Опубликовано 13.12.2016 в рубрике  Азбука Православия
 

Может ли православный христианин работать в праздничные и воскресные дни?


К сожалению, нередко в православной среде приходится слышать мнения о том, что верующие люди не должны работать в воскресные и праздничные дни. Т.е., если вы будете проводить время в праздности или, более того, грешить разного рода усладами (празднословить, смотреть телевизор, бродить по интернету, чревоугодничать и т.д. или просто ничего не делать), вас за это никто не осудит. Но только попробуйте сказать, что вы работали (пусть даже и после посещения богослужения) в воскресный и праздничный день, и вы узнаете, кто вы есть на самом деле!
 
На мой взгляд, подобные мнения о якобы существующем запрете на работу в воскресные и праздничные дни уходят своими корнями в язычество и обрядоверие, т.е. туда, куда православный человек даже и носа не должен показывать. Тем более, что на самом деле в Церкви нет, да и в принципе не может быть, подобных запретов.

Когда Церковь запрещает работать, а когда нет?

Может ли православный христианин работать в праздничные и воскресные дни?В церковном Предании есть только один запрет на работу в воскресенье, но даже и он не носит абсолютного характера. 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора говорит по этому поводу следующее: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу приздновати, но делати (т.е. работать, – прим.автора) им в сей день: а в день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа».

Все толкователи соборных постановлений единодушны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению. Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом: «…предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут! Как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Нет в Церкви также запретов на работу в какой-либо другой день. Мы чтим традиции православных праздников, когда люди принимают участие в праздничных богослужениях, а затем собираются дома (или в специально предназначенных для этого помещениях возле храма) за праздничным столом, ходят в гости друг к другу и т.д. Но было бы серьезной ошибкой приписывать этой традиции некое чуть ли не ритуальное значение, тем самым превращая ее в магический ритуал, запрещающий какую бы то ни было работу.

Если бы мы так поступили, то, в первую очередь, нас бы не поняли наши предшественники – первые христиане. Ибо с самых первых дней возникновения христианской Церкви «праздничное времяпрепровождение будоражило совесть христианина… И поэтому, если для евреев в субботу воспрещалась всякая работа, то христианское воскресение первоначально не подразумевало обязательный отдых» (1).

Не знаю, хорошо это или плохо, но наша жизнь устроена так, что даже в самые светлые праздничные и воскресные дни миллионы людей вынуждены идти на работу. И мы, т.е. те, кто отмечает воскресенье и праздники в Церкви, что называется, без зазрения совести пользуемся результатами их труда. Только представьте себе, что случится, если свои рабочие места в воскресенье и праздники покинут водители трамваев и маршруток, летчики и машинисты, если уйдут военные с боевого дежурства или врачи скорой помощи не захотят совершать экстренные выезды, а хирурги не будут проводить в эти дни срочные операции? Что произойдет, если в эти дни остановятся заводы, фабрики, доменные печи, пекарни, теплоэлектростанции и другие предприятия, обеспечивающие нам комфортную жизнь, в том числе и в праздничные дни? Все мы останемся без тепла, еды и т.д.!

Не будем уподобляться иудеям, или несколько слов о четвертой заповеди Десятисловия

Кстати, вы заметили, что приведенное выше каноническое правило запрещает бездельничать в субботу и тем самым уподобляться иудеям? А ведь многие православные христиане до сих пор уверены в том, что запрет, данный иудеям, распространяется и на христиан, и поэтому они экстраполируют его (т.е. заповедь о почитании субботнего дня и соответственно запрет на работу в субботу) на воскресные и праздничные дни, а нередко и будни церковного года.

И действительно, при поверхностном осмыслении этого ветхозаветного запрета проблема кажется простой и понятной: Бог сказал «Не работай!», значит работать (т.е. осуществлять хозяйственную деятельность) нельзя. Будешь работать – будешь наказан. Вот так страх наказания приводит некоторых христиан в недоумение: а как же быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев, поездов и самолетов, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и полицейские охраняющие мирную жизнь, и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но, как это было сказано выше, мы все же пользуемся плодами их труда. Разве это не лицемерие с нашей стороны? Получается, что мы сваливаем с себя вину на плечи других людей? Да и разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели с пользой для близких и для себя потрудиться?

Так, не умея, а часто просто не желая найти ответы на эти вопросы, мы нередко доводим ситуацию до абсурда, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд по благо – грехом. Более того, таким образом мы фактически превращаем христианство в язычество, в некую «белую магию православного обряда», в религиозную систему, где жизнь по заповедям Евангелия уходит на второй план, уступая место обрядоверию и уставщичеству. Именно оттуда «растут ноги» у многочисленных запретов на работу в те или иные дни церковного календаря, распространенные в околоцерковной среде.

Увы, но часто в своем увлечении ритуалистикой мы совершенно забываем о том, что четвертая заповедь была дана народу, который практически полностью забыл о Боге. Подумайте только: когда Моисей взошел на гору Синай, народ Израиля, оставшись без духовного руководства, тут же, не выдержав и 40 дней, уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых нам, христианам, сегодня можно только мечтать. Вот почему в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильского народа четвертая заповедь была нужна и более чем уместна. Ибо без нее евреи через одно-два поколения могли бы и вовсе забыть о том, к чему их готовил Господь. В этом смысле целесообразными являлись и суровые наказания за нарушение этой, да и других заповедей Десятисловия. По-другому просто и быть не могло: очень часто именно страх наказания и являлся тем «тормозом», который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере. Точно так же нередко страх наказания удерживает, например, и наших детей от непослушания родителям и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты. Они еще не могут совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон (предусматривающий и наказание за его нарушение) учит их различать, что такое грех, а что добродетель. Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24 )!

Но все это касается исключительно ветхого, еще не окрепшего душой человека. У христиан все по-другому. И, кстати, уже в Книге пророка Иеремии речь идет о том, что Господь постепенно подготавливал людей к принятию нового откровения, превосходящего ветхозаветный юридизм: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял из за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…(Иер. 31:31-34).

И сегодня мы видим, что согласно этому Новому Завету, мы – христиане – уже вошли в вечную субботу, которая для нас есть Христос. Теперь Бог всегда с нами! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Именно поэтому в Новом Завете и идет речь о том, что «Никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6). В том числе, в Новом Завете есть слова, которые кардинально меняют вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно и в субботы делать добро» (Мф. 12:12).

Странно, но нередко современные христиане ведут себя так, как будто они забыли о том, что теперь Бог всегда с нами. А ведь мы должны ходить в Церковь и жить церковной жизнью не потому, что Господь нас к этому обязал, а в силу острой необходимости жить с Богом, быть в Его Теле, жить Его жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение», совершаемое перед очами Божиими. Богослужение, включающее в себя не только посещение храма и частую молитву (которая, по заповеди апостола, вообще должна быть непрестанной), но и труд на благо своих близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Любой труд на благо уже есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен перед Творцом. Собственно, поэтому святые отцы всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д.. Забота о ближних (и не только родных) вообще должна стать насущной потребностью для каждого христианина. Вот почему все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не делают греха, но и творят угодное Богу!

Никогда в Церкви не запрещался необходимый и полезный труд, пусть бы даже он совершался и в праздники, и в воскресные дни. Так, например, святитель Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь по воскресеньям, отмечает: «Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого» (2).

Конечно, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные постановления стали причиной (т.е. звучали как отговорка) для непосещения богослужений. Но, все же, они четко указывают на то, что созидательный труд есть благо! Указывают на то, что человек, а тем более христианин, должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий нас мир: свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну наконец. Увы, но глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, т.е. на окружающую нас среду, состояние которой целиком зависит от нас самих, становится неприятно от мысли, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну и т .д.. В связи с этим нельзя не вспомнить слова апостола Иоанна о том, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа, Новый Закон – закон любви – должен быть начертан в наших сердцах, ибо «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). И разве этот закон может оправдать лень и безделие?

Ссылки:

1. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан 95-197 г.г. Москва. «Молодая гвардия». 2003 г., с.225, 232.
2. Добротолюбие. Т.5
Автор:  Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2334


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930