывает, что такое посещение Божие всегда радостно, герой вслед за псалмопевцем Давидом словно восклицает: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс.118:71). И такой «радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22–23). И я считаю, что хотя и «Отец Сергий» – произведение о грехопадении, но в первую очередь о милости Божией.

«Я думаю, что самое важное во всем этом деле <…> жизни христианской, это то, чтобы все шло в порядке дружбы с Богом и радости, радости о том, что мы Им любимы и что мы можем Ему ответить любовью и эту любовь даже малюсеньким чем доказать. Это колоссальной важности вещь, потому что так часто говорят людям: живи по заповедям: вот тебе десять заповедей тут, все Евангелие – указание на то, чего не надо делать, так ты проверяй и кайся, кайся, кайся… И в результате христианская жизнь превращается в сплошной ад. До того жить можно было, а теперь уж никак жить нельзя, потому что как я вздохну – все не то…» (митрополит Антоний Сурожский).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 3693


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930